Жанна Бородина
Образовательный проект «Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 65 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара
Образовательный проект
Детские мастерские, как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО «Удивительное превращение теста»
Разработала воспитатель:
Жанна Николаевна Бородина
Сыктывкар, 2024г.
Актуальность проекта
Публикация «Образовательный проект „Детские мастерские как одна из форм реализации трудового воспитания в ДОО“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Социализация и воспитание детей. Проекты
- Трудовое воспитание. Проекты, проектная деятельность
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Детское творчество является специфической деятельностью, свойственной именно ребёнку, и считается его универсальной способностью. Творческая деятельность удовлетворяет познавательную активность ребёнка, развивает фантазию, изобретательность.
В процессе этой деятельности развиваются образные представления, образное мышление, воображение.
Ручной труд в детском саду - это всевозможная образовательная деятельность, зафиксированная в программе по обучению детей дошкольного возраста.
В ФГОС дошкольного образования, вступившего в силу 1 января 2014 года, выделено пять образовательных областей, которые представляют определённые направления развития и образования детей.
Труд включён в социально - коммуникативное развитие ребёнка: направлено на формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Содержание образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности.
Для детей дошкольного возраста назван ряд видов деятельности, таких как самообслуживание и элементарный бытовой труд, конструирование из различного материала, включая бумагу, природный и иной материал.
Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является, то что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.
Содержание ручного труда очень разнообразно: работа с тканью, нитками, бумагой, древесиной, природными и подручными материалами.
Ручной труд в детском саду даёт ребёнку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.
Одно из наиболее важных условий успешного развития детского художественного творчества, а ручной труд является таковым, - это разнообразие и вариативность работы на занятиях. Новизна обстановки. Именно поэтому в нашей группе была создана «Творческая мастерская»
Это одна из основных обучающих, развивающих и воспитывающих форм.
Одним из видов деятельности в мастерских являются занятия с солёным тестом.
Дети с большим интересом исследуют новый, легко меняющий в руках свою форму пластичный материал. В процессе этих действий происходит формирование представлений о возможностях рук и свойствах теста.
Солёное тесто становиться все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые даёт этот материал для развития творческих способностей дошкольников.
Участники проекта:
Участниками проекта являются воспитанники средней группы, педагоги, родители.
Вид проекта:
Проект является творческим, практико-ориентированным, открытым, детско-взрослым, познавательным, долгосрочным.
Продолжительность проекта:
Продолжительность проекта – 9 месяцев.
Области интеграции проекта:
Реализация мероприятий проекта предполагает интеграцию всех образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Мероприятия проекта реализованы в различных видах детской деятельности: игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, изобразительной, музыкальной, двигательной, трудовой, а также в процессе восприятия произведений художественной литературы.
Цель проекта:
- Целью проекта является создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребёнка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности.
- Создание условий для формирования опыта работы с солёным тестом с использованием различных приёмов лепки.
Задачи проекта:
Задачи для педагога:
Повысить уровень профессиональной компетентности
по изучаемой теме;
- Способствовать росту собственной творческой активности;
- Осуществить обмен опытом с коллегами по изучаемой теме;
- Создать условия для взаимодействия с семьями воспитанников.
2. Задачи для детей:
Образовательные (обучающие):
- Познакомить детей с тестом и его возможностями;
- Обучить приёмам работы с тестом;
- Научить детей владеть различными дополнительными материалами и приспособлениями, необходимыми для изготовления изделий из солёного теста;
- Формировать технические навыки и умения.
Развивающие (мета предметные результаты):
- Развивать интерес к совместной деятельности со взрослым;
- Развивать мелкую моторику рук, координацию движений, кругозор, наблюдательность, речь;
- Развивать эстетический вкус, творческое воображение, фантазию.
- Создать условия для развития творческих способностей.
Воспитательные (личностные результаты):
- Приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду, взаимопомощи;
- Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца.
3. Задачи для родителей:
- Расширить и уточнить представления родителей о необходимости формирования речи у детей посредством тестопластики;
- Вовлечь родителей и детей в образовательный процесс;
- Активизировать на участие в проектной деятельности.
Описание проекта:
Настоящий проект предполагает совместную деятельность всех участников воспитательно - образовательного процесса
(педагоги, родители, воспитанники).
- Реализация проекта предполагает три этапа:
подготовительный, основной и заключительный.
- Для достижения максимальной эффективности в проекте интегрируются все образовательные области.
- Содержание проекта соответствует ФГОС ДО и положениям Образовательной программы, реализуемой в МАДОУ (учёт принципов отбора содержания, выбор методов и приёмов в процессе реализации задач и т. д.)
- Проект может быть полезен воспитателям групп среднего возраста.
Прогнозируемые результаты реализации проекта:
В ходе реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:
- Дети с удовольствием работают в творческой мастерской с различными материалами;
- Сформированы умения и навыки в практической творческой деятельности;
- У детей сформировано умение наводить порядок на рабочем месте;
- Повысился уровень развития мелкой моторики;
- Сформированы технические навыки и умения;
- Дети научились работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми;
- Дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, появился интерес к творчеству на занятиях и самостоятельной деятельности;
- Вовлечены родители и дети в образовательный процесс.
Оценка эффективности реализации проекта:
- Реализация проекта будет способствовать повышению качества воспитательно - образовательного процесса в средней группе.
- Повышению эффективности реализации запланированных мероприятий будет способствовать активное участие в них родителей воспитанников.
Оценка рисков и пути их преодоления:
Возможные риски в процессе реализации проекта:
1. Дети не проявят интерес к теме проекта.
В этом случае будут продуманы сюрпризные моменты, средства активизации интереса детей к теме проекта.
2. Пропуск детьми детского сада в виду наступления осеннее-зимнего периода, повышения уровня заболеваемости.
В этом случае предусмотрены индивидуальные занятия с детьми, которые будут проводиться после их выздоровления.
3. Отсутствие или низкий уровень заинтересованности родителей воспитанников в результатах мероприятий проекта.
В этом случае будет проводиться индивидуальная работа с родителями с использованием фото материалов, свидетельствующих о необходимости проведения работы, направленной на реализацию задач проекта. Продумать пути активизации родителей посредством применения нетрадиционных форм взаимодействия.
Перспективный план реализации проекта
I этап. Подготовительный
Выбор темы проекта. Постановка цели и задач, разработка плана реализации проекта.
Подбор методической литературы, сбор информации, работа с интернет - источниками.
Подбор наглядного материала, художественной литературы, индивидуального и общего материала для работы с солёным тестом.
Обогащение предметно - пространственной развивающей среды в соответствии с темой проекта: - Оформление в группе Творческой мастерской «Удивительное превращение теста»;
- Оформление в группе кондитерской «Карамелька»
Разработка дидактического материала:
- Лэпбук «Волшебное тесто», Лэпбук «Изобразительная деятельность», Развивающие «Дидактические игры», «Тематические альбомы»
Мастер - класс для родителей «Удивительные фигурки из солёного теста»
Выставка детских поделок.
Презентация проекта коллегам и родителям.
Разработка консультаций для родителей: «Приготовление солёного теста», «Развиваем интерес к творчеству у детей», «Рисование пластилином», «Учим ребёнка рисовать»
Разработка буклетов: - Творческая мастерская. Тестопластика «Удивительное превращение теста»
Ознакомление родителей с мероприятиями проекта.
II этап. Основной
Реализация мероприятий с детьми (октябрь 2023 г. – апрель 2024 г.)
III этап. Заключительный
Анализ эффективности реализации проекта
Обогащение развивающей предметно - пространственной среды:
- Оформление в группе Творческой мастерской «Удивительное превращение теста»;
- Оформление в группе кондитерской «Карамелька»
Изготовление продукта:
- Лэпбук «Волшебное тесто»;
- Лэпбук «Изобразительная деятельность»;
- Развивающие «Дидактические игры»;
- «Тематические альбомы»
Презентация проекта
Результаты реализации проекта:
- Дети с удовольствием работают в Творческой мастерской «Удивительное превращение теста»;
- Освоили элементарные правила и приёмы лепки из солёного теста;
- Сформированы умения и навыки в практической творческой деятельности;
- У детей сформировано умение наводить порядок на рабочем месте;
- Повысился уровень развития мелкой моторики;
- Сформированы технические навыки и умения;
- Дети научились работать в сотворчестве с воспитателем и другими детьми;
- Дети получают эмоциональное удовлетворение от занятий лепкой, появился интерес к творчеству на занятиях и самостоятельной деятельности;
- Вовлечены родители и дети в образовательный процесс.
- Пополнена развивающая предметно - пространственная среда группы.
Список научных, научно - методических материалов, используемых в процессе разработки проекта:
1. Горичева В. С., Агибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
2. Горичева В. С., Филиппова Т. В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок». Ярославль, «Академия и Ко», 2000 г.
3. Лебедева Е. Г. «Простые поделки из бумаги и пластилина» М., «Айрис – Пресс», 2012 г.
4. Изольда Кискальт «Соленое тесто» М. «АСТ-Пресс»
5. Романовская А. Л., Чезлов Е. М. «Поделки из соленого теста» - М., «АСТ-Пресс», 2008 г.
6. Катерина Дмитриева «Подарки: Техники. Приемы. Изделия» - М. : «АСТ-ПРЕСС», 1999 г.
7. Лыкова И., Грушина Л. «Пир на весь мир из соленого теста» - М. : Издательский дом «Карапуз», 2008 г.
8. Диброва А. «Поделки из соленого теста» - М. : Издательство: ООО «Книжный клуб семейного досуга», 2008г.
10. И. А. Лычагина «Лепка из солёного теста» - М. : Мозаика-Синтез, 2017.