Галина Орехова
Образовательный проект «Развитие экспериментальной деятельности детей через знакомство со свойствами воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : исследовательский, групповой.
Продукты деятельности : Отчеты – презентации проведенных исследований, детей вместе с родителями в домашних условиях.
Актуальность
Дети дошкольного возраста по природе своей – пытливые исследователи окружающего мира. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно – исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации впитывает ребенок. Тем быстрее и полноценнее он развивается. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «почему?» и «как?».
Публикация «Образовательный проект „Развитие экспериментальной деятельности детей через знакомство со свойствами воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Вода. Проекты
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Темочки
Разработанный проект "Вода - удивительное вещество"
познакомит детей с удивительным миром природы, приобщит к миру человеческих ценностей, ответственного отношения к природе родного края, подготовит к активным действиям по охране природы.
Этот проект значим для всех участников проекта :
У детей формируются навыки самостоятельности, активности, инициативности в поиске ответов на вопросы, и применении своих навыков в играх и практической деятельности. Расширяется запас знаний о свойствах воды и ее составе.
Педагоги продолжают осваивать метод проектирования - метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширить образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое познавательное мышление дошкольника.
Родители расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, прислушиваются к их мнению.
Цель:
Обогащение у детей старшего дошкольного возраста представлений о значении воды и ее свойствах.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой.
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки живой и неживой природы, явлений природы, определять основные свойства и состояния воды. Развивать познавательные способности, творческое воображение, коммуникативные навыки.
Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Предполагаемый результат
Повышенный интерес к НОД, содержащим демонстрационные опыты, элементы самостоятельного экспериментирования, к долгосрочным наблюдениям-экспериментам
Развитие связной речи, умения выстраивать сложные предложения, делать выводы.
Воспитание экологической культуры
Бережное отношение к водным ресурсам
Проблема:
Что может вода?
Возможна ли жизнь без воды?
Участники проекта : дети, воспитатели, родители.
Продолжительность: краткосрочный (2 недели)
План реализации проекта :
Образовательная область Формы работы с детьми
Познавательное развитие Беседы, постановка проблемы "Возможна ли жизнь без воды?"
"Водоемы нашей планеты"
Опытно-экспериментальная деятельность :
"Свойства воды" (текучесть, прозрачность, вода-растворитель)
Дидактическая игра "Да-нет"
Опытно-экспериментальная деятельность : "Образование облака»
Наблюдения:
За блеском мокрого пола, высыханием;
За тем, как сохнут мокрые вещи;
За испарением воды в блюдце.
Социально – коммуникативное развитие Сюжетно-ролевая игра "Арктическое путешествие"
Дидактическая игра "Хорошо-плохо"
Сюжетно-ролевая игра "Отважные мореплаватели"
Художественное – эстетическое развитие Рисование "Дождик, дождик, капелька",
"Медузы и рыбки"
Аппликация "Облака - белогривые лошадки"
Лепка "Обитатели моря", "Морские приключения"
Речевое развитие Чтение художественной литературы:
Г. Х. Андерсен "Русалочка,
стихотворения А. С. Пушкина "О море"
А. С. Пушкин "Сказка о рыбаке и рыбке
Дидактическая игра: "Кто быстрее соберет?"
Физическое развитие.
Подвижные игры: "Поймай рыбку", "Море волнуется", "Рыбак и рыбки"
Экспериментально- исследовательская деятельность детей вместе с родителями в домашних условиях «Свойства воды»
Работа с родителями
Работа по реализации проекта.
1 этап (постановка проблемы) : предлагаю детям рассмотреть картинки с изображением разных видов водоемов (реки, озера, моря, океаны, ручьи,
Презентации: «Вода разрушает», «Вода – источник жизни».
2 этап (подготовительный).
Было разработано перспективное планирование по разным областям образовательной деятельности. Мною был подобран наглядный материал : энциклопедии, иллюстрации, художественные книги о воде и её свойствах.
3 этап (основной).
В ходе работы над проектом с детьми были проведены беседы на тему "Возможна ли жизнь без воды?", "Вода в жизни человека","Где содержится вода?"
На занятиях по изобразительной деятельности дети отражали свои впечатления о воде в рисунках, аппликациях, лепке. Полученные знания закреплялись в игровой деятельности : путем проведения речевых и дидактических игры. Дети и родители участвовали в конкурсе рисунков по теме «Вода в жизни человека». Дети проводили дома вместе с родителями опыты-эксперименты.
4 этап (заключительный).
В конце нашего проекта была устроена выставка детских работ.
За время реализации проекта уровень знаний детей о свойствах воды значительно повысится. Дети узнали больше о воде и её значимости для всех. Особенность этого проекта, на наш взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только будем познавать и осваивать новое, но и будем активно трудиться и отдыхать в одной команде «Воспитатели – дети – родители», где родители превратятся из наблюдателей в активных участников жизни детей в детском саду.
Литература:
Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2011;
Ильницкая И. А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. М. ,2010;
Паршукова И. Л. Маленькие исследователи в детском саду. Санкт-Петербург 2004.
Савенков А. И. Путь к одаренности: Исследовательское поведение дошкольников. Питер. 2004
Программа «От рождения до школы». Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой –М. : Просвещение,2016. –191с.