Афанасьева Ольга
Общеразвивающие упражнения с мячами как средство развития координационных способностей детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Применяемые на занятия физической культурой физических упражнений с мячом помогают овладевать необходимыми знаниями, умениями и навыками, закреплять их в игровых условиях, а также способствует развитию и укреплению костно-связочного аппарата, мышечной системы, формированию правильной осанки. Играя с мячом в планомерно подобранные педагогом подвижные физические упражнения, занимающиеся естественно и непринужденно учатся быстрее бегать, высоко и далеко прыгать, метко попадать в цель, дальше бросать мяч, ловко и результативно действовать в единоборствах и командных состязаниях.
Публикация «Общеразвивающие упражнения с мячами как средство развития координационных способностей детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Предпосылками для развития ловкости являются хорошо освоенные движения и координационные их сочетания. Разнообразные физические упражнения с мячом влияют на быстроту и точность выполнения действий, равновесие и ловкость, создают хорошую основу для развития специальной ловкости.
Высокий уровень развития ловкости особенно необходим в тех профессиях, где движения носят ациклический характер, а условия их выполнения все время усложняются. Физическим упражнениям, как виду деятельности, присущи именно эти признаки. Поэтому большинство физических упражнений с мячом связано с проявлением ловкости.
В физических упражнениях совершенствуются «чувство мышечных усилий», «чувство пространства», «чувство расчета времени» и пр. В процессе таких физических упражнений совершенствуются и функции различных анализаторов, от которых зависит правильное, точное и своевременное (следовательно, и ловкое) выполнение движений.
В то же время в литературных источниках приводятся убедительные данные, свидетельствующие о том, что физические упражнения, направленные на развитие ловкости, то есть связанные с выполнением упражнений, требующих точных и четких мышечных усилий, недостаточно эффективны при наступающем утомлении.
Поэтому при повторении физических упражнений надо делать перерывы для отдыха, а сами физические упражнения на развитие ловкости проводить тогда, когда нет значительных следов утомления от предшествующей нагрузки.
Всякое движение направлено на решение какой - либо задачи: прыгнуть как можно выше, поймать мяч и т. п. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно и последовательно выполняемых движений (координация движений).
Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости. Двигательная задача будет выполнена, если движение соответствует ей по своим пространственным, временным и силовым характеристикам, то есть, если оно достаточно точно. Точность движения является вторым мерилом ловкости. Точность, например, в метаниях в цель, в прыжках зависит от того, как долго ребенок обучался их выполнению.
Если «с ходу» выполнять новые для человека движения, то одним из показателей ловкости (в данной ситуации) может быть время, затрачиваемое на освоение этого движения.
Например, в спортивных играх, подвижных играх с мячом при внезапной смене обстановки ловкость проявляется в быстроте преобразований движений в соответствии с требованиями имеющихся условий.
Здесь показателем ловкости является то время, которое достаточно для целесообразного преобразования движений. Ловкость определяют:
- во-первых, как способность быстро овладевать новыми движениями способность быстро обучаться;
- во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
Как видно, ловкость - это сложное комплексное качество, не имеющее единого критерия для оценки. В каждом отдельном случае в зависимости от условий выбирают тот или иной критерий. Чем больше у ребенка запас приобретенных двигательных комбинаций, тем легче он усвоит новое движение, тем выше у него будет уровень развития ловкости.
Физические упражнения с мячом как нельзя лучше подходят для приобретения запаса движений в различных комбинациях, поэтому их широко используют в воспитании ловкости, а так как ловкость целесообразно воспитывать в возрасте 5-7 лет, то физические упражнения выступают основным средством воспитания качества ловкости.
Общеразвивающие упражнения с мячом традиционно являются средством физического воспитания дошкольников. Они способствуют развитию глазодвигательной коорднинации, ритмичности, согласованности движений. При выполнении упражнений с мячом следует учитывать особенности предмета (круглая форма, прыгучесть и т. п.). Упражнения с мячами различного веса и объема развивают не только крупные, но и мелкие мышцы, увеличивают подвижность в суставах пальцев и кисти, способствуют совершенствованию двигательной реакции детей. При выполнении ОРУ с мячами у ребенка повышается умственная активность, ориентировка, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий.
При высолнении ОРУ ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей, обогащается его сенсомоторный опыт. Совместное выполнение ОРУ способствует также развитию согласованности своих движений с движениями других детей, позволяют ощутить важность участия в совместных действиях. У детей старшего возраста при систематическом обучении значительно улучшаются навыки владения мячом. Они свободно его держат, передают, бросают, отбивают от пола.
Эффективность использования ОРУ с мячами возрастает при соблюдении следующих условий: использовании в упражнениях разнообразных по форме, диаметру, величине, прыгучести и весу мячей, амплитуды выполнения движений, усложнении и варьировании упражнении.
На начальном этапе формирования навыков владения мячом внимание ребенка должно быть ориентировано на качество выполнения движения, осознания двигательной задачи. Сознательное отношение к действиям с мячом возникает у детей лишь при условии, если воспитатель разъясняет их значение, объясняет, почему следует применять тот или иной прием.
При разработке комплексов ОРУ с мячами для следует использовать трехчастную структуру, включающую вводную, основную и заключительную части. Длительность частей различна по длительности. Вводная часть занимает 2/10 от общего времени комплекса, основная – 7/10, заключительная – 1/10 часть. В водной части используются подготовительные упражнения. ОРУ выполняются с небольшой амплитудой, в невысоком и постепенно нарастающем темпе. Основная часть комплекса упражнений направлена на развитие КС и различных мышечных групп. Упражнения выполняются в исходных положениях стоя, сидя, лежа, интенсивность их выполнения высокая. В заключительную часть занятий входят упражнения малой интенсивности на расслаблениие и востановление дыхания.
Обучать ОРУ с мячами следует поэтапно. На первом этапе детей знакомят с упражнениями с использованием наглядного, словесного и практического методов сначала без музыки, затем под музыку. На втором этапе упражнения комплекса осваиваются в целом. Важно уделить внимание точности выполнения общеразвивающих упражнений. На третьем этапе переходят к совершенствованию ОРУ и выполнения комплексов упражнений в вариативных условиях.
В последнее время все большую популярность в ДОО приобретает фитбол-гимнастика. Фитбол – большой мяч для занятий ОРУ. Применяются мячи различной упругости, больших размеров, разного веса. Такие мячи развивает мелкую моторику детей, что напрямую связано с умственным развитием. Занятия на фитболах хорошо тренируют чувство равновесия, также происходит укрепление мышц спины и брюшного пресса, создавая прочный мышечный корсет, способствуют формированию правильного дыхания, повышают длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
Фитболы позволяют максимально индивидуализировать процесс развития координационных способностей детей. Эффект от занятий фитбол-гимнастикой выражается в развитии :
– способности сохранять устойчивое положение тела в условиях различных поз и движений;
– воспроизводить заданный ритм движений;
– способности регуляции тонуса мышц;
– ориентации в пространстве и функции равновесия.
Эффективность развития координации движений у детей повышается при посредством ОРУ с мячами повышается при реализации следующих принципов:
– развивающего обучения;
– сознательности и активности;
– систематичности и последовательности;
– индивидуального подхода;
– доступности ;
– наглядности;
– координации деятельности педагогов, специалистов и родителей;
– здоровьесбережения.
В своей деятельности педагоги разнообразные методы: наглядные, практические, словесные, игровые, строго-и частично регламентинованого упражнения. Упражнения с мячами включены в разнообразные формы физического воспитания: физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, физкультминутки, игры и игровые и упражнения на прогулке, вечера досугов и т. п.
Основными средствами развития координационных способностей являются ОРУ мячами повышенной координационной сложности, с элементами новизны, танцевальные упражнения с мячом, элементы ритмики, подвижные игры и эстафеты.
Танцевальные упражнения с мячом или вокруг него, развивая чувство ритма я использую танцевальные шаги вокруг мяча-фитбола, упражнения на равновесие, с отбиванием мяча, ОРУ сидя на мяче-фитболе, на рсохранение равновесия, с прокатыванием мяча в прямом направлении, лежа на животе, сидя на мяче, лежа на мяче с упором рук на пол, поднимание ног вверх, упражнение «стрела») .
Подвижные игры и эстафеты с фитболами. Для развития координации и как следствие способность ориентироваться в пространстве я применяю подвижные игры на мячах фитболах : «Найди себе пару», «Быстро в круг», «Раз, два, три, четыре пять мы построились опять!», «Воевода», «Кавалеристы», «Пробеги по бревну», «Кто быстрее прокатит фитбол по скамейке», «Ловишка на мяче» .
Литература:
1. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии [Т / Н. А. Бернштейн – М. : Физкультура и спорт, 2011. – 288 с.
2. Борисова В. В. Влияние занятий различными видами спорта на развитие координационных способностей старших дошкольников [Текст] / В. В. Борисова //Инновационные технологии в физическом воспитании и спорте. – 2017. – С. 85–89.
3. Дробышева С. А. Методика развития координационных способностей слабовидящих дошкольников в процессе адаптивного физического воспитания [Текст] / С. А. Дробышева, Е. И. Сивко //Физическая культура и спорт в XXI веке: актуальные проблемы и их решения. – 2020. – С. 66–71.
4. Вавилова Е. Н. Учите бегать, прыгать, лазать, метать [Текст] / Е. Н. Вавилова – М. : Просвещение, 1983. – 144 с.
5. Иванова Л. М. Использование игр и упражнений с мячом для развития координации движений [Текст] / Иванова Л. М., Цыганова И. Н., Николаева Т. Г. //Приоритетные направления развития российской науки. – 2020. – С. 104–108.
6. Ильин Е. П. Психология физического воспитания [Текст] / Е. П. Ильин. – СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, – 2000. – 486 с.
7. Клещев В. Н. Взаимосвязь показателей соревновательной деятельности как характеристика особенностей приспособления боксера к экстремальным условиям соревнований мирового уровня [Текст] / Клещев В. Н., Галочкин П. В. //Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. – 2013. – №. 1. – С. 4–5.
8. Курдюков Б. Ф. Педагогическая проблема развития координационных способностей в дошкольном возрасте [Текст] / Курдюков Б. Ф., Бойкова М. Б., Стоякина Т. В. //Физическая культура, спорт–наука и практика. – 2019. – №. 3. – 200 с.
9. Стоякина Т. В. Критерии оценки координационных способностей детей дошкольного возраста [Текст] / Стоякина Т. В., Курдюков Б. Ф. //Материалы Ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. – 2020. – С. 70–75.
10. Тарасова Т. А. Контроль физического состояния детей дошкольного возраста [Текст] : методические рекомендации для руководителей и педагогов ДОУ/ Т. А. Тарасова. – М. : Сфера, 2006. – 36 с.