Светлана Стюхина
Обучающие и развивающие игры в спортивном ориентировании
▼ Скачать + Заказать документы
1слайд Обучающие и развивающие игры в спортивном ориентировании
2 слайд Актуальность темы Современные условия жизни и образования предъявляют высокие требования к уровню психофизического состояния дошкольников к их готовности при переходе из детского сада в общеобразовательную школу. В связи с этим активизируется поиск таких подходов к оздоровлению, воспитанию и развитию детей средствами физической культуры, которые могли бы не только повышать физическую подготовленность, но и одновременно развивать умственные, познавательные способности и готовить их к самостоятельной жизни.
Публикация «Обучающие и развивающие игры в спортивном ориентировании» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2023
3 слайд Что такое спортивное ориентирование? Спортивное ориентирование-это вид спорта, в котором участники, при помощи спортивной карты и компаса должны пройти контрольные пункты (КП, расположенные на местности. Основная задача- выбрать оптимальный путь движения, эффективно реализовать его максимально точно и наименьшими затратами времени.
4 слайд Основные виды спортивного ориентирования.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ В ЗАДАННОМ НАПРАВЛЕНИИ «ЗН» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в заданном порядке. В момент старта (в отдельных случаях за 1 минуту до старта) участник получает карту, на которой обозначена последовательность прохождения контрольных пунктов. Победитель определяется по наименьшему времени прохождения дистанции.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ ПО ВЫБОРУ «ВО» заключается в том, чтобы пройти дистанцию в произвольном порядке.
ОРИЕНТИРОВАНИЕ НА МАРКИРОВАННОЙ ТРАССЕ «МТ» заключается в том, что участнику предоставляется карта с обозначенным на ней местом старта. Следуя по маркированной трассе, участник вносит в карту расположение контрольного пункта, который встречает по пути.
5 слайд В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ЗАНЯТИЙ СПОРТИВНЫМ ОРИЕНТИРОВАНИЕМ?
1. Значительно развиваются и совершенствуются такие качества, как выносливость, настойчивость, уверенность в своих силах, умение быстро и ловко преодолевать препятствия.
2. При выполнении различных заданий, упражнений с элементами спортивного ориентирования, требуется постоянная переработка большого объёма информации, включающей такие элементы, как образное представление, прогнозирование, выбор варианта движения, принятие решения и коррекция по ходу выполнения принятого решения.
3. Одним из главных направлений ориентирования является возможность освоения ребёнком пространственных представлений. Умение ориентироваться в пространстве играет существенную роль.
4. Спортивное ориентирование можно использовать как средство оздоровления детей. Уникальность данного средства заключается в том, что им можно заниматься в любое время года.
6 слайд Как научить ориентироваться на местности?
7 слайд 1этап
Упражнения «Покажи и назови, что расположено впереди (сзади,слева,справа)», «Объясни, где лежит игрушка»,»Возьми и поставь на полку справа»,
Цель: формировать умение определять заданное направление, ориентироваться на себе, в пространстве.
8 слайд Упражнение «Найди игрушку», «Пройди прямо до песочницы…»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, операясь на словесные указания взрослого.
Упражнение «Найди предмет на расстоянии 10 шагов вправо от меня»
Цель: формировать умение ориентироваться в пространстве, используя средства для измерения заданного расстояния, определять правильно направление (направо, налево, впереди, сзади)
Также можно использовать ознакомительные экскурссии по участку детского сада,двору дома,обсуждая с ребенком, где что расположено по отношению к ребёнку.
9 слайд на 2ом этапе может быть использована
1. Система игровых упражнений, направленных на развитие пространственной ориентации, формирование навыков чтения и составления простейших карт-схем, а также ориентирования на местности, в том числе с помощью компаса.
2. Работа с макетом кукольной комнаты с мебелью (совместное рассматривание и изображение ее предметов с помощью геометрических фигур)
3. Создание взрослым при активной помощи детей карты-схемы игровой или жилой комнаты, границами которой являются окна, стены, двери.
4. Беседа с рассматриванием карты-схемы помещения.
Упражнение: «Покажи и назови предмет в комнате»
Цель: формировать умение ориентируясь на карту-схему находить предмет. (можно на начальном этапе на карте-схеме использовать реальные цвета предметов)
-Индивидуальные составления детьми карты-схемы группы на листе бумаги.
-Упражнение «Пройди маршрут», «Пройди маршрут, как можно быстрее»
Цель: формировать умение проходить маршрут обозначенный на карте-схеме пунктирной линией, держа карту-схему перед собой так, чтобы главные детали (стены,окна, двери) совпадали с реальным расположением.
-Ориентирование на участке детского сада.
Упражнение «Обозначь предмет на схеме»
Цель : формировать умение понимать обозначение деревьев, кустарников, оборудования и т. д. условными знаками.
Совместное составление плана участка.
-Упражнение: «Пройди по нашему участку от веранды к песочнице, двигаясь при этом в соответствии с изображенными на карте стрелками», «Как проехать от веранды до забора?»
-Совместное составление карт-схем 2-3 групповых участков.
-Составление «малых» карт ребёнком самостоятельно.
И множество других игр и упражнений
10 слайд+11 слайд В сети интернет разными авторами предлагается множество обучающих игр и упражнений в спортивном ориентировании, которые можно использовать в своей работе.
Я предлагаю рассмотреть следующую таблицу с основными играми и упражнениями, которые помогут организовать вашу работу при обучении детей спортивному ориентированию.
12слайд Я использую в своей работе игру-упражнение «Схема-действие», Цель: формировать у детей умение соотносить рисунок (схему) со своими действиями, выбирать правильно направление (вправо-влево,вверх-вниз). Детям очень нравится, особенно в конце занятия.
13слайд Я в своей работе использую СКОРОСТНую ЛЕСЕНКу, например упражнениее «СМОТРИ И ВЫПОЛНЯЙ!» Цель: формировать умение ориентироваться на схеме, понимать условные обозначения, выполнять задания в правильном направлении, ориентироваться на себе, на листе бумаги, в пространстве.
14слайд упражнение «Выполняй, не останавливайся!»
Цель: формировать умение ориентироваться на схеме, понимать условные обозначения, выполнять задания в правильном направлении, ориентироваться на себе, на листе бумаги, в пространстве.
15слайд Каждый год проводятся соревнования по спортивному ориентированию, которые называются «Солнечный ориентир».
16 слайд Несколько лет подряд воспитанники нашего корпуса принимают в них участие.
17 слайд В 2021 году наша воспитанница заняла 3 место в личном зачёте.