Наталья Малькова
Образовательно-экологический проект «Пусть всегда будет чисто»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.
Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.
Публикация «Образовательно-экологический проект „Пусть всегда будет чисто“» размещена в разделах
Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле. Чтобы выжить человечество должно научиться жить на земле по-новому. Решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Экологический проект - эффективный метод воспитания экологической культуры и привития ребенку стремления к здоровому образу жизни. Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.
Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.
Таким образом, был сделан вывод, что наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания – это организация сюжетно-ролевой игры через проектную деятельность.
Данный проект предназначен для детей и родителей. Содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта :
- образовательная деятельность;
- опытно-экспериментальная деятельность;
- игры, развлечения;
- наблюдения и экскурсии;
- работа с родителями;
Тип проекта : воспитательно-образовательный.
Сроки реализации: долгосрочный (годовой).
Участники проекта : дети, родители воспитанников.
Цель проекта : Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Формирование чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.
Задачи:
1. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;
2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
3. Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;
4. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;
5. Воспитывать разумное и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы;
6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе : ДОУ – семья.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
•У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
•Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
•У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
•Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
•Обогащение уровня экологических знаний родителей.
•Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
•Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный:
- Повышение собственной профессиональной компетентности. Изучение методического материала по направлению работы. (сентябрь-октябрь)
- Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.
- Обогащение игровой среды, создание новых пособий:
- сборник экологических сказок
- видеотека «Экологические мульты»
- уголок «Времена года»
- Совместно с родителями облагораживание и озеленение территории детского сада.
Исследовательский:
- Прогулка по территории детского сада с целью нахождения мусора. (ноябрь-июнь)
- Наблюдение “Что происходит в природе со старыми листьями?”
- Сбор мусора на экологической тропинке.
- Сортировка собранного мусора :
o металлический
o пластиковый
o бумажный и т. п.
-Выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям?
- Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год?
Обобщающий:
- Выставка поделок из бросового материала; (июнь-июль)
- Проведение опытов. - Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- Огород на участке;
- Огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
Информационное обслуживание проекта :
Интернет-сайты;
Периодические издания.
МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проведенная в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней;
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Данный проект дает возможность при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М. : 1996.
2. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
3. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.
4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
6. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
7. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М. : Педагогическое общество России, 2003.
8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
9. Петрова Н. А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.
10.Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002