Получи документы

Обучение через диалог — успешное обучение.

Наталья Габдраутова
Обучение через диалог — успешное обучение.

«Обучение через диалогическое обучение»

Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение. Для того чтобы возникло успешное взаимодействие в классе, необходимо создать атмосферу сотрудничества. Ученики легче обучаются в том случае, когда есть возможность диалога, общение с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Конечно, до курсов я использовала диалог, но скорее всего это были элементы диалога. Обычно работали активные дети, если не могли ответить, я сама давала ответ, пассивные дети в большинстве случаев молчали. Познакомившись и применив на уроке семь модулей, я поняла, что класс до прохождения практики работал пассивно. Опираясь на специфику моего предмета, я выбрала модуль диалогового обучения для дальнейшей работы. Если опираться на теорию, то Александер утверждает, что беседа в обучении не является односторонним процессом общения, а, наоборот, – взаимным процессом, в котором идеи проходят в двух направлениях и на этой основе продвигают обучение ученика вперед. (Руководство для учителя, стр. 156) Обычно традиционный урок проходил так: я, как учитель задаю вопрос, после молчания ученика сама и отвечала, то есть не всегда давала возможность мышлению ребенка. Беседа в обучении, к сожалению, являлась односторонним процессом общения. Меня заинтересовал вопрос, что такое диалог?

Публикация «Обучение через диалог — успешное обучение,» размещена в разделах

Диалог - форма речи, состоящая из процесса обмена информацией между участвующими в нем сторонами. Смысл самого диалога – в его результате. Без контакта с другими людьми нет профессионального роста и обучения творческому, профессиональному диалоговому взаимодействию. Диалог - это универсальный способ познания мира. Его организация дает возможность общаться через знания, а знания получать через общение. Именно в диалоге происходит развитие творческих коммуникативных, рефлексивных способностей. Одно из главных условий организации диалога – это создание атмосферы доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, сотворчества равных и разных. (www.mosedu.ru) Восторга не было предела. Я нашла то, что давно искала! Первое, что мне пришлось сделать, обсудив с классом – изменить посадку. Традиционная посадка. так за партой сидела еще и я. А сейчас они устраиваются удобно, группируются, что бы видеть друг друга и иметь возможность общаться в малой группе. Так как в группе 16 учеников, разделила на четыре группы. Заранее вместе с детьми готовим материалы, необходимые для творческой работы. Здесь у меня возникли такие трудности как: дисциплина, возрастные особенности. На первом уроке дети старались превратить всё в игру. Им казалось, что мы не изучаем новый материал, а ведём какую-то игру. Пришлось провести с ними беседу и уже на последующих уроках дети уже более серьёзно относились к такому виду деятельности. Как я уже говорила, возникли трудности связанные с возрастными особенностями. У младших школьников слабо развита речь, скудный словарный запас. Направить детей на умение общаться, пришлось применять различные методы по развитию речи на всех уроках. Метод «Шести шляп», «Горячий и авторский стул», «Задай вопрос соседу», «Угадай слово», что оказалось для детей очень трудным. А в подготовке к работе в группах к первому уроку, я приготовила карты-опоры, по которым они готовили ответы. Например: Живая и неживая природа.

- что такое природа?

- какие тела относятся к живой и неживой природе?

- найдите соответствие тел к группам по картинкам.

И следуя этим картам-опорам, ведя диалог, дети находили верные ответы. На втором уроке более слабые дети старались подражать ответам более сильных учеников, копировали ответы, дополняли уже своими словами, включая в свою речь термины. Как это у них поучалось, но они старались! Нужно было позаботиться и о психологической подготовке учеников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на урок, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. Для этого в начале урока провожу тренинги. Дети с теплом и от всего сердца желали всего хорошего. Цель этого тренинга видеть хорошее в людях, учиться говорить комплименты, подбадривать друг друга, повышение самооценки. Также на каждом уроке я проводила опрос домашнего задания через круг общения, глядя друг другу в глаза. И тут возникли трудности, сильные учащиеся растерялись, скорее всего, это связано со сменой деятельности в группе. Музыкальные минутки, которые помогали детям расслабиться, отдохнуть и поднять настрой на урок. Именно эти тренинги и минутки помогли мне провести урок на положительной ноте. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все ученики. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех учащихся. Если ранее детей я делила на «активные» и пассивные», то сейчас даже если ребенок очень слабый и не знает материал, он как то вовлечен в процесс, где то подает идею, где то рисует и уже смело вступает в диалоговую речь, так как не боится ошибиться. Если даже ошибется, попытается найти выход. Я поняла, что постоянное поощрение учеников за активное участие в работе, предоставляет возможность для самореализации ученика. Самыми пассивными учениками были С. и В. Меня радует то, что эти дети вначале относились ко всему настороженно, но со временем раскрепостились, почувствовали поддержку. С. очень слабый ученик. На обычных уроках он держался особняком, односложно отвечал на вопросы. Теперь же он с удовольствием работает в группе, не всегда правильно, но старается высказать свои идеи. Например: работая над ментальной картой, он находил подходящие картинки, аргументируя свой выбор, вырезал и приклеивал их. А С., не предлагая никаких действий в группе, принялся обводить ключевые слова, и ребята оценили его похвалой. Важно, чтобы каждый был услышан. Если ранее, как говорилось выше, двух слабых учеников не было слышно, то начиная с первых дней, с первого тренинга, уже старались сказать пожелания: желаю здоровья, желаю получить «5». Словарный запас очень маленький, но, не смотря на это, оба отвечали на вопросы карточки и от группы защищали работу у доски. Вопросы для них задавали сами ребята из группы на осмысление:

• Что ты узнал из прочитанного?

• К какой группе относится? (дерево, кустарник, травы)

• Назови группы тел.

Саша прекрасно справился со своей задачей. Он ответил на все вопросы. Последний вопрос был «толстым», над ним пришлось подумать, ответ был однозначным. Но и с этим вопросом Саша справился. Он быстро сопоставил теорию с практикой и хорошо ответил.

Также нужно относиться внимательно к вопросам процедуры и регламента. Об этом надо договариваться в самом начале и постараться не нарушать его. Для этого группы создали свои правила:

• проявлять терпимость к любой точке зрения

• уважать право каждого, уважение его достоинства.

• ценить время

• уважать другие группы

• все участвуют активно, болеют за группу

Во время прохождения практики, в ходе планирования и проведения четырех последовательных уроков, модуль диалоговое обучение прослеживался во всех стадиях моих уроков.

Фото 1 «Подумаем вместе»

Велась диалоговая речь между учителем и учениками о телах живой и неживой природы, об их составляющих, о влиянии на изменения явлений в природе и осмысление понятий в жизненной ситуации. Дети с удовольствием разгадывали загадки, отгадывали ключевые слова, рассматривали картинки. Эта работа велась для введения в тему. Мнения были разными, но по ходу обсуждения в группе, приходили к единому мнению, и уже уверенно отвечали даже слабые ученики. Но желание ответить и сам ответ слабых детей заметно отличался. Сказался низкий словарный запас и их стеснительность. Работая с этими детьми, для развития их диалоговой речи, поставила перед собой цель: готовить для них вопросы от низкого уровня, с переходом к сложному пониманию. Привлечь к общению в группе, при делении на пары дать направление, что бы слабые дети работали с сильными учениками. Если эти дети в начале практики больше молчали, не проявляли инициативы, то к концу практики дети довольны собой, стали более активными, уверенными в себе. Например, С. М. уже чаще вводил в свою речь термины.

Фото 2 «Беседа слабых учащихся»

Для того чтобы владеть новым материалом, ребенок прежде всего должен уметь вести диалог, уметь слышать и слушать, задавать вопросы, уметь отвечать на поставленные вопросы. Поэтому на втором уроке моя работа, прежде всего, была направлена на развитие речи. Здесь работа в группах закипела, дети, опираясь на знания, отвечали уже более подробно, приводя факты и аргументы. Весь класс был разделен по возрастным способностям и соответственно по уровню сложности заданий. Задания каждой группы выслушивались и оценивались. За правильный ответ я раздавала смайлики, которые подсчитывались в конце урока и использовались как оценивание обучения и оценивание для обучения. Всем детям хотелось заработать как можно больше смайликов и тем самым принести вклад в общую копилку. Работали все с увлечением и диалог велся по установленным ими же правилами. Заметила, если вначале практики дети отвечали однозначно, без интереса, сухо, да или нет, далее они научились рассуждать, утверждать ответы. Считаю, что использование этого модуля способствует развитию речи и способствует формированию:

• умения определять и отстаивать свою позицию;

• ораторского мастерства и умения вести диалог;

• лидерских качеств

Если ученик не понимал того, что от него требуют, наводящими вопросами направляла его к правильному ответу. Во время практики в основном диалог велся между учителем и учеником, между сильными учениками и между сильным и слабым учениками, где ситуацией владел, к сожалению, только сильный ученик, то есть активный ребенок. Конечно, за четыре урока больших изменений не произошло, нужно время и систематичность. В дальнейшем планирую работу с этими учениками, что бы инициатива исходила именно от них. По сравнению с работой до практики разница большая, если некоторые дети вели себя пассивно, а отличники работали на оценку, то сейчас, внедряя идею семи модулей и проводя тренинги, я вижу интерес, желание работать, увлеченные лица учащихся. Я считаю это положительным результатом моей работы. В ходе общения старалась развивать критическое мышление учащихся, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации и путем сравнения, взвешивали альтернативные мнения, принимали продуманные решения, участвовали в дискуссиях, общались с другими детьми. Для этого на уроках проводились индивидуальные, парные и групповые работы, применялись ролевые игры, шла работа с различными источниками информации, использую творческие работы. Диалоговое обучение строилось на линиях : учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – минигруппа, ученик – группа.

Цели, которые я ставлю себе в дальнейшем для развития диалоговой речи :

• организовать учебный процесс таким образом, чтобы все учащиеся были вовлечены в процесс познания

• дать возможность учащимся рефлектировать по поводу того, что они знают и думают

• организовать совместную деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала

• каждый ученик вносит свой особый индивидуальный вклад

• создать атмосферу доброжелательности и взаимной поддержки

И в результате это позволит не только получать новое знание, но и развивать познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы сотрудничества. Методика диалогового обучения позволяет ребёнку проявить свои способности, развивает предметную речь, умение анализировать и оценивать учебную деятельность, использовать имеющиеся знания на практике и приобретать новые. Именно эти стратегии я наметила в своей практике. Повысить мотивацию, чтобы появились предпосылки для развития самопознания, саморазвития, саморегуляции и самоконтроля. Деятельность своих сильных учащихся, которые справляются с заданиями быстро, важно направить на общую пользу для всего класса. Таких ребят я назначу консультантами, которые будут определять порядок выполнения задания в группе, давать возможность высказать своё мнение каждому члену группы, будут производить сбор доказательств, осуществлять пробную защиту найденного решения в группе. Каждый член группы должен уметь объяснить общую идею. Считаю это не легкой задачей для детей моего класса, так как высказаться и объяснить смогут не все. Нужно время для отработки алгоритма и систематичности. Причем существует еще одна проблема – слабый словарный запас слов. Небольшая группа учеников читают только требуемую литературу, тем самым речь их скудна. Необходимость вовлечь их в чтение книг, определить их интерес. Задача группы заключается в обучении каждого своего члена умению понимать и объяснить суть решения. Использование технологии проблемного обучения в сочетании с групповой, диалоговой формами работы оказывает непосредственное влияние на воспитательную среду класса. В процессе такой работы быстрее формируется классный коллектив, приобретаются навыки общения, волевые качества. Это заметно во время перемены, когда ребята отдыхают и даже в послеурочное время. Ребята учатся смело высказывать свою точку зрения, отстаивать её или принимать «чужую», но верную. Но относительно спора, дети из неблагополучных семей, не умеют вести вежливый спор. Единственный выход – учить культуре общения. Организация коммуникативно-диалоговой деятельности создаёт обстановку «признания окружающими», что, в свою очередь, воспитывает в ребёнке уверенность в себе, в своих силах, активизирует его деятельность. И опять же, сильный ученик моего класса имеет эгоистические черты. Не всегда хочется поделиться, ведь это он знает, и за это он получал похвалу и оценку. Ломать сложившиеся стереотипы всегда сложнее, но я уверена – у нас с детьми все получится. Методика диалогового обучения способствует формированию у школьников универсальных учебных действий, обеспечивающих умение учиться, повышает познавательную мотивацию, формирует готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности, способствует воспитанию нравственных качеств.

Именно эта задача сейчас стоит передо мной и моими учениками. Я горжусь своими выпускниками, это моя заслуга. А теперь хочу, чтобы мой выпускник с гордостью сказал: «Это и моя заслуга».

Литература:

Руководство для учителя

Петер «Критическое мышление: отчет об экспертном консенсусе в отношении образовательного оценивания и обучения»

Публикации по теме:

Обучение детей имитационным движениям Консультация для педагогов. «Обучение детей имитационным движениям». Имитационным движениям (сказочных животных)можно обучать детей на.

Инклюзивное обучение в детском саду В современном обществе, все чаще и чаще встречаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Дети с ограниченными возможностями здоровья.

Консультация «Обучение грамоте» В средней группе впервые для четырёхлетних детей речь из средства общения превращается в объект познания и анализа. В этом возрасте дошкольники.

Обучение рассказыванию детей с ОНР Методика обучения детей с ОНР рассказыванию разработана В. П. Глуховым, Н. С. Жуковой, Р. И. Лалаевой, Р. Е. Левиной, С. А. Мироновой, Н. А. Никашиной,.

Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка» Обучение рассказыванию «Моя любимая игрушка». Цель: учить детей составлять рассказы из личного опыта. Побуждать детей выделять особенности.

Консультация «Обучение сюжетному рисованию» ОБУЧЕНИЕ СЮЖЕТНОМУ РИСОВАНИЮ ПО СКАЗОЧНО – БЫЛИННОМУ ЖАНРУ Суслова Ольга Васильевна, воспитатель по изобразительной деятельности МБДОУ.

Проект «Обучение технике безопасного поведения» Актуальность темы: Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты.

Программа дополнительного образования по обучение грамоте УТВЕРЖДЕНО приказом Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №97» №___от «___»___2014г.

Обучение детей правилам дорожного движения Статья на тему: "Обучение детей правилам дорожного движения".Легко ли научить ребёнка правильно вести себя на дороге? На первый взгляд легко.

Обучение эстетике питания у воспитанников МБДОУ «Краснокоммунарский детский сад «Стрела» Сообщение на тему: «Обучение эстетике питания у воспитанников. Культурно-гигиенические.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение через диалог — успешное обучение.
Опубликовано: 15 февраля 2016 в 19:45
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД