Ирина Исаева
Образовательный проект в подготовительной группе для детей с НОДА «Обитатели морей и океанов»
образовательный проект
«Обитатели морей и океанов»
АКТУАЛЬНОСТЬ: многогранный подводный мир и сегодня остается малоизученным. Известно, что под водой обитает большое количество редких и удивительных существ. В глубинах морей и океанов, существует свой, несравнимый ни с чем, удивительный, и не похожий на тот, что окружает нас с вами подводный мир. В подводном мире свои правила и условия для выживания. Но помимо всех опасностей этот мир затаил в себе удивительную красоту и свою уникальность, какую не найти на суше, и ни где либо еще. На сегодняшний день вопросы охраны окружающей среды стоят очень остро. Одной из причин этого явления отсутствие у людей экологической грамотности и культуры. Основы экологической культуры закладываются еще в дошкольном возрасте. Необходимо воспитывать у детей бережное и осознанное поведение по отношению к родной природе. Но, к сожалению, из бесед с детьми следует, что они очень мало знают о флоре и фауне морей и океанов. С целью осознания уникальности данных природных объектов и воспитания экологически грамотного поведения и был разработан образовательный проект «Обитатели морей и океанов».
Публикация «Образовательный проект в подготовительной группе для детей с НОДА „Обитатели морей и океанов“» размещена в разделах
- Морские животные, обитатели водоемов, подводный мир
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Моря и океаны
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
Цель проекта : создание условий для воспитания экологической культуры и развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации проекта.
Задачи:
- расширить представления детей об обитателях морских глубин (акула, осьминог, кит, морской конек, морская звезда);
- развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое (знакомство с творчеством художников отображающих море);
- развивать способность вслушиваться в звуки природы;
- развивать познавательный интерес;
- закреплять знания об охране окружающей среды.
Участники: дети подготовительной группы, родители, воспитатель.
Срок проведения: три недели
Режим проведения мероприятий: согласно плану.
Формы и методы организации: игровая деятельность, совместная деятельность взрослых и детей, беседы, прослушивание музыкальных произведений и разучивание стихов и загадок, выставки работ, совместное выполнение работ родителями и детьми (рисунков, подготовка выступлений, макета, просмотр мультфильмов.
Основные принципы реализации проекта :
- доступность
- учет возрастных особенностей детей
- наглядность и занимательность
- взаимодействие с ребенком в условиях группы и семьи.
Этапы проекта :
Подготовительный.
Практическая деятельность.
Презентация.
Ожидаемые результаты:
- владение понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски», «млекопитающие», «беспозвоночные»; иметь простейшие представления об особенностях строения тела морских обитателей, о том, чем и как питаются морские обитатели, способах их передвижения, способах маскировки;
- приобретение детьми навыков безопасного осознанного поведения в природе;
- приобщение родителей и детей к совместной деятельности;
- установление со всеми участниками образовательного проекта доверительных и партнерских отношений.
Предварительная работа:
- поисковая работа по подбору иллюстрационного материала по теме «морские обитатели», «море»;
- знакомство с литературными произведениями: Г. Косова «Азбука подводного мира», С. Сахарнов «Кто в море живет?», А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»;
- рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовского «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал», А. Боголюбов «Парусник в море»;
- просмотр мультфильма «Разноцветная семейка».
Планирование мероприятий.
1. Беседа «Подводный мир океанов».
2. Чтение Г. Косова «Азбука подводного мира».
3. Просмотр мультфильма «Разноцветная семейка».
(Расширять представления детей о подводном мире океанов.)
1. Беседа «Кто живет под водой?».
2. Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке».
(Расширять представление о подводном мире.
Развивать интерес к сказочным произведениям, фантазию, умение представлять подводный мир золотой рыбки.)
1. Рассматривание репродукций картин И. К. Айвазовского «Ночь. Голубая волна», «Девятый вал». А. Боголюбова «Парусник в море».
2. Взаимодействие с родителями: изготовление рисунков совместно с детьми по выбранному жителю подводного мира.
(Воспитывать у детей художественный вкус, умение понимать содержание картины, умение домыслить погодное явление на жнее моря.)
1. Рассматривание иллюстраций «Морские обитатели».
2. Просмотр презентации «Погружение водолаза».
3. Д/и «Чья тень?».
(Расширение познания о профессии водолаза (возможность увидеть подводный мир с помощью водолаза)
1. Разучивание пословиц и поговорок, разгадывание загадок.
2. Пластинография «Необыкновенные рыбки».
(Закреплять умение следовать устным инструкциям, оперировать понятиями, обозначающими пространственные характеристики. Развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.)
1. Опыт «Свойства воды» (сравнение пресной и соленой воды).
2. Прослушивание песен о море, слушание музыки: «Звуки моря», «Звуки дельфина».
3. Подвижная игра «Море волнуется».
(Закреплять знания о свойствах обычной воды, знакомить со свойствами морской (соленой) воды. Учить воспринимать характер музыкальных произведений. Упражнять детей в создании выразительных образов морских обитателей. Прививать любовь к различным музыкальным жанрам. Развивать двигательные навыки.)
1. Д/и «Четвертый лишний».
2. Чтение стихотворения В. Орлова «Для чего морю наряды?».
3. Взаимодействие с родителями: помощь в изготовлении макета морского дна; оказать помощь в оформлении выступления по выбранному обитателю моря или океана.
(Уточнять и закреплять знания об обитателях моря.
Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.)
1. Чтение Г. Х. Андерсена «Русалочка».
2. Рисование красками «по мокрому» «Волшебный подводный мир».
3. Д/и «Собери дельфина».
(Формировать интерес к художественным произведениям различных жанров, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром; учить выделять главную мысль произведения; развивать мелкую моторику рук и глазомер, художественный вкус и творческие способности.)
1. Лепка из пластилина «Обитатели морей и океанов».
2. Разрешение проблемной ситуации «Загрязнение окружающей среды».
3. Д/и «Угадай какой водоем».
(Уточнить и закрепить знания об обитателях моря. Развивать находчивость, внимание, умение доказывать правильность своего суждения.)
1. Знакомство с новой формой худ. творчества – Квилинг «В морских глубинах».
2. Сюжетно-ролевая игра: «Путешествие на корабле».
3. П/и «Рыбаки и рыбки».
(Сформировать преставление о новом виде бумагопластики – квилинге; освоить основные элементы и приемы выполнения квилинга; формировать у обучающихся навыки работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук; развивать у обучающихся творческое воображение и мышление; развивать способность к творчеству и интерес; воспитывать аккуратность и собранность; учить детей понимать прекрасное.)
Развлечение: викторина «Чудеса подводного мира». (Закреплять знания об обитателях подводного мира.)