Лучший педагог года

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками в подготовительной группе «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками в подготовительной группе «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»

Образовательная область : познавательное развитие.

Возрастная группа : подготовительная к школе группа (дети 6-7 лет).

Тема: «Точка. Линия. Прямая и кривая линии».

Основная цель: сформировать представление о точке, прямой и кривой линиях.

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками в подготовительной группе „Точка, Линия, Прямая и кривая линии“» размещена в разделах

Задачи: познакомить детей с понятиями: точка, прямая линия, кривая линия; тренировать умение рисовать прямые и кривые линии, узнавать их, выкладывать с помощью палочек; тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, развивать внимание, память, речь, фантазию, воображение, логическое мышление, творческие способности, инициативность, мелкую моторику рук.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, проектор, план леса – А4 10 шт., карта России, фломастеры, листы в клеточку 10 шт., палочки Кюизенера, табличка с равенством «3-2=1», указка.

Краткая аннотация к работе:

Данная образовательная ситуация направлена на формирование у детей подготовительной группы представления о точке, прямой и кривой линиях. Каждый этап образовательной технологии «Ситуация», положенной в основу данной НОД, помогает детям сформировать четкое представление об изучаемом на уровне понятий и закрепить это через практическую деятельность. Помощь полюбившемуся мультипликационному персонажу, маленькому поросёнку Чуне, через предложение детьми различных вариантов выхода из затруднительной ситуации, способствует сохранению мотивации на получение нужных знаний, запоминание их и практическое использование.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактическая задача: мотивировать детей на включение в познавательную деятельность.

Воспитатель собирает возле себя детей.

- Как вы думаете, можно ли маленьким детям уходить куда-либо одним?

Дети: …

Воспитатель: Почему вы считаете, что этого делать нельзя?

Дети: …

Воспитатель: Ребята, вы помните маленького розового поросёночка Чуню? Каким был поросенок Чуня? (СЛ. 2)

Дети: Любознательным, добрым, дружелюбным, любил путешествовать по лесу.

Воспитатель: Однажды, ребята, когда поросёночек в очередной раз гулял возле своего дома, мимо пролетала необыкновенной красоты бабочка. (СЛ. 3) Чуня засмотрелся за великолепным полётом бабочки, побежал за ней, наблюдая и восхищаясь, забыв обо всем на свете, и даже о том, что мама не разрешала маленькому поросёночку убегать далеко от дома, т. к. в соседнем лесу полно злых и голодных волков. Когда Чуня остановился, (СЛ. 4) он понял, что заблудился в лесу и обратной дороги ему не найти…

Как вы думаете, ребята, правильно ли поступил Чуня, что так беззаботно убежал далеко от дома?

Дети: …

Воспитатель: Дети, Чуне нужна наша помощь. Хотите помочь?

Дети: …

Воспитатель: Сядьте за столы.

2. Актуализация знаний.

Дидактическая задача: актуализировать способ ориентировки по плану.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, (СЛ. 5.1) на доске расположен рисунок – это план леса. Это дом Чуни, а вот и он сам, плачет, не знает, как ему вернуться домой. Помнит, что говорила ему мама, что убегать одному от дома нельзя, и что в лесу живут злые и голодные волки.

Как вы думаете, дети, что нужно делать для того, чтобы запомнить дорогу?

Дети: Быть внимательным, смотреть, мимо чего идёшь, в какую сторону поворачиваешь.

3. Затруднение в ситуации.

Дидактическая задача: создать мотивационную ситуацию для формирования представлений о точке и линии, формировать под руководством воспитателя опыт фиксации затруднения.

Воспитатель: Дети, я знаю, что Чуня, когда бежал за бабочкой, то его путь пролегал вот так. (СЛ. 5.2) А теперь пройдите за столы, там для вас положен план леса.

Дети: Садятся.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на путь Чуни по лесу за бабочкой. Я убираю путь (СЛ. 5.3). Приготовьте указательный палец правой руки. Попытайтесь пальчиком на листе проложить точно такой же путь, как был у меня, по которому Чуня бежал за бабочкой.

Егор, у тебя получилось? Лёня? Лена? Соня?

Смогли вы запомнить дорожку, которую я вам показала?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему не смогли?

Дети: Потому что в лесу нет дорог, всё вокруг одинаковое.

Воспитатель: Значит, нам нужно сейчас узнать что?

Дети: Как можно найти обратную дорогу для поросенка?

4. Открытие нового знания.

Дидактическая задача: сформировать представление о точке, прямой и кривой линии.

Воспитатель: Ребята, если мы чего-то не знаем, как можем узнать?

Дети: Придумать самим, спросить у взрослого, посмотреть в книге.

Воспитатель: Давайте, мы подумаем самостоятельно.

Ребята, наша задача показать обратную дорогу поросёночку Чуне.

Вспомните, пожалуйста, сказку «Мальчик-с-пальчик». Что делал герой, чтобы найти обратную дорогу домой?

Дети: Бросал камешки на дорогу.

Воспитатель: Подумайте, какими были эти камешки по размеру, если они уместились в кармане Мальчика-с-пальчика?

Дети: Очень маленькими.

Воспитатель: Дети, а как можно изобразить очень маленькие камешки?

Дети: Точками.

Воспитатель: Как вы будете рисовать точки?

Дети: …

Воспитатель: концом карандаша, фломастера или ручки мы дотрагиваемся до бумаги.

Вот теперь мы начнем прокладывать безопасный путь для возвращения Чуни домой. Но, обратите внимание, что на вашем плане еще нет злых и голодных волков. Вот они (СЛ. 6.1) обозначены на моем плане. По пути следования поросенка за бабочкой остался привлекательный для волков запах лакомства, и они вышли из своего логова и дожидаются Чуню.

Посмотрите на мой план и, придумав самостоятельно символ для обозначения волка, нарисуйте его на своем плане на тех местах, на которых они сидят.

Дети: рисуют.

Воспитатель: А теперь, обходя волков и деревья, нарисуем точками, как делал это камушками Мальчик-с-пальчик, безопасный путь возвращения домой Чуни.

Дети: рисуют.

Воспитатель: относит один рисунок далеко от детей.

Что Лена нарисовала на рисунке?

Дети: Дорожку.

Воспитатель: Дети, вы изображали дорожку точками, поставили их близко так, что они слились в одну линию.

Вывод: Дети, линия получается из множества точек, которые стоят рядом друг с другом.

Как еще можно нарисовать линию?

Дети: Линию можно нарисовать, проводя по листу карандашом, фломастером, ручкой.

Воспитатель: Соедините точки.

Дети: соединяют.

Воспитатель: появляется белая прямая линия на плане леса (СЛ. 6.2)

Воспитатель: Смотрит рисунки детей. Посмотрите, как я проложила дорожку. Чем отличаются ваши рисунки от моего?

Дети: У Вас линия прямая, а у нас кривая.

Воспитатель: Ребята, линии могут быть прямые и кривые.

Вы молодцы! Поросёночек Чуня успешно добрался до дома и уже рассказывает маме и друзьям о том, что с ним приключилось и как вы ему помогли. (СЛ. 7)

5. Включение новых знаний в систему знаний детей.

Дидактическая задача: закреплять новые знания о точке, прямых и кривых линиях.

5.1. Игра «Найди на карте»

Дидактическая задача: тренировать умение узнавать кривые линии и точки; формировать опыт применения новых знаний на практике.

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне. Подводит к карте России.

Рассмотрите карту. Коля, покажи мне реки. Егор покажи границу России, покажите границу нашей малой Родины – Удмуртии.

Как обозначены на карте границы и реки?

Дети: Кривыми линиями.

Воспитатель: Хорошо. Лёня, покажи, пожалуйста, столицу нашей страны. Как она называется?

Лё ня: показывает. Москва.

Воспитатель: Молодец! Лена, покажи главный город нашей Удмуртии. Как он называется?

Лена: Ижевск. Показывает.

Воспитатель: Как обозначаются города на карте?

Дети: Точкой.

Воспитатель: Почему точкой?

Дети: …

5.2. Игра «Проложи свой путь»

Дидактическая задача: формировать представление о том, что путь можно проложить с помощью кривых или прямых линий; закреплять умение чертить прямую линию с помощью линейки, запомнив алгоритм действий.

Воспитатель: Я приглашаю вас к столам. Для вас приготовлены листы в клеточку, на которых (СЛ. 8) изображены две точки : красная и синяя. Синяя точка – это наш детский сад, красная точка – это ваш дом. Сейчас я предлагаю вам схематично изобразить дорогу от детского сада до дома. Как можно изобразить дорогу?

Дети: Прямыми и кривыми линиями.

Воспитатель: Верно. Принимайтесь за изображение.

Дети: рисуют.

Воспитатель: смотрит. Егор, какие линии ты использовал для изображения пути?

-Лена?

-Тимур?

-…

-Молодцы!

-Коля, ты нарисовал путь с помощью прямой линии. Ты пользовался линейкой?

Коля: Да.

Воспитатель: Напомни нам, как провести прямую линию с помощью линейки? А вы, ребята, послушайте, и, в случае затруднения, помогите.

Коля и воспитатель: Нужно совмещать линейку с точкой, прижимая линейку плотно к бумаге, проводить карандашом прямую линию по линейке.

Воспитатель: А теперь проговорим алгоритм все вместе.

Проговаривают. Воспитатель чертит на большом листе прямую линию по линейке.

5.3. Игра «Волшебные палочки»

Дидактическая задача: закреплять представление детей о прямой линии; закрепить счёт до «3», уточнить представление детей о части и целом, о смысле сложения и вычитания.

Воспитатель: Я приглашаю вас подойти к столу. Что это перед вами?

Дети: Палочки Кюизенера.

Воспитатель: Да. Я прошу вас выложить с помощью палочек прямую дорожку. (На слух). Дорожка будет состоять из трё х палочек: оранжевая, розовая, бардовая.

Дети: выкладывают.

Воспитатель: Проверьте друг друга. Все ли выполнили задание верно? А теперь скажите, пожалуйста, сколько палочек нам нужно убрать, чтобы осталась одна палочка?

Дети: 2.

Воспитатель: Все согласны? А теперь посмотрите сюда ( показывает табличку: 3-2=1). Верно ли у меня записано равенство, передающее те действия, которые мы сейчас с вами проделали?

Дети: …

Воспитатель: Что является целым в этом равенстве?

Дети: 3.

Воспитатель: Что является частями?

Дети: 1 и 2.

Воспитатель: Верно. Сложите палочки в коробку.

6. Итог занятия.

Дидактическая задача: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас подойти ко мне.

Дети: Приходят.

Воспитатель: Дети, встаньте в колонну по прямой линии.

Дети: Встают.

Воспитатель: А теперь встаньте в круг.

Дети: Встают.

Воспитатель: Ребята, кому мы сегодня помогли?

Дети: …

Воспитатель: Что полезного сделали?

Дети: …

Воспитатель: Какие знания нам помогли?

Дети: …

Воспитатель: Ребята, а теперь подумайте, как нам встать, чтобы получилась точка?

Дети: Встают, обнявшись.

Воспитатель: Спасибо за работу!

Список использованной литературы:

1. Методические рекомендации к примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» // Научный руководитель Петерсон Л. Г. / Под общей редакцией Петерсон Л. Г., Лыковой И. А. – М. : Цветной мир, 2012.

2. Игралочка – ступенька к школе. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. Часть 4 (1-2) / Петерсон Л. Г., Кочемасова Е. Е. – М. : Ювента, 2014.

3. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/doshkolnoe-obrazovanie/matematika/116301-ispolzovanie-tehnologii-situacija-pri-formiro.html

4. https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%BA+%D1%87%D1%83%D0%BD%D1%8F

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Внутри, снаружи» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Внутри, снаружи» Основные цели:.

Конспект занятия по математике в старшей группе «Точка, прямая и кривая линии» Задачи: 1. Формировать представления о понятиях «точка», «линия», «прямая», «кривая». 2. Развивать наблюдательность, произвольность внимания,.

Консультация для воспитателей по закреплению темы «Точка. Прямая. Кривая»Консультация для воспитателей по закреплению темы «Точка. Прямая. Кривая» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Рада снова видеть вас на моей страничке. Сегодня я вам предлагаю один из вариантов закрепления темы по.

Конспект образовательной ситуации по аппликации с дошкольниками 4–5 лет «Автобус» Образовательная область: художественно-эстетическое развитие Возрастная группа: средняя группа, 4 -5 лет Тема: «Автобус» (открытие нового.

Конспект образовательной ситуации по рисованию с дошкольниками 3–4 лет «Светлячок» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младший возраст (3-4 года) Тема: Светлячок Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 6–7 лет «Чудо радуга» Образовательная область: Познавательное развитие. Возрастная группа: 6-7 лет, подготовительная группа. Тема: "Чудо радуга". Основные цели:.

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Путешествие в сказку. Знакомство с буквой «И» Образовательная область: Речевое развитие. Возрастная группа: Подготовительная группа. Тема: «Путешествие в сказку – знакомство с буквой.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Радость медвежонка» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младшая Тема: «Радость медвежонка» Основные задачи:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–7 лет «Зуб Неболей-ка» Образовательная область: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие Возрастная группа: старший дошкольный возраст (5-7.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Звук и буква В» Образовательная область: речевое развитие Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: «Звук и буква В» Основные цели: знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками в подготовительной группе «Точка. Линия. Прямая и кривая линии»
Опубликовано: 13 октября 2019 в 13:15
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД