Мордовский обрядовый праздник «Встреча весны» (средний дошкольный возраст)

Мария Белякова
Мордовский обрядовый праздник «Встреча весны» (средний дошкольный возраст)

Обрядовый праздник на тему «Встреча весны» («Тундонь вастома») средний дошкольный возраст

Интеграция образовательных областей.

1. Социально - коммуникативное развитие.

2. Познавательное развитие.

3. Речевое развитие.

4. Художественно - эстетическое развитие.

5. Физическое развитие.

Цель: дать детям представление об особенностях обрядовой культуры мордовского народа, расширить представления детей об устном – народном творчестве.

Задачи:

Образовательные: Познакомить детей с традициями и календарно-обрядовыми праздниками своего народа и стимулировать к ним интерес. Закрепить и уточнить знания и представления о перелетных птицах.

Развивающие: Развивать у детей интерес к культуре мордовского народа через заклички, подвижные игры, стихи, способствующие формированию основ эстетической культуры личности ребёнка. Развивать умения наблюдать и описывать, углублять и уточнять знания о перелетных птицах весны. Способствовать развитию любознательности, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о перелетных птицах.

Воспитательные: Воспитывать уважение, интерес и любовь к мордовской культуре. Формировать нравственные человеческие качества, уважительное, бережное отношение к традициям родного края. Способствовать развитию эстетического восприятия окружающего мира. Воспитывать бережное отношение к природе.

Условия и особенности реализации мероприятия: Данная методическая разработка может быть использована в работе с детьми средней группы для ознакомления с мордовским обрядом, праздниками и приуроченных к ним устно-поэтическим творчеством мордовского народа.

Место проведения, аудитория, адресность: Музыкальный зал. Дети средней группы, родители.

Музыкальное оформление: Н. Рузанкина «Луга лангсо», А. Рыбников «Бежит, бежит ручеек», детская песенка «Весна красна идет», Р. С. Зорькина «Минь листяно улицяв».

Художественное оформление, реквизиты, костюмы:

В зале развешены картинки с изображением птиц, деревьев, на лицевой стене зала образ русской и мордовской женщины символизирующие встречу весны. Маски дятла, ласточки, жаворонка. Картинки с изображением гнезд птиц для игры. Мультимедийная презентация по ходу мероприятия. Дети в мордовских костюмах.

(Под музыкальное сопровождение Н. Рузанкина «Луга лангсо»)

Дети выходят в цент зала

Ведущий: Шумбратадо, вечкевикс ялгат!

Дети: Шумбрачи!

Ведущий: Здравствуйте, дорогие друзья!

Дети: Здравствуйте!

1ребёнок:

Что за славный денек

На бугре солнцепек.

Собирайся народ у ворот,

Петь, шутить хороводы водить,

Весну красную веселить.

2 ребенок:

Идёт Матушка-Весна,

Отворяй-ка ворота.

Первым март пришёл,

Всех друзей привёл.

3 ребенок:

А за ним апрель

Отворяй пошире дверь.

А потом придёт и май,

В наш родной мордовский край!

(Народный фольклор)

4 ребенок:

Ютась телесь. Сась тундось. Прошла зима. Пришла весна.

Ванды карми мазый мартось. Завтра будет красивый март.

Ведущий:

В марте хозяйки пекли из остатков пшеничной муки маленькие шарики и каждый день выбрасывали их по одному на улицу, уговаривая мороз отведать угощения.

Ребёнок:

Мороз, красный нос, вот тебе хлеб да овёс!

А теперь убирайся, на север отправляйся!

Ведущий:

Давайте, ребята, поможем зиме уйти до следующего года –споём ей старинную мордовскую песню.

Хоровод- инсценировка «Селека» (мордовская народная песня)

Ведущий:

Очень много традиций и обрядов у мордвы. Весна наступала медленно, чтобы приблизить наступление столь долгожданной весны, несущей новую жизнь, радость, тепло и свет, мордовский народ зазывал весну. Давайте и мы с вами споём весеннюю закличку.

Дети:(закликают)

Тундо, тундо, сак,сак! Весна, весна приди!

Теле, теле, тук, тук! Зима, зима уйди!

Лямбе пиземе кант, кант! Теплый дождь нам принеси!

Сэрей товзюрот каст, каст! Высокую пшеницу вырасти!

Ведущий:

Мордовский народ закликал не только весну, но и перелётных птиц, как вестников благодатной весны которые, как считалось, весну приносили на своих крылышках. Дети влезали на пригорки, на крыши домов, сараев и закликали приход весны пением призывных песен.

Ведущий:

Ребята, сейчас я вам загадаю загадки, а вы должны отгадать о каких птицах идет речь:

Угадайте, что за птичка:

Темненькая невеличка,

Беленькая с живота,

Хвост раздвинут в два хвоста.

(Ласточка)

(Выходит ребенок в маске ласточки и рассказывает про ласточку).

Ребенок -Ласточка:

Я – ласточка и моя жизнь связана с человеком. Свое гнездо не вью, а леплю из комочков глины, песка вперемежку с травой. А домик устраиваю под крышей домов.

Ведущий:

Хоть и скромен с виду он

Пестренькие перья, маленький носок.

Но имеет звонкий голосок.

В поле он живет

Раньше всех из птиц встаёт,

Всю весну и лето песенки поет

Всё живое поднимает,

Как ту птичку называют?.

(Жаворонок)

Ребенок -Жаворонок:

Я – веселый жаворонок. Свое гнездо я делаю в земле, вью его из стеблей травы, корешков, а во внутрь кладу мягкий слой пуха и шерсти животных.

Ведущий:

Ходит в красной тюбетейке,

И сидит не на скамейке,

А на дереве в лесу,

И почти что навесу.

Постучит, букашку схватит

Знаменитый "доктор".

(Дятел)

Ребенок-Дятел:

Я, дятел- санитар леса. Хорошо устроился в дупле, которое я каждый год меняю.

Ведущий:

А сейчас мы поиграем в игру «Чье гнездо?».

(Дети, прослушав рассказы про птиц ищут соответствующие им гнезда).

Ведущий:

По поверью, жаворонки прилетают из райских стран, разгоняют облака, скованные зимней стужей, приносят на землю живительный дождь и даруют ей силу плодородия. Для этого пекли пироги в виде жаворонков и отправлялись с ними по селу, прославляли весну, бросали жаворонков вверх и закликали:

Дети (поют закличку):

Норовжорчт, ливтеде! Жаворонки, прилетите!

Якшамо теленть панеде! Студену зиму прогоните!

Лембе тундонть кандынк! Теплу весну принесите!

Телесь миненек налкставсь, Зима нам надоела,

Весе кшинек сэвизе! Весь хлеб у нас поела!

Ведущий:

Весну созывали и второй раз. Этот день назывался день Сороки –Сезяканьчи. Сезяка- это птица, которая никуда не улетает на зиму и все зимние холода и морозы переживала.

(Дети в масках сороки выходят в центр зала и инсценируют сценку)

Инсценировка «Сезяка» («Сорока»).

1 ребёнок: -Вай,сезяка, сезяка. Мекс пулынеть кувака?

(- Сорока, сорока. Почему у тебя такой длинный хвост?

2 ребёнок: -Мекс пулынем кувака? Пулось-те монь рулем.

(Почему у меня такой длинный хвост? Хвост - это мой руль.

Ведущий:

Дети, а какие птицы вестники весны?

Дети:

Грачи, скворцы, жаворонки, ласточки.

Ведущий:

Молодцы! Давайте поиграем с вами в игру «Прилетели птицы».

Вы будете называть птиц, которые выходят на слайд и определять какие прилетели к нам с весной, а какие зимовали в нашем крае.

Ведущий:

Часто молодёжь отправлялась на берег реки, пели песни, веселилась и славила Вармаву - покровительницу ветра и Виряву- покровительницу воды.

Ребенок:

Ой, Вармава, Вармава! Ветер, ветер, ветерок!

Сась, сась тундось, Пришла, пришла весна,

Тусь тундонь, чадыведесь Пришло весеннее половодье!

Ива - Вась! Ива - Вась!

Ведущий:

Весной очень много ручейков бегут по дорогам, вот и мы сейчас с вами поиграем в игру «Ручеек».

(Игроки разбиваются по парам и, взявшись за руки, образуют «живой коридор - ручеек». Оставшийся без пары игрок проходит внутри коридора, выбирая себе пару. Обычно, по правилам, мальчик выбирает девочку, а девочка – мальчика. Новая пара, пройдя через коридор, становится впереди, а оставшийся без пары игрок снова ищет пару).

(Звучит детская песенка «Бежит, бежит ручеек»).

(Пока дети играют в игру, Весна готовится к выходу).

(Звучит детская песенка «Весна-красна идет»)

Весна:

- Шумбратадо, эйкакшт! А ванна мон, мазый тундось. Ламоксть тынь монь тердиде. Мон сынь тыненк инжекс. А, ну-ка, ялгат, лиседе моронь морама.

(Здравствуйте, дети! Вот и я Весна – красна, много раз вы меня звали. Я и пришла к вам в гости. Дети, выходите, споем с вами мордовскую песню).

«Минь листяно улицяв»

1. Минь листяно улицяв,

Карматано морамо.

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Карматано морамо.

2. Карматано морамо

Дыцюлкасо, котасо.

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Карматано морамо.

1. Выйдем мы на улицу,

Будем вместе песни петь,

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Будем вместе песни петь.

2. И в чулках, и в сапогах,

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Будем вместе песни петь

Да в сапожках новеньких,

Да в рубашках беленьких

Вай, лёх, вай-ва-лёх,

Да в рубашках беленьких.

Ведущий:Чем-то вкусным пахнет! А вот и жаворонки поспели! Угощайтесь!

(Весна раздает детям выпечку жаворонки и все уходят в группу)

Мордовский обрядовый праздник «Встреча весны» (средний дошкольный возраст)

Литература:

1. Исайкина, А. И. Лихтибряня / А. И. Исайкина. - Саранск, Мордовское книжное издательствоь, 1992.– 100 с.

2. Карпушина,Л. П. Воспитание детей шестилетнего возраста средствами мордовского фольклора / Л. П. Карпушина. - Саранск, МРИПКРО, 1996. – 87 с.

3. Детские загадки о птицах. – Режим доступа: http://deti-online.com/zagadki/zagadki-pro-ptic/. – Загл. с экрана.

4. Мордовский фольклор // Сятко. – 2016. – № 1. – С. 15–16.

5. Мордовский фольклор //Сятко. – 2016. – № 1. – С. 7–8.

6. Зорькина, Р. С. Шумбрачи, тириньмастором / Р. С. Зорькина. - Саранск, Поволжский центр культур финно-угорских народов, 2010. – 116 с.

7. Борисов, А. Детский фольклор / А. Борисов. - Саранск, Мордовское книжное издательство, 1973. – 37 с.

Публикации по теме:

Фотоотчёт  «Пластилиновое чудо» (средний дошкольный возраст)Фотоотчёт  «Пластилиновое чудо» (средний дошкольный возраст) Фотоотчёт - "Пластилиновое чудо" средний возраст. Творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные.

Интегрированное занятие по познавательному и физическому развитию «Прогулка в лес» (средний дошкольный возраст) Форма проведения: занятие-прогулка, сюжетное. Программное содержание (задачи): Обучающие: формировать у детей представление о животных леса.

Итоговая ОД «Путешествие по сказке «Три медведя» (средний дошкольный возраст) Путешествие по сказке «Три медведя» (Средний дошкольный возраст) (За ширмой сидит Маша, накрытая платком. Дети стоят в кругу на ковре. Воспитатель:.

Конспект интегрированного занятия по аппликации «Ракета» (средний дошкольный возраст)Конспект интегрированного занятия по аппликации «Ракета» (средний дошкольный возраст) Конспект интегрированного занятия по аппликации: «Ракета» Воспитатели: Давыдова Валентина Витальевна, Алексеева Наталья Витальевна Средний.

Библиотека изображений:
  • Весна
  • Весна
  • Зима
Автор публикации:
Мордовский обрядовый праздник «Встреча весны» (средний дошкольный возраст)
Опубликовано: 23 апреля 2019 в 22:02
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 мая. День химика

Химия – это не какая-то отвлечённая теоретическая наука, а самая что ни на есть прикладная и практическая. Её плодами все мы пользуемся ежедневно: колготками и чулками, стиральными порошками и моющими...

26 мая. Юбилей сказки П. Ершова «Конек-горбунок»

185-летний юбилей отмечает в этом году русская стихотворная сказка, переведенная на 27 языков мира и напечатанная общим тиражом в 7 миллионов экземпляров. Такая популярность этого произведения объясняется...

План-конспект НОД по пластилинографии для старших дошкольников «Российский флаг»
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие. Виды детской деятельности: продуктивная, восприятие художественной литературы,...
Методическая разработка «Такие забавные ежики». Поделки из разных материалов
25 мая. День ежиков на МААМ В детских сказках и мультфильмах ёжик изображается всегда как добрый, честный, любознательный зверек. Он всегда приходит на...
Конспект беседы о ЗОЖ «Сбереги свое здоровье сам!» с детьми старшего дошкольного...
Цель: Создание условий для формирования культуры здорового образа жизни. Расширение знаний о здоровом образе жизни и о мерах профилактики. Задачи: -...