Образовательно-экологический проект «Пусть всегда будет чисто»

Наталья Малькова
Образовательно-экологический проект «Пусть всегда будет чисто»

Пояснительная записка

Жить в согласии с природой – необходимое условие сохранения цивилизации. В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень.

Планета Земля – наш общий дом, каждый человек, живущий в нем, должен заботливо и бережно относиться к нему, сохраняя все его ценности и богатства.

Природа – источник жизнедеятельности человека. Однако на протяжении длительного времени происходит разрушение жизнетворческих основ, которое угрожает уничтожением не только человека, но и всего живого на земле. Чтобы выжить человечество должно научиться жить на земле по-новому. Решение этой задачи возможно при условии формирования нового мышления – экологического, воспитания экологической культуры личности. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.

Экологический проект - эффективный метод воспитания экологической культуры и привития ребенку стремления к здоровому образу жизни. Детский сад сегодня – это образовательное учреждение, обеспечивающее физкультурно-оздоровительное, познавательно-речевое, художественно-эстетическое, социально-личностное развитие детей. Эколого-ориентированное направление можно выделить отдельно, и в тоже время оно интегрировано входит в каждое из вышеперечисленных направлений, так как имеет огромное влияние на интеллектуальное, творческое и нравственное воспитание, формирующее современную образованную личность.

Усвоение знаний о природе при помощи сюжетно-ролевой игры, вызывающей эмоциональный отклик, оказывает влияние на формирование правильного отношения к объектам растительного и животного мира. Экологические знания, вызвавшие эмоциональную реакцию детей, скорей войдут в их самостоятельную игровую деятельность, станут ее содержанием, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка.

Таким образом, был сделан вывод, что наиболее эффективный способ реализации задач экологического воспитания – это организация сюжетно-ролевой игры через проектную деятельность.

Данный проект предназначен для детей и родителей. Содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:

- образовательная деятельность;

- опытно-экспериментальная деятельность;

- игры, развлечения;

- наблюдения и экскурсии;

- работа с родителями;

Тип проекта: воспитательно-образовательный.

Сроки реализации: долгосрочный (годовой).

Участники проекта: дети, родители воспитанников.

Цель проекта: Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о взаимозависимости мира природы и деятельности человека, как хозяйственной, так природоохранной. Формировать представления о целесообразности вторичного использования бытовых и хозяйственных отходов, стимулировать интерес к исследовательской деятельности, совершенствовать умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, делать выводы. Формирование чувства сопричастности ко всему живому, гуманного отношения к окружающей среде и стремления проявлять заботу о сохранении природы.

Задачи:

1. Учить правильному поведению в природной среде, закладывать основы экологической культуры личности;

2. Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;

3. Закреплять и углублять представления о животных, птицах, млекопитающих;

4. Формировать познавательные умения детей при овладении исследовательскими методами познания природы;

5. Воспитывать разумное и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы;

6. Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;

7. Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Мы предположили к концу года получить следующие результаты:

•У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.

•Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.

•У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.

•Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.

•Обогащение уровня экологических знаний родителей.

•Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.

•Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Подготовительный:

- Повышение собственной профессиональной компетентности. Изучение методического материала по направлению работы. (сентябрь-октябрь)

- Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом.

- Обогащение игровой среды, создание новых пособий:

- сборник экологических сказок

- видеотека «Экологические мульты»

- уголок «Времена года»

- Совместно с родителями облагораживание и озеленение территории детского сада.

Исследовательский:

- Прогулка по территории детского сада с целью нахождения мусора. (ноябрь-июнь)

- Наблюдение “Что происходит в природе со старыми листьями?”

- Сбор мусора на экологической тропинке.

- Сортировка собранного мусора:

o металлический

o пластиковый

o бумажный и т. п.

-Выявление путей попадания его в природу. Может ли этот мусор навредить природе, её обитателям?

- Беседа о том, куда девается этот мусор? Что с ним произойдёт через год?

Обобщающий:

- Выставка поделок из бросового материала; (июнь-июль)

- Проведение опытов. - Составление правил поведения в природе и природоохранных знаков, на основе собственных исследований и выводов.

Материально-техническая база:

- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;

- Огород на участке;

- Огород на окне;

- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, (птиц, растений, животных, времен года и т. д.);

- библиотечка книг с экологическим содержанием;

Информационное обслуживание проекта:

Интернет-сайты;

Периодические издания.

МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:

Познавательный интерес к природе и ее изучению;

Знания об окружающей природе;

Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;

Проявление бережного отношения к природе;

Практические умения и навыки по охране природы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенная в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:

- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;

- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек - часть природы и подчиняется ее законам, о самоценности природы, положительное отношение к ней;

- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.

То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.

При организации воспитательно - образовательного процесса было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта, и совместная деятельность позволила, в свою очередь:

- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.

Данный проект дает возможность при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бурштейн Л. М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.

2. Л. Г. Горькова, А. В. Кочергина, Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.

3. Зенина Т. Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие. - М., педагогическое общество России, 2010.

4. Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.

5. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» (сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.

6. Наш дом – природа. //Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.

7. Николаева С. Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.

8. Николаева С. Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

9. Петрова Н. А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2009.

10.Н. А. Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002

Публикации по теме:

Прогулка летом в средней группе «Пусть всегда будет солнце!» Прогулка летом в средней группе «Пусть всегда будет солнце!» Педагог средней группы Кирхгеснер Алена Валерьевна Тема: «Пусть всегда будет.

Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце»Коллективная работа «Пусть всегда будет солнце» "Пусть всегда будет солнце, Пусть всегда будет небо, Пусть всегда будет мама, Пусть всегда буду я!" 1 июня - День Защиты детей. Мы с ребятами.

Неделя «Пусть всегда будет солнце!»Неделя «Пусть всегда будет солнце!» В нашем детском саду вторая неделя июня проходила под названием "Пусть всегда будет солнце!". На этой неделе мы говорили о солнце, о его.

Стенгазета «Пусть всегда будет солнце!»Стенгазета «Пусть всегда будет солнце!» В Муниципальном дошкольном образовательном учреждении детский сад "Колосок" в мае 2016 воспитатели Галяметдинова Зульфира Нагибовна и.

Праздник к Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда буду я!»Праздник к Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда буду я!» Цель и задачи:Дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о международном празднике “Дне защиты детей". Формировать.

Проект «Пусть всегда будет мама!» (фотоотчет)Проект «Пусть всегда будет мама!» (фотоотчет) Проект "Пусть всегда будет мама!"(для детей младшего возраста) Образ матери - символ родного дома, тепла и уюта, бескорыстной любви. Материнская.

Проект развлечения «Пусть всегда будет мама» Проект развлечения «Пусть всегда будет мама». Цели и задачи. 1. Создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста.

Сценарий летнего развлечения ко Дню защиты детей «Пусть всегда будет солнце! Пусть всегда будут дети!» Материал будет полезен педагогам и музыкальным руководителям при организации летнего досуга с детьми среднего дошкольного возраста ко Дню.

Сценарий праздника для дошкольников ко Дню Матери «Пусть всегда будет мама»Сценарий праздника для дошкольников ко Дню Матери «Пусть всегда будет мама» Сценарий праздника ко дню Матери «Пусть всегда будет мама».Ведущая. Наступает самый дорогой и радостный праздник – праздник наших мам. Они.

Весенний мобиль «Пусть всегда будет мир!»Весенний мобиль «Пусть всегда будет мир!» Ты - символ мира и добра, Мой Голубь белый, вольный! Напомни людям, что пора Уже закончить войны! Взлети ты выше облаков! Пусть нас услышит.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Здоровье, гигиена
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Образовательно-экологический проект «Пусть всегда будет чисто»
Опубликовано: 8 октября 2016 в 09:49
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 октября. Выставка самодельной посуды на МААМ

Посуда как часть нашей повседневной жизни сопровождает нас тысячелетиями. От первого глиняного кувшина и котелка до современных высокотехнологичных кастрюль – такова история развития посудной цивилизации....

23 октября. День рождения Джанни Родари

Кто не знает озорного, храброго, никогда не унывающего мальчика-луковку Чиполлино? Не будем ручаться за весь мир, но в России и СНГ этого сказочного героя знают абсолютно все. Ведь Чиполлино много лет...

Конспект познавательной беседы с детьми подготовительной группы «Жук бронзовка»
Пока дети сладко спали , к нам окно влетел красивый жук. Как он умудрился пролезть через маскитную сетку, трудно сказать, но как-то сумел. Я его...
Конспект НОД по аппликации в старшей группе «Осень в лесу»
Задачи: продолжать учить создавать образы разных деревьев и составлять из них композицию «Осень в лесу», правильно работать с ножницами соблюдая правила...
Конспект родительского собрания «Как рассказывать ребёнку про мир животных» (средняя...
Цель: познакомить родителей с практическими способами воспитания у детей нравственных и этико – экологических знаний: доброжелательности, заботы и...