Папки-передвижки

Общая и профессиональная культура педагога

Мельникова Наталья
Общая и профессиональная культура педагога
▼ Скачать + Заказать документы

Общая и профессиональная культура педагога

«В человеке все должно быть прекрасно:

и лицо и одежда, и душа и мысли».

А. П. Чехов

Современное общество ставит перед педагогами, воспитателями и родителями задачу воспитания высокообразованного и хорошо воспитанного молодого человека. Формирование культуры поведения - одна из актуальных и сложных проблем, которая должна решаться всеми, кто имеет отношение к детям. Интерес к этой теме обусловлен тем, что резко снижается воспитательное воздействие семьи и национальной культуры в сфере воспитания.

Публикация «Общая и профессиональная культура педагога» размещена в разделах

Культура поведения помогает общению человека с окружающими, обеспечивает ему эмоциональное благополучие и комфортное сочувствие. Быть культурным, воспитанным не является достоянием избранного круга людей. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.

Культура в общем смысле понимается как исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура в узком смысле выступает как сфера духовной жизни людей, способ осуществления ими профессиональной деятельности.

Сущность культуры определяется способами осуществления жизнедеятельности, поэтому выделяют разновидности культур, связанных с различными сферами человеческой деятельности: общения, потребления, досуга, быта и т. д. Культура в ее материальной и духовной формах является существенной характеристикой жизни общества. Человек формируется в процессе своей деятельности как культурно-историческое существо посредством усвоения языка, приобщения к ценностям, традициям и т. д. Таким образом, человек является продуктом, представителем и носителем культуры.

Общая культура педагога – это результат личностного развития, развития социально значимых личностных характеристик, реализуемых в его профессиональной деятельности. В содержании общей культуры педагога можно выделить несколько компонентов:

• экологическую культуру (характеризующая взаимосвязь человека с окружающей средой);

• правовую,

коммуникативную,

• экономическую культуры.

Педагогическая культура – часть общечеловеческой культуры, в которой проявляются духовные и материальные ценности образования и воспитания, способы творческой педагогической деятельности, содержащие в себе достижения разных исторических эпох и необходимых для социализации личности.

Материальные ценности педагогической культуры – это средства обучения и воспитания. Духовные ценности педагогической культуры – это педагогические знания, теории, концепции, накопленный человечеством педагогический опыт и выработанные профессионально - этические нормы. Педагогическая культура базируется на общей культуре и с учетом специфики деятельности педагога является частью общечеловеческой культуры.

Педагогическая культура – уровень овладения педагогической теорией и практикой, современными педагогическими технологиями, способами творческой само регуляции индивидуальных возможностей личности в педагогической деятельности.

Е. В. Бондаревская среди компонентов педагогической культуры выделяет :

• гуманистическая культура педагога по отношению к детям и его способность быть воспитателем;

психолого-педагогическая компетентность и развитое педагогическое мышление;

• образованность в сфере преподаваемого предмета и владение педагогическими технологиями;

• опыт творческой деятельности, умение обосновать собственную педагогическую деятельность как систему (дидактическую, воспитательную, методическую, способность разработать авторский образовательный проект;

культура профессионального поведения, способы саморазвития, умение само регуляции собственной деятельности, общения.

Основные педагогические ценности воспитателя ДОУ:

человеческие: ребенок как главная педагогическая ценность и педагог, способный к его развитию, сотрудничеству с ним, социальной защите его личности, помощи и поддержке его индивидуальности, творческого потенциала;

духовные: совокупный педагогический опыт человечества, отраженный в педагогических теориях и способах педагогического мышления, направленный на формирование личности воспитанника;

практические: способы практической педагогической деятельности, проверенные практикой образовательно-воспитательной системы, педагогические технологии, включающие дошкольников в различные виды деятельности;

• личностные педагогические способности, индивидуальные особенности личности педагога как субъекта педагогической культуры, педагогического процесса и собственного жизнетворчества, способствующие созданию личностно-гуманного взаимодействия.

Ценностные основы педагогической деятельности воспитателя являются базой, на которой развивается интеллект, рациональное осмысление окружающей действительности, педагогическая направленность, строится педагогическая технология.

Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий. Имидж воспитателя – условие успешной профессиональной деятельности. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему. Педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!

В структуре имиджа профессионала выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

• Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку. Внешний вид воспитателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятиях, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

• Процессуальная составляющая имиджа - это профессионализм, пластичность, выразительность. Эмоционально богатый воспитатель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий., способен оживить атмосферу в группе, сделать её непринуждённой, приблизить к естественному общению.

• Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Важным условием успешной профессиональной деятельности является речевая культура воспитателя. Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дошкольники получают образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на воспитанника, помогающим установить с ним контакт. Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

Вслушайтесь, как говорят наши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей, но и наши языковые особенности. Ребенок передает наши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.

Моя работа воспитателя ДОУ характеризуется как деятельность, которой присущи интуиция, вдохновение, находчивость, изобретательность. Ведь к воспитателю, который жизнерадостен, изобретателен всегда устремлены взоры ребятишек. Творческая деятельность мною не может осуществляться по шаблону, поскольку неотъемлемыми ее компонентами являются оригинальность, отход от штампов, неожиданность, умение действовать интуитивно, согласно обстоятельствам.

У каждого свой мир интересов и увлечений моя задача помочь дошкольнику раскрыть его способности, давать больше самостоятельности и права выбора.

Таким образом, стараюсь стать для моих воспитанников тем человеком, который поможет им узнать и понять то удивительное многообразие, которое их окружает и которое они еще не познали. Перевожу с языка взрослых на язык детей то, с чем мои воспитанники соприкасаются, делаю недоступное более понятным, близким, осмысленным. А для того, чтобы отвечать на сто тысяч детских «почему?», мне необходимо самой больше узнавать об окружающем, интересоваться, что происходит на планете, в стране, городе, постоянно совершенствовать свои знания, овладевать новыми технологиями, повышая общую и профессиональную культуру педагога, никогда не останавливаться на достигнутом.

Список литературы

1. Бондаревской Е. В. – Ростов н/ Д: РГПУ, 1995. – 170 с.

2. Исаев И. Ф. Профессионально - педагогическая культура преподавателя. М. : Издательский центр «Академия», 2002. - 208 с.

3. Сластенин, В. А. Педагогика : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А.

4. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 2002. – 576 с.

5. Шиянов, Е. Н. Развитие личности в обучении: учебное пособие / Е. Н.

Публикации по теме:

Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности»Беседа с подростками «Воспитание и культура. Четыре основных правила нравственности» Цель: нравственное воспитание подростков. Задачи: - познакомить воспитанников с понятием «нравственность» и четырьмя основными правилами.

Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко»Игра для развития звуковой культура речи «Любопытное солнышко» Сегодня я представляю третий вариант многофункциональной игры «Любопытное солнышко». Направление: развитие речи и звуковая культура.

Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа)Конспект единой НОД «Крым и Россия — общая судьба» (младшая группа) Цель: познакомить детей с новым для них праздником. Задачи: Развивать у детей интерес к событиям происходящим в Крыму; формировать у детей.

Моя первая профессиональная выставка!Моя первая профессиональная выставка! Хочу поделиться очень радостным и знаменательным для меня событием! В конце уже ушедшего года, а конкретно 20 декабря, я приняла участие.

Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет)Моя профессиональная и творческая деятельность (фотоотчет) Добро пожаловать всем, кто заглянул на мою страничку. Сегодня хочу рассказать вам, уважаемые коллеги, немного о своей профессиональной.

НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае»НОД «Культура поведения в гостях. Беседа о чае» Цель: формировать у детей навыки культурного поведения в гостях Задачи: развивающие: -развивать у детей познавательный интерес к культуре.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Профессиональная компетентность учителя, как основа социальной мобильности ученика Профессиональная компетентность учителя как основа социальной мобильности ученика. Учитель информатики Войнова И. В. I Мобильность - это.

План мероприятий по проекту «Искусство и культура» для детей старшей группы Тема: «Искусство и культура» - «Готовимся к празднику Пасхи». Дата проведения: 13.04. 2020г. - 17.04.2020г. Задачи: расширять знания детей.

Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции»Рекомендации родителям по теме недели «Народная культура и традиции» Рекомендации родителям: Познакомьте ребенка с некоторыми традициями своей семьи. Почитайте ребенку русские народные потешки: «Совушка-сова»,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Общая и профессиональная культура педагога
Опубликовано: 2 июля 2020 в 06:59
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общая и профессиональная культура педагога» (включая файлы) размещена пользователем Мельникова Наталья (УИ 1641305) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД