Получи документы

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Звук и буква В»

Татьяна Скрягина
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Звук и буква В»

Образовательная область : речевое развитие

Возрастная группа : подготовительная к школе группа

Тема: «Звук и буква В»

Основные цели: знакомство с буквой В и звуками, которые она обозначает В, Вь

Дидактические материалы:

наборное полотно с разрезной азбукой, на нем выложены изученные буквы А, И, О, У, Ы, С, Т, К, Х;

буква В увеличенного размера 15*20 см;

портреты двух одинаковых мальчиков, но в ботинках разного цвета (синего и зеленого);

Публикация «Конспект образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы „Звук и буква В“» размещена в разделах

три кепки, вырезанные из самоклеющейся бумаги: синего, красного, зеленого

цвета;

конверт с заданиями (23*34 см, украшенный буквами В.

Раздаточный материал:

2 набора букв из разрезной азбуки : А, И, О, У, Ы, С, Т, К, Х, В (буквы, освоенные детьми ранее);

буквы В печатный вариант - 3 шт., заглавная и прописная размером 6*12 см;

различные материалы, для составления букв :

пластилин, вата, тесьма, счетные палочки, фасоль, ракушки, проволока, ниточка,

геометрические фигуры: круг, полукруг;

поднос (на каждого ребенка);

картинки (10-12 шт., размером 15*20 см) (количество картинок на 3 больше, чем количество детей) с изображением, имеющим в своем названии звук В, либо отсутствие этого звука : валенки, девочка, кувшинка, варежки, сыр, шапка, верблюд, корова, воробей, виноград.

Оформление образовательной ситуации.

посылка с адресом, на месте отправителя - картинки с изображением предметов, начинающихся на звуки В или Вь (Волк- В, ослик – О, воробей - В, крот - К, аист – А;

сундучок с вложенным внутрь подарком;

любая настольно-печатная игра по обучению грамоте (для сюрприза детям, размером с сундучок);

голос Вовки и открытия сундучка, в аудиозаписи;

магнитная доска;

касса–портфель с буквами на магнитах, в котором букв В по количеству детей;

три карточки, на каждой из которых изображена схема слова, для определения места звука в слове;

слоги для чтения (размер карточки 15*20 см) : ав, ов, ув, ив, ва, во, ву, ви, вы (один слог на каждой карточке) – 2 комплекта; соединены в слоговую дорожку;

плакат Алфавит;

указка;

два стола, поставленные в линию, друг за другом (на них размещены подносы с различными материалами для составления букв).

Оборудование: ___ ТСО: ноутбук___

Краткая аннотация к работе: ___Данная ситуация разработана с учетом требований технологии деятельностного метода Л. Г. Петерсон «Ситуация», тип «открытие» нового знания.

Ход образовательной ситуации.

1. Введение в ситуацию.

Цель: создание условий для возникновения у детей внутренней потребности к поисковой деятельности – способа открывания посылки.

Дидактическая задачи:

-способствовать формированию положительной мотивации включения в поисковую деятельность;

-зафиксировать детскую цель: прочитать и записать имя того, кто нам прислал посылку;

-содействовать формированию у детей веру в достижение цели.

Дети входят в зал, здороваются с гостями, подходят к воспитателю.

- Ребята, а вы любите получать подарки, когда вам их дарят? (На день рождения., (На Новый год., (Когда я победил в конкурсе.).

Дать возможность высказаться каждому ребенку.

- Вы знаете, когда я сегодня пришла на работу, меня ждал сюрприз. Кто знает, что такое сюрприз? (Неожиданный подарок.)

- Хотите, я вам его покажу? (Это же посылка)

Дети с воспитателем, подходят к круглому столику, на котором стоит посылка.

- Посылка! В адресе указано: «Детский сад, подготовительная к школе группа. УМНЫМ, УМЕЛЫМ И ДОБРЫМ РЕБЯТАМ». Как вы думаете, кому она предназначается? (Нам.).

- Почему вы так решили? (Дети высказывают свои мнения)

- Вы хотите открыть посылку и узнать, кто и что в ней прислал для умных ребят? Рассматривают, поворачивают посылку.

- Давайте откроем!

В это время звучит голос Вовки.

Аудиозапись: «Эта посылка не простая, она волшебная. Откроется только тогда, когда вы прочитаете и запишете имя человека, который её прислал».

- Ребята, вы сможете прочитать и записать имя! (Да)

-Что вам нужно сделать, чтобы открыть её? (Прочитать, кто прислал, (Взять буквы на наборном полотне, записать имя.).

2. Актуализация

Цель: актуализация знаний ранее изученных детьми букв и их характеристики

Дидактические задачи:

- актуализировать изученные детьми буквы (А, О, У, И, Ы, С, К, Х.) ;

- классифицировать звуки на две группы : гласные и согласные;

- дать их характеристику изученных детьми букв;

- тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение;

- Чтобы читать и писать, что нужно знать? (Знать буквы.)

- Вы уже знаете буквы! (Да.)

-Давайте их назовем… (А, О, У, И, Ы, С, К, Х.)

Педагог показывает указкой на наборном полотне букву, а дети называют.

-Какие звуки обозначают эти буквы? (Эти буквы обозначают гласные и согласные звуки.)

-Как вы отличаете гласный звук от согласного? (Гласные поются., (Когда произносим звучит голос., (Струя воздуха проходит через рот легко, без препятствий., (Согласный- произносим коротко, отрывисто. ,

(Когда мы их произносим, струя воздуха встречает во рту преграду.).

-Назовите, любой согласный звук и покажите, как мы его произносим, сопровождая действиями рук. (Звук М.)

Несколько детей поочередно называют звук, при этом правая рука согнута в локте и поднята вверх, левая рука согнута в локте, поднята вверх, пальцы зажаты в щепотку. При произнесении звука пальцы левой руки ударяются в ладонь правой. Правая рука при этом неподвижна, образует как бы преграду.

-Что ещё вы знаете про согласные звуки? (Согласные звуки бывают твердыми и мягкими.)

-Тогда предлагаю поиграть: я буду называть согласный звук, если он будет звучать твердо - вы топните ногой, если прозвучит мягко - вы плавно и мягко дотронетесь до щеки пальцами рук.

Проводится игровое упражнение «Твердый звук - мягкий звук». -Молодцы и умницы! Вы знаете буквы и звуки, которые обозначают эти буквы. Значит, сможете прочитать и записать, кто нам прислал посылку.

Педагог подводит детей вновь к посылке.

- Как же нам узнать от кого она? (Прочитать).

- Прочитать? А буквы где? Здесь лишь картинки.

Педагог обращает внимание детей, что на месте отправителя нарисованы картинки: волк, ослик, воробей, крот, аист.

- Кто сможет прочитать? (ВОВКА.)

- Как у тебя Галя, получилось слово Вовка? (Волк-первая буква В, ослик - первая буква О, воробей – первая буква В, крот- первая буква К, аист- первая буква А : так и получилось слово «ВОВКА».)

При затруднении педагог помогает.

- Называйте, что нарисовано на первой картинке? (Волк).

- Какой первый звук в слове «волк»?- (В).

- Запомните этот звук. В слове «ослик», «воробей», «крот», «аист» какой первый звук? (В, О, В, К, А).

- Сможете прочитать имя отправителя? (Да.) (Вовка).

3. Затруднение в ситуации.

Цель этапа: моделирование ситуации затруднения в записывании имени отправителя посылки с помощью букв.

Дидактические задачи:

- создать ситуацию затруднения в чтении слова ВОВКА;

- фиксировать отсутствие образа буквы В;

-развивать опыт целеполагания: на примере узнавании букву В.

- Давайте запишем имя Вовка! Что нужно сделать, чтобы записать имя Вовка? (Взять буквы и выложить имя, (Выбрать нужные буквы на наборном полотне.).

- Выбирайте.

Дети выбирают известные буквы О, А, К и выкладывают их.

Смогли вы записать имя отправителя посылки? (Нет)

Почему не смогли? (Потому что не знаем, как выглядит буква В)

Значит, что нам надо узнать? (Как выглядит буква)

4. «Открытие» нового знания.

Цель этапа: вовлечение детей в процесс самостоятельного поиска способа преодоления затруднения «открытия» новой буквы В.

Дидактические задачи:

- организовать самостоятельную поисковую деятельность детей;

- осуществить поиск открытия нового знания буквы В;

- зафиксировать новое знание в речи (звук В) и знаково (буква В).

- Может кто-то из вас уже знает как выглядит буква В?

- Как и где мы можем в этом убедиться? (Спросить у взрослых., (Посмотреть информацию в интернете., (Обратиться к азбуке., (В алфавите найти.).

- Посмотрите! У нас есть алфавит, и сколько здесь букв! Какая из них буква В?

- В каком же ряду она стоит? (В верхнем ряду., (В первом сверху ряду.)

- В начале, в конце или в середине ряда? (В середине ряда.).

- Все согласны! (Да)

- Петя, как ты догадался, что это буква В? (Нарисовано ведро, значит это В., (Первый звук в слове ведро - Вь, поэтому рядом нарисована буква В.)

- У меня есть увеличенное изображение буквы В.

В

- Вот буква В.

Видна вдали-

Красивая, витая,

Как будто крендель испекли,

Приезжих ожидая.

Педагог прикрепляет букву к мольберту, а из файла достает комплект букв «В» (большая, «в» (маленькая) - и помещает в наборное полотно.

- Маша, расскажи ребятам, из каких элементов состоит буква «В» и сколько их? (Буква В состоит из трё х элементов: одна вертикальная палочка и два полукруга.).

- Скажите, на что она похожа? (Кренделёк, (Неваляшку, (Цифру 8, (Парус у лодки, (Маска, (Очки).

- Ребята в нашем наборном полотне поселилась новая буква. Попытайтесь отыскать букву «В» в магнитной азбуке среди других букв и прикрепите ваши находки на мольберте.

Дети выкладывают имя на наборном полотне.

- Молодцы! Сами нашли новую букву, рассказали, из каких элементов она состоит, отыскали её среди других букв. Я уверена, что вы уже можете дописать имя отправителя!

Дети выкладывают имя на наборном полотне.

- С какой буквы пишутся все имена? (С большой, заглавной.)

Аудиозапись: звучит «Волшебный звук»

- Ребята, это наверно наша посылка открылась. Давайте посмотрим. Что там?

В это время опять звучит голос Вовки: «Ха-ха-ха, хитренькие какие, чтобы узнать, что там лежит, вам еще надо потрудиться и выполнить задания, которые лежат в конверте».

- Здесь конверты и сундучок.

Педагог достает конверт. Открывает.

- Здесь письмо от Вовки. «У меня есть два друга: Ваня и Витя, они близнецы. Я их никогда не путаю! Сможете ли вы различить, кто из мальчиков Ваня, а кто Витя! Если справитесь, узнаете, что в сундучке».

Педагог достает из конверта вырезанные силуэты мальчиков – близнецов и три кепки: красного, зелёного и синего цвета.

- Вы запомнили, как зовут мальчиков? (Мальчиков зовут Ваня и Витя.)

- С какого звука начинается имя Ваня? (Оно начинается со звука В.)

- С какого звука начинается имя Витя? (Оно начинается со звука Вь.)

-С гласных или согласных звуков начинаются их имена? (С согласных).

- Давайте проверим и покажем, поются ли они? (Нет., (Не поются.).

Дети с педагогом ещё раз произносят первые звук в слове Ваня; коротко, отрывисто, ударяя сложенными пальцами одной руки об ладонь другой, изображающей преграду.

- С одного ли звука они начинаются, послушайте ещё раз: Ваня, Витя? (Нет., (Звуки разные., (Имя Ваня начинается со звука В, (Имя Витя, начинается со звука Вь.)

- Какой буквой мы будем обозначать их имена? (Буквой В.)

-Как же мы сможем различить близнецов? (У них разная обувь, (У одного синие ботиночки, а у другого – зелёные.)

- У меня идея, помните, каким цветом мы обозначаем твердый и мягкий звуки? (Твёрдые звуки обозначаем - синим цветом., (Мягкие звуки обозначаем зелёным цветом.).

- Кто же из них Ваня? (Ваня в синих ботинках.)

- Какого цвета наденем Ване кепку? (Кепку синего цвета)

- Почему? (Имя Ваня начинается с твердого звука В)

Педагог предлагает ребёнку «надеть» кепку на Ваню.

- Почему Вите наденем кепку зеленого цвета! (Имя Витя начинается с мягкого звука Вь.)

- Почему не взяли красного цвета кепку? (Красным цветом обозначаем гласные звуки.)

Педагог предлагает ребёнку «надеть» кепку на Витю.

- Отлично! Вы сами определили и сказали, что буква В, может обозначать два звука : какие, напомните мне? (Звук В и Вь.)

- Молодцы! Буква В обозначает твердый звук В и мягкий звук Вь.

5. Включение нового знания в систему знаний и умений ребенка.

Цель: использование нового знания (буквы В) совместно с ранее освоенными способами анализа слов и чтения слогов

Дидактические задачи:

-формировать опыта узнавания буквы В;

- содействовать развитию умения проводить звуковой анализ слова (определять место звука в слове);

- создание условий для развития мелкой моторики и образного мышления;

- способствовать развитию умения чтения слогов с новой буквой.

- Вы замечательно справились с заданием! Доказали Вовке, что сумели различить близнецов. Но у нас есть ещё задание от Вовки. Посмотрите!

Задание 2.

Педагог достает из конверта картинки с изображением различных предметов, в названии которых присутствует или отсутствует звук В.

- Выберите каждый по одной картинке, в названии которой слышится звук В или Вь. Определите место его нахождения в слове и положите картинку к соответствующей схеме, на стол.

Дети встают, выбирают картинки с изображение предметов, в названии которых слышится звук В или Вь выкладывают под соответствующую схему. Обосновывают свой выбор.

(Виноград - в этом слове звук Вь – мягкий, слышится в начале слова, значит положим к схеме с закрашенным первым квадратом., (Корова - звук В – твёрдый, он слышится в середине слова, положим к схеме с закрашенным вторым квадратом.) и т. д.

- Вы верно выбрали картинки со звуками В и Вь и определили место звука в слове.

Задание 3.

Игровое упражнение «Составь букву».

- Сможете ли вы составить букву В из различных материалов? (Да., (Сможем.).

- Действуйте!

Дети выполняют задание индивидуально, стоя, около столов, на индивидуальном подносе. Предлагаемые материалы: фасоль, тесьма, проволока, вата, пластилин, геометрические фигуры, счетные палочки, шерстяная нить, ракушки.

- Какие умники и умницы! По вашим работам я поняла, что вы хорошо запомнили букву и её элементы.

Задание 4.

- У нас остался последний конверт с заданием. Вам надо прочитать слоги с буквой В и выделить слог, который произносится мягко.

Воспитатель раскладывает слоговую дорожку, дети помогают.

- Надо пройти по дорожке, прочитав слоги. Вы будете работать в парах. В конце назвать слог, в котором звук Вь мягкий. Читайте вместе, громко.

Педагог предлагает каждому выбрать себе пару. Дети идут по слоговой дорожке (ведущей к посылке, читают обратные, затем прямые слоги.

- (ОВ, (АВ, (УВ, (ИВ, (ВА, (ВИ, (ВУ, (ВО, (ВЫ).

- В каком слоге звук Вь мягкий? (ВИ).

-Замечательно! Вы все успешно прочитали слоги с новой буквой В и правильно назвали слог ВИ, в котором звук Вь – мягкий.

Звучит волшебный звук, обозначающий открытие сундучка.

Голос Вовки: «Молодцы, ребята, вы выполнили задания, целенаправленно шли к цели: открыть посылку, поэтому в моем сундучке вы найдете подарок за свои труды».

В качестве подарка предполагается настольная игра по обучению грамоте, например, «Забавная азбука».

6. Осмысление.

Цель: фиксирование детьми условий, которые помогли достичь «детскую» цель: открыть посылку, познакомившись с буквой В.

Дидактические задачи:

- организация

фиксирование детьми достижение игровой цели: открытие посылки;

проговаривания детьми условий, позволивших достичь цель: выполнение заданий Вовки.

-содействовать ощущению чувства радости от результата совместной работы всех участников, посредством организации анализа работы в парах и группах.

- Удалось ли вам открыть посылку и получить подарок? (Да)

- Что вам в этом помогло? (Знание буквы В., (Как выглядит буква В., (Умение находить эту букву среди других.).

- Какие знания, умения Вам пригодились? (Знания элементов, из которых состоят буквы., (Умения различать мягкие-твердые звуки., (Знание какой буквой, обозначается звук В.).

- Какие задания были трудные? (Читать слоги., (Идти по дорожке и соединять буквы в слоги., (Выкладывать имя Вовка.).

- Скажите, трудные задания легче выполнять одному или с друзьями? (Легче справляться с друзьями., (Легче всем вместе).

Комментарии к сценарию:

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками разработан на основе «Программы обучения грамоте в подготовительной группе детского сада» Г. Ф. Марцинкевич предполагающий освоение грамоты с использованием, принятого в русской методике, аналитико-синтетического звукобуквенного метода и учебно-методического пособия «Звуки и буквы» Е. В. Колесниковой. Соответственно предлагаемый нами сценарий, предусматривает планомерную работу в рамках обучения дошкольников грамоте.

знакомство детей со звуками и буквами, которые их обозначают: А, И, О, У, Ы, С, К, Т, Х, В (и т. п. буквы освоенные детьми ранее);

умение определять элементы, из которых состоят изученные буквы;

умение соединять два звука, прочитывая слог (с изученными ранее буквами);

умение различать на слух гласные и согласные звуки, умение дать их характеристику;

освоение агрофонических схем;

умение определять местоположение звука в слове;

умение играть в дидактическую игру «Прочитай по первым звукам»;

сформировано представление, что имена собственные пишутся с заглавной буквы.

Данная образовательная ситуация позволяет формировать универсальные учебные действия:

умение выделять звук в слове;

пользоваться речью для выражения своих мыслей, желаний;

умение договариваться;

предполагает развитие мелкой моторики;

активное взаимодействие со взрослым и сверстниками;

соблюдение социальных норм поведения;

проявлять инициативу и самостоятельность каждого обучаемого;

умение различать условную и реальную ситуацию;

способствует сопереживанию.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия для детей подготовительной к школе группы «Прогулка в зимний лес. Звук [С] и буква С» Тема: «Прогулка по зимнему лесу. Звук и буква С» Цель: Закрепить знания детей о звуке и букве С. Задачи: • Коррекционно-образовательная:.

Конспект НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группы «Звук [ч]. Буква Ч» Тема:«Звук ч. Буква Ч» Цель:  познакомить детей со звуком [ч] и буквой Ч.  образовательные задачи:  1) закрепить умение детей выделять звук.

Конспект ООД по развитию речи «Звук [О] и буква О» для подготовительной группы Подготовила: воспитатель - Ермакова Г. А. (2017-2018 уч. год) Тема: Звук и буква О,о Цель: подготовка к обучению грамоте Задачи: - закрепить.

Конспект организованной образовательной деятельности «Звук «Б» и буква «Б» с детьми с ОНР в подготовительной группе учителя-логопеда Атлановой Н. А. Тема «Звук Б. Буква Б» Цель: познакомить детей со звуком и буквой Б. Задачи: - Коррекционно-образовательные:.

Конспект открытого занятия для детей с ОНР подготовительной группы «Слоговая структура слова. Звук и буква Ы» Конспект открытого занятия для детей с ОНР, (подготовительная группа) на тему: Слоговая структура слова. «Звук и буква Ы.» Подготовила учитель.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Необычный камень. Магнит и его свойства» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа мальчиков. Тема: «Необычный камень». Магнит и его свойства. Основные.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Порядковый счет» Образовательная область: познание. Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет). Тема: «Порядковый счет». Основные цели: формировать представления.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками старшей группы «Путешествие в сказку» Образовательная область: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие Возрастная группа: старшая Тема: «Путешествие в сказку».

Конспект образовательной ситуации по рисованию с дошкольниками 3–4 лет «Светлячок» Образовательная область: художественное творчество (рисование) Возрастная группа: младший возраст (3-4 года) Тема: Светлячок Основные цели:.

Конспект образовательной ситуации с дошкольниками «Вызывание звука [Р]» Образовательная область: «Коммуникация» (логопедия) Возрастная группа: 5-7, старший дошкольный возраст Тема: «Вызывание звука «Р» Основные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект образовательной ситуации с дошкольниками подготовительной группы «Звук и буква В»
Опубликовано: 23 июня 2019 в 11:38
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД