Ирина Александровна Романова
Образовательно-воспитательный проект «Путешествие в песчаную страну»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательно-воспитательный проект
«Путешествие в песчаную страну»
Цель: развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачи
• обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
• развитие познавательных способностей;
• развитие творческого воображения;
• развитие творческого мышления;
• развитие коммуникативных навыков.
• вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);
• активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);
Публикация «Образовательно-воспитательный проект „Путешествие в песчаную страну“» размещена в разделах
• формирование начальных предпосылок исследовательской деятельности (практические опыты).
Предварительная работа
• Выставка «Музей песка» (работа с родителями).
• Подбор наглядного и дидактического материала.
• Альбом «Музей песка».
• Подбор литературы
• Изготовление песочницы (ящик 60 70 15)
Развитие речи дошкольников
посредством песочной терапии.
Остановимся подробнее на развитии мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно хорошо развиты связная речь, память и внимание, то есть он практически полностью владеет всеми необходимыми для его полноценного развития умениями и навыками. И наоборот, если у ребенка отличается выраженная в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, возникает ряд речевых нарушений и, следовательно, задержка в той или иной степени всех психических процессов.
Работа по развитию общей и мелкой моторики руки должна начаться задолго до поступления детей в школу. Особенно это важно для детей с различными нарушениями речи. В свою работу по воспитанию, обучению и развитию детей с общим недоразвитием речи (ОНР) мы включаем следующие воспитательно-коррекционные мероприятия:
•различные комплексы пальчиковых упражнений;
•графические игры в упражнениях;
•игры с мелким конструктором, цветными спичками, разнообразными мозаиками, пазлами.
Песочная игротерапия является эффективным средством для сенсорно-моторного и общего развития детей, особенно для детей с ОНР. Многолетние наблюдения показали, что игра с песком позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, а также является прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Первые контакты между детьми происходят в песочнице, там малыш получает первые практические навыки и умения. Важно и то обстоятельство, что игры с песком - это одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому мы, взрослые, можем и должны использовать их в развивающих, обучающих и коррекционных целях. В своей работе мы используем песок как основной материал
для исследовательской деятельности. Вместе с детьми изучаем свойства песка, ребята учатся делать первые выводы, умозаключения.
Песочная игротерапия ценна и тем, что здесь для ребенка создается стимулирующая среда, в которой он чувствует себя комфортно и защищенно, именно здесь, в песочнице, дети раскрываются, проявляют свою творческую активность.
Песочную игротерапию применяют в коррекционно-развивающей работе по всем видам деятельности. Для повышения интереса детей к совместной деятельности был подготовлен материал к различным играм. Это дает возможность ненавязчиво, через игровые ситуации, исправлять недостатки.
Игра с песком развивает у детей диалогическую речь, ребята учатся правильно строить предложения, согласовывать существительные с прилагательными, числительными, подбирать уменьшительно-ласкательные формы, классифицировать предметы.
Все задания, игры проводятся в сказочной форме, обязательно используются проблемные ситуации. Это побуждает детей сделать что-то нужное, полезное, они всегда стараются выполнить задание до конца.
Игры c песком способствуют развитию общих речевых данных, силы и модуляции голоса, повышают эмоциональную отзывчивость. При проведении таких игр мы стараемся соблюдать главное правило - максимально поощрять фантазию и творческий подход, полностью исключив негативную оценку действий и результатов ребенка.
Важным моментом при проведении игр с песком является реальное проживание, проигрывание всевозможных ситуаций вместе с персонажами сказочных сюжетов. Дети с удовольствием разыгрывают все эти ситуации с помощью миниатюрных фигурок. Это особенно важно для ребят, имеющих отклонения в эмоционально-волевой сфере. Малоразговорчивые, стеснительные, пассивные дети раскрепощаются через песочную терапию, становятся более открытыми, общительными. Игры с песком положительно влияют на общее развитие ребенка, позволяют корректировать общие речевые нарушения у детей, усиливают личностную заинтересованность ребенка в происходящем.
Календарный план занятий
В средней группе
Путешествие в песчаную страну.
1
Беседа на тему: Песок в жизни человека.
2
Знакомство с песком и его свойствами. Правила игры с песком
3
Закрепляем правила игры с песком.
Дид. игра «Отыщи скелет динозавра».
4
Дид. игра «Отыщи клад и расскажи о нём скороговорку».
5
Дид. игра «Посади цветок на грядку» деление слов на слоги.
6
Дид. игра «Общим словом назови и запомни» построй сказочный лес и засели его дикими животными.
7
Дид. игра «Строители на сказочном острове»
8
Дид. игра «Город одного звука» выбрать фигурки, в названии которых есть заданный звук, построить город и обыграть постройки
9
Открытое занятие по развитию речи с элементами песочной терапии
«Сказка на песке».
Список литературы и Интернет-ресурсов:
Т. Д. Зинкевич Чудеса на песке: практика песочной терапии [2006 г., Сказкотерапия, арт-терапия]
centr-detstvo.ruПесочная терапия
Аистенок. Русский семейный журнал № 7-8 2009
psy.1september.ruГород на песке
www.u-mama.ru Игры с песком
www.mgomz.ru/news Музей песка
www.afisha.ru Песчаные скульптуры
gearth.ru Музей песка
dob.1september.ru