МААМ-картинки

Образовательная ситуация по математике с детьми 4–5 лет «Путешествие в сказку. Число и цифра 5»

Татьяна Скрягина
Образовательная ситуация по математике с детьми 4–5 лет «Путешествие в сказку. Число и цифра 5»

Образовательная область : познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Возрастная группа: 4-5 лет

Тема: «Путешествие в сказку» (Число и цифра 5)

Основные цели:

1) формирование представления о числе и цифре 5, умения считать до 5, соотносить цифру 5 с количеством;

2) закрепление счетных умений, умения сравнивать и уравнивать группы предметов по количеству, пространственных отношений «справа» - «слева»;

Публикация «Образовательная ситуация по математике с детьми 4–5 лет „Путешествие в сказку, Число и цифра 5“» размещена в разделах

3) формирование опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя;

4) тренировка мыслительных операций анализа, сравнения, обобщения; развитие памяти, речи, логического мышления, внимания, воображение; формирование опыта самоконтроля;

5)воспитание чувства радости от совместно проделанной работы, желания помогать тем, кто в этом нуждается.

Дидактические материалы :

Демонстрационные: письмо, презентация, речка (ткань голубого цвета).

Раздаточные: карточки с изображением разного количества предметов, пирожки и тарелочки (по 5 на каждого ребёнка, цифры 1,2,3,4,5,6,7 (цифра 5 - на каждого ребёнка, корзинки (листки бумаги с изображёнными на них цифрами 3,4,5 на каждого ребёнка, яблоки (кружочки красного цвета, камушки (кружочки серого цвета)

Оборудование: проектор, экран, ноутбук

Краткая аннотация к работе: данная образовательная ситуация направлена на формирование представлений о числе и цифре 5. Дети путешествуют по сказке (за основу взята русская народная сказка «Гуси – лебеди», выполняют задания, в ходе которых открывают новое знание.

Прослеживается интеграция образовательных областей : познавательное, социально-коммуникативное, речевое развитие. Все цели реализуются через игровые ситуации.

Занятие включает развивающие задания с применением разнообразного наглядного материала, позволяющего сохранить познавательный интерес детей на протяжении всего времени.

Ход образовательной ситуации:

Введение в игровую ситуацию

Цель: создание мотивации к игровой деятельности.

Требования:

ситуация включающая детей в игровую деятельность;

обращение к личному опыту детей;

• создание условий для возникновения у детей внутренней потребности включения в игровую деятельность.

Дети стоят около воспитателя.

-Ребята, вы любите сказки? Назовите свою любимую сказку. (Красная Шапочка, Золушка, Гуси - лебеди и т. д.)

Стук в дверь.

- Я сейчас посмотрю, кто это (выходит за дверь и возвращается с письмом.)

- Это письмо. Интересно, от кого оно? Читает письмо.

«Здравствуйте, ребята, меня зовут Маша, у меня Баба-Яга братца Иванушку похитила, а помогли ей в этом птицы. Пожалуйста, помогите мне его найти».

-Какие же птицы могли похитить братца Иванушку? (гуси-лебеди)

-Из какой же сказки эта девочка? («Гуси – лебеди»)

-Ребята, вы хотите помочь Маше? (Да, (Хотим)

Как ей помочь? (Надо попасть в сказку, найти брата.)

-А вы сможете помочь? (Да, сможем)

-Почему вы так думаете? (Мы смелые, (Мы справимся, (Надо помочь Маше)

Что нужно для того чтобы помочь? (Много знать, (Попасть в сказку)

-Как же нам попасть в сказку? (с помощью волшебной палочки, с помощью волшебства, надо сказать заклинание)

2. Актуализация.

Цель: Выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования:

• актуализация изученных способов действия и знаний, достаточных для построения нового знания.

Дидактическая игра «Найди нужную карточку»

Цель: закрепление знания о числе 4, умения считать в пределах 4.

- Правильно, ребята, в сказку можно попасть с помощью заклинания, но оно сработает, если мы правильно выберем волшебные карточки, которые нам нужно найти среди других.

Дети подходят к столу. На нем лежат карточки с разным количеством изображённых предметов.

-Волшебные карточки только те, на которых нарисовано 4 предмета. Прошу вас выбирайте нужные карточки.

Если карточка выбрана правильно, то педагог просит сказать, сколько нарисовано предметов на ней.

-Молодцы! Все выбрали верные карточки.

-Попробуем произнести заклинание. Повторяйте за мной: ««Один, два, три, четыре, повернись, в волшебном лесу очутись»

-Вот мы и в сказочном лесу. Слайд 2

-Прогуляемся по нему!

По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).

На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)

Стоп! - (останавливаются)

Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)

и опять пешком пойдём - (шагают)

3. Затруднение

Цель: Организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования:

• создание ситуации затруднения;

• фиксация в речи причины затруднения.

Слайд 3 – Что это, ребята? (Печка)

-Может печка нам подскажет, куда гуси унесли Иванушку? Давайте спросим.

Дети задают вопрос печке: Печка, печка, куда гуси-лебеди полетели?

Печка: «Разложите пирожки по тарелочкам, тогда скажу».

- Поможем печке? (да)

Дети проходят за столы, на которых лежат 4 тарелки (круга) и 4 пирожка на каждого.

-Положите перед собой тарелки. Сколько их? (4)

-Посчитайте сколько пирожков. (4)

-Разложите пирожки на тарелки. Как вы это сделали? (один пирог на одну тарелку положили)

-Что мы можем сказать про пирожки и тарелки? (тарелок и пирожков поровну, их столько же)

Печка: «Какие молодцы! А у меня ещё пирожки поспели».

Воспитатель раздаёт каждому ребёнку ещё по одному пирожку.

-Сколько же стало пирожков, ребята? Возникает затруднение.

-Вы смогли сосчитать пирожки? (нет, не смогли)

-Почему? (не знаем, как считать)

4. Открытие нового знания

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования:

• организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;

• фиксация нового знания в речи и знаково;

• создание ситуации успеха.

- Ребята, что делать? Как узнать количество пирожков? (надо узнать, как дальше считать)

-Вы знаете, какое число следует за числом 4? (нет)

-Что нужно делать, если чего- то не знаешь? (где-то посмотреть, спросить у взрослого)

- При счёте после 4 идёт 5. Посчитаем до 5: один, два и т. д.

-Как получили пять пирожков? (сначала было 4 пирожка, а потом добавили ещё один, получилось 5)

Ребята, скажите, теперь пирожков и тарелок поровну? (нет, пирожков больше)

-Как быть? (съесть один пирог, положить ещё одну тарелку)

-Положите, пожалуйста, ещё одну тарелку.

-Посчитайте, сколько пирожков (5)

-Сколько тарелок (5)

-Что мы можем сказать про пирожки и тарелки? (их стало поровну)

- Выберите нужную цифру.

Дети подходят к столу.

На столе лежат цифры : 1, 2, 3, 4, 6,7. Пять по количеству детей.

Дети затрудняются в выборе цифры.

-Почему вы не смогли найти нужную цифру? (мы её не знаем)

-Что делать? (спросить у вас)

-Ребята, число 5 обозначается цифрой 5 – показ. Слайд 4

-На что похожа цифра 5? (варианты детей)

-Посмотрите, на что она похожа. Слайд 5

-Найдите среди цифр цифру 5 Покажите её.

(Дети подходят к столу берут цифру 5, показывают)

Печка: «Молодцы, ребята! Гуси-лебеди пролетели справа от меня».

-Спасибо, печка! В какую же нам сторону идти дальше, ребята? (вправо)

-Идём дальше!

По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).

На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)

Стоп! - (останавливаются)

Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)

и опять пешком пойдём - (шагают)

5. Включение нового в систему знаний.

Цель: Закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования:

• соответствие используемых игр цели занятия;

• индивидуальные затруднения в играх;

ситуация успеха в совместной деятельности.

Слайд 6

-Ребята, что это за дерево? (Яблоня, яблонька)

- Спросим, куда нам идти. (Да)

- Яблонька, яблонька, куда гуси-лебеди полетели?

Яблонька: «Разложите мои яблочки по корзинкам, тогда скажу».

-Поможем яблоньке, ребята (Да, поможем).

Дидактическая игра «Разложи яблоки»

Цель: закрепление умения соотносить цифру с количеством предметов.

Дети садятся за столы. На столах на каждого ребёнка лежат три листка бумаги (корзинки) с цифрами : 3, 4, 5 и яблоки.

-Ребята, перед вами корзинки. Сколько их? (три)

-Посмотрите, на каждой из них есть цифра.

-Какие цифры изображены на корзинках? (три, четыре, пять)

-Правильно, молодцы!

-Положите в каждую корзину столько яблок, какая цифра изображена на ней.

-Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой (4) (четыре)

- Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой(3) (три)

- Сколько вы положили яблок в корзину вот с этой цифрой(5) (пять)

Яблоня: «Молодцы, ребята, помогли мне спасибо. Гуси-лебеди пролетели слева от меня».

-Скажем яблоньке спасибо (спасибо)

-В какую сторону нам надо идти? (в левую)

-Тогда в путь.

По сказочной дорожке шагают наши ножки - (маршируют).

На пенёчек мы присели, сладких яблочек поели - (приседают).

По дорожке, по дорожке скачем мы на правой ножке, - (прыжки на правой ноге)

И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке - (прыжки на левой ноге)

На лужайке, на лужайке мы попрыгаем как зайки - (прыжки на двух ногах)

Стоп! - (останавливаются)

Немного отдохнём - (делают вдох-выдох)

и опять пешком пойдём - (шагают)

На полу лежит широкая ткань голубого цвета (речка, на ней серые камушки (кружки)

Дети подходят к речке.

-Ребята, как вы думаете, что это? (ручей, река)

-Это молочная река - кисельные берега.

-Речка, Речка, куда полетели гуси-лебеди?

Речка: «Упали в меня камушки, мешают молоку течь, выньте их, выложите цифру, которую сегодня узнали, тогда скажу, куда гуси полетели»

-Надо и речке помочь, как вы считаете? (да, поможем)

(Дети берут из реки камушки (кружочки)

Дидактическая игра «Выложи цифру»

Цель: закрепление образа цифры 5»

-Выложите из камушков (кружочков) цифру пять.

Речка: «Спасибо вам, ребята, гуси-лебеди полетели прямо, они унесли мальчика к избушке Бабы-Яги. Здесь совсем близко.

-Спасибо тебе, речка!

Слайд 7

-Я вижу, вдали виднеется избушка. Смотрите, Баба-Яга стоит, а рядом Иванушка играет.

Как вы думаете, как нам мальчика спасти? (увести потихоньку, украсть, отнять, попросить отпустить)

-Ребята, я предлагаю воспользоваться волшебными словами, ведь мы с вами вежливые? (да)

Дети: «Здравствуйте, бабушка Яга, отпустите Иванушку, пожалуйста!»

Баба-Яга: «Здравствуйте, со мной ещё никто так вежливо не разговаривал, спасибо, порадовали бабушку. Вы молодцы! На пути ко мне все преграды преодолели, правильно выполнили все задания. Так и быть отпущу Ванюшку. Гуси-лебеди его отнесут назад домой.

-Спасибо, Баба-Яга, ну а нам пора возвращаться в детский сад. Скажем бабушке до свидания. (До свидания)

-Вспомните, как мы попали в сказку? (говорили заклинание)

-Произнесём его вновь и окажемся опять в детском саду, вот только считать уже будем не до 4, а до 5.

Произносят заклинание: «1, 2, 3, 4, 5, повернись, в детском саду очутись!»

6. Осмысление.

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

•организация анализа детской цели;

•фиксирование детьми достижения «детской цели»

•фиксация нового знания в речи;

•определение выполнения взрослой цели

•создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо выполненного дела.

Дети стоят около воспитателя.

-Вот мы снова в детском саду. Вам понравилось путешествие в сказку? (Да, понравилось)

-В какой сказке мы сегодня побывали? (Гуси – лебеди)

-Зачем мы туда отправились? (Помочь Маше, спасти братца Иванушку)

-Вы смогли помочь Маше? (Да, смогли)

-Почему вы смогли ей помочь? (Мы смелые, мы выполнили все задания, мы умеем считать, мы знаем цифры, мы умные, вежливые)

-Кому ещё вы помогли? (печке, яблоньке, речке)

- Что нового вы узнали, когда помогали печке? (научились считать до пяти, узнали цифру 5)

- Вы меня сегодня порадовали, тем, что были дружные, умные, добрые, вежливые и отзывчивые. Вы молодцы!

Комментарии к сценарию:

Используемая литература: русская народная сказка «Гуси-лебеди», практический курс математике для дошкольников «Игралочка» Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект занятия по математике «Число и цифра 8» Тема: Число и цифра 8. Состав числа 8. Цели и задачи: Познакомить детей с числом и цифрой 8, с составом числа 8. Закрепить представления.

Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Поможем Танюшке. Число и цифра 6» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 4 - 5 лет, средняя группа Тема: "Поможем Танюшке" (Число и цифра.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Счет до трех, число и цифра три» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 3-4 года, младшая группа Тема: «Счет до трех, число и цифра три».

Образовательная ситуация с дошкольниками 4–5 лет «Счет до восьми. Число и цифра 8» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа:4-5 лет, средняя группа Тема: Счет до восьми. Число и цифра 8.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Число и цифра «10» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: Число и цифра 10 Цель: создать условия.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Число и цифра 6» Образовательная область: познавательное развитие (математическое) Возрастная группа: подготовительная к школе группа Тема: Число и цифра.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Поможем девочке Жене». Число и цифра «0» Образовательная область: познавательное развитие (ФЭМП) Возрастная группа: 5-6 лет, старшая группа Тема: "Поможем девочке Жени" (Число и.

Образовательная ситуация с дошкольниками «Путешествие в сказку». Число и цифра «5» Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие. Возрастная группа: 4-5 лет Тема:.

Образовательная ситуация с дошкольниками. Возрастная группа для средней группы «Число и цифра пять» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя 4-5 лет Тема: «Число и цифра пять». Основные цели: 1) Сформировать.

Сценарий занятия «Счет до 6. Число и цифра 6» с дошкольниками в технологии «Ситуация» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: средняя (4-5 лет) Тема: Счет до 6. Число и цифра 6. Основные цели:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательная ситуация по математике с детьми 4–5 лет «Путешествие в сказку. Число и цифра 5»
Опубликовано: 31 октября 2019 в 20:12
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД