Папки-передвижки

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками старшей группы «Спасение принцессы»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками старшей группы «Спасение принцессы»

Образовательная область : познавательное развитие (ФЭМП).

Возрастная группа : старшая группа.

Тип ситуации : открытие нового знания.

Тема: «Спасение принцессы»

Основные цели: сформировать представления о числовом ряде, закрепить умение считать до 10, закрепить представление об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях.

Дидактические материалы:

Публикация «Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками старшей группы „Спасение принцессы“» размещена в разделах

Демонстрационный: карточки с домиками, внутри которых нарисованы точки (образец выполнения задания), карточки с цифрами от 1 до 10, картонный замок, куклы принц и принцесса, колдунья, иллюстрации с изображениями героев различных сказок.

Раздаточный: карточки с изображенными на них домиками, карточки с точками от 1 до 10, карточки с цифрами от 1 до 10,карточки с изображениями различных геометрических фигур.

Предварительная работа:

1. Чтение книги- сборник «Самые лучшие сказки о принцессах».

2. Дидактические игры на упражнение в различении геометрических фигур: «Подбери фигуру», «Назови свой автобус», «Назови и сосчитай», «Собери фигуру», «Почему овал не катится», «Палочки в ряд», «Почини ковер».

Дидактические игры на упражнении в счете: «Угадай», «Сосчитай до», «Хватит ли?», «В магазине игрушек», «Сделай столько же движений».

Дидактические игры на упражнение в овладении пространственными представлениями

(слева, справа, вверху, внизу) : «Расскажи про свой узор», «Встань на место», «Вчера, сегодня, завтра», «Где фигура?», «Дни недели», «Части суток», «День и ночь».

3. Физкультминутка: пальчиковые упражнения – «Замок, много сказок есть на свете».

4. Игры «ТРИЗ» - «Да-нетка».

Краткая аннотация к работе:

в рамках данной образовательной ситуации, дети получают представление о числовом ряде; закрепляют умение считать до 10, закрепляют умение соотносить цифры с количеством предметов; тренируются в совершении различных мыслительных операций, закрепляют геометрические формы; пространственные отношения.

В ходе организованной образовательной ситуации дети решают возникшие проблемы и преодолевают затруднения по спасению куклы-принцессы через игровые задания от «колдуньи».

Логическая основа образовательной ситуации :

1. Новое знание- представление о числовом ряде.

2. Индивидуальное затруднение ребенка состоит в том, что он не может достичь желаемого результата- помочь принцу спасти принцессу, победить колдунью.

3. «Детская цель- («детская цель на этапе введения в игровую ситуацию»)- помочь принцу спаси принцессу.

4. Новое знание- цель деятельности детей (на этапе ОНЗ, научиться выкладывать числовой ряд.

Способ преодоления затруднение- «спросить у того, кто знает» : «попробуй, догадайся сам», «спросить у друга», «посмотреть, как делает другой».

Основные образовательные задачи :

1. Сформировать представление о числовом ряде,закрепить умение считать до 10, соотносить цифры от 1 до 10, с количеством, сформировать опыт обратного счета от 7 до 1;

2. Закрепить представление об изученных геометрических фигурах и пространственных отношениях, умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, ориентироваться в пространстве;

3. Активизировать совместную деятельность по реализации детской цели, сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения через умение выбора способов преодоления затруднения под руководством воспитателя;

4. Содействовать

-развитию мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение и аналогию;

-развитию внимания, памяти, речи, логического мышления, фантазии, воображения, творческих способностей;

-формированию опыта самоконтроля и самооценки;

-развитию и расширению коммуникации в парах и группах;

-активизации словаря детей: обогащение числительными, умение согласовывать числительные с существительными.

Здоровьесберегающие задачи:

1. Расширять и закреплять в совместной деятельности возможность выбора и использования детьми социально одобряемых средств и способов взаимодействия с окружающими, направленных на оздоровление (умение адекватно выражать свои эмоции, переживания, быть терпеливыми, ответственными, чуткими по отношению к другим).

2. Воспитывать стремления к позитивному самоутверждению и личностному росту через добрые поступки в повседневной жизни.

3. Продолжать воспитывать гуманность и способность к взаимопринятию.

4. Способствовать оптимизации двигательной активности детей, создавать условия для реализации индивидуальных двигательных потребностей в организованной образовательной деятельности.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Доминирующие виды детской деятельности: познавательная, игровая, коммуникативная.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию

Образовательные задачи : мотивировать детей на включение детей в игровую деятельность, воспитывать доброе отношение к окружающим.

(Воспитатель собирает детей вокруг себя)

Воспитатель: Как вы думаете, надо ли помогать тем, кто нуждается в помощи (Ответы детей.)

Воспитатель: Кому вы помогаете? ( Воспитатель делает обобщение ответов детей: Молодцы, вы помогаете родным, близким и друзьям. Приятно, когда говорят «спасибо» за помощь. Я знаю, что вы дружные, а внимательные ли?

Воспитатель: Что необычного вы заметили в группе?

(На столе стоит игрушечный «замок», а в нем спрятана игрушка- кукла- принц. Рядом письмо).

Воспитатель: Молодцы, вы очень внимательные.

Для того, чтобы отгадать, что там спрятано поиграем в игру «Да- нетка», вы будете мне задавать вопросы, а я буду отвечать на них или «Да» или «Нет». Согласны?

(Проводиться игра «Да- нет»)

( Подсказка: это неживой предмет).

Дети: Это книга?

Воспитатель: Нет.

Дети: Этим можно играть?

Воспитатель: Да.

Дети: Это игрушка?

Воспитатель: Да.

Дети: Это транспорт?

Воспитатель: Нет!

Дети: Может это кукла?

Воспитатель: Да.

Воспитатель достает из замка куклу. Этой куклой могут играть и мальчики и девочки. Обращает внимание детей на письмо, которое оставила колдунья.

Воспитатель читает письмо:

«Жил был король. Была у него дочь. Однажды король уехал по делам королевским, а дочь одна осталась дома. Вышла принцесса в сад, погулять. Вдруг налетел ветер и унес принцессу к колдунье».

Воспитатель: Ребята, принц разыскивает свою невесту.

-Как вы считаете, надо помочь принцу?

-Вы хотите ему помочь?

-Почему вы решили помочь принцу?

-Вы сможете помочь?

-Как вы сможете помочь принцу?

Воспитатель: Как можно победить колдунью?

(Ответы детей)

Воспитатель: Обобщает.

-возникла серъезная проблема- колдунья унесла принцессу. Как ее решить (ответы детей)

Цель: надо помочь принцу спасти принцессу.

Что надо сделать, чтобы спасти принцессу?

Для начала попасть в сказку.

2. Актуализация знаний.

Игра «Сказочные дома».

Образовательные задачи :

1. Актуализировать умение считать в пределах 7, соотносить цифры 1-7 с количеством;

2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать связную речь; активизировать словарь, (умение согласовывать числительные с существительными).

3. Развивать знаково-символическую функцию мышления.

Воспитатель помогает детям отправиться в сказку и спасти принцессу.

«Крепче за руки держитесь,

Сразу в сказке окажитесь!»

«Раз- два- три- повернись,

Сразу в сказке окажись!»

(Игрушка- колдунья- БИ- БА- БО)

Воспитатель: Попали в сказочный город, где живут герои из разных сказок.

(Задание от колдуньи. Воспитатель в роли колдуньи)

Колдунья: Чтобы спасти принцессу вам нужно выполнить одно, но очень сложное, задание. Я перепутала дома у всех жителей сказок, они теперь не знают, где живут. Поселите жителей по порядку.

Воспитатель: Ребята, возникла новая проблема. Чтобы нам помочь принцу спасти принцессу, надо выполнить сложное задание колдуньи. Какое?

Дети: Необходимо помочь жителям сказочного города расселиться в свои дома.

Воспитатель: Сможем?

Игра «Назови сказку»

(Показать иллюстрации к сказкам).

-Сколько героев в доме живет?

(Работа у столов в парах) (у детей на листе 7 домов, кроме этого у каждой пары есть карточки с разным количеством точек (жителей) от 1 до 7. Воспитатель рассказывает детям сказку:

«Жили герои сказок семьями. Семьи были разными. (Иллюстрации к различным сказкам)

Давайте, чтобы нам было удобно расселять героев заменим их точками.

Воспитатель: Сколько точек было в этой семье? (Дети считают, согласовывая числительное с существительным в роде, например: одна точка, две точки, пять точек)

Решили жители поселиться на одной улице. Дома свои поставили в ряд.

Задание. Расселите точки (жителей) по домам. (Дети произвольно кладут карточки с точками в домики).

3. Затруднение в ситуации.

Образовательные задачи :

1. Создать мотивационную ситуацию для построения числового ряда.

2. Сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения и понимания его причины.

3. Содействовать фиксированию детьми в речи причины появившихся затруднений.

4. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, математическую речь.

Игра «Сказочные дома» (продолжение)

Воспитатель: Герои сказочного города решили выйти погулять из домов.

Пальчиковое упражнение «»Замок»

Воспитатель: Давайте им поможем открыть замок.

«На двери висит замок

Кто открыть его бы смог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли».

(Дети сдвигают карточки с домиков и перемешивают их).

Воспитатель: Вдруг начался дождь, жители (точки) побежали домой.

(Воспитатель обращает внимание детей на то, что точки должны зайти в свои домики, в которых они были в начале).

Воспитатель: Кто смог расселить жителей в те же домики, что и сначала? Почему вы не смогли этого сделать?

Дети: Потому что не помним, где были точки в начале. (речевые высказывания детей)

Воспитатель: Если мы сможем правильно расселить все семьи- мы решим задачу и поможем принцу вернуть принцессу.

4. Открытие нового знания.

Игра «Сказочные дома» (Окончание).

Образовательные задачи :

1. Сформировать представление о числовом ряде, прямом и обратном счете, закрепить умение соотносить цифру с количеством точек.

2. Сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия.

3. Закрепить пространственные представления: «слева», «слева-направо».

4. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать речь, логическое мышление, инициативность, творческие способности.

5. Способствовать закреплению детского интереса к разрешению проблемы.

6. Фиксировать в речи детей новый способ расселения «семей» в домики по соотнесению с количеством точек и цифрами.

Воспитатель: Необходимо решить проблему. Как надо расселить точки (жителей) так, чтобы не забыть, кто в каком домике живет?

Воспитатель: Как узнать то, чего не знаешь, но очень хочешь узнать? (Воспитатель создает атмосферу, в которой дети хотят высказаться, придумывают, предлагают свои версии)

Воспитатель: А кто был внимателен и помнит задание колдуньи? (ответы детей)

Воспитатель: Расселить жителей по порядку- это как? (ответы -рассуждения детей)

Воспитатель обобщает, уточняет: Найдите самую маленькую по количеству жителей семью. Сколько там членов семьи (точек?

Дети: Одна.

Воспитатель: В какой домик ее поселить, чтобы был порядок?

Дети: В первый.

(Дети берут карточку с одной точкой (жителем) и кладут ее на изображение первого слева домика. Далее работа ведется аналогично).

Воспитатель: Как вы думаете, какая семья должна жить во втором по счету слева домике? Догадайтесь сами!

(Выслушиваются все предложения детей, после чего воспитатель подводит их к мысли поселить в этот домик семью, в которой живут- два жителя (две точки).

(Остальные карточки дети расселяют в дома самостоятельно, называя их порядковые номера: первый, второй, третий, четвертый, пятый, шестой, седьмой).

Воспитатель: Молодцы! Назовите количество точек в каждом домике по- порядку. А теперь пройдитесь по улице от конца до начала. (слева направо и обратно).

(Далее воспитатель подводит детей к мысли о том, что на крышах домиков надо разместить карточки с цифрами) .

Воспитатель: Как вы думаете,что нужно сделать, чтобы жители сказочного города снова не забыли, где они живут? (Высказывания детей)

(Дети соотносят цифры от 1 до 7, с количеством точек и на крышу каждого дома кладут соответствующую карточку с цифрой).

Воспитатель: Все жители нашли свои дома? Порядок! Давайте проверим! Пройдитесь по улице слева направо, справа налево (прямой и обратный счет) Дети проговаривают.

Воспитатель: Молодцы! Мы выполнили это сложное задание колдуньи. Что сделали? Вывод : расселили всех жителей в дома по порядку. Никого не забыли и не пропустили. (на мольберте у воспитателя образец выполненного задания)

Итог.

Воспитатель: И я сделаю так же, как вы, расселю героев по порядку, а вы меня проверяйте. (Воспитатель делает преднамеренную ошибку, дети исправляют).

(Звучит металлофон, колдунья отдает принцессу.

Дыхательное упражнение – «подуем на колдунью, чтобы улетела далеко в лес».

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.

Образовательные задачи :

1. Закрепить умение находить место числа в числовом ряду.

2. Тренировать мыслительные операции анализ и сравнение.

3. Закрепить правило создания числового ряда.

Игра «Волшебная дорожка»

Воспитатель: Принц с принцессой отправляются в замок. Колдунья напоследок совершила еще одно злое дело- сломала каменные дорожки к замку. Помогите принцу и принцессе : постройте новые дорожки (условные камешки –геометрические фигуры с точками,которые необходимо расположить уже освоенным способом). При затруднении воспитатель показывает образец, дети сверяются с ним.

(Дети выполняют задание групповым способом : советуются, помогают друг другу, исправляют неточности).

Дети обыгрывают ситуацию с куклами : принц встречается с принцессой и вместе прогуливаются по дорожкам.

6. Осмысление.

Образовательные задачи :

1. Способствовать созданию ситуации успеха в деятельности

2. Фиксировать достижение детьми «детской» цели.

«Крепче за руки держитесь.

В детский садик возвратитесь».

Воспитатель собирает детей около себя: Где были? Кому помогали? Какую проблему решали? Чем занимались? Как это удалось сделать?

Выводы: Смогли расселить жителей по порядку, потому что знаем цифры, умеем считать до 10. У нас все получилось, потому что мы дружные. Воспитатель отмечает старание детей, хвалит за сообразительность, говорит, что справиться с заданием колдуньи и спасти принцессу всем помогли умения считать по-порядку и определять по количеству жителей в каждой семье, где ее домик; также узнавать и находить нужную цифру, номер домика по-порядку.

Публикации по теме:

Конспект НОД по образовательной области ФЭМП «Спасение Смешариков» в старшей группе Цель: помочь детям систематизировать знания и применять их в практическом опыте, при организации игровых ситуаций. Задачи: Образовательные:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Необычный камень. Магнит и его свойства» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа мальчиков. Тема: «Необычный камень». Магнит и его свойства. Основные.

Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками 5–6 лет «Поможем леснику. Число и цифра 0» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: "Поможем леснику" (Число и цифра.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Путешествие в сказку» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема: «Путешествие в сказку».

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками второй младшей группы «Машинка» Образовательная область: «Художественное творчество» (аппликация) Возрастная группа: 3-4 года, вторая младшая группа Тема: «Машинка» Основные.

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Путешествие в сказку. Знакомство с буквой «И» Образовательная область: Речевое развитие. Возрастная группа: Подготовительная группа. Тема: «Путешествие в сказку – знакомство с буквой.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Разгадывание кроссвордов» Образовательная область «Познавательное развитие» Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа Тема «Разгадывание кроссвордов»..

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками младшей группы «Теремок» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: младшая группа (3-4года) Тема: Теремок Основные цели: Цель. Продолжать.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет «Зуб Неболей-ка» Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Звук и буква В» Образовательная область: речевое развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Звук и буква В» Основные цели: знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации по ФЭМП с дошкольниками старшей группы «Спасение принцессы»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 12:53
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД