МААМ-картинки

Образовательный проект «Школа шахматной доски» для среднего дошкольного возраста

Швайковская
Образовательный проект «Школа шахматной доски» для среднего дошкольного возраста

Образовательный проект

«Школа шахматной доски»

Автор проекта – Швайковская А. В., воспитатель МАДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 138».

Образовательная область : «Познавательное развитие»

Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Речевое развитие».

Продолжительность проекта : долгосрочный.

Начало проекта : август 2019 года.

Окончание проекта : май 2020 года.

Публикация «Образовательный проект „Школа шахматной доски“ для среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Участники проекта : воспитатели, учитель-логопед, музыкальный руководитель, дети среднего дошкольного возраста, родители.

Актуальность проекта.

Современный мир – это период стремительных перемен во всех областях жизнедеятельности человека. В связи с этим каждый отдельно взятый человек должен обладать определенным набором личностных качеств, таких как самостоятельность; умение мыслить не только логически, но и творчески; способность концентрироваться в критических ситуациях; готовность отвечать за свои решения; целеустремленность, самодисциплина и самоконтроль; уважительное отношение к чужому мнению.

Начинать формирование этих качеств необходимо уже в дошкольном возрасте. Незаменимым помощником в достижении этой цели являются шахматы.

В соответствии с ФГОС ДО образовательная организация должна давать модели, а не всеобъемлющее знание. И именно шахматы по многим показателям – это идеальная объяснительная модель. Ведь шахматы – это в первую очередь игра, а в ней, как известно, лучше и без утомления усваивается учебный материал. Шахматы активно формируют способность к логическому мышлению. Эта древняя игра открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность и является особым видом творческой деятельности. Регулярные занятия шахматами могут влиять на общее развитие ребенка, его жизненную активность, противостояние стрессовым ситуациям, наибольшее раскрытие природных способностей.

Если мы обратимся к биографиям выдающихся шахматистов, то отметим, что Х. Р. Капабланка, А. Карпов, П. Керес, С. Решевский, М. Эйве познакомились с древней игрой в 4 года, Н. Гаприндашвили, Г. Каспаров – в 5 лет, В. Смыслов, Б. Спасский, Р. Фишер – в 6, А. Алехин, М. Таль – в 7.

Так с какой же возрастной группы актуальнее всего начинать знакомить детей с шахматами? Именно «знакомить» детей с этой увлекательной игрой следует уже с четырехлетнего возраста. Но не следует ребенка сразу окунать во все премудрости шахматных правил, чтобы быстро не утомить его и не отбить желание играть в будущем, следует постепенно вводить в развивающую среду элементы, связанные с шахматами, – шахматные фигуры, шахматная доска. Предоставить ребенку возможность поиграть с этими атрибутами на свое усмотрение.

Следующим этапом овладения детей шахматами является их знакомство с историей возникновения шахматной игры. После чего дети учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски.

Цель проекта :

Создание условий для личностного и интеллектуального развития детей, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.

Задачи:

1. Образовательная :

– познакомить детей с шахматами по средствам просмотра мультфильмов, дидактических игр, продуктивной деятельности;

– дать первоначальные знания о фигурах, их значимости, познакомить с шахматной доской.

– активизировать мыслительную деятельность дошкольника;

– учить ориентироваться на плоскости;

– тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание.

2. Воспитательная:

– воспитывать интерес к игре;

– способствовать воспитанию самодисциплины у ребенка;

– воспитывать уважительное отношение к окружающим.

3. Развивающая:

– окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные;

– заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных композиций;

– обогащать детскую фантазию.

Этапы проекта :

1. Подготовительно-организационный: август-сентябрь 2019 г.

2. Основной этап: октябрь 2019 по апрель 2020 гг.

3. Заключительный этап: май 2020 г.

Средства реализации проекта :

Просмотр мультфильмов, беседы, различные виды продуктивной деятельности, дидактические игры, проблемные ситуации.

Стратегия и тактика проектных действий

Подготовительно-организационный этап проекта.

(Два месяца)

Задачи подготовительно-организационного этапа.

Образовательные :

– повысить информационный уровень участников проекта по заданной теме;

– организовать развивающую предметно-пространственную среду согласно требованиям ФГОС ДО и цели проекта.

Развивающие:

– развивать навыки общения и коммуникативной культуры;

– выявить уровень осведомленности детей о шахматах;

– формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в творческой деятельности.

Воспитательные:

– повышать активность родителей воспитанников и других членов семей в участии в различных формах партнерства с ДОУ через совместное творчество;

– воспитывать положительные эмоции к теме проекта;

– способствовать формированию доброжелательных отношений.

– разработать конспекты образовательной деятельности, игры, упражнения;

Основной этап проекта

(Семь месяцев)

Задачи основного этапа проекта :

Образовательные :

– формирование и систематизация знаний об основных понятиях в шахматах;

– формирование знаний и умений, через продуктивную деятельность.

Развивающие:

– развивать интерес к шахматам;

– развивать образное и логическое мышление, внимание, память восприятие;

– развивать интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Воспитательные:

– ориентирование детей на проявление доброжелательного отношения к сверстникам и взрослым, содействие приобретению коммуникативных умений, значимых для взаимодействия «в детском обществе»;

– помощь в приобретении первоначального опыта регулирования своего поведения в соответствии с ситуацией общения;

– развитие социального и эмоционального мышления;

– побуждение детей к действиям, направленных на поддержку сверстников, оказание им помощи, к проявлению эмпатии, творчества в общении.

Занятие 1. Просмотр мультфильма (знакомить детей со своеобразным миром шахмат, прививать любовь к древней и мудрой игре через просмотр мультфильмов с любимыми героями).

Занятие 2. Просмотр мультфильма (продолжать знакомить детей со своеобразным миром шахмат, прививать любовь к древней и мудрой игре через просмотр мультфильмов с любимыми героями).

Занятие 3. Просмотр мультфильма (продолжать знакомить детей со своеобразным миром шахмат, прививать любовь к древней и мудрой игре через просмотр мультфильмов с любимыми героями).

Занятие 4. Просмотр мультфильма (продолжать знакомить детей со своеобразным миром шахмат, прививать любовь к древней и мудрой игре через просмотр мультфильмов с любимыми героями).

Занятие 5. Знакомство с шахматной доской (познакомить детей с шахматной доской : чередование белых и черных полей; шахматная доска и шахматные поля квадратные; обогащение словаря).

Занятие 6. Продолжать знакомство с шахматной доской ( учить ориентироваться в пространстве: направо, налево, сзади, спереди).

Занятие 7. Знакомство с шахматной фигурой «Король» (познакомить с шахматной фигурой «Король» и его ролью на шахматной доске).

Занятие 8. Закреплять знания о шахматной фигуре «Король».

Занятие 9. Знакомство с шахматной фигурой «Ферзь» (познакомить с шахматной фигурой «Ферзь» и его ролью на шахматной доске).

Занятие 10. Закреплять знания о шахматной фигуре «Ферзь».

Занятие 11. Знакомство с шахматной фигурой «Ладья» (познакомить с шахматной фигурой «Ладья» и его ролью на шахматной доске).

Занятие 12. Закреплять знания о шахматной фигуре «Ладья».

Занятие 13. Знакомство с шахматной фигурой «Слон» (познакомить с шахматной фигурой «Слон» и его ролью на шахматной доске).

Занятие 14. Закреплять знания о шахматной фигуре «Слон».

Занятие 15. Знакомство с шахматной фигурой «Конь» (познакомить с шахматной фигурой «Конь» и его ролью на шахматной доске).

Занятие 16. Закреплять знания о шахматной фигуре «Конь».

Занятие 17. Знакомство с шахматной фигурой «Пешка» (познакомить с шахматной фигурой «Пешка» и его ролью на шахматной доске).

Занятие 18. Закреплять знания о шахматной фигуре «Пешка».

Занятие 19. Мультимедийная презентация «Шахматная армия»).

Занятие 20 Викторина «Так много их, но мы уже их знаем» (закреплять названия шахматных фигур, их роль на шахматной доске).

Занятие 21. Продуктивная деятельность рисование.

Занятие 22. Продуктивная деятельность лепка.

Занятие 23. Продуктивная деятельность конструирование.

Занятие 24. Продуктивная деятельность аппликация.

Занятие 25. Беседа об истории шахмат (познакомить детей с историей возникновения шахмат).

Занятие 26. «Дети и шахматы» (познакомить детей со знаменитыми юными шахматистами).

Занятие 27. «Удивительные истории» (вызвать у детей интерес к игре в шахматы, вовлечь в чудесный мир сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и шахматных фигур).

Занятие 28. «Шахматные сказки» (чтение и инсценировка сказки «Шахматный теремок»).

Занятие 29. «Шахматные сказки» (чтение и инсценировка сказки «Шахматный колобок»).

Заключительный этап проекта

(Один месяц)

Задачи заключительного этапа проекта :

Образовательные :

– выявление полученных знаний в области шахматной деятельности;

– определить уровень заинтересованности шахматной деятельность;

– выявление умения успешно решать логические задачи;

– выявление быстроты мышления.

Развивающие:

– развивать осознанное отношение к игре в шахматы;

– творчески использовать знакомый материал;

– получать удовольствие от правильно выполненных действий.

Воспитательные:

– расширение опыта позитивного взаимодействия со сверстниками, развитие чувства общности, доверия;

– поддерживание интереса к миру взрослых, расширение представлений о деятельности людей;

– поддерживание дружелюбного отношения к окружающим, желание совершать хорошие поступки, способствовать формированию адекватной самооценки;

– воспитывать чувство гордости за достигнутый результат свой и сверстников.

Круглый стол с участием родителей «Великие гроссмейстеры. Маленький гений».

Мультстудия «Сказка своими руками».

Итоговое мероприятие: «Путешествие по шахматной стране».

Совместное мероприятие с родителями «Шахматный праздник».

Ожидаемый результат освоения Проекта представлен

в виде целевых ориентиров:

Предполагается, что данный Проект, созданный в соответствии с современными требованиями «ФГОС», повысит уровень детей в социально-коммуникативном и познавательном развитии.

К окончанию реализации проекта будут достигнуты следующие результаты:

Социально-коммуникативное развитие:

– ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе;

– обладает чувством собственного достоинства;

– активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх;

– способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других;

– адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается решать конфликты;

– ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие:

– у детей выработан стойкий интерес к самому процессу познания;

– преодолевают трудности;

– не боится ошибок;

– самостоятельно находят способы решения познавательных задач;

– стремятся к достижению поставленной цели;

–умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.

Методические продукты данного проекта :

– разработка календарно-тематического плана (приложение № 1);

– выпуск методического пособия с практическим материалом по теме проекта (приложение № 2);

мультимедийные презентации: «Развивающая предметно-пространственная среда группы», «Шахматы как спорт», «Школа шахматной доски», «Путешествие Шахматенка»;

– выпуск консультаций, брошюр, памяток по теме проекта для родителей и педагогов.

Методические источники:

https://chessmatenok.ru

https://www.maam.ru

https://nsportal.ru/

https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_igrat_v_shahmati.html

Публикации по теме:

Дидактическая игра из фетра для среднего дошкольного возраста «Школа семи гномов»Дидактическая игра из фетра для среднего дошкольного возраста «Школа семи гномов» Приветствую гостей странички: друзей и коллег! Сегодня хочу поделиться с вами дидактическим материалом, на который меня вдохновила публикация.

Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!»Информационно-исследовательский проект с детьми среднего дошкольного возраста «Хорошо и там, и тут, где по имени зовут!» ИНФОРМАЦИОННО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ХОРОШО И ТАМ И ТУТ, ГДЕ ПО ИМЕНИ ЗОВУТ!» Цель проекта:Создать.

Мастер-класс по изготовлению шахматной доскиМастер-класс по изготовлению шахматной доски В нашем детском саду открылся кружок по шахматам! Ура! Но рано радоваться, надо же закупить большое количество шахматных наборов, а это.

Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста»Образовательный проект «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию план реализации Образовательного проекта на тему "Сенсорное воспитание.

Педагогический проект «Мы здоровыми растем» для детей среднего дошкольного возраста Педагогический проект «Мы здоровыми растем» [/h3]предусматривает приобщение детей среднего дошкольного возраста и их родителей к здоровому.

Познавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возрастаПознавательно-творческий проект «Русская матрешка» для детей среднего дошкольного возраста Русская народная матрешка - это любимая игрушка каждого ребенка! Она дарит не только радость, но и вводит малыша в мир открытий! Проведенный.

Проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели»Проект для детей среднего дошкольного возраста «Водные обитатели» Шепель М. В. Смирнова О. М. Возраст: Средний дошкольный возраст (4 – 5 лет) Вид проекта: Познавательно - творческий, краткосрочный (одна.

Проект «Мамочка любимая моя!» с детьми среднего дошкольного возрастаПроект «Мамочка любимая моя!» с детьми среднего дошкольного возраста Тип проекта: групповой, творческий, познавательно-речевой, продуктивно-игровой. Участники: дети средней группы (4-5 лет, родители, воспитатели.

Проект «Осень разноцветная» для среднего дошкольного возраста 1. Название проекта: «Осень разноцветная». 2. Проблема проекта: какие подарки принесла осень? 3. Цель проета: помочь увидеть многообразие.

Проект «Удивительный мир пуговиц» для среднего дошкольного возрастаПроект «Удивительный мир пуговиц» для среднего дошкольного возраста Название проекта «Удивительный мир пуговиц». «Даже самое странное собирательство не является пустым занятием, поскольку оно обогащает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Школа шахматной доски» для среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 октября 2020 в 19:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД