МААМ-картинки

Образовательная ситуация с дошкольниками «Овощи»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Овощи»

Образовательная область : «Познание»

Возрастная группа: Средняя группа (4-5 лет)

Тема: «Овощи»

Основные цели: Расширить знания детей об овощах. Познакомить с новыми овощами.

Дидактические материалы: Карточки с загадками о овощах. Книги про овощи, мини энциклопедии. Стихи про овощи. Чтение рассказов и сказок об овощах.

Оборудование: Интерактивная доска. Макет огорода и корзины для овощей. Муляжи овощей.

Публикация «Образовательная ситуация с дошкольниками „Овощи“» размещена в разделах

Краткая аннотация к работе: Данное занятие является логическим завершением тематической недели «Овощи», где дети могут не только показать свои знания по данной теме, но и открыть для себя что-то новое. В данной методической разработке показана возможность использования системно-деятельностного подхода в обучении дошкольников данной темы.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Ребята, а вы, когда приезжаете на дачу, чем занимаетесь? (отдыхаем, помогаем и т. д.)

- Есть на вашей даче сад или огород? (есть и сад, и огород).

- Какие овощи растут у вас на огороде? (картошка, капуста).

- Как вы помогаете родителям на огороде? (поливаем, сажаем и т. д.)

После всех ответов детей воспитатель говорит детям:

- Многие из вас знают, какие овощи растут на огороде и помогают родителям их выращивать. А вот Маша из мультфильма «Маша и Медведь» захотела помочь Мишке собрать урожай, но у нее ничего не получилось.

Как вы думаете, почему у Маши не получилось собрать урожай? (Она не знает, какие плоды относятся к овощам, не знает, что такое овощи.

-Поможем Маше собрать урожай?

- Сможете? (сможем).

После всех ответов детей воспитатель говорит детям:

-Ну что ж, тогда отправляемся к Маше на помощь.

2. Актуализация

Дидактические задачи: актуализировать знания детей об овощах, уточнить представления о признаках и свойствах овощей, умение находить эти признаки самостоятельно.

Воспитатель обращает внимание на стол, на котором стоит макет огорода и корзины для овощей.

А вот и огород. Сколько всего овощей выросло на нем!

-Посмотрите, все ли, то – что выросло на огороде – овощи? (на макете огорода находится и укроп, и петрушка и т. д.)

- И правда Маше одной не справиться с работой. Нам необходимо собрать урожай овощей и сложить их в корзины.

-Но не просто собрать овощи, а отгадать загадку, найти овощ на огороде и объяснить Маше, почему вы сорвали именно этот овощ.

-Первая загадка:

На кустах тепличных красные плоды,

Толстые, пузатые, узнаешь их ты?

Как большие ягоды на веточках висят

С нетерпеньем просятся в овощной салат.

(Помидоры).

-Почему вы решили, что это помидор? (потому, что он круглый и красный).

-А чем полезен помидор?

Положили помидор в корзину.

-Следующая загадка:

Любопытный красный нос, по макушку в землю врос.

Лишь торчат на грядке зеленые пятки. (морковь)

-Почему вы решили, что это морковь? (потому, что она растет в земле).

-А почему можно морковку есть сырую? (вкусная).

Положили морковь в корзину.

- Слушайте дальше:

Я кругла и крепка,

Темно-красные бока,

Я гожусь на обед –

И в борщи, и в винегрет.

(Свекла)

-Почему вы думаете, что это свекла? (из нее готовят винегрет).

-Что можно сварить из свеклы?

Положили свеклу в корзину.

-Еще одна загадка.

Летом – в огороде, свежие, зеленые.

А зимою – в бочке, крепкие, соленые. (Огурцы).

-Почему вы решили, что это огурец? (потому что огурец зеленый, длинный, его можно кушать в сыром виде, а можно засолить).

Положили огурец в корзину.

-Слушайте дальше:

Угадать совсем нетрудно,

Всякий догадается!

Лист упругий, изумрудный

В кочан завивается.

(Капуста)

- Как вы догадались, что это капуста? (потому что капуста в кочан завивается).

-А что можно приготовить из капусты? (щи, салат)

Положили капусту в корзину.

-Следующая загадка:

Выкопали из земли, жарили, варили. И тушили, и пекли. Ели да хвалили. (Картошка).

-Почему вы решили, что это картошка?

-А какая картошка бывает?

Положили и картошку в корзину.

-Отгадайте еще:

Я не горох, хотя стручки имею.

Суп из меня нежнее и вкуснее.

Две ноты — вот мое название.

Подумай, приложи старание.

(Фасоль)

-Догадались что это? (не знаем).

-А вот эту может сможете отгадать?

В длинном домике зеленом

Много кругленьких ребят,

Меж собой они знакомы

И все рядышком сидят. (Горох)

-А это что? (тоже не знаем).

- Еще одну загадку попробуйте отгадать:

Угадай, что за капуста, –

Вся в цветочках, густо-густо,

Несколько голов кудрявых,

В белых шубках кучерявых.

(Цветная капуста)

-Что же это? (не знаем)

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для названия незнакомых овощей; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

При отгадывании загадок про фасоль, горох и цветную капусту дети затрудняются с ответом.

- Смогли вы отгадать эти загадки? (Нет.)

- Почему не смогли? (Потому что мы не знаем, что это такое.)

4. «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи: сформировать представление детей об овощах; сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

- Что нужно сделать, если чего – то не знаешь, а хочешь узнать? (Надо спросить у того, кто знает, прочитать в книге, посмотреть в интернете).

-Так что нам необходимо узнать? (что такое фасоль, горох и цветная капуста).

Воспитатель помогает детям сформулировать вопрос, после чего дети его задают интернету.

-Что за овощи выросли на огороде у Маши? (этот вопрос воспитатель печатает).

На экране появляется картинка интерактивного овоща, который про себя ведет рассказ:

1.-Я фасоль, во мне много витаминов и питательных веществ.

2.- Небольшого размера, бываю зеленого, красного и белого цвета. Я очень полезна для здоровья зубов.

3.-Меня можно добавлять в суп и салат.

-Слушайте теперь рассказ про горох.

1.-Я горох. Я очень полезен для здорового сердца.

2.-Расту в стручке. Зеленого цвета.

4.-Из меня можно приготовить очень много вкусных блюд, и супы, и каши, и салат.

-А теперь давайте послушаем про цветную капусту:

1.-Я цветная капуста, в меня входит большое количество витаминов. которые так полезны для организма человека.

2 -Я круглая, большая, как будто кудрявая. Я очень хорошо успокаиваю нервную систему.

3.- Очень богата витаминами.

4.- Из меня можно варить суп и можно меня жарить в масле и муке.

-Где растут фасоль, горох, цветная капуста? (на огороде).

-Как назвать цветную капусту, фасоль и горох одним словом? (овощи).

-Ну вот мы и познакомили Машу с овощами, помогли собрать урожай.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

Дидактические задачи: создать мотивационную ситуацию для исследования признаков и свойств новых овощей; сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины

- Из каких овощей готовят борщ, гороховый суп, салат и т. д?

-Ребята, мы помогли Маше собрать овощи, давайте еще оставим Маше меню подсказки – какие овощи в какое блюдо кладут. Дети должны провести дорожку от нужных блюд, в котором этот овощ есть. После выполненного задания, объяснить. Почему он так сделал.

6. Осмысление

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха.

Воспитатель собирает детей около себя.

- Где мы с вами сегодня побывали?

- Чем помогли Маше?

-Что нового узнали?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что если бы они не помогли Маше собрать овощи, то она не узнала, что такое овощи и не смогла бы их правильно использовать.

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др.) : Тема занятия «Овощи» входит в образовательную программу дошкольного образования. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Науч. рук. Л. Г. Петерсон/ под общей редакцией Л. Г. Петерсон, И. А. Лыковой. – М. : Издательский дом «Цветной мир», 2016.

Публикации по теме:

Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Дождик» в первой младшей группе (фотоотчет) Задачи: формировать представления о природном явлении: дождь; учить детей от целого куска пластилина отщипывать маленькие кусочки, прижать.

Образовательная ситуация «Грибы для белочки» во второй младшей группе (фотоотчет)Образовательная ситуация «Грибы для белочки» во второй младшей группе (фотоотчет) В группе появилась белка с бельчонком и пустой корзинкой! Вместе с детьми рассуждали: куда идет белочка? Зачем она взяла корзинку? Много.

Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа)Образовательная ситуация «Петрушка, покажи игрушку» (первая младшая группа) 1. Чтение песенки-потешки «Баю-бай». 2. Математическая игра «Что выбрал Петрушка?». Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением,.

Образовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группеОбразовательная ситуация «Петушок, золотой гребешок» в первой младшей группе Чтение потешки «Петушок и его семья». Рисование (наблюдение). Задачи: Познакомить детей с фольклорным произведением, в котором рассказывается.

Образовательная ситуация по конструированию во второй младшей группе «Наш город» Задачи: Вызвать интерес к созданию коллективной композиции «Город», сделанной из строительного материала. Показать детям возможность объединить.

Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка»Образовательная ситуация «У нас в гостях Мишка» Задачи: учить узнавать диких животных, называть их. Формировать представления детей о питании диких животных. Развивать зрительное восприятие,.

Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю»Образовательная ситуация «Уж как я свою коровушку люблю» Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Художественно – эстетическое развитие. Форма организации детей: фронтальная.

Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор»Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Образовательная ситуация во второй младшей группе «Наш друг светофор» Цель: обобщение знаний детей о правилах дорожного движения и светофоре.

Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда»Развивающая образовательная ситуация «Праздник весны и труда» Цели 1. Продолжать ознакомление детей с историческим прошлым нашей страны. 2. Познакомить с историей возникновения некоторых государственных.

Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности»Развивающая образовательная ситуация «Ребенок имеет права и обязанности» Цели: закрепить полученные ранее представления о правах ребенка; активизировать понятия «непосильный труд», «тяжелый физический труд». Вопросы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Овощи»
Опубликовано: 20 апреля 2021 в 18:21
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД