Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»

Образовательная область: познавательное развитие (формирование элементарных математических представлений)

Возрастная группа: 4-5 лет, средняя группа Тема: "Призма и пирамида" Основные цели: 1)сформировать представления о призме и пирамиде на основе их сравнения с цилиндром и конусом. Исследовать, из каких фигур состоят их поверхности;

2)сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя, закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;

3) тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление;

4)воспитывать интерес к математике. Дидактические материалы: Демонстрационный:

1) набор геометрических тел;

2)развивающий мультик «Учим объемные геометрические фигуры с паровозиком чух-чухом».

Раздаточный: 1)коробки разной конфигурации к заданию 2.1;

2)карточки с предметными картинками к заданию 2.1:

3)набор простых карандашей;

4)набор геометрических тел;

Оборудование: ноутбук, мультимедийная доска.

Краткая аннотация к работе: в рамках данной образовательной ситуации дети получают представление о призме и пирамиде, об их строении.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность. Воспитатель собирает детей около себя.

- Отмечаете ли вы дома праздники?

- Какие праздники вы отмечаете?

- С кем отмечаете праздники?

- Какой праздник самый любимый?

- Сколько раз в год вы отмечаете день рождение?

- Что вам дарят на день рождение?

- Даша отметила свое день рождение и ей принесли много подарков. Даше нужно распределить все подарки по коробкам. - Хотите помочь Даше?

- Сможете?

2. Актуализация.

2.1. Игра: «Угадай?» (начало)

Дидактические задачи:

1)актуализировать знания детей об изученных объемных телах; 1)тренировать внимание, логическое мышление, коммуникативные способности.

Дети подходят к столу, на котором находятся коробки разной формы (цилиндра, конуса, призмы и пирамиды). Предложены карточки с предметными картинками.

- Ребята, вам нужно подарки распределить по коробкам. Посмотрите внимательно, на какую объемную фигуру напоминают коробки и найти карточки с предметными картинками, похожие на них и сложить в коробку.

- Какие коробки вам знакомы?

- Что положили в коробку, похожую на цилиндр?

- Что положили в коробку, похожую на конус?

- Куда нужно распределить оставшееся подарки?

3. Затруднение в игровой ситуации.

3.1. Игра: «Угадай?» (продолжение).

Дидактические задачи:

1)создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о призме и пирамиде;

2)сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины;

3)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, развивать внимание, память, речь, воображение, логическое мышление, коммуникативные качества, мелкую моторику рук.

- Смогли вы все подарки распределить по коробкам?

- Почему не смогли?

4. Открытие нового знания (способа действия)

4.1. Игра «Угадай?» (продолжение).

Дидактические задачи: 1)сформировать представление о призме и пирамиде на основе сравнения с цилиндром и конусом;

2)сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; 2)тренировать мыслительные операции – анализ и сравнение и обобщение, развивать память речь, логическое мышление, творческие способности.

- Я вам предлагаю внимательно рассмотреть оставшееся пустые коробки.

- На что вам напоминает эта коробка? (на крышу дома, чайный пакетик и т. д.)

- Попробуйте найти картинки, похожие на эту коробку? – Что есть у этой коробки? (Вершина и основание). Дети находят предметы, похожие на эту коробку). - Найдите, теперь среди геометрических тел, похожую на коробку. - Какого цвета? – Покажите мне вершину этой фигуры, основание. - Ребята, эта фигура - называется пирамида. - Пирамида имеет ребра. - Попробуйте провести пальцем по бокам. – Проверьте, еще раз картинки, которые вы положили в эту коробку?

- Покажите коробку, которая осталась пустая?

- Какого она цвета? - Если у этой коробки вершина, основание? - Есть ли у нас среди геометрических тел, похожие на эту коробку? - Чем они похожи?

- Теперь, попробуйте найти картинки, похожие на эту фигуру? - Ребята, у этой фигуры два основания. - Фигура называется призма.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка.

5.1. Игра «Фотографы».

Дидактические задачи: закрепить умение соотносить плоские геометрические фигуры с пространственными телами, развивать воображение, мелкие мышцы рук.

- Ребята, вы молодцы! Вы, помогли Даше разместить подарки по коробкам. И Даша вас приглашает поиграть в игру «Фотографы». - Вам нужно положить на бумагу пирамиду и обвести вокруг. - Что получилось? (Квадрат)

- Такая пирамида называется квадратная.

- Теперь сфотографируйте призму.

- Что получилось?

- Такая призма называется треугольная.

- Я вам предлагаю разместить фотографии на выставку.

5.2. Игра: «Путешествие паровоза».

Дидактические задачи: 1)тренировать навыки самоконтроля, мыслительные операции – анализ и сравнение, развивать память, речь, логическое мышление.

Перед детьми набор геометрических тел.

- Любите играть в компьютерные игры. Даша тоже любит играть в компьютерные игры и хочет вместе с вами поиграть.

- Садитесь все удобно на стульчики. Посмотрите, Даша машинист. Она сейчас поедет по станциям и на каждой станции будет грузит в вагон какое-то геометрическое тело. Вам нужно угадать какое геометрическое тело погрузила Даша.

- Какое геометрическое тело погрузило Даша? (конус)

- Как узнали? (аналогично с другими геометрическими телами: пирамида, призма, цилиндр)

6. Осмысление. Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

- Кому вы сегодня помогли?

-С кем знакомились?

-Что вам понравилось больше всего?

Комментарии к сценарию (использованная литература, место данной темы в образовательной программе и др) Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (практический курс математики для дошкольников); Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Мир открытий» (программа, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (демонстрационный материал, Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка» (раздаточный материал).

Публикации по теме:

Образовательная ситуация с дошкольниками «Крямнямчики» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Крямнямчики» Основные.

«В мире книг». Образовательная ситуация с дошкольниками в технологии «ситуация» Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие. Познавательное развитие. Возрастная группа: старший дошкольный возраст (6-7.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Царство грибов» Образовательная область: «Познавательное развитие», «Речевое развитие». Возрастная группа: старшая (5-6). Тема: «Царство грибов» Основные.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Цветы» Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Возрастная группа: Старшая группа Тема: Цветы Основные цели: 1).сформировать.

Образовательная ситуация с Дошкольниками «Елочки» Образовательная область: художественно-эстетическая Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: «Елочки» Основная цель: формирование представлений.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Молочный завод» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: «Молочный завод» Основные цели: - расширять.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Огородники» Образовательная область: Познавательное развитие Возрастная группа: Средняя группа Тема: «Огородники» Основные цели: закрепить и расширить.

Библиотека изображений:
  • Геометрические фигуры
  • Головоломки
  • Математика
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Призма и пирамида»
Опубликовано: 30 марта 2019 в 16:03
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 сентября. Всемирный день без автомобиля

В начале 90-х мы и представить себе не могли, что на улицах наших городов будет такое огромное количество автомобилей. Но вот пресловутая «чрезмерная автомобилизация» стала реальностью. В крупных городах...

22 сентября. Всемирный день защиты слонов

По инициативе экологов и природоохранных организаций был учрежден экологический праздник – Всемирный день защиты слонов. Ежегодно его отмечают 22 сентября во многих странах. Оказывается и слоны нуждаются...

Дидактическая игра по ФЭМП «Составь число из двух меньших чисел» для детей...
Цель: учить детей составлять числа в пределах десяти из двух меньших чисел. Задачи: - упражнять детей в составлении чисел из двух меньших с помощью...
Фоторепортаж об участии в проекте «Дорога памяти»
Уважаемые коллеги, хочу вам рассказать об уникальном проекте "Дорога памяти", призванным увековечить память об участниках Великой Отечественной войны. Все...
Мастер-класс обрывная аппликация коллективная работа «Ваза с цветами»
В последние дни лета воспитанники специальной группы на прогулке сделали коллективную работу - вазу с цветами. Для воспитанников специальной группы важно...