Дарья Хлебович
Образовательный проект «От идеи до мастерства — один шаг»
▼ Скачать + Заказать документы
Сказка – удивительное явление народного творчества. Простая и незамысловатая внешне, она интересна и маленькому ребенку, и взрослому. В мир сказок ребенок вступает в самом раннем детстве, как только начинает говорить. Однажды прядя к малышу, сказка остаётся с ним навсегда как чудо, как радость, как память. В настоящее время трудно найти лучший способ воспитания детей, чем путь приобщения их с раннего детства к устному народному творчеству. Сказка даёт нравственные уроки сострадания, самоотверженности, сочувствия, любви ко всему живому, представление о морали, справедливости, необходимости борьбы со злом, расширяет жизненный опыт ребенка. Русская народная сказка развивает образность мышления, выразительность речи, так как богата лирическими вставками, яркими характеристиками персонажей, ритмической напевностью, диалогами. Сказка воспитывает любовь к Родине, знакомит с родной природой, обычаями, укладом русской жизни. Слушая сказки, ребенок учится звукам родной речи, её мелодике. Чем старше становится ребенок, тем больше он чувствует красоту и точность исконно русской речи, проникается её поэзией, маленький человек не только постигает русский язык, но и постепенно приобщается к народной мудрости.
Публикация «Образовательный проект „От идеи до мастерства — один шаг“» размещена в разделах
Аннотация
Данный проект разработан для педагогов дошкольного образования, деятельность которых направлена на обучение детей младшего дошкольного возраста.
Представленный проект технологичен, так как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми по речевому развитию в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
Речь имеет большое значение для целостного и всестороннего развития ребенка в младшем дошкольном возрасте, так как она становится основным средством общения. Ребенок понимает часть слов и не все грамматические конструкции, но именно речь привлекает его внимание к предметам и действиям.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Дошкольный период жизни ребенка во многом зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет, заложить предпосылки высоких человеческих начал, развивать их речь.
А что может духовно обогатить среду? Мы пришли к выводу, что главная задача педагога это использование русских народных сказок в дошкольном учреждении для развития речи детей младшего дошкольного возраста.
В дошкольный период у детей интенсивно развивается воображение, способность действовать в образном плане, умение понимать читаемый текст и осуществлять элементарный анализ, поэтому в детстве роль сказки велика. Исследователи сходятся во мнении, что сказки – совершенно необходимый этап в развитии ребенка.
Участники нашего проекта являются дети 3-4 лет, воспитатели и родители.
Через русские народные сказки ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Исходя из этого, базовой основой для развития речи у детей второй младшей группы мы выбрала методическую тему «Русская народная сказка- как средство развития речи.»
Тема «От идеи до мастерства – один шаг!»
Тип проекта Образовательный
Проблема Почему наши дети плохо говорят? Может, потому что мы разучились с ними разговаривать. Родители детей отмечают отсутствие у них времени и желания, чтобы почитать детям сказку. Современные родители, а, как следствие, их дети, в большинстве своем не посещают библиотеки. Более того, анкетирование родителей указывает на их низкую информированность по поводу того, какие книги покупать и читать детям в разные возрастные периоды.
Проблема сохранения интереса у детей к русскому народному творчеству сегодня актуальна как никогда. Техника (аудио-, видео-, компьютерная) дающая готовые слуховые и зрительные образы, ослабила интерес к книге и желание работы с ней.
Плоды этого мы уже пожинаем сегодня: низкий уровень развития речи, воображения, восприятия, коммуникативных навыков, нравственных устоев. Очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Русская народная сказка – явление уникальное. В сказочном мире все необычно: животные, наделенные человеческими качествами, предметы, имеющие волшебные свойства и помогающие человеку и многое другое. В течение многих столетий сказка учила добру, справедливости, героизму, любви, давала знания об окружающем мире, воспитывала нравственно, «наставляла» уму – разуму.
Участники проекта Работники ДОО (воспитатель, дети второй младшей группы, родители (законные представители)
Цель проекта Использование русских народных сказок, как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи проекта 1. Расширить знания о сказочных героях русских народных сказок.
2. Формировать нравственные представления о добре и зле, о хороших поступках и плохих.
3. Развивать познавательные способности ребенка, любознательность, творческое воображение, память, фантазию, образное мышление.
4. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря и навыков связной речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, учить рассказывать знакомые сказки.
5. Развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику.
6. Содействовать совершенствованию навыков продуктивной деятельности.
7. Воспитывать у детей отзывчивость, общительность, дружелюбие. Создавать благоприятный психологический климат во время всех мероприятий.
8. Создавать в семье благоприятные условия для развития ребенка, с учетом опыта детей, приобретенного в детском саду. Развивать совместное творчество родителей и детей, заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней
Сроки реализации 1 месяц
Ожидаемые результаты проекта За время реализации проекта дети познакомятся со многими русскими народными сказками, будут знать их содержание.
В процессе ознакомления со сказками активизируется словарь детей, развивается связная речь.
Ознакомление со сказками способствует развитию продуктивной деятельности.
Научатся в играх – драматизациях, кукольных театрах, настольных театрах передавать своего героя.
Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта;
- развитие интереса к русской литературе;
- развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- совершенствование звукопроизношения, выразительности и связной речи детей.
- содействие творческому развитию детей;
- развитие эмоциональной отзывчивости;
- гармонизация отношений между взрослыми и детьми
Родители ознакомлены с влиянием сказок на речь ребенка.
Привлечение родителей к дальнейшему участию в мероприятиях.
Мы планируем повысить уровень знаний детей о народных сказках. Дети узнают больше о новых народных сказках и их героях, о том, что такое зло и добро, что у сказки есть свои истории и традиции, будут иметь представление о истории русской народной сказке.
Этапы проекта
Подготовительный этап:
• На первом этапе работы по проекту была выявлена проблема, цель проекта и его основные задачи, содержание. Были определены участники проекта, разработано перспективное планирование по работе с детьми, составлен план взаимодействия с родителями.
• Нами был подобран наглядный материал : энциклопедии, иллюстрации, художественные книги русских народных сказок и т. д. Детям дали задание на дом: вместе с родителями посмотреть познавательные передачи про сказки, просмотр русских народных сказок, рассматривание иллюстраций по сказкам, чтение сказок перед сном.
Основной этап:
ДЕТИ:
-Рассказывание сказки «Теремок»
Дидактические игры:
- «Что лишнее»
-«Узнай сказку по предмету» (по картинке)
- «Кого не хватает?»
- «Кто лишний?»
Вспомним сказку по иллюстрациям "Маша и медведь"
Художественно-изобразительная деятельность :
-«Вкусные баранки для бабушке и дедушке»
-«Чашечка для мишки»
-Чтение и рассматривание иллюстраций к русской народной сказке «Три медведя»
Конструирование:
-«Построим теремок для игрушек»
-«Кроватка для Мишутки»
-«Мы в лесу построим дом, чтоб уютно было в нем»
-Дети дома помогали родителям создавать героев русских народных сказок для Лэпбука
ВОСПИТАТЕЛЬ:
-Учить детей эмоционально и активно воспринимать сказку, точно отвечать на вопросы по содержанию. Обогащать активный словарь детей. Воспитывать любовь к русским народным сказкам.
-Закрепить знание содержания сказки, учить выделять и называть характерные признаки персонажей.
-Познакомить детей с внутренним убранством русской избы, предметами быта (короб, кочерга, ухват, прялка и др.). Развивать логическое мышление при составлении картинки из отдельных частей. Обогащать словарь детей.
-Вспомнить с детьми всех героев русских народных сказок.
РОДИТЕЛИ:
-Работа с родителями по пополнению книжного уголка русскими народными сказками.
-Консультация для родителей: «О чём рассказывает сказка»
-Консультация для родителей: «Как ускорить процесс понимания сказки»
-Памятки для родителей «Что такое Лэпбук?».
-Родители вместе с детьми дома создавали героев русских народных сказок для Лэпбука
Заключительный этап:
1. Создание вместе с детьми и родителями Лэпбук «Русские нродные сказки»
2. Выставка детских работ: рисунков по теме «Любимые сказки»
Выводы:
В ходе работы над проектом детей познакомили с окружающим миром – природой (растения, животные, птицы); с укладом жизни и быта русского народа.
- Обогатили социальный быт дошкольников, расширить их кругозор;
- Повысили интерес детей к русской народной сказке; «В какой сказке встречаются семьи». Дети составляли рассказ по пентаграмме по сказке, «Репка» На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о прочитанной сказке в рисунках, аппликациях.
- Совершенствовали диалогическую и монологическую речь.
- Сформировали предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, положительного настроя на организованную учебную деятельность.
-успешное овладение грамотной и связной речью.
-Выразительное интонирование детьми голосов героев сказок;
-Использование образных выражений при пересказе сказок;
- Выразительная передача мимикой и движениями эмоциональных состояний героев сказок; Усиление интереса к занятиям;
-Доброжелательное отношение к взрослым и друг к другу.
- Сформировать коммуникативную и социальную компетентность детей;
- У родителей сформировать представления о создании благоприятного эмоционального и социально – психологического климата для полноценного развития ребенка;
- Родителей вовлекли в единое пространство «семья – детский сад».
Полученные знания закреплялись в игровой деятельности: путем проведения речевых и дидактических игр.
Заключение:
Считаю, что данный проект перспективен для работы, так как в нем прослеживается целенаправленная, систематическая работа с детьми по развитию как речевых навыков, так и творческих способностей в тесном взаимодействии со всеми участниками образовательного процесса.
В каждом педагоге заложено мастерство, которое нужно вовремя раскрыть и представить. Раскрыв потенциал и мастерство, как молодого, так и опытного педагога, раскроются творческие, познавательные навыки детей, а так же раскроется потенциал родителей, которые будут с радостью помогать педагогу развивать своих детей.