Образовательная ситуация с дошкольниками «Удивительные свойства магнита»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация с дошкольниками «Удивительные свойства магнита»

Образовательная область Познавательное развитие

Возрастная группа старшая

Тема «Удивительные свойства магнита

Основные цели Формирование умений приобретать знания посредством проведения практических опытов, преодолевать возникшее затруднение; сформировать у детей представление о магните и его свойстве притягивать предметы; расширить знания об использовании магнита человеком; развивать стремление к познанию через экспериментально-исследовательскую деятельность, активизировать словарь детей, умение делать выводы; способствовать воспитанию самостоятельности, инициативности, развитию коммуникативных качеств.

Дидактические материалы: _иллюстрации (использование магнита человеком, видеосюжет (обращение Нолика к детям, презентация «Применение магнита»___

Оборудование:__ магниты по количеству детей (на одну подгруппу, бутылка с магнитом, стаканы с водой по количеству детей, различные металлические и другие предметы, 3 тарелочки с различными предметами по количеству детей, палочки, нитки (бечевка, халаты, шапочки, бейджики, мяч.

Краткая аннотация к работе: _ образовательная деятельность по познавательному развитию детей разработана в соответствии со структурой занятия "Открытия "нового знания в технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон. Образовательная ситуация с дошкольниками организована как увлекательная игра-экспериментирование, помогающая ребенку в практической деятельности самостоятельно открыть свойства магнита. Для повышения активности и интереса детей используются игровые и информационные технологии. Содержание образовательной деятельности соответствует целям и задачам реализуемой в ДОУ программы "Мир открытий", рабочей программы группы и возрасту детей.

Ход образовательной ситуации:

1. Введение в ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в деятельность, актуализировать знания об окружающем мире.

Педагог одет в форму магистра.

- Добрый день, разрешите представиться: я магистр наук.

- Хотите отправиться в увлекательный мир интересных открытий?

- Кто такой магистр? Чем он занимается?

- Хотите стать учениками магистра наук?

Тогда скорее проходите в мою научную лабораторию «Удивительное рядом» (дети надевают халаты, шапочки, бейджики)

2. Актуализация знаний и умений.

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о свойствах магнита, изученных ранее

На интерактивной доске появляется Нолик из мультфильма Фиксики:

«Здравствуйте, ребята! Я - Нолик. Хочу рассказать вам старинную легенду. В давние времена один пастух по имени Магнис пас овец. Он заметил, что к его палке с железным наконечником прилипают странные черные камни. Пастух перевернул палку наконечником вверх, и камни перестали прилипать к палке. Магнис понял, что эти странные черные камни притягивают к себе только железо. От имени пастуха и появилось название "магнит". Я дарю вам магниты и предлагаю выполнить задание: у вас на столе находится тарелочка с различными предметами. Положите в красную тарелочку те предметы, которые магнит притянет, а в зеленую те предметы, которые магнит не притянет. Желаю удачи!»

Выполнение задания детьми (у каждого свой набор дидактического материала).

-Как проверить, верно ли выполнено задание? (с помощью магнита).

-Какой вывод можно сделать?

- Как называется свойство магнита притягивать предметы?

Вывод: магнит притягивает только металлические предметы. Это свойство магнита притягивать, примагничивать предметы, называется магнетизм.

3. Затруднение в ситуации

Дидактические задачи: создать затруднение в деятельности; формировать опыт фиксации затруднения и понимания его причины.

- Сегодня у Нолика случилось небольшое происшествие: когда он наливал воду в бутылку, то случайно уронил в нее ключ. Попытался его достать и не смог, горлышко у бутылки узкое, вода холодная.

- Помогите Нолику достать ключ, не выливая воды из бутылки (выслушиваются все предложения детей)

- Смогли помочь? Почему не смогли? Значит, нам нужно, что узнать, чему научиться?

- Как решить поставленную задачу? (придумать свой, новый способ).

4 «Открытие» нового знания (способа действия)

Дидактические задачи: формировать интерес детей к решению проблемной ситуации, формировать опыт открытия нового знания и опыт преодоления затруднения способом «придумать новый способ действия».

- Что нам может помочь достать ключ из бутылки? (магнит)

- Благодаря какому свойству? (магнетизму)

- Как магнит попадет в узкое горло бутылки?

Подвести детей к решению: «изготовить магнитную удочку». Составить алгоритм изготовления магнитной удочки: выбрать маленький магнит, который войдет в узкое горлышко бутылки, перевязать его ниткой или бечевкой, подобрать подходящую палочку, на которую привязать другой край нитки (бечевки). Опустить магнитную удочку в воду и достать ключ из бутылки.

-Хотите проверить?

Дети выполняют все этапы и достают ключ.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений ребенка

Дидактические задачи: закрепить знания о свойствах магнита, развивать логическое мышление, умение делать выводы и умозаключения.

В нашей лаборатории «Удивительное рядом» есть сосуд с различными предметами, которые утонули в воде. Хотите узнать, какие из этих предметов выловит наша магнитная удочка? Пробуйте.

-Что удалось выловить с помощью магнитной удочки из воды? Почему только эти предметы? Какой вывод можно сделать?

Вывод: Магнит притягивает металлические предметы через воду. Это свойство называется магнитной силой.

Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений (демонстрация иллюстраций):

- В каких целях человек использует магнит? (используется презентация «Применение магнита», возможно как индивидуальный проект ребенка).

Дидактическая игра с мячом «Магнитит-не магнитит» (мяч - это магнит, дети – предмет, который называет воспитатель. Дети должны определить, притягиваются они магнитом или нет, в соответствии - ловят или не ловят мяч)

6. Осмысление.

Дидактические задачи: зафиксировать детьми достижение цели, создать ситуацию успеха, формировать адекватную возрасту самооценку детей.

-Кем вы сегодня были?

-Чем занимались?

-Кому помогли?

-Почему смогли помочь?

Вы молодцы, вам все удалось, потому что узнали о главном свойстве магнита- магнетизме и способности магнита притягивать предметы через воду.

Рефлексия:

Если вы достигли поставленной цели, то возьмите в ладошку предмет, который выловили магнитной удочкой. Если у вас что-то не получилось сегодня- возьмите в ладошку магнит. (индивидуальная работа с детьми, имеющими заниженную самооценку, использование ситуаций успеха)

Нолик приглашает посмотреть, как магнит может помочь нам в обычной жизни. Показ м/ф «Лунтик. Магнит».

Комментарии к сценарию:

Занятие относится к разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» образовательной области «Познавательное развитие».

Литература:

1. Программа экологического образования дошкольников. «Наш дом — природа», © ТОО фирма «LINKA-PRESS», 1996

2. Рыжова Н. А. Я и природа: Учеб. -метод. комплект по экологическому образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996, с. 56, илл. (Сер. «Наш дом — природа»).

3. Рыжова Н. А. Исследования природы в детском саду, ООО «Русское слово-учебник», 2017.

Прикреплённые файлы:

prezentacija_93p0m.pptx | 1758,15 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя»Конспект интегрированного занятия «Изучаем свойства магнита» по сюжету сказки «Три медведя» Тема занятия:«Изучаем свойства магнита» (по сюжету сказки «Три медведя»)Образовательная область: Познавательное развитие. Интеграция образовательных.

Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита»Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Свойства магнита» .

Конспект занятия в технологии «ситуация открытия нового знания» в средней группе «Свойства льда» Конспект занятия в технологии «ситуация» открытия нового знания в средней группе Тема: «Свойства льда» Образовательная область: «Познавательное.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Образовательная ситуация с дошкольниками «Удивительные свойства магнита»
Опубликовано: 26 января 2020 в 09:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 февраля. День орнитолога

Автор многих романов про «агента 007» Ян Флеминг увлекался наблюдением за птицами и очень любил книгу орнитолога Джеймса Бонда. В итоге начинающий автор детективов дал своему персонажу имя уважаемого им...

19 февраля. Всемирный день защиты морских млекопитающих

Киты — самые большие животные на планете. Длина тела взрослого синего кита равняется длине баскетбольной площадки, а вес соответствует весу пяти железнодорожных вагонов. И даже эти гиганты нуждаются в...

Проект сюжетно-ролевой игры «Больница»
а текущей неделе "Быть здоровыми хотим" мы с ребятами группы своей говорили о больницах, аптеках, о том, как мы туда сможем попасть. На протяжении всего...
Консультация «Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по...
Консультация для педагогов "Современные методы и формы вовлечения родителей в деятельность по обновлению предметно-развивающей среды". Проблема...
Проект для подготовительной группы «Неделя игры и игрушек»
Проект для детей подготовительной группы на тему: «Неделя игры и игрушек» Цель: продолжать развивать игровую деятельность детей старшего дошкольного...