МААМ-картинки

Обучающий игровой проект «Игры в развитии речи» в средней группе

Наталья Потапова
Обучающий игровой проект «Игры в развитии речи» в средней группе

Тип проекта : Обучающий, игровой

Срок реализации проекта : Долгосрочный

Участники проекта : Воспитатель, дети, родители

Актуальность: Речь – неотъемлемая часть нашей жизни. Особенно она важна на этапе обучения. К сожалению, у современных детей все чаще наблюдаются нарушения речи, которые затрудняют общение с окружающим миром. Дети, не получившие в дошкольном возрасте соответствующее речевое развитие, с большим трудом навёрстывают упущенное. В будущем этот пробел в развитии влияет на дальнейшее развитие ребенка. Именно в связной речи реализуется главная функция речевого развития детей – это коммуникация.

Публикация «Обучающий игровой проект „Игры в развитии речи“ в средней группе» размещена в разделах

Проблема проекта :

Неумение правильно и грамотно выстраивать предложение. Маленький словарный запас. Неумение правильно и грамотно задать вопрос. Отсутствие культуры речи. Неспособность употребить интонацию, корректировать темп речи и громкость голоса. Слабое развитие познавательной активности у детей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

Цель проекта : Развитие речевой активности и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через игровую деятельность.

Задачи проекта :

- Создание условий для игровой деятельности детей в группе и на участке;

- Формирование грамматического строя речи;

- Развитие мелкой моторики рук с использованием пальчиковой гимнастики;

- Расширение словарного запаса;

- Развитие связной речи.

Материально-технические ресурсы:

-Методическая и художественная литература;

-Иллюстрационный материал;

Методы проекта : Наглядные, словесные, практические, игровые.

Ожидаемые результаты:

При систематической работе по данному проекту :

- значительно обогатится словарный запас детей;

- дети начнут активно сопровождать свою деятельность речью;

- речь станет более связной.

Этапы реализации проекта :

Этапы

Сроки

Содержание работы

Подготовительный

с 09.09.13 по 20.09.13

-определение проблемы

-постановки целей и задач

-изучение литературы

-систематизация и отбор

материала

-создание предметно

-развивающей среды

-подбор и классификация

дидактических игр

-составление перспективного

плана

Практический

с 23.09.13 по 11.04.14

-введение в непосредственно

образовательную

деятельность детей

дидактических игр по теме и по направлениям развития речи

-консультация с родителями

-помощь родителей по

созданию дидактического

материала на НОД по

художественному творчеству

Заключительный

с 14.04.14 по 30.04.14

- анализ достижения

поставленной цели и

полученных результатов

- обобщение результатов

работы, формулировка

выводов

- составление рекомендаций

- презентация проекта

(октябрь- ноябрь) Дидактические игры Звуковая культура речи

«Что делает?»«Кто дольше». Подражание звукам: «у-у-у-у», «о-о-о-о», «и-и-и» и т. п. ;

«Горячо – холодно»

«Подбери пару»

«Позови цыпленка». Учить детей правильно и чтко произносить звук «Ц» словах и слогах;

«Назови одним словом»

«Собери урожай»«Капитаны». Развитие умения сочетать произнесение звука с началом выдоха, чередование длительного, плавного и сильного выдоха;

развитие умения длительно произносить

Подвижные игры :

«У медведя во бору» звук «Ф» на одном выдохе и многократно произносить звук «П» на одном выдохе. Активизация мышц губ.

«Воробушки и кот»

«Ловишки»«Пузырь».

Развитие речевого дыхания и звукового аппарата.

«День – ночь»

«По ровненькой дорожке»

«Отгадай и назови».

Упражнять в произношении определенных звуков в

словах, учить отчётливо выговаривать слова с этими звуками.

«Мой весёлый звонкий мяч»

Театрализованные игры :

Игра –драматизация «Репка»«Курочка-рябушечка» : Ход игры :

Воспитатель читает потешку «Курочка -рябушечка» и раскладывает на столе перед ребенком курочек больших и

маленьких. Курочки в разноцветных косыночках. Ребенку предлагается

подобрать ведерки по цвету (ориентируясь на косынки курочек) и величине.

Сюжетно-ролевые игры :

«Парикмахерская»

«Магазин»

«Строители»

«Больница»

(декабрь-февраль) Дидактические игры Активация словаря

«Найди свой цвет»

«Раздели на группы» «Какое время года?»

«Закончи предложение»«Гардероб для куклы Маши» : дети подбирают одежду для куклы по времени года и назначению (прогулка, сон, праздник). Активизировать словарь по теме одежда.

«Слушай внимательно»

«Чего не хватает»

«Кто в домике живёт»

«Что лишнее»

«Что лежит в лукошке?» : карточки с изображением грибов, ягод, веточек

деревьев, фруктов лежат в лукошки. Дети достают по одной карточке, называют что изображено и где растет. (

Закрепить названия фруктов,

ягод, деревьев и грибов, уточнить их названия).

«Кто что делает»

«Кто больше»

«Раздели поровну»

«Что изменилось»

«Найди все круглое» : две корзины, одна наполнена предметами. Дети перекладывают в пустую корзину предметы, имеющие круглую форму. Называют каждый предмет. (Дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предмета по форме).

Подвижные игры

•Домино «Полезные машины» : сюжетные картинки с различными автомобилями. Объяснения детей о их назначении. (Закреплять знания детей о разных машинах, помогающих людям; правильно их называть и

подбирать парные изображения: легковая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, подъёмный кран, поливальная машина, трактор, комбайн и другие знакомые машины).

«Ловишки с ленточками»

«Вертушки»

«Метель»

«Попади в мишень»

«Чудесный мешочек» : на ощупь угадывают предметы, спрятанные в

мешке, называют их, вынимают, называют цвет и форму. (Дети изучают свойства и признаки предметов, развивают сенсорное восприятие).

«Жмурки»

«Найди своё место»

«Самолёты»

«Зайка беленький сидит»

«Кто что ест?» : карточки с домашними животными и с изображением

корма, дети подбирают одно к другому. (Уточнить представление детей о том, какое животное, что ест (мышка грызёт корочку сыра, собака –косточку и т. д.); активизировать в речи детей глаголы лакать, грызть, есть. Уточнить представления детей о том, чем питаются животные и птицы, которых они знают; активизировать в речи детей слова : зерно –зёрнышки, капуста, корочка.).

«Лохматый пёс»

«Поезд»

«Перехватчики»

«Хитрая лиса»

Игры с Куклой : «Искупаем куклу Марину», «Накормим куклу Марину», «Положим спать Куклу Марину», «Оденем на прогулку куклу Марину», «День рождения куклы Марины». Игры с куклой являются эффективным

методом обучения детей самостоятельным творческим сюжетно-ролевым играм. Дети сами называют и приносят нужные вещи, необходимые по теме игры, развивают сюжет, комментируют, поют песни. (В играх с

куклами у детей формируются культурно

–гигиенические навыки и нравственные качества - заботливое отношение к партнеру по игре-кукле, которое переносится затем и на своих сверстников. Активация

словаря по теме).

Театрализованные игры

«Варежки» : две коробки. В одной варежки разных цветов, в другой клубки ниток таких же цветов. Дети подбирают пару варежек одинакового цвета и находят такого же цвета клубок. (Решают задачу на сравнение и сходство по цветовому признаку и форме. Закрепление названия цветов).

Игра – драматизация «Теремок»

«Что делает зайчик» : сидит за столом на стульчике с тарелкой (кушает);

лежит в кроватке (спит); сидит с игрушками (играет) т. д. (Активизация словаря, определение действий, соотношение с предметами);

Игра – драматизация «Кто сказал мяу?»

«Времена года» (лото) : четыре больших картинки с временами года, на них

дети раскладывают маленькие картинки с изображением предметов, действий и явлений природы, характерными для данного времени года (снеговик, дождь, купание в речки, коньки, желтые листья, резиновые

сапоги, сандалии, панамка, грядки и т. п.). (Обогащение представлений о мире, явлениях природы, пополнение словарного запаса).

Сюжетно-ролевые игры •«Найди пару» : картинки с изображением разных предметов. Нужно найти две одинаковые (куклы, мячи, цветы, стулья и т. п.). (Определение предметов по признакам, форме, цвету);

«Семья» •Составление разрезных картинок. (Развивает логическое мышление, умение из отдельных частей составлять целый предмет.)

«Айболит»

«Моряки»

«Шофёры»«Домашние животные» : нахождение картинок с изображением домашних

животных. (Изучение животного мира, соотношение названий с картинкой).

«Автобус»

(март-май) Дидактические игры Развитие связанной речи

«Магазин»

«Выбери картинку»

«Кто первый»

«Хорошо-плохо»

«Один-много» : найти и назвать на картинке

предметы, которых по одному и которых много. (Научить образовывать существительные множественного числа).

«Найди лишний предмет»

«Какой»

«На кого похож»

«Как называется»

«Ласковые слова» :Учить образовывать существительные с уменьшительно-

ласкательными суффиксами.

«Найди на рисунке»

«Один – много»

«Столько-сколько»

«Сравни»

«Разговор по телефону» : в качестве телефона могут выступать кубики, маленькие блокнотики, расчески, детали от конструктора. Дети по очереди звонят друг другу, здороваются, задают вопросы, отвечают, строят короткий диалог. (активизация словаря.

Развивают диалогическую речь);

Подвижные игры •«Магазин» : два ребенка продавца, остальные покупатели. Покупая что-то нужно добавлять слова «много» или «мало» (один банан, много конфет, одно яблоко, много картошки и т. п.).(Формирование числовых представлений и правильного употребления числительных);

«Мышеловка»

«Пустое место»

«Куропатки и охотники»

«Серый волк»«Кошкин дом» :Активизировать словарь

по теме «Дом», развить понимание предлогов в, на, из, под.

«Мяч в кругу»

«Бездомный заяц»

«Догони меня»

«Охотники и зайцы»

«Что деревянное, что резиновое?» : предлагается разобрать корзину с

игрушками по коробкам, в одну деревянные, в другую резиновые.

(Определяют и объединяют предметы по качеству. Правильное употребление прилагательных).

Сюжетно-ролевые игры •«Далеко-близко» : определить, проговорить где «близко», где «далеко». Дается коробка с красными и синими кубиками. Синие нужно отнести далеко, красные положить близко. (Расположение предметов в пространстве по цвету. Активация словаря по теме).

«Магазин игрушек»

«Салон красоты»

«Пожарные»

«Ателье»

«День рождения куклы Алёны» : описать во что нужно одеть куклу к празднику, что будет на столе, кто придет в гости и что подарит. (Развитие связанной речи).

Театрализованные игры •«Новая кукла» : описать куклу, рассказать чем она отличается от остальных игрушек (Воспитание внимательного, заботливого

отношения к новой игрушке; развитие связной речи).

Игра – драматизация «Кошкин дом»

«Найди предмет по описанию» : выбрать среди карточек предмет, описание которого произнес воспитатель. (Воспитание произвольного внимания, правильной, связной речи, сообразительности).

.

Игра–драматизация «Колобок»

«Когда это бывает?» : взять карточку с явлением природы и рассказать

когда оно бывает и почему. (Закрепление знаний о временах года, развитие

связной речи, внимания, выдержки).

Консультации для родителей:

1 «Дидактические игры в развитии речи ребёнка».

2. «В какие игры играет ваш ребёнок

3. «Как развивать речь ребёнка

4. «Развитие речи детей посредством дидактической игры»

Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов

• Речевая активность и коммуникация стали более развитыми;

• В группе и на участке созданы условия для развития речевой активности посредством игровой деятельности;

• Грамматический строй речи сформирован;

• Словарный запас расширен;

• Пальчиковые игры для развития мелкой моторики разучены;

• Речь детей стала более связной;

• Дети приобрели навык выражать свои мысли правильно в простых и более сложных предложениях;

Развилось логическое мышление.

Литература:

1. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»;

2. А. К. Бондаренко «Словесные игры в детском саду»;

3. Л. В. Артемова «Театрализованные игры дошкольников»;

4. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Развитие связной речи»;

5. Е. В. Зворыгина «Первые сюжетные игры малышей»;

6. Е. А. Тимофеева «Подвижные игры»;

7. А. Е. Антипина «Театрализованная деятельность в детском саду»;

8. М. Кольцова «Ребёнок учится говорить»;

9. А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»

10. М. А. Васильева «Руководство играми детей в детском саду»;

11. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста»;

12. «Игра дошкольника» под ред. С. Л. Новосёловой;

Публикации по теме:

«Значение игры в развитии речи» .

Дидактические игры в развитии речи дошкольников Консультация для родителей и воспитателей. Говорить мы учимся с пелёнок и продолжаем учиться коммуникации всю жизнь. И, вроде бы - что.

«Веселые игры от Буратино». Конспект открытого занятия педагога-психолога по развитии речи в подготовительной группе«Веселые игры от Буратино». Конспект открытого занятия педагога-психолога по развитии речи в подготовительной группе «Веселые игры от Буратино» Цель: развитие познавательных процессов (логическое мышление, память, слуховое и зрительное внимание, связную.

Пальчиковые игры в развитии речи дошкольников Методическая разработка на тему: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников" Тема: «Пальчиковые игры в развитие речи дошкольников».

Познавательно-игровой проект «Неделя здоровья в средней группе» Тема «Витамины на столе» Продолжительность проекта: краткосрочный (1 рабочая неделя) Тип проекта: познавательно-игровой Участники проекта:.

Обучающий проект в старшей группе «Огород на окне» Тип проекта: информационно – творческий; групповой. По доминирующей в проекте деятельности: информационный, экспериментальный По содержанию:.

Родительское собрание в средней группе «Роль игры в развитии и воспитании ребенка» Форма: круглый стол Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в.

Роль дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Игры по звуковой культуре речи» Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка.

Роль игры в развитии речи дошкольников Роль игры в развитии речи дошкольников. Воспитатель МАДОУ «ДС № 378» Старкова Ирина Владимировна /I кв. категория/ Речь – это основной.

Семинар «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи детей средней группы» Сафарбекова Н. К., воспитатель ГБДОУ детский сад №30 Невского района Санкт-Петербурга Роль сюжетно- ролевой игры в развитии речи детей средней.

Автор публикации:
Обучающий игровой проект «Игры в развитии речи» в средней группе
Опубликовано: 1 июня 2019 в 17:55
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД