МААМ-картинки

Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий

Ольга Елфимова
Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Красносельский детский сад» Арзамасского района

Образовательный проект

«Кукла Нетеряша»

с использованием современных образовательных технологий

для детей младшего

дошкольного возраста

в рамках общеобразовательной области

«художественно-эстетическое развитие»

в номинации «Лучший образовательный проект»

Выполнил: воспитатель

1 квалификационной категории

МБДОУ «Красносельский детский сад»

Публикация «Образовательный проект „Кукла Нетеряша“ с использованием современных образовательных технологий» размещена в разделах

Арзамасского района

Елфимова Ольга Александровна

с. Красное

2015 г.

2

Содержание:

1. Паспорт проекта

2. Актуальность проекта

3. Виды кукол

4. История возникновения обереговой куклы Нетеряши

5. Реализация проекта

6. Экономическое обследование

7. Результативность проекта (вывод)

8. Список литературы

9. Приложение

3

1. Паспорт проекта.

Наименование проекта : «Кукла Нетеряша» (обереговая, из серии ОД «Сундучок кота Мурлыки»).

Участники проекта : педагог и воспитанники, родители.

Тип проекта : краткосрочный

Направленность проекта : Данный проект направлен на комплексную интеграцию образовательных областей в соответствии с федеральными государственными требованиями и с использованием в образовательном процессе современных образовательных технологий.

Цель проекта : Пробудить интерес детей к культуре родного края, русской народной культуре.

Задачи проекта :

Обучающие:

1. Продолжать знакомить с устным народным творчеством, с народной культурой, традициями, прикладным искусством (Художественно-эстетическое развитие);

2. Расширять представления о народной кукле (социально-коммуникативное развитие)

3. Активизировать словарь детей глаголами, обозначающими действия (речевое, физическое развитие);

4. Обучать умению отвечать на вопросы взрослого (кота) фразами (речевое развитие);

5. Формировать умения повторять с воспитателем и самостоятельно потешки (Чтение художественной литературы);

6. Формировать умения проявлять интерес к игровым действиям (Социализация);

7. Активизировать мышцы лица, рук через передачу эмоционального состояния (Физическое развитие);

8. Формировать умения безопасности (Социально-коммуникативное развитие);

Развивающие:

9. Развивать зрительное и слуховое внимание (Коммуникация);

4

10. Развивать логическое мышление через исследовательскую деятельность (Познавательное развитие);

11. Развивать диалогическую и монологическую речь (речевое развитие)

12. Развивать умение согласовывать действия с речью (речевое, физическое развитие);

13. Развивать мелкую моторику пальцев (Физическое развитие);

14. Развивать представления и навыки средствами продуктивной деятельности (Художественно-эстетическое развитие).

Воспитывающие:

15. Воспитывать интерес к предметному миру, из чего сделана? (познавательное развитие);

16. Воспитывать желание сочувствовать и помогать сказочным героям (социально-коммуникативное развитие).

2. Актуальность проекта :

Воспитание будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско-патриотическими чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России является актуальным в настоящее время. Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В. Г. Безносова, В. П. Зеньковского, Д. С. Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность. В последнее время все больше уделяется внимание патриотическому воспитанию детей, введение в ФГОС национально-регионального компонента. Большую роль в формировании личности играет краеведение, народные традиции в образовательном процессе. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями. Приобщение детей к истокам народной культуры одна из важнейших задач современной дошкольной педагогике, которая в свою очередь решает ряд комплексных задач, таких как: художественно-эстетическое, патриотическое, нравственное, музыкальное, физическое развитие детей.

5

Почему же мы выбрали народную куклу, как средство приобщения детей к истокам народной культуры? Кукла - первая среди игрушек, поэтому она близка и понятна ребёнку. Рукотворная народная кукла-часть народной традиции. Изготавливая, ее ребенок, постигает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые вдохновленные творцы кукол - дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла - зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Одной из главных задач являлось организовать работу по созданию мини-музея «Народной куклы».

Данный образовательный проект «Народная кукла» является краткосрочным и направлен на воспитание дошкольника, как духовно-нравственную личность.

3. Виды кукол.

По своему назначению куклы делятся на обереговые, игровые и обрядовые. Наша кукла Нетеряша является обереговой куклой. В старину она помогала детям не теряться. Колокольчик, спрятанный под платьем, издавал звон и при движении ребёнка родители могли слышать, где он находится. Вот такое старинное приспособление.

4. История возникновения обереговой куклы Нетеряши.

Родина куклы - Валдай. Оттуда пришли валдайские колокольчики. Звон колокольчика отгоняет злых духов и болезни. Считалось, что если в доме был такой оберег, то его не покидало радость, веселье и счастье. Раньше такие куколки имели еще общие имена: рванки и мотанки. При их создании не применялись ни иглы, ни ножницы. Так как делающий куклу не хотел, чтобы владелец оберега был подвержен «колото-резанной» жизни. Создавались они из лоскутков ношеной одежды. И сохраняли в себе теплоту мыслей человека, носящей ее.

5. Реализация проекта :

Методы и приемы: - наглядные

- словесные

- игровые

6

- практические – изготовление куклы, используя современные технологии продуктивной деятельности – узелковую технологию изготовления и мачалоплетение.

Материалы и оборудование: сундучок, тканевые круги белого и цветного тона, вата, ленты цветные тонкие, атласные, колокольчик малого размера, мочало. Игрушки: рукавичка или кукла Маша, кот Мурлыка (можно взрослого).

Предварительная работа:

- Знакомство с историей возникновения народной куклы.

- Знакомство с куклами различных губерний.

- Изучение видов кукол.

- Изучение технологии изготовления куклы.

- Изготовление обереговых и игровых кукол.

- Заучивание наизусть потешек «Идёт коза рогатая», «Кот», с использованием ритмических упражнений

- Чтение сказки «Маша и медведь»

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная Двигательные паузы – логоритмическое упражнение, подвижная игра. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики ушли»

Игровая Игровые ситуации «Сундучок кота Мурлыки»

Познавательно-исследовательская Решение проблемной ситуации, обследование, обыгрывание

Коммуникативная Диалог с котом Мурлыкой, воспитателем; речевые проблемные ситуации

Музыкально-художественная Подбор музыкальных сопровождений, развитие ритмических навыков

Чтение художественной литературы Чтение потешек

Продуктивная Изготовление народной куклы-оберега «Нетеряша»

Трудовая Индивидуальный труд в процессе продуктивной деятельности

Работа по обогащению предметно - развивающей среды в группе включала в себя:

-подбор наглядного материала;

-создание дидактических игр;

-выставки произведений декоративно - прикладного искусства;

- книжные выставки;

-внесение материала для самостоятельной творческой деятельности детей.

Работа с родителями:

-участие в создании мини-выставок;

-выставки передвижки для родителей;

-совместные праздники и развлечения;

-колонка «читаем детям» (в родительском уголке);

- конкурсы – задания.

Этапы реализации проекта :

- Знакомство с историей возникновения народной куклы.

- Изучение видов кукол.

- Изучение технологии изготовления кукол.

- Изготовление обереговых и игровых кукол.

- Презентация проекта.

1 этап подготовительный

На первом этапе изучена и проанализирована литература по теме, определены объемы материала, сроки, направление по проекту. Совершенствование необходимой материально- технической базы и развивающей предметной среды (альбомы, материалы, дидактические игры, подборка художественной литературы,

8

конспекты занятий, с целью накопления представлений о народной культуре, быте, народных традициях).

Мероприятия способствующие реализации проекта :

- проведение родительского собрания «Народная кукла в играх современных детей»

Цель: Наладить взаимодействие с родителями в организации исследовательской деятельности по теме «Создание народной куклы»

- экскурсия воспитанников в Дом творчества села Красное. Центр ремёсел Арзамасского района.

Цель: Поиск материала по созданию народной куклы, познакомить со старинными предметами быта нашей местности.

- работа с родителями. Цель: Вовлечение родителей к созданию группового мини музея «Народная кукла»

Таким образом, на первом этапе мы стараемся сформировать у детей устойчивый интерес к ознакомлению с историей своего народа, села, развивать эмоциональную отзывчивость, желание знакомиться с народными куклами и их изготовлением.

2 этап основной продуктивный.

Цель: изучение педагогической литературы; разработка, проверка действенности и эффективности мероприятий, направленных на развитие интереса детей к народной кукле.

- мероприятия, направленные на развитие интереса детей к народной кукле реализуются в соответствии с тематикой и сроками, разработанными в перспективно - тематическом планировании (приложение). Составляя перспективный план работы, был сделан упор на то, чтобы подвести детей к пониманию значимости народной культуры, жизни народа его традиций, развитию художественного восприятия, чувства прекрасного на основе русских народных сказок.

- итоговое мероприятие, направленное на создание куклы своими руками.

9

3 этап аналитический

Анализ определения достижений поставленных целей и задач проекта на каждом этапе. Определение уровня сформированности интереса детей к народной кукле; анализ эффективности работы по данному проекту на заключительном этапе.

Творческий отчет о проделанной работе:

- Игровое развлечение «Дружно весело играем» (подвижные игры с участием куклы Нетеряши)

-Участие в региональном конкурсе методических разработок педагогов ДОУ в рамках работы IV Открытого Регионального научно – методического симпозиума «Наш мир – мир детства» (Диплом Лауреата)

-Создание мини- музея «Народная кукла»

- Открытый просмотр итоговой продуктивной ОД «Кукла Нетеряша»

Ожидаемые результаты:

- Вызвать позитивно-эмоциональный настрой на деятельность

- Развитие внимания, мышления

- Закрепить ранее полученные знания о народном творчестве, кукле.

- Способствовать развитию мыслительной деятельности

- Снятие усталости и напряжения, внесение эмоционального заряда движения во взаимосвязи с речью.

- Развитие свободного общения

- Закрепить знания о свойствах предметов

- Способствовать развитию образного представления, творческого восприятия, навыков владения материалом

- Знание известных русских народных потешек

- Воспитание добрых чувств

- Сформированность навыков правил безопасности.

10

6. Экономическое обследование.

Наименование материала Единица измерения Затраты на единицу измерения

Норма расхода Цена, сумма руб.

ткань

канва

лента

нить кручёная м

м

м

м 0,2

0,05

0,5

0,5 4,0

12,5

3,0

2,5

Итого: 22,0

7. Результат проделанной работы (вывод)

Работая над проектом, мы узнали историю возникновения народной куклы, что куклы были обереговые и игровые. Искусство это очень древнее, дохристианское. Об этом свидетельствуют образы и технология изготовления тряпичной куклы : кукла не шилась, а сворачивалась из цельного куска материи. Во время реализации проекта, благодаря построенной системе работы у детей усилился интерес к истории своего народа, стали накапливаться знания, что в свою очередь отразилось на эмоциональном состоянии детей и результатах их повседневной продуктивной деятельности.

Мы сделали вывод: что кукла – самая древняя и наиболее популярная до сих пор игрушка. Она обязательный и верный спутник детских игр, но одновременно и самое доступное для детей произведение искусства.

Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим,

И в прошлом красоту находим, хоть новому принадлежим!

8. Список используемой литературы :

1. Бениаминова М. В. Воспитание детей / М. В. Бениаминова. – М. : Просвещение, 1981. – 402 с.

2. В. В. Гербова «Книга для чтения в детском саду» Издательство Оникс 2010г

11

3. Дети в традиции. Традиции в детях: материалы Межрегионального научно-практического семинара / сост. Т. С. Канева, Т. И. Дронова. – Сыктывкар: Изд. Коми научного центра, 2010. – 56с.

4. Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. – М. : Педагогика; 2-ое издание, 1986. – 78с.

5. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ авт. Е. В. Михеева.

6. Здоровье современных дошкольников автор М. А. Руднова

7. Интернет-ресурсы: Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла.

8. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. (Москва, «ВАКО», – 2004г)

9. Развивающие игры, сказки, забавы для дошкольников: Методическое пособие / Е. И. Якубовская, Н. В. Еремина, Л. 'Н. Иванищенко; Под общей ред. Е. И. Якубовской. – СПб. :СПбАППО, 2008. – 276 с

10. Куликова А. Т. Семейная педагогика и домашнее воспитание / А. Т. Куликова. – М. : Академия,

11. Островская Л. Ф. Педагогические ситуации в семейном воспитании дошкольников: книга для воспитателей детского сада / Л. Ф. Островская. – М. : Педагогика, 1990. – 160 с.

12. Петровский В. А. и др. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / В. А. Петровский, Л. М. Кларина, Л. А. Смывина, Л. П. Стрелкова. – М. : Малое предприятие «Новая школа», 1993. – 45 с.

13. Соркина А. И. Дидактические игры в детском саду: пособие для воспитателя детского сада / А. И. Соркина, - М. : Просвещение, 1982. – 96 с.

14. Стрелкова Л. П. Влияние художественной литературы на эмоции ребенка: эмоциональное развитие дошкольника / Л. П. Стрелкова. – М. : Просвещение, 1985. – 144с.

12

15. Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей. М. Н. Щетинин – Айрис-пресс, 2007. Д. Кэмпбелл «Эффект Моцарта». (М. 2000г.)

16. Сиротюк А. Л. «Коррекция обучения и развития школьников» (творческий центр. М. 2001г.)

17. Удальцова Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников / Е. И. Удальцова. – Минск: Нар. Асвета, 1976. – 128 с.

18. Шапкина В. Б. и др. Народная кукла в игре современных детей / В. Б. Шапкина // Справочник старшего воспитателя. – 2008. - №6. – С. 47-57.

13

9. Приложение

Итоговая образовательная деятельность «Кукла Нетеряша»

I. Вводная часть -Мотивационно-ориентировочная: Раздается стук в дверь, входит кот Мурлыка с сундучком (сюрпризный момент).

КОТ: Здравствуйте, ребята! Можно к вам в гости? Тогда убирайте игрушки и ко мне подходите.

Воспитатель: Проходи, садись. Мы на тебя посмотрим, какой ты пушистый, добрый! Ребята, а давайте коту Мурлыке расскажем о нем:

Тактильная гимнастика «Кот» - дети гладят кота по мягкой пушистой шубке.

Как у нашего кота

Шубка очень хороша

Удивительной красы

Глаза смелые, зубки белые (Кот благодарит «мурлычет»).

КОТ: А я вам принес вот этот сундучок (показывает, в нем живут сказки. Давайте заглянем в сундучок и посмотрим, какой сказочный герой к нам пришел и из какой сказки? (Открывает сундучок и достаёт театральную рукавичку куклы Маша). Маленькая девочка и одна, откуда, кто она? Вы узнали ребята девочку? (ответы детей – внучка Маша). А из какой сказки эта девочка? (ответы детей – «Маша и медведь»)

Маша: (грустно) – Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть (плачет).

Кот: Что случилось, почему ты плачешь?

Маша: - Я опять заблудилась и потерялась. Меня дома бабушка с дедушкой ждут.

Кот: Ах ты, Маша – «потеряша».

Воспитатель: А давайте мы ее порадуем веселой потешкой.

Логоритмическое упражнение с движениями «Идёт коза рогатая» (физминутка).

Идет коза рогатая

Идет коза бодатая

Глазками хлоп – хлоп

Ножками топ – топ

Кто кашу не ест, кто молока не пьет

Забодаю (Маша смеётся).

14

КОТ: Ай, да молодцы ребята, Маше понравилось.

Ну а теперь слушай Маша внимательно и запомни обязательно: Из дома одна не уходи! Если потерялась – стой и жди, на помощь позови!

III. Основная часть - Продуктивная деятельность.

Воспитатель: Ребята, а я знаю, как помочь Маше больше не теряться. Давайте сделаем для неё куклу «Нетеряшу», помните, мы с вами с ней знакомились. С ней Маша никогда не потеряется. Но сначала давайте расскажем Маше, как однажды наши непослушные пальчики также ушли без разрешения.

Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики ушли»

Наши пальчики ушли, ели- ели их нашли (Резво шевелим пальцами, зажимаем и разжимаем в кулачок. Далее загибаем пальчики по очереди, начиная с большого)

Этот пальчик в лес пошёл,

Этот пальчик гриб нашёл,

Этот встретил в лесу зайку,

Этот спать лёг на лужайке,

Этот с ветки скок да скок,

Спрятались все в кулачок!

Далее дети садятся за столы, на которых лежат готовые материалы для творчества. С помощью воспитателя, пошагово ребята делают куклу «Нетеряшу».

1. Кусочек ваты скатываем ладонями в шар.

2. Берём тканевый круг белого цвета, в середину которого кладём ватный шар и перевязываем белой ниткой (получилась голова).

3. Далее берём тканевый цветной круг, середина которого заранее надрезана и просовываем голову куклы, как бы одевая платье, и также укрепляем нитью.

III. Затем берём колокольчик, просовываем атласную ленту нужной длины, завязываем и крепим на шее куклы, концы ленты также связываем, (можно бантом, таким образом, чтобы куклу можно было одеть как подвеску через голову. Кукла «Нетеряша» готова.

III. Итоговая часть – Дети дарят куклу Маше. Воспитатель подводит итог, обращая внимание детей на то, что эта кукла оберег, и что она поможет детям не потеряться. При движении колокольчик издаёт звон и вас будет слышно.

Маша:Спасибо ребята, вы такие мастера, ну а мне уже пора.

15

Кот: Маша, ты с ребятами поиграй, куклу в деле испытай. Ну-ка, кто у нас тут юркий, поиграем с вами в жмурки.

Подвижная игра «Жмурки» (дети с куклами на шее, бегают от кота Мурлыки, при этом колокольчики звенят и по звуку кот их ловит).

Кот: Весело у вас ребята, но нам пора прощаться, надо Машу домой проводить. А вы как соскучитесь по моим сказкам, зовите, я обязательно приду.

До свидание.

Ребята прощаются с котом Мурлыкой и Машей и самостоятельно играют с куклами.

Общий итог ОД: пополнение мини музея «Народная кукла» куклой «Нетеряшей».

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в ДОУИспользование современных образовательных технологий в ДОУ Пояснительная записка Использование современных образовательных технологий в ДОУ Основная цель работы нашего дошкольного учреждения, это.

Конспект интегрированной образовательной ситуации с использованием современных образовательных технологий «Огненная Жар-птица» Цель: формировать у детей представления о декоративно – прикладном искусстве и традиций, передающихся от поколения к поколению; познакомить.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по познавательному и речевому.

Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий Конспект непосредственной образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий по нравственному воспитанию.

Конспект занятия с использованием современных образовательных технологий для детей в средней группе «Покормите птиц зимой» Конспект непосредственно –образовательной деятельности с использованием современных образовательных технологий для детей в средней группе.

Отчет об использовании современных образовательных технологий для аттестации. Критерий 1 Отчёт инструктора по физической культуре МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская О. Ф. Крикун об использовании современных образовательных.

Отчет об использовании современных образовательных технологий, ИКТ и здоровьесберегающих технологий Принципы здоровьесбережения: - Не навреди! - Принцип триединого представления о здоровье. - Непрерывность и преемственность. - Соответствие.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в ДОУ В настоящее время педагогические коллективы ДОУ интенсивно внедряют в работу инновационные технологии. Поэтому основная задача педагогов.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в образовательном процессе Долг взрослого– помочь ребенку научиться находить и извлекать необходимую информацию, усваивать ее в виде новых знаний. Педагог грамотно.

Отчет об использовании современных образовательных технологий в учебном процессе. Я, Аржукова Анна Николаевна, в течении десяти лет работаю по программе ««Детство». Программа развития и воспитания детей в детском саду.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Кукла Нетеряша» с использованием современных образовательных технологий
Опубликовано: 1 марта 2016 в 15:53
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД