Общение дошкольников со сверстниками в совместной деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Любовь Баклашкина
Общение дошкольников со сверстниками в совместной деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»

Огромное значение в развитии ребенка дошкольного возраста принадлежит усвоению знаний, умений и навыков, полученных в процессе какой либо деятельности. Но совершенно особое место в жизни ребенка занимает игра.

В процессе игры ребенок живет, подражает окружающим его взрослым, героям любимых рассказов, сказок и т. д. В игре ребенок может быть врачом, летчиком, строителем, или кем захочет. И это доставляет ему огромную радость.

У дошкольника уже развивается способность идти от мысли к действию, воплощать свои замыслы. Это проявляется во всех видах деятельности. И прежде всего в игре. Появление замысла связано с развитием творческого воображения.

Творческий характер игры подтверждается тем, что ребенок не копирует жизнь, а подражая тому, что видит, комбинирует свои представления. При этом он передает свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Когда ребенок входит в образ, у него живо работает мысль, углубляются чувства, он искренне переживает изображаемые события. В игре подражание сочетается с творческим воображением. Развитие игрового творчества появляется прежде всего в постепенном обогащении опыта и путем усложнении содержания игры.

От богатства и характера содержания игры зависит развитие замысла и средств изображения задуманного. В игре постепенно развивается целенаправленность действий.

В совместных играх возникает необходимость боле точно определять цель игры, согласовывать действия, а это самое трудное. В совместной игре у каждого свой замысле, который часто не совпадает с общими. Дети не всегда умеют сговариваться. В результате сильный, смелый ребенок подавляет других, хотя, быть может, воображение у него беднее, чем у сверстников.

Воображение как необходимое условие для совместной деятельности сверстников в сюжетно-ролевой игре.

Опыт показывает, что уже на пятом году жизни можно поучить детей не только обдуманно выбирать игру, ставить цель, но и распределять роли. Важно, чтобы воображение каждого ребенка было направлено на осуществление цели в игре. Под руководством воспитателя дети постепенно приучаются определять некоторую последовательность действий, намечать ход игры.

Развитие замысла связано с общим умственным развитием ребенка, с формированием его интересов. У детей пяти лет возникает интерес к различным событиям в жизни, к разным видам труда взрослых, они стараются им подражать. И замыслы игры становятся более стойкими, иногда длительное время завладевают воображением дошкольников. Некоторые игры («Магазин», «Доктор», «Семья», «Строители», «Парикмахерская») продолжаются более длительный период, постепенно развиваясь и усложняясь.

Появление длительной перспективы игры говорит о новом, более высоком этапе развития игрового творчества. При этом наблюдается не повторение изо дня в день одной и той же темы, а постепенное развитие, обогащение и усложнение задуманного сюжета.

Благодаря этому мышление и воображение детей становится целенаправленным. Продолжительное пребывание в одной роли заставляет ребенка глубже вникать в смысл изображаемого. Согласованность действий в длительных играх сочетается с импровизацией. Дети намечают общий план, последовательность действий, а во время игры возникают новые идеи, новые образы. Развитие игрового творчества сказывается и в том, как в содержание игры комбинируется различные впечатления из жизни.

Отражение жизни в игре, повторение жизненных впечатлений в разных комбинациях помогает образованию общих представлений, облегчает ребенку понимание связи между различными явлениями жизни.

2. Сюжетно-ролевая игра как один из видов совместной деятельности дошкольников

Старшие дошкольники смелее и разнообразнее комбинируют в играх свои знания, которые они почерпнули в наблюдениях и из рассказов взрослых.

Ребенок отличает игру от действительности, недаром в лексиконе всех дошкольников есть слова «как будто», «понарошку» и «по правде». Но, несмотря на это, игровые переживания всегда искренние. Ребенок не фальшивит, не притворяется.

С усложнением игры, игрового замысла чувства детей становятся более осознанными, сложными. Игра и выявляет переживания ребенка, и формирует его чувства. Игровое творчество проявляется и в поисках средств для выполнения замысла, изображении задуманного. Выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее.

В создании образа велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров по игре, согласовать с ними свои действия. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает действия, таким образом, осмысливает их, словом он пользуется, чтобы дополнить свои действия, выразить свои мысли и чувства.

Для осуществления замысла ребенку необходимы игрушки и разные предметы, которые помогают ему действовать в соответствии со взятой на себя ролью. Если под рукой нужных игрушек нет, дети заменяют один предмет другим, наделяя его воображаемыми признаками.

Таким образом, в игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности ребенка, при этом наблюдается, что один и тот же ребенок обнаруживает разный уровень игрового творчества в зависимости от содержания игры, выполняемой роли, от взаимоотношения с товарищами по игре.

ОПЫТ РАБОТЫ

На протяжении моего опыта работы с детьми, я стала замечать, что многим детям очень нравится играть в сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская». Несмотря на то, что в эту игру дети играют с сентября месяца, она продолжает нравиться и интересует их до конца учебного года. Детям очень нравится, когда я с ними играю, исполняя какую-либо роль. А особенно им нравится, когда в игре я использую загадки на тему «Парикмахерская», они хорошо влияют на развитие логики, мышления, памяти и внимания. (См. приложение 1). Дети взрослеют и более осмысленно используют сюжеты для этой игры.

Для того, чтобы расширить и пополнить кругозор знаний детей об этой профессии, была проведена целевая экскурсия в парикмахерскую, в которой дети смогли сами увидеть работу парикмахера.

Они заметили какие инструменты имеются у парикмахера и как он использует их в своей работе.

Так же они увидели и сравнили виды инструментов имеющихся у них в группе, для того чтобы осуществить сюжетно-ролевую игру «Парикмахерская», а какие инструменты они увидели впервые. Из этой экскурсии дети подчеркнули, что в их детской парикмахерской тоже есть: ножницы, расчески, разнообразные флакончики-заменители шампуней.

Однако они обратили внимание на использование следующих предметов: фен, краска для волос, бигуди, грим. Дети очень заинтересовались и затем в своей игре стали использовать предметы-заменители этих инструментов. Это подтолкнуло меня на мысль о приобретении новых атрибутов для детской парикмахерской.Так же в процессе экскурсии дети заметили: что в парикмахерской работают еще два человека с новыми для них названиями профессий. Это мастер маникюра (маникюрша, которая следит за красотой и здоровьем ногтей человека и помогает правильно подобрать для ногтей по цвету и оттенкам. И вторая специальность, на которую дети обратили внимания – это визажист, человек, который учит правильно накладывать на лицо косметику и грим. Таким образом, в детскую парикмахерскую добавились два новых действующих лица, а значит и два новых сюжета.

Но для более подробного рассказа о парикмахерской, в нашу группу мы пригласили двух мам, которые работают в парикмахерской. Наши дети очень заинтересовались их рассказами, и в своих рисунках попробовали стать сами парикмахерами и визажистами, передавая свои впечатления от увиденного и услышанного. (См. приложение 2)

ВЫВОДЫ

Таким образом, по мере усложнения игры, нашу парикмахерскуюмы дополнили новыми атрибутами: феном. Многочисленными кремами. Лаком и краской для волос, гримом и помадой. А после посещения парикмахерской и рассказа мастеров, я убедилась, что у детей появился еще больший интерес к этой игре, разнообразились сюжеты, требующие участия большего количества детей в совместной деятельности.

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Магазин». Сюжетно-ролевая игра старших дошкольниковДидактическая игра «Магазин». Сюжетно-ролевая игра старших дошкольников Как изменяется самостоятельная сюжетно – ролевая игра старших дошкольников под влиянием систематического формирования у них новых игровых.

Конспект ОД проведения игровой деятельности на тему: Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в средней группе.Конспект ОД проведения игровой деятельности на тему: Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» в средней группе. Цель: Продолжать учить знакомить детей с профессией парикмахера. Учить детей вежливо обращаться к парикмахеру \ клиенту \. Уметь объяснять.

Консультация «Сюжетно-ролевая игра как средство ранней профессиональной ориентации дошкольников» Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. М. Горький. Дошкольное детство - короткий, но важный.

Педсовет в форме круглого стола «Сюжетно-ролевая игра — средство формирования у дошкольников знаний об окружающем мире» Сюжетно-ролевая игра – средство формирования у дошкольников элементарных знаний об окружающем мире. Цели: Определить пути совершенствования.

План по самообразованию на тему: «Сюжетно — ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ 1. Воспитатель – Орешкина Анна Викторовна; 2. Образование: высшее; 3. Тема самообразования: «Сюжетно – ролевая игра.

Презентация проекта «Сюжетно-ролевая игра как средство формирования межличностных отношений дошкольников» Данная тема выбрана мною не случайно, т. к. проблема межличностных отношений дошкольников является актуальной, особенно в наше время. По.

Развитие игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»Развитие игровой деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Магазин» В нашей группе второго младшего возраста происходит становление игры как деятельности. С помощью воспитателей ребенок овладевает разнообразными.

Рекомендации для родителей «Общение со сверстниками» Общение со сверстниками –чрезвычайно важно для физического и умственного развития ребенка. Уже к двум- трем годам ребенок ощущает себя как.

Сюжетно-ролевая игра как средство нравственного развития дошкольников Сегодня общество испытывает острую нужду в таких обще гуманных ценностях, как доброта, уважение к человеку, терпимость, эмпатия, доброжелательность.

Сюжетно-ролевая игра старших дошкольниковСюжетно-ролевая игра старших дошкольников Тема: «Роль сюжетно – ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Дошкольное детство – самый важный период становления личности.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Общение дошкольников со сверстниками в совместной деятельности. Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская»
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 13:23
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
24 января. Международный день эскимо

Свой праздник сегодня отмечает любимое лакомство детей и взрослых — мороженое. И не просто мороженное, а определенный его вид, который называется эскимо.  Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы...

24 января. Международный день образования

24 января 2019 года мировое сообщество впервые отметило Международный день образования. Он был провозглашён Генеральной Ассамблеей ООН как праздник, прославляющий учение и образование – средства для...

Сценарий и видео музыкальной сказки «Доктор Айболит» для детей 5–7 лет ДОУ
Сценарий музыкальной сказки "ДОКТОР АЙБОЛИТ". Рассказчик: Здравствуй, Айболит. Присаживайся. Предстоит тебе сегодня сложная работа. Ведь многим...
Конспект занятия в средней группе по аппликации «Рыбки»
Конспект занятия в средней группе Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие», аппликация Тема: «Рыбки» Цель: формировать у детей...
Мастер-класс по оригами «Такое вкусное мороженое» к Международному Дню эскимо
Мастер – класс «Такое вкусное мороженое» выполнен в технике оригами с использованием нетрадиционных материалов – одноразовых разноцветных бумажных...