Дина Никитина
Образовательный проект «Огород на подоконнике»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием.
Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у них эстетического восприятия, чувства красоты и гуманного отношения к природе.
Публикация «Образовательный проект „Огород на подоконнике“» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Огороды на подоконнике
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. Поэтому мною был разработан и внедрен проект «Огород на подоконнике».
Актуальность реализации проекта.
Дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Цель проекта: Расширение знаний детей о том, как сажают лук, ухаживают за ним: активизировать у детей инициативу, внимание и память, обогащение словарного запаса.
Задачи проекта: Для работы с детьми
1. Знакомство детей с процессом посадки лука. Воспитание у детей желание участвовать в трудовой деятельности.
2. Закрепить представления о луке и о его характерных особенностях.
3. Формировать представления детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
4. Вызвать у детей интерес к растениям через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность.
5 .Учить детей ежедневно наблюдать и ухаживать за растениями в комнатных условиях.
6. Научить детей видеть результат своего труда.
Для работы с родителями.
1. Заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе.
2. Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации проекта.
Для педагогов:
1. Овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства.
2. Выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми.
3. Сформировать предметно-развивающую среду для проекта.
Помогать детям добывать знания.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта: познавательно - исследовательский.
по форме: интегрированный (речевое, познавательное, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие).
Участники проекта: дети младшей группы, воспитатели, родители (законные представители)
По количеству участников: групповой.
По продолжительности реализации проекта: краткосрочный.
Сроки реализации: февраль с 07.02.-18.02. 2022 года.
Ожидаемы результаты:
1 Дети получат представления о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.
2 Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.
3 Дети познакомятся с процессом посадки лука и научатся выполнять простейшие трудовые операции необходимые при этом.
4 Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.
Продукт проектной деятельности
«Вырос наш зелёный лук»
Предварительная работа.
• Наблюдения, организованная деятельность;
• Беседы (какие растения можно вырастить на подоконнике, рассматривание иллюстраций
• Чтение художественной литературы, потешек, загадок про овощи.
• Игровые упражнения «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Отгадай по вкусу»
• Продуктивная деятельность: «Посадили мы лучок» - рисование; «Наш урожай» - лепка, «Домик в деревне» - конструирование.
Роль родителей в реализации проекта.
• Индивидуальные беседы «Что можно вырастить на подоконнике»
• Папка-передвижка «Здоровый образ жизни».
• Привлечение родителей к участию в выставке работ «Вырос наш зеленый лук»
• Участие родителей в реализации проекта: совместная посадка лука с детьми
Ресурсы.
Организационные:
- организация деятельности участников проекта.
Методические:
-теоретическая и методическая литература;
-ресурсы интернета.
Кадровые:
-воспитатели группы
Этапы реализации проекта (План – схема)
Первая неделя
Понедельник
Открытие недели «Огород на подоконнике».
Цель дня
- формирование знаний детей о том, как сажают лук
-расширять знания детей об овощах.
-закреплять понятия большой маленький
-создать положительный эмоциональный настрой
Мероприятия
1. Беседа «Что такое огород и что на нем растет»- расширять знания детей об овощах
2. Подготовка почвы и лотков для посадки.
3. Подготовка посадочного материала луковиц (большие и маленькие, семян травки для животных).
4. Дидактическая игра «Что и зачем?» Знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями.
Вторник
«Растения, которые можно вырастить у нас в группе»
Цель дня -формировать интерес к устному народному. творчеству, желание слушать сказки, потешки, поговорки. связанные с огородом.
-обогащение словарного запаса.
-формирование первоначальных навыков бережного отношения к растительному миру.
Мероприятия 1Чтение русской народной сказки «Репка», потешки «Огуречик».
2. Беседа: «Какие растения можно вырастить на подоконнике».
3. Игра – драматизация по сказке «Репка» (на основе сюжета - посадка семян редиса)
Среда
«Посмотри и расскажи, что растет на огороде»
Цель -создать условия для рассматривания иллюстраций, картинок, муляжей овощей и фруктов, уточнение формы, цвета; -побуждать детей к рассказу по иллюстрациям.
-систематизировать знания детей об овощах, фруктах; закрепить у детей знания об огороде; развивать связную речь детей. Расширять словарный запас, обучать навыкам сравнения, систематизировать представления о признаках объектов.
Мероприятия 1. Рассматривание иллюстраций, луковицы, семян цветов, веточек деревьев, овощей.
2. Чтение стихов, загадок.
3. Беседа «Что растет на огороде?».
4. Подвижная игра «Огуречик» Укрепить мышцы ног, формировать чувство ритма.
Четверг
Посадили мы лучок
Цель -вызвать интерес к выращиванию лука.
-воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям через опытно – исследовательскую деятельность
- Создать необходимые условия для посадки (контейнер. грунт)и роста лука (свет, вода, тепло).
Мероприятия 1. Беседа "Что нужно растениям для роста?"
2. Занятие «Посадка лука»
3. Чтение любимых стихов С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».
4. Дидактическая игра «Собери из частей целое»- развитие воображения, памяти, мелкой моторики.
Пятница
Выставка работ по лепке «Наш урожай»
Цель дня -Развить чувство гордости за сделанную поделку.
-Воспитывать доброжелательные отношения к окружающим.
-Создать положительный эмоциональный настрой во время рассматривания работ по лепке.
Мероприятия 1. Занятие. Изобразительная деятельность: лепка овощей из пластилина (помидор, огурец, морковь)
2. Оформление мини выставка «Наш урожай»
3. Беседа с детьми «Роль солнца, воздуха и воды в жизни растений».
Вторая неделя
Понедельник
Рост и развитие растений
Цель дня
-способствовать формированию интереса к долгосрочным наблюдениям;
-формировать представление детей о том, что для роста растений необходима земля, вода и солнце;
-обеспечить активное включение детей в разнообразные виды деятельности.
Мероприятия
1. Наблюдение «Первые всходы».
2. Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода и росток», «Солнце и росток» обеспечить полив и уход за растениями.
3. Дидактическая игра. «На что похожи овощи?» помогает в игровой форме запомнить названия овощей, соотносить их с геометрическими фигурами.
4. Семейный просмотр и обсуждение мультфильма «Лунтик. Лук»
Вторник
«Чиполино» по страницам любимых книг
Цель дня -формировать интерес к овощам через произведения художественной литературы, желание слушать сказку, рассматривать иллюстрации, обыгрывать.
-активизировать речь детей. Развивать память, сосредоточенность, выдержку.
-вызвать у детей интерес к растениям через стихи, загадки,
Мероприятия 1. Чтение отрывков из книги Д. Родари «Приключения Чипполино» рассматривание иллюстраций.
2. Дидактическая игра. «Вершки корешки» Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни - корешки и плоды - вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей
3. Игра – драматизация по стихотворению (пер. И. Токмаковой) «Купите лук»,
4 Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.
Среда
Фоторепортаж «Вырос наш зеленый лук»»
Цель -уточнить знания детей о том, из чего можно вырастить растения
-формировать знания детей о характерных признаках лука
- с помощью фоторепортажа, учить детей видеть результаты своего труда, рассказывать о своей деятельности и о деятельности совместно с родителями.
-обогащать словарный запас.
Мероприятия 1. Организация выставки фотоснимков, принесённых из дома.
2. Чтение стихов, загадок. С. В. Михалкова «Овощи», В. Коркина «Что растет у нас на грядке?».
3. Дидактическая игра «Узнай по вкусу» Упражнять детей в определении вкуса и запаха овощей.
4. Словесная игра с движениями «Большой – маленький» (словообразование с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов)
Четверг
Волшебство на грядке
Цель -продолжать формировать интерес к растениям
- воспитывать уважение к людям труда, бережное отношение к его результатам.
Мероприятия 1. Игра малой подвижности «Огород у нас в порядке».
2. Просмотр мультфильма «Репка»
3. Чтение отрывка из рассказа Э. Успенский «Как капусту растили»
4. Занятие; изобразительная деятельность: рисование «Посадили мы лучок»
Пятница
Праздник-выставка «Огород на подоконнике»
Цель дня -развить чувство гордости за проделанную работу с мамой – выращенный лук.
Вспомнить правила бережного отношения к книгам.
-воспитывать доброжелательные отношение к окружающим.
-создать положительный эмоциональный настрой во время рассматривания рисунков.
Мероприятия 1. Беседа «Мой любимый овощ»
2. Презентация «Огород круглый год»
3. Выставка рисунков «Посадили мы лучок»
4. Конструирование «Домик в деревне»
Памятка для родителей:
• Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.
• Говорите с ребёнком – сначала называя окружающие предметы, позже – действия, затем – признаки и свойства предметов, объясняйте окружающий мир и формулируйте закономерности, рассуждайте вслух и обосновывайте свои суждения.
• Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка. Уважайте его интеллектуальный труд.
• Проводите совместные наблюдения и опыты.
• Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка.
• Поощряйте его инициативу и самостоятельность.
• Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.
• Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.
Консультация для родителей «Лук от семи недуг»
Лук репчатый — пряное, культурное, растение - относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того в луке имеются - протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами: С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С. Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.
Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Применение в медицине.
В медицине известен со времён Гиппократа. Лечебные свойства лука признавали все народы. Римляне считали, что сила и мужество солдат увеличиваются при употреблении лука, поэтому он входил в военный рацион. В Египте луку воздавали почести как божеству. При Гиппократе лук прописывали больным ревматизмом, подагрой, а также от ожирения. Луковый сок полезен при загрязнённых ранах, смазывать глаза выжатым соком лука с мёдом полезно от бельма…
Луковый сок помогает от ангины. Съедобный лук вследствие своей горечи укрепляет слабый желудок и возбуждает аппетит».
Время появления лука на Руси точно не установлено, но известно, что уже с давних пор он являлся одним из главных пищевых продуктов и считался универсальным средством, предохраняющим и излечивающим болезни.
Лук является хорошим витаминным средством, особенно рекомендуемым в зимне-весенний период, но используемым круглый год. Значительное количество минеральных солей в луке при его использовании в пищу способствует нормализации водно-солевого обмена в организме, а своеобразный запах и острый вкус возбуждают аппетит.
Лук широко используется в современной медицине. Лук является популярным косметическим средством во многих странах мира. Соком лука рекомендуют смазывать волосистую часть головы при себорее, гнездовой плешивости, для укрепления корней волос. При этом волосы становятся шелковистыми, мягкими и блестящими, а кожа не шелушится, не образуется перхоть. От луковичного сока бледнеют веснушки; приём лука внутрь, а также луковые маски (из смеси кашицы лука с мёдом) предупреждают появление морщин, кожа лица становится свежее.
В процессе реализации проекта:
1. Дети научились сажать лук и семена, ухаживать за ними.
2. Дети закрепили понятия большой, маленький.
3. У детей сформировались знания и представления о росте зелёного лука и редиса в комнатных условиях.
4. Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принёс детям положительные эмоции, осознания собственных умений.