Получи документы

Общение с детьми и речевая агрессия

Анна Кругликова
Общение с детьми и речевая агрессия
▼ Скачать + Заказать документы

Общение с взрослым выступает в качестве одного из основных условий психического развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, становления ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через общение с другими людьми. Доказано, что и возникновение речи у детей обеспечиваются эмоциональным контактом с взрослым на первом году жизни, совместной деятельностью ребёнка и взрослого, насыщенностью слышимой речи и «голосовым» взаимодействием ребёнка с взрослым.

Публикация «Общение с детьми и речевая агрессия» размещена в разделах

Установлено, что наибольшую значимость для развития ребенка имеет взаимодействие с матерью. Исследователи, занимающиеся проблемами материнства, выделили характерные особенности материнского общения и механизмы его влияния на эмоциональное развитие ребенка, его познавательную и речевую активность. Истоки воспитательных воздействий лежат в плоскости начального диалога матери и ребенка, который вначале инициируется монологом матери, обращенным к ребенку, а его предпосылками выступают реакции ребенка (крик, вокализации, позднее – гуление, лепет, обусловленные сначала биологическими, а позднее социальными потребностями. Следовательно, воспитание ребенка изначально предусматривается как процесс диалогический. Однако на практике мы видим, как быстро по мере роста и развития ребенка воспитание перерастает в процесс монологический, не всегда являющийся психологически безопасным.

Многие психологи подчеркивают, что главный смысл воспитания в диалоге с ребенком, а суть диалога – во взаимопонимании детей и родителей, совместном устремлении к общим целям, совместном видении ситуаций, общности совместных действий в интересах семьи.

Наблюдения показывают, что традиционно многие родители понимают воспитание как монолог. Право на собственное мнение, на правильное действие, на голос – прерогатива воспитывающего (родителя, педагога). В ситуациях воспитания вместо разумных аргументов воспитывающий взрослый прибегает к ссылкам на свой авторитет и опыт и, как правило, к «силовым», репрессивных методам (наказаниям). Монологичное воспитание безуспешно в выстраивании индивидуальной траектории развития каждого ребенка, сообразно его возможностям и психологическим особенностям.

Исходя из многолетних наблюдений за детско-родительскими отношениями, из анализа консультативной практики, мы отмечаем, что современное воспитание детей не отвечает требованиям психологической безопасности. Особенно это касается участившихся случаев речевой агрессии.

Речевая агрессия – это грубое, оскорбительное, неуважительное обращение родителя по отношению к ребенку. Оно воплощается в негативных речевых высказываниях : оскорблениях и угрозах, грубых требованиях и отказах, обвинениях и насмешках. Впоследствии привычка к речевой агрессии формирует устойчивое агрессивное речевое поведение не только у родителей, но и у детей.

На сегодняшний день многих родителей, педагогов и психологов, волнует нарастание детской агрессии не только у подростков и младших школьников, но и у детей дошкольного возраста. Тревожат примеры не только физической (кусается, толкает, бьет, задевает, но и речевой агрессии. На наш взгляд, причины этого заключаются в том, что родители перед совсем еще маленькими детьми демонстрируют образцы речевой агрессии как по отношению к близким, так и по отношению к ним самим. Приведем примеры речевой агрессии родителей по отношению к детям раннего и дошкольного возраста (записано в детском саду) :

— Сколько можно повторять!

— Как ты меня достал!

— Закрой рот, ***, мама говорит!

— Ты что тупой (дурак, идиот, дебил, ***,. ?

— Это ты нарисовал? Как курица лапой? Я и то лучше могу!

— Считаю до трех!

— Живо иди сюда, ***, а то уши надеру!

— Попробуй только это сделать, поставлю в угол!

Все это высказывается детям часто, громко, угрожающе, в грубом тоне с характерной мимикой и жестами, иногда заканчивающимися физическим агрессивным действием. Налицо неумение взрослого управлять не только поведением детей в определенной ситуации, но и собственным поведением. Использование речевой агрессии не приводит к достижению воспитательных целей, а фактически обучает детей деструктивным речевым стратегиям в общении. Все это мы видим потом в поведении ребенка в кругу сверстников.

Родителям необходимо понять, что речевая агрессия имеет далеко идущие, опасные и подчас разрушительные для психики последствия. Во-первых, негативная речевая среда замедляет (искажает) полноценное психологическое и речевое развитие, а также развитие продуктивного речевого общения. У детей занижается самооценка, формируется неуверенность в себе, усиливается тревожность как ситуативная, так и личностная, появляются страхи, которые потом распространяются на общение с взрослыми вообще.

Во-вторых, невольно родители по принципу бумеранга провоцируют ответную грубость и агрессию детей, демонстрируя им для подражания негативную модель речевого поведения. По медицинской статистике до 30% от всех детских неврозов имеют причиной негативное воспитание родителей, в основе которого – запугивание наказанием и устрашение.

Таким образом, речевая агрессия родителей создает угрозу психологической безопасности детей и, как следствие, нарушает их гармоничное развитие. Особую опасность создает речевая агрессия для создания полноценной речевой среды как основы правильного речевого и личностного развития.

Публикации по теме:

Актуальная проблема — речевая агрессия дошкольников. Могут ли родители, воспитатели эффективно контролировать агрессию слова, своевременно предотвращая её в общении между детьми, избегая в.

Детская агрессия Детская агрессия МДОАУ детский сад №3 г. Зея Воспитатель Иотко А. В. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых.

Консультация «Детская агрессия. Сказка про Кляксу» Агрессия в том или ином виде присуща всем людям, и взрослым, и малышам. Но если взрослый человек может контролировать свои переживания и.

Формы работы с детьми по направлению «Общение как ведущее средство развития речи детей дошкольного возраста» Современное общество предъявляет высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые.

Как строить общение с детьми в соответствии с требованиями ФГОС??? Введение ФГОС в дошкольном возрасте – актуально на сегодняшний день как никогда. В чём же состоит задача воспитателя, исходя из современных.

Картотека игр на общение Младшая группа «Ласковое имя» Цель игры: Учить взаимодействовать друг с другом, называть имя другого ребенка. Ход игры: Ритуал начала «Дети,.

Консультация для родителей «Детская агрессия начинается с песочницы» Что заставляет ребенка злиться и конфликтовать? Могут ли родители исправить такое поведение? Детская агрессия – явление частое и опасное.

Практический семинар для воспитателей «Педагогическое общение — это партнерское общение» Цели: 1. Повысить эффективность делового, профессионального и личностного общения воспитателей. 2. Показать закономерность, действующую.

Речевая агрессия у детей, что делать? Выступление на родительском собрании по теме "Речевая агрессия у детей"Цель: формирование знаний родителей о проблеме речевой агрессии дошкольников.

Речевая карта 5–7 лет РЕЧЕВАЯ КАРТА Фамилия, имя ребенка Возраст Домашний адрес Откуда поступил Дата поступления Заключение ПМПК Дата заполнения речевой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Общение с детьми и речевая агрессия
Опубликовано: 20 сентября 2016 в 10:21
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Общение с детьми и речевая агрессия» (включая файлы) размещена пользователем Анна Кругликова (УИ 368322) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД