Лучший педагог года

Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта

Анастасия Парфенова
Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта

 Изучение опыта зарубежных стран дает основания утверждать, что проблема интеллектуальных нарушений у детей дошкольного и младшего школьного возраста

является весьма актуальной. Это обусловлено последними достижениями медико-биологических наук, способствующих клинической дифференциации различных форм умственной отсталости у детей. Умственная отсталость - это состояние организма, при котором интеллект ребенка не достигает уровня развития, оптимально необходимого для данного возраста. Это вызывает нарушение развития личности ребенка и не позволяет

без специальной помощи достичь оптимально возможного уровня.

Публикация «Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах

   Проблема диагностики, воспитания, обучения, социализации детей

с нарушениями интеллектуального развития заслуживает внимания, так как все бильшe детей уже на первом году жизни имеет диагноз «умственная отсталость». Они составляют около 2,5% от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие проценты. Данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) свидетельствуют о том, что рождаемость детей

с особыми потребностями в мире достигает 13%. Среди них 3% детей рождаются с недостатками интеллекта, а 10% - с другими физическими

и психическими недостатками развития.

   Анализ научной литературы свидетельствует о том, что исследованием проблемы деятельности детей с нарушениями интеллекта привлекает внимание многих исследователей, а именно: В. И. Бондаря, Г. Н. Волковой, Л. С. Гордейчук,

С. А. Игнатьева, Г. И. Лалаевои, А. А. Правдиной, Т. В. Сак, В. М. Синева,

А. П. Хохлина и других ученых. Однако, не все аспекты данной темы достаточно изученными. Поэтому, выявление нарушений развития у детей и их коррекция на ранних этапах становления личности является важной задачей коррекционной педагогики.

   Деятельность, как известно, является мощным фактором развития личности,

 его сознания. Воспитание личности, в том числе и умственно отсталого ребенка, возможно только в единстве с деятельностью. Но наряду с этим для воспитания умственно отсталого ребенка деятельность имеет еще и то значение, которое, во-первых,

при недостатках речи и мышления помогает понять психику данного ребенка, а во-вторых, помогает корректировать недостатки познавательных процессов [1].

   Вся деятельность умственно отсталого ребенка глубоко своеобразна. Это прежде всего проявляется в нарушении ее целенаправленного характера. Для умственно отсталого школьника характерна слабость ориентировки в задании, неумение его анализировать, планировать, предвидеть результат, обдуманно выбирать средства для выполнения задания. Он не уверен в своих силах и поэтому идет от трудностей, постоянно отклоняется от поставленной задачи, цели, подменяет

ее другой, похожей, но более легкой и доступной. Умственно отсталые дети некритично относятся к результатам своей деятельности. Ограничены познавательные возможности, недоразвитие мировоззрения и личности в целом приводят

к тому, что умственно отсталый ребенок больше склонен к близкому мотивации своей деятельности, нередко руководствуется не объективными данными задачи, а стремлением удовлетворить требование учителя, родителей и т. В связи с этим дети нередко выполняют задания интереса, формально производят те или иные действия под влиянием случайных ассоциаций и побуждений. Выработка общественно значимых мотивов деятельности особенно в младших и частично в средних классах вспомогательной школы достаточно затруднена [2, 60-63].

   Основными видами деятельности умственно отсталых, как и нормальных детей,

есть игра, учение, труд [3, 50-57].

   Известно, что основным видом деятельности детей младшего

школьного возраста является учебная деятельность. Ведущая роль в усвоении отдельных

понятий, процессов, явлений, в формировании умений и навыков принадлежит уровню

развития психических процессов, таких как, восприятия, мышления, внимание

и память. Будущим педагогам при обучении детей с особыми потребностями

необходимо учитывать, что эффективность усвоения учебного материала

зависит в первую очередь от мотивационной учебной деятельности учащихся. различные

аспекты этого вопроса в специальной педагогике исследовались

Н. Ф. Добрыниным, С. И. Костюком, Н. И. Лускановою, В. Г. Петровой,

Б. М. Пинским и другими. Обзор литературных источников свидетельствуют о том,

что мотивы деятельности детей с интеллектуальными нарушениями объединяются только с конкретной ситуацией, которая направлена на осуществление отдельных действий,

и не способствуют достижению общей цели. Доминирующим учебным мотивом таких детей является мотивация избегания наказания. Дети пытаются избежать получения низких оценок и соответствующей реакции на них со стороны родителей

и одноклассников. Такой мотив создает в целом негативный эмоциональный фон учебной деятельности. В отдельных учеников достаточно часто выражена мотивация достижения успеха. Поэтому, они стараются избежать оценочной ситуации,

но в то же время хотят добиться успеха. Учебный процесс в таких случаях следует проводить в медленном темпе, избегать психических перегрузок

и большого количества абстрактного материала. Учебный материал должен быть доступным, интересным и эмоционально насыщенным. По данным В. И. Ковалева

и А. Р. Лурия основным мотивом, который поддерживает положительное отношение

 к обучению, является учебный интерес. У детей с интеллектуальными нарушениями такой интерес проявляется только при изучении отдельных предметов. Поэтому,

при обучении детей с особыми потребностями следует избегать сложных задач. Такие ученики могут выполнять простые однотипные задачи (выписка слов, букв, переписывание текста и т. д.). При проведении прогулок, экскурсий детям целесообразно предлагать собрать листья, плоды растений различной формы и размеров, чтобы впоследствии использовать их на занятиях по труду для изготовления простых аппликаций.

   Таким образом, учение является мощным средством коррекции основного дефекта умственно отсталого школьника - недоразвитие познавательной деятельности, мощный фактор развития его личности в целом.

   Следующий вид деятельности - игра. Игрушка не всегда побуждает умственно отсталого ребенка к деятельности. Она недостаточно активно включается в игру,

 не может создать самостоятельного игрового замысла, цельную воображаемую игровую ситуацию, а обычно только манипулирует игрушками, пробуя разные их использования

в различных сочетаниях. Игра умственно отсталого ребенка однообразна. Основное место в ней занимают побочные ассоциации. Ее игра носит неорганизованный, хаотический характер. В ней трудно уловить логику, смысл и сюжет. Часто она представляет собой стереотипное действие с игрушкой или такое же стереотипное воспроизведение знакомой ребенку жизненной ситуации. При этом большое значение имеет склонность умственно отсталого школьника к подражанию, к имитации. Умственно отсталые дети слабо включаются в коллективную игровую деятельность. Они не понимают общего замысла, правил игры и распределения ролей, не проявляют нужной изобретательности, смекалки, ловкости.

   Если коснуться трудовой деятельности детей с нарушением интеллекта, то можно сказать, что труд содержит значительные коррекционные возможности. Цели и задачи трудовой деятельности, ее содержание и свойства благодаря своей конкретности

и доступности чувственного восприятия помогают ученикам выработать умение соотносить свои действия с целью труду, выбирать наиболее рациональные приемы для выполнения поставленной задачи. Изготовление общественно полезных вещей и выполнения общественно значимых трудовых заданий повышают интерес

к работе, которая выполнена, формируют более широкие, социально значимые мотивы трудовой деятельности.

   Задачи, требующие решения умственных задач, повышают интерес

к обучению, положительно влияют на интеллектуальное развитие детей.

В процессе выполнения трудового задания школьники практически усваивают приемы анализа и синтеза. Трудовая деятельность помогает ученику овладеть приемами сравнения, навыками планирования и соблюдения последовательности действия. У ребенка появляется правильная оценка качества и результатов своей деятельности [4, 81-91].

   Следовательно, при обучении детей с нарушениями интеллектуального развития необходимо развивать в них положительную учебную мотивацию, желание учиться, веру в собственные силы, обогащать знания детей об окружающей среде

и взаимосвязи между предметами и явлениями, осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку. При проведении коррекционной работы необходимо избегать психических перегрузок, не ограничивать время для выполнения задач

и предупреждать появление усталости.

литература:

1. Граборов А. Н. Очерки по олигофренопедагогике / А. Н. Граборов - М., 1961.

2. Илюшенко А. С. Обучение умственно отсталых детей / А. С. Илюшенко

И. А. Астафьев // Коррекционная педагогика: теория и практика. - 2007. - № 12. -

С. 60-63.

3. Синьов В. М. Коррекционная психопедагогики. Олигофреноледагогика: Учебник. - Часть 2. Обучение и воспитание детей. - М. : Изд-во НПУ имени

М. П. Драгоманова, 2009. - 224 с

4. Хохлина А. П. Психические проявления умственной сферы у школьников с разными интеллектуальными возможностями в процессе трудовой деятельности /

А. П. Хохлина // Педагогика и психология Научно-теоретический и информационный журнал АПН Украины. 2004. - N1. - С. 81-91

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматических представлений у детей с нарушением интеллекта средствами дидактической игры. Введение. Актуальность проблемы. Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушением интеллекта. Речь.

Конспект итогового занятия для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта Конспект итогового занятия для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта. «Путешествие на цветочную поляну». Цель: Развитие интегративных качеств.

Конспект итогового занятия по познавательному развитию для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта Тема. Помоги зайчику. Возрастная группа: компенсирующая группа для детей с нарушением интеллекта Форма совместной деятельности: игровые.

Коррекционно-развивающее занятие по сенсорному развитию для детей с нарушением интеллекта первого этапа обучения «Матрёшки» Конспект коррекционно-развивающего занятия по сенсорному развитию для детей с нарушение интеллекта первого этапа обучения. Тема: «Матрёшки».

Конспект занятия для детей с нарушением интеллекта старшей группы дошкольного возраста Конспект занятия по ФЭМП/ Социальному развитию/ Ознакомлению с окружающим Развитию сенсорного восприятия (зрительное/тактильно-двигательное).

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей 5–7 лет с нарушением интеллекта Тема. «Поездка в лес» Возрастная группа: компенсирующая группа для детей с нарушением интеллекта Форма совместной деятельности: игровые.

Консультация «Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллектуального развития» Развитие в дошкольном возрасте является, как известно, продолжением развития, которое мы наблюдаем в раннем возрасте. Несмотря на то, что.

Методические рекомендации «Коррекция двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Тема: КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-5 лет) С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Развитие навыков самообслуживания у детей с нарушением интеллекта как фактор успешной социализации ребёнка в обществе Формирования навыков самообслуживания начальный этап в работе по трудовому воспитанию ребенка. Развитие культурно-гигиенических навыков.

Занятие для детей 10–12 лет с нарушением интеллекта в коррекционной школе «Я умею себя хорошо вести» Занятие для детей 10-12 лет коррекционных школ с нарушением интеллекта. Тема: Я умею себя хорошо вести Цель: Воспитание у детей вежливости,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общая характеристика деятельности детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 24 октября 2016 в 14:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД