Папки-передвижки

Образовательный проект «Слышать правильно» по развитию фонематического слуха и восприятия у старших дошкольников

Мария Бутикова
Образовательный проект «Слышать правильно» по развитию фонематического слуха и восприятия у старших дошкольников

Проект «Слышать правильно»– результат совместной деятельности учителя –логопеда и музыкального руководителя Детского сада, реализованный в течение 2018-19 учебного года, был ориентирован на детей подготовительных групп в возрасте 6-7 лет. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя, позволило сделать образовательный процесс более насыщенным, доступным для детей. Рациональное сочетание и смена видов деятельности предупредило утомляемость и повысило интерес детей к непосредственной образовательной деятельности, проявлению творческой инициативы и познавательной активности.

Публикация «Образовательный проект „Слышать правильно“ по развитию фонематического слуха и восприятия у старших дошкольников» размещена в разделах

Основу проекта составляли занятия с детьми в подгруппах, направленные на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Занятия проводились в течение всего учебного года, 2 раза в неделю. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, является игра, поэтому занятия строились в игровой форме, но имели обучающий характер, дети стали активными участниками образовательного процесса, что позволило сделать его доступным и интересным.

Актуальность:

Одной из основных задач ФГОС ДО является преемственность Проект «Слышать правильно»– результат совместной деятельности учителя –логопеда и музыкального руководителя Детского сада, реализованный в течение 2018-19 учебного года, был ориентирован на детей подготовительных групп в возрасте 6-7 лет. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя, позволило сделать образовательный процесс более насыщенным, доступным для детей. Рациональное сочетание и смена видов деятельности предупредило утомляемость и повысило интерес детей к непосредственной образовательной деятельности, проявлению творческой инициативы и познавательной активности.

Основу проекта составляли занятия с детьми в подгруппах, направленные на формирование и развитие фонематического слуха и восприятия у детей. Занятия проводились в течение всего учебного года, 2 раза в неделю. Ведущей деятельностью дошкольного возраста, является игра, поэтому занятия строились в игровой форме, но имели обучающий характер, дети стали активными участниками образовательного процесса, что позволило сделать его доступным и интересным.

Актуальность:

Одной из основных задач ФГОС ДО является преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В последние годы вырос % количества детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети обладают полноценным слухом и интеллектом, но, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха, слухо-моторных координаций и чувства ритма, звукового анализа и синтеза, речевого внимания и памяти, звукопроизношения. Ребенку сложно различать на слух звуки речи-фонемы. Имея такое нарушение, детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой. Таким детям сложно дается овладение письмом и чтением в школе. Развитие фонематического слуха и восприятия, чувства ритма и правильного звукопроизношения- важный этап развития речи ребенка, его словаря и грамоты. Педагоги и специалисты ДОУ отводят важную роль речевому развитию детей, проект «Слышать правильно» помог сделать работу в этом направлении более эффективной, направить совместные усилия всех участников педагогического процесса на решение этой задачи.

На начальном этапе реализации проекта, мы разработали план занятий с детьми. Изготовили и приобрели методические пособия, подобрали музыкальный материал. Провели предварительную педагогическую диагностику детей, для объединения в подгруппы, по уровню входящих данных. Составили план занятий с подгруппами, получили согласие родителей и законных представителей, для работы с детьми.

Цель проекта : -Повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса в вопросах коррекции и развития речи. -Повышение уровня речевой готовности к школе. Задачи: Создание специальных условий для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Побуждение детей к активному участию в образовательном процессе и стремлению к исправлению речевых нарушений. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Игры и упражнения : 1. Тишина Дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Мы предлагаем открыть глаза и описать свои впечатления от игры, дети подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине. 2 Лови звук Дети сидят и внимательно слушают, какие звуки произносит педагог. Задание -хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Педагог медленно произносит разные звуки, вставляя между ними правильный. В процессе игры просить детей произносить все услышанные фонемы вслух. 3 Лови слог Дети «ловят» слоги. Педагог произносит несколько слогов: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок «ловит» только определенный слог. 4 .Хлопай-топай Дети топают и хлопают на заданный педагогом звук. Заранее обговариваются условия, на какой звук топаем, на какой- хлопаем. Педагог произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т. д. На необозначенные звуки дети не реагируют. Так же играем со слогами. 5. Лови слово Педагог договаривается с детьми, какое слово нужно ловить, Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное. Услышав нужное слово ребята хлопают в ладоши. 6. Эхо Вспомнить с ребятами, что такое эхо, как оно “работает”. Пробуем повторить слова, звуки, слоги друг за другом. Выбираем считалкой ребенка, котрый будет «эхом», остальные - путники в горах. 7. Поймай песенку Педагог задает проблемный для детей звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные. Педагог под музыкальный аккомпанемент исполняет попевку, в которой повторяется ряд слов с заданным звуком и без него. Задача детей: хлопнуть в ладоши, если услышали нужный звук. 8. Громко-тихо Упражнение проводится с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом. 9. Высоко-низко Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан, дети приседают. На высоких звуках, например колокольчика — двигаются на цыпочках. Предложить детям играть на музыкальных инструментах самим. 10. Скажи, как я Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют. Также, меняется интонация (весело, грустно, хитро, ласково и т. д.). 11. Разложи правильно Подбираются карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. на картинках, раположенных на доске - изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Детиям предлагается их соотнести. В следующем этапе игры детям предлагается раскладывать картинки по другим принципам: находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова; классифицировать слова по количеству слогов; самим придумывать слова на заданную букву. Когда дети освоят игру, предложить им объединяться в пары, согласно заданию. 12. Звуковое лото

Для игры используются: Лото с картинками (звери, птицы, предметы,цветные фишки (синие и зеленые.). Сначала проводится подготовительная работа. Выясняем, какие буквы знакомы детям, объясняем, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, показываем, как правильно их произносить. Раздаем детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек. Педагог называет любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спрашивает, у кого в названии нарисованных предметов есть такой звук. Дети отвечают: “У меня з-з-забор!”. И закрывают правильную картинку фишкой нужного цвета. Победителем становится тот ребенок, который быстрее заполнить поле. В процессе усвоения игры, дети играют самостоятельно, выбрав ведущего. 13. Слоговой поезд Развитие умения делить слова на слоги. Готовятся карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Авторский вариант игры : у каждого ребенка свой вагончик со слогом, они составляют слова, объединяя свои слоги.

На каждом занятии, для поддержания интереса и смены вида деятельности, проводится также музыкальная разминка, с элементами логоритмики:«Три фасольки, два боба»,«Прыг-скок»,«Часы», «Гусеница»,«Веселый бубен»,«В доме моем тишина».

План работы по проекту :

Этапы сроки Ресурс (кадры, фин-экономич. ,матер. -технич.)

Подготовительный

Подбор материала

Родительское собрание

Консультация с воспитателями

Август

Сентябрь

Учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп, Пособия готовые, материалы для изготовления пособий, принтер, компьютер, магнитная доска,

Организационно-практический

Диагностика вводная

Формирование подгрупп

Занятия

Сентябрь-апрель

Учитель-логопед, музыкальный руководитель,

Магнитная доска, музыкальный центр, пособия, карточки, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, музыкальная колонка

Заключительный

Анализ достижения поставленной цели и полученных

результатов.

Диагностика уровня сфрмированности фонематического слуха у детей

Итоговое мероприятие

Выпуск буклетов для родителей

Косультирование педагогов

Май

Учитель-логопед, музыкальный руководитель,воспитатели подготовительных групп.

Компьтер, принтер.

Оценка результатов реализации проекта :

Созданы специальные условия для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО:

1 Создана системы работы, направленная на формирование и улучшение качества речевых процессов, коррекцию речевых нарушений, повышение уровня готовности детей к начальному обучению.

2. Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

3. Педагоги-участники проекта овладели новыми методами и приемами профилактики речевых нарушений.

4. По итогам реализации проекта, в результате проведенной педагогической диагностики, отмечается высокий уровень развития фонематического слуха у детей, динамика становления звукопроизношения и чувства ритма, формирование богатого словарного запаса.

Распространение результатов проекта : Создание специальной коррекционно-развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО: Выпущены буклеты-рекомендации для родителей воспитанников, памятки для педагогов включающие подборку игр и упражнений, на развитие фонематического слуха, восприятия и чувства ритма, которые рекомендовано включать в занятия по речевому развитию. Каждому ребенку выдоно авторское пособие для игры и закрепления навыков, полученных на занятиях (таблица со звуками). Устойчивость проекта : Обусловлена 1. Актуальностью проблемы повышения качества образовательного процесса за счет совершенствования методического обеспечения. После окончания, отобранные и проверенные материалы проекта систематизированы и внедрены в ежедневную практику реализации образовательного процесса ДОУ. 2. Возможностью распространения опыта работы. 3. Использование проекта в дальнейшем не требует дополнительных ресурсов.

основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. В последние годы вырос % количества детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в речевом развитии. Дети обладают полноценным слухом и интеллектом, но, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из–за недостаточного развития фонематического слуха, слухо-моторных координаций и чувства ритма, звукового анализа и синтеза, речевого внимания и памяти, звукопроизношения. Ребенку сложно различать на слух звуки речи-фонемы. Имея такое нарушение, детям трудно различать глухие и звонкие звуки, твёрдые и мягкие, свистящие и шипящие, соноры между собой. Таким детям сложно дается овладение письмом и чтением в школе. Развитие фонематического слуха и восприятия, чувства ритма и правильного звукопроизношения- важный этап развития речи ребенка, его словаря и грамоты. Педагоги и специалисты ДОУ отводят важную роль речевому развитию детей, проект «Слышать правильно» помог сделать работу в этом направлении более эффективной, направить совместные усилия всех участников педагогического процесса на решение этой задачи.

На начальном этапе реализации проекта, мы разработали план занятий с детьми. Изготовили и приобрели методические пособия, подобрали музыкальный материал. Провели предварительную педагогическую диагностику детей, для объединения в подгруппы, по уровню входящих данных. Составили план занятий с подгруппами, получили согласие родителей и законных представителей, для работы с детьми.

Цель проекта : -Повышение профессиональной компетентности участников педагогического процесса в вопросах коррекции и развития речи. -Повышение уровня речевой готовности к школе. Задачи: Создание специальных условий для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО. Обеспечение преемственности дошкольного и начального школьного образования. Побуждение детей к активному участию в образовательном процессе и стремлению к исправлению речевых нарушений. Вовлечение родителей в образовательный процесс ДОУ. Повышение профессиональной компетентности педагогов. Игры и упражнения : 1. Тишина Дидактическая игра на развитие фонематического слуха тренирует умение различать неречевые звуки. Дети сидят в комнате, закрывают глаза и слушают тишину 1-2 минуты. Разговаривать в момент игры нельзя. Мы предлагаем открыть глаза и описать свои впечатления от игры, дети подробно рассказывают, что они смогли услышать в тишине. 2 Лови звук Дети сидят и внимательно слушают, какие звуки произносит педагог. Задание -хлопать ладошками и ловить только определенный перед началом игры звук. Педагог медленно произносит разные звуки, вставляя между ними правильный. В процессе игры просить детей произносить все услышанные фонемы вслух. 3 Лови слог Дети «ловят» слоги. Педагог произносит несколько слогов: ЧА, ШУ, ЧУ, ЩУ и так далее. Ребенок «ловит» только определенный слог. 4 .Хлопай-топай Дети топают и хлопают на заданный педагогом звук. Заранее обговариваются условия, на какой звук топаем, на какой- хлопаем. Педагог произносит ряд схожих звуков: [ш], [щ], [ч], [ж], [с], [ж], [х], [ш] и т. д. На необозначенные звуки дети не реагируют. Так же играем со слогами. 5. Лови слово Педагог договаривается с детьми, какое слово нужно ловить, Произносит ряд схожих по звучанию слов и обозначенное. Услышав нужное слово ребята хлопают в ладоши. 6. Эхо Вспомнить с ребятами, что такое эхо, как оно “работает”. Пробуем повторить слова, звуки, слоги друг за другом. Выбираем считалкой ребенка, котрый будет «эхом», остальные - путники в горах. 7. Поймай песенку Педагог задает проблемный для детей звук, чаще всего это свистящие, шипящие, сонорные. Педагог под музыкальный аккомпанемент исполняет попевку, в которой повторяется ряд слов с заданным звуком и без него. Задача детей: хлопнуть в ладоши, если услышали нужный звук. 8. Громко-тихо Упражнение проводится с музыкальным сопровождением. Дети встают в круг, начинают движение шагом под композицию. Когда музыка звучит громко, нужно встать на носочки, если звук становится тихим — присесть и идти гусиным шагом. 9. Высоко-низко Упражнение идентично предыдущему. Когда звучат низкие тона, например, стучит барабан, дети приседают. На высоких звуках, например колокольчика — двигаются на цыпочках. Предложить детям играть на музыкальных инструментах самим. 10. Скажи, как я Игровое задание направлено на развитие умения различать громкие и тихие звуки, дети учатся подстраиваться под тембр голоса собеседника. Педагог произносит слова, небольшие фразы с разной громкостью, дети слушают и повторяют. Также, меняется интонация (весело, грустно, хитро, ласково и т. д.). 11. Разложи правильно Подбираются карточки с парными и непарными звуками: З-С, Ж-Ш, Ч-Ц, Щ, В -Ф, Х, Р, Б-П. на картинках, раположенных на доске - изображение предметов, в названиях которых есть эти фонемы. Детиям предлагается их соотнести. В следующем этапе игры детям предлагается раскладывать картинки по другим принципам: находить названия предметов с нужным звуком в конце, начале, середине слова; классифицировать слова по количеству слогов; самим придумывать слова на заданную букву. Когда дети освоят игру, предложить им объединяться в пары, согласно заданию. 12. Звуковое лото

Для игры используются: Лото с картинками (звери, птицы, предметы,цветные фишки (синие и зеленые.). Сначала проводится подготовительная работа. Выясняем, какие буквы знакомы детям, объясняем, что согласные звуки могут быть мягкими-твердыми, глухими-звонкими, показываем, как правильно их произносить. Раздаем детям по 4-6 картинок и столько же пустых карточек. Педагог называет любой звук, растягивая и пропевая его: з-з-з. Спрашивает, у кого в названии нарисованных предметов есть такой звук. Дети отвечают: “У меня з-з-забор!”. И закрывают правильную картинку фишкой нужного цвета. Победителем становится тот ребенок, который быстрее заполнить поле. В процессе усвоения игры, дети играют самостоятельно, выбрав ведущего. 13. Слоговой поезд Развитие умения делить слова на слоги. Готовятся карточки с нарисованными вагонами, на каждом написан 1 слог. Задача детей — рассадить слоги по вагонам. Авторский вариант игры : у каждого ребенка свой вагончик со слогом, они составляют слова, объединяя свои слоги.

На каждом занятии, для поддержания интереса и смены вида деятельности, проводится также музыкальная разминка, с элементами логоритмики:«Три фасольки, два боба»,«Прыг-скок»,«Часы», «Гусеница»,«Веселый бубен»,«В доме моем тишина».

План работы по проекту :

Этапы сроки Ресурс (кадры, фин-экономич. ,матер. -технич.)

Подготовительный

Подбор материала

Родительское собрание

Консультация с воспитателями

Август

Сентябрь

Учитель-логопед, музыкальный руководитель, воспитатели подготовительных групп, Пособия готовые, материалы для изготовления пособий, принтер, компьютер, магнитная доска,

Организационно-практический

Диагностика вводная

Формирование подгрупп

Занятия

Сентябрь-апрель

Учитель-логопед, музыкальный руководитель,

Магнитная доска, музыкальный центр, пособия, карточки, музыкальные инструменты, мультимедийный проектор, музыкальная колонка

Заключительный

Анализ достижения поставленной цели и полученных

результатов.

Диагностика уровня сфрмированности фонематического слуха у детей

Итоговое мероприятие

Выпуск буклетов для родителей

Косультирование педагогов

Май

Учитель-логопед, музыкальный руководитель,воспитатели подготовительных групп.

Компьтер, принтер.

Оценка результатов реализации проекта :

Созданы специальные условия для реализации проекта, в соответствии с ФГОС ДО:

1 Создана системы работы, направленная на формирование и улучшение качества речевых процессов, коррекцию речевых нарушений, повышение уровня готовности детей к начальному обучению.

2. Родители стали активными участниками воспитательно-образовательного процесса ДОУ.

3. Педагоги-участники проекта овладели новыми методами и приемами профилактики речевых нарушений.

4. По итогам реализации проекта, в результате проведенной педагогической диагностики, отмечается высокий уровень развития фонематического слуха у детей, динамика становления звукопроизношения и чувства ритма, формирование богатого словарного запаса.

Распространение результатов проекта : Создание специальной коррекционно-развивающей среды, отвечающей требованиям ФГОС ДО: Выпущены буклеты-рекомендации для родителей воспитанников, памятки для педагогов включающие подборку игр и упражнений, на развитие фонематического слуха, восприятия и чувства ритма, которые рекомендовано включать в занятия по речевому развитию. Каждому ребенку выдоно авторское пособие для игры и закрепления навыков, полученных на занятиях (таблица со звуками). Устойчивость проекта : Обусловлена 1. Актуальностью проблемы повышения качества образовательного процесса за счет совершенствования методического обеспечения. После окончания, отобранные и проверенные материалы проекта систематизированы и внедрены в ежедневную практику реализации образовательного процесса ДОУ. 2. Возможностью распространения опыта работы. 3. Использование проекта в дальнейшем не требует дополнительных ресурсов.

Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Занятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группеЗанятие по развитию фонематического слуха «Звуки [А], [О], [У], [И]» в средней группе Цель: - дифференциация гласных звуков в словах и фразах; - развивать фонематическое восприятие; Оборудование: Магнитная доска, предметные.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Образовательный проект «Слышать правильно» по развитию фонематического слуха и восприятия у старших дошкольников
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 11:06
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД