МААМ-картинки

Образовательный проект «Профессии старины далекой» для детей старшей группы с ЗПР

Татьяна Рухова
Образовательный проект «Профессии старины далекой» для детей старшей группы с ЗПР

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ «Детский сад №197»

Образовательный проект

«Профессии старины далекой»

для детей старшей группы (5-6 лет)

с ЗПР

Образовательная область :

познавательное развитие

старшая группа

Авторы проекта :

Рухова Т. А.

Воспитатель

Первая квалификационная категории

Тип проекта : краткосрочный

г. Барнаул 2018

Содержание:

Раздел 1. Целевой.

Публикация «Образовательный проект „Профессии старины далекой“ для детей старшей группы с ЗПР» размещена в разделах

1.1. Пояснительная записка 2

1.2. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет ЗПР. 3

1.3. Планируемые результаты. 4

Раздел 2. Содержательный.

2.1. Особенности осуществления образовательного процесса. 5

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации проекта. 5

2.3. Содержание коррекционной работы. 6

Раздел 3. Организационный.

3.1. Организация образовательного процесса и организационно-педагогических условий. 7

3.2. Предметно-пространственно-развивающая среда. 7

3.3. Взаимодействие с социумом. 8

Библиографический список.

Раздел 1. Целевой.

1.1. Пояснительная записка.

«На златом крыльце сидели царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной, - кто ты будешь такой?»

Всем знакома эта детская считалочка. У считалочки продолжение простое: выбирай любое звание и продолжай игру. В жизни, все не так просто. Это в старину профессии было мало, и все они могли на одном крыльце поместиться, вместе с царем.

Современный мир полон перемен, нанотехнологий и модернизаций. Это коснулось и сферы образования, так как новому развитому обществу нужны образованные люди. Но нельзя воспитать правильно человека, не зная своей истории.

При разработке новых нормативных документов, регулирующих работу современных детских садов и работу педагогов, пристальное внимание было уделено проблеме приобщения детей к русской культуре.

Как же ввести дошкольников в мир русской культуры? Мы начинаем с того, что понятно любому малышу, — с семьи. Ведь то, что происходит в семье сейчас, происходило всегда: так же готовили, убирали в избе, ухаживали за ребенком и стариками. Изменились условия жизни, предметы быта, но сохранилась суть: мама готовит, стирает, ухаживает за всеми, т. е. занимается женской работой. Папа занимается ремонтом, строительством, т. е. занимается мужской работой, дедушка и бабушка помогают молодой семье по дому. Об этом рассказывают народные сказки, поговорки, песни, пословицы.

Одной из важнейших задач педагога является развитие у детей индивидуального эмоционального отношения к предметам быта. Бережное, уважительное отношение к мнению каждого ребенка и воспитание привычки любоваться и искренне делиться своими впечатлениями, знакомиться с предметами быта в коллективе предоставляет ребенку возможность формировать свое личное мнение, а воспитателю – заинтересованно «сотрудничать» с детьми, полностью исключая авторитарность. Воспитатель предоставляет ребенку право выбора в интересующей его игровой ситуации: кому-то нравиться готовить в печи, кому-то – стирать, а кому-то хочется cтроить.

В нашей группе ведется работа по нравственно-патриотическому воспитанию, поэтому с сентября 2014 года функциклирует мини - музей «Сударушка» (Приложение 1). Одна из его задач – знакомство детей с русскими народными традициями и обычаями. Но в наши дни дети мало получают информации о

2

русской культуре. Родители все реже говорят о культуре страны своим детям, да и сами зачастую забывают о ней. Поэтому как следствие выбрана тема проекта «Профессии старины далекой». И ко всему выше сказанному хочется сказать, что мы считаем своей прямой обязанностью как педагогов приобщать детей к богатой культуре русского народа.

Цель: Создание условий для развития познавательных и творческих способностей детей в процессе реализации образовательного проекта «Профессии старины далекой».

Формирование представлений у детей о русском крестьянском быте через знакомство с профессиями прошлого, учить сравнивать старинные и современные профессии.

Задачи:

1. Формировать у детей представления о русском крестьянском быте.

2. Расширять и обобщать представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

3. Расширять словарный запас: изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват.

4. Приобщать детей к общечеловеческим нравственным ценностям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

5. Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине.

6. Привлечь родителей в воспитательно – образовательный процесс.

1.2. Характеристика особенностей развития детей 5-6 лет с ЗПР.

Воспитание детей с тяжелыми нарушениями развития, с одной стороны, имеет задачи, общие с задачами воспитания всех детей вообще, с другой стороны, эти задачи глубоко специфичны.

Цели и задачи, общие для обучения и воспитания всех детей - это содействие их всестороннему развитию, выявление положительных и сглаживание отрицательных сторон личности, воспитание детей наиболее социально адаптированными, трудоспособными и полезными членами общества. Для детей с тяжелыми недостатками развития эти цели остаются актуальными, но при их осуществлении следует учитывать значительно более низкий уровень их возможностей, необходимость применять особые методические приемы, уделять внимание воспитанию внешних навыков и привычек культурного поведения и самообслуживания. Специфичность целей, задач и методов работы 3

с проблемными детьми вытекает из глубокого своеобразия этих детей.

Для воспитания такого ребенка еще более важную роль, чем для здорового, играют спокойная обстановка, доброжелательное отношение, единство. Поэтому в работе с детьми этой категории выделяется патриотическое воспитание через знакомство с русскими народными традициями. Фольклор как сокровищница русского народа позволяет разнообразить процесс воспитания и развития двигательной творческой инициативы детей путем нахождения новых форм. Знакомство с русскими народными традициями более эффективно проходит в условиях мини-музея группы.

1.3. Планируемые результаты :

1. У детей сформированы представления о русском крестьянском быте.

2. Расширены представления детей о профессиях, орудиях труда, трудовых действиях.

3. Расширен словарный запас: изба, пряжа, сруб, веретено, лапти, прялка, лавка, чугунок, сундук, ухват.

4. Дети приобщены к общечеловеческим нравственным ценностям

(гостеприимство, хлебосольство, трудолюбие).

5. Родители привлечены в воспитательно – образовательный процесс.

Раздел 2. Содержательный.

2.1. Особенности осуществления образовательного процесса.

Самый близкий и понятный вид деятельности для ребенка – это игра. Создание интерьера группы и мини – музея «Сударушка» дает возможность ребенку поиграть «во взрослую жизнь» в исторической обстановке, позволяет организовать сюжетно-ролевые игры и театральную деятельность на этнографическом материале. Все предметы «избы» максимально приближены к настоящим по оформлению и соразмерны росту детей. Интерьер «избы» состоит из мебели (стол, лавка, печь, люлька, предметов быта – посуда, половики, прялка и другая утварь. В «избу» вносятся куклы в русских костюмах, костюмы для детей. Акцентируется внимание на мужских и женских обязанностях в семье и за пределами дома. Материал для сюжетно-ролевых игр пополняется в течение года в соответствии с планом занятий. Например, к теме «Чаепитие» вносится и рассматривается самовар, затем – сервиз для чаепития, различные травы для заварки, десерты и угощение (муляжи баранок, пирогов, сушек и т. д.) (Приложение 2, выполненные совместно воспитателями, детьми и родителями. Все это размещается в «избе» и обыгрывается вместе с детьми на 4

специальных занятиях и в свободной детской деятельности.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации проекта.

Перспективный план – график мероприятий.

число Образователь-

ная область Формы и методы Ответственные Отметка о выполнении

Социально-коммуникативное развитие Дидактические игры:

«Откуда предмет?»

«Собери пазлы»

«Русская изба и современный дом»

Сюжетно - ролевые игры:

«Строители»

Беседы: «Нам нужны работники: столяры и плотники»

Труд Поручение «Убери в избе»

Рухова Т. А.

Бондаренко Е. Г.

Бондаренко Е. Г.

Приложение 3

Познавательное развитие Презентация «Русские ремесла» с использованием ИКТ

Интегрированное занятие «Старинные профессии» Бондаренко Е. Г.

Рухова Т. А.

Приложение 4

Художественно-эстетическое развитие Рисование: «Фартук в русском народном стиле»

Аппликация: «Изба»

Чтение художественной литературы:

Пересказ русской народной сказки

«Заюшкина избушка» Рухова Т. А.

5

Бондаренко Е. Г.

Речевое развитие Беседа по книге:

Д. Родари «Чем пахнут ремесла?»;

М. Пожарова «Плотник»

Чтение сказки о Старинных профессиях

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о труде и быте

Бондаренко Е. Г.

Рухова Т. А.

Приложение 5

Физическое развитие П\ и «Горелки»

«Веретено и пряжа»

«Лапти»

Рухова Т. А.

Бондаренко Е. Г

2.3. Содержание коррекционной работы.

Учитывая, что группа состоит в основном из мальчиков 5-6 лет с ЗПР проект «Профессии старины далекой» мы считаем наиболее актуальным для детей этой категории. Соответственно, разработали и внедрили в деятельность картотеки для коррекционной работы с детьми:

-картотека артикуляционной гимнастики с элементами фольклора;

-картотека пальчиковой гимнастики ;

-картотека игр-драматизаций по мотивам русских сказок и песен;

Особенно детям нравятся физкультминутки в русском народном стиле.

6

Раздел 3. Организационный

3.2 Предметно – пространственная развивающая среда.

Тема проекта прослеживается в предметно - пространственной развивающей среде группы :

В "Уголке начинающего читателя" очень успешно ведется работа по ознакомлению с художественной литературой. Собраны книги : сказки, былины, потешки, пословицы русского народа о труде. Воспитанники заинтересованно слушают русские народные сказки, как при чтении, так и аудиозаписи в музыкальном сопровождении, в которых описывается трудолюбие и терпение русского народа. Знают много стихотворений, называют произведения, прослушав отрывок из него.

В «Театральном уголке» есть куклы Бибабо, театр на ложках и др. для инсценировки сказок: "Заюшкина избушка", "Теремок".

"Уголок рисования" пополнился новыми дидактическими играми: "Подбери головной убор к сарафану", "Русская изба и современный дом", "Пазлы", предметами разных видов росписи.

В «Уголке конструировании» разнообразные виды конструкторов и мозаики находятся в свободном доступе для детей.

Все экспонаты доступны и используются в разных видах деятельности: для проведения занятий, для сюжетно - ролевых игр, театрализованной деятельности.

3.3. Взаимодействие с социумом.

Для того, чтобы проект был полностью реализован воспитатели – руководители проекта тесно взаимодействуют с другими специалистами:

- музыкальный руководитель помогает подготовить и провести развлечения, такие как «Котята поворята»;

- учитель – дефектолог и психолог проводят физкультминутки, пальчиковую гимнастику, артикуляционную гимнастику с элементами фольклора, опираясь на картотеки.

Для того, чтобы расширять кругозор и продолжать формировать представления детей профессиях запланирована экскурсия в 7 «А» группу в музей о космосе, где узнают о современных профессиях. 7

Провели конкурс среди родителей нашей группы поделок из природного материала "Русская изба".

Созданы условия, раскрывающие интеллектуальный и творческий потенциал, ориентированный на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов.

Библиографический список:

1. Байдина Е. А. Мини-музей в ДОУ как средство патриотического воспитания» //Справочник старшего воспитателя. – 2013. - № 2. - С. 32-37.

2. Н. З. Жаренкова, О. В. Муртазина «Знакомство с профессиями» 2014г.

3. И. Лыкова «Я леплю свою игрушку». Издательство: "Мир книги", 2009г.

4. Т. Кремер «Кем быть?» - М. : РОССА, 2017 г.

5. Т. Н. Вострухина, Л. А. Кондрыкинская «Знакомим с окружающим миром детей 3-5 лет».

Публикации по теме:

Групповой детский познавательно-исследовательский образовательный проект для детей второй младшей группы «Снег кружится» Тема проекта: «Снег кружится, летает и тает….». Цель проекта: формирование у детей младшего возраста первоначальных знаний о природном.

Конспект занятия для детей старшей группы с ЗПР «Терем-теремок» Цель: Показать приобретённые умения детей составлять изображение из геометрических фигур, соблюдая определённую последовательность. Задачи:.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Осень золотая» Тема проекта: «Осень золотая».Проблемное поле проекта: В период детства дети только начинают познавать мир, явления природы. В этот период.

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР «Удивительные цветы» Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности Тема проекта: «Удивительные цветы».[/b]Проблемное поле проекта:.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание» для детей младшей группы Пояснительная записка Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий,.

Образовательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» Руководитель проекта: Мочалова И. Н. Цель: расширить и обогатить знания детей о труде сотрудников детского сада Задачи: • расширять представления.

Образовательный проект «Все профессии нужны, все профессии важны» в средней группе Проблема: У детей не систематизированы знания о детском саде, людях, которые в нем работают, их профессиональных обязанностях. Цель : расширить.

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы «Праздник русской старины» Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы "Праздник русской старины". Составила воспитатель МБДОУ "Детский сад № 5".

Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы «Праздник русской старины» Сценарий развлечения для детей подготовительной к школе группы "Праздник русской старины". Составила воспитатель МБДОУ "Детский сад № 5".

Воспитательно-образовательный проект «Мой город Кировск» для детей второй младшей группы Воспитательно-образовательный проект на тему: "Мой город - Кировск" разработан для детей 2 младшей группы. Цель проекта: познакомить детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Профессии старины далекой» для детей старшей группы с ЗПР
Опубликовано: 5 ноября 2018 в 14:48
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД