Папки-передвижки

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.

Анна Поликарпова
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.

При обучении рассказыванию необходимо учитывать особенности речевой деятельности дошкольников. Прежде всего, следует мотивировать детскую деятельность (почему ребенку нужно составить рассказ). Мотивация может быть игровая и коммуникативная. Например, помочь Незнайке составить рассказ по картине, или описать игрушку, чтобы купить ее в магазине. Ребенок должен осознанно самостоятельно отобрать слова для передачи мыслей, построить предложения, связать их между собой в текст.

Публикация «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию,» размещена в разделах

Только при последовательной систематической работе с педагогом возможно овладение дошкольниками связной монологической речью.

Обучение детей составлению рассказов – сложный и длительный процесс. У малышей 3-4 лет уже накоплено достаточно личного опыта и представлений об окружающем мире, но развитие активного словаря значительно отстает, поэтому ребенку часто не хватает слов, чтобы выразить свои мысли. Для активизации словаря используются разнообразные игры и упражнения на подбор признаков, действий к предмету, сравнение предметов, узнавание предметов по описанию. Для подготовки детей к составлению сюжетных рассказов используются такие методы, как: придумать конец рассказа, составить диалог героев, описать место действия, составить словесный портрет героя.

К основным приемам обучения рассказыванию относят : образец рассказа воспитателя, план рассказа, составление рассказа по частям.

Образец рассказа воспитателя – основной прием обучения детей составлению рассказа. Он должен соответствовать всем правилам и литературным нормам языка и отличаться выразительностью. Содержание рассказа-образца строится на основе хорошо знакомых детям предметов или событий. В отличии от познавательных рассказов воспитателя по ознакомлению с окружающим миром и природой, речевой образец не содержит новых для детей знаний. В средней возрастной группе может использоваться прием – разбор образца, то есть воспитатель задает детям вопросы по рассказу-образцу с целью закрепить у детей представление о структуре рассказа. В старшей группе может использоваться образец рассказа не только воспитателя, но и ребенка с высоким уровнем развития связной речи.

План рассказа дается детям в форме цепочки вопросов с указанием последовательности изложения. Например: «Сначала расскажите, как ежик заблудился в лесу, потом о том, кого он встретил, и затем, как ежик вернулся домой». В средней группе, когда план только начинает использоваться, целесообразно предложить детям повторить его, чтобы лучше запомнить основные части рассказа.

Одним из факторов, облегчающих составление описательных рассказов, являются схемы.

Для закрепления навыков связной речи у детей и создания игровой мотивации активно используются разнообразные игры. В играх-драматизациях осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной речи. Дидактические игры на основе игрового сюжета («Почта», «Магазин», «Ателье») служат для закрепления навыков описания предметов и построения диалога.

Таким образом, обучение дошкольников рассказыванию – сложный, многогранный процесс, результатом которого является самостоятельно составлений и изложенный ребенком текст. К рассказам детей предъявляется ряд требований, которые характеризуют качества связной речи. Монологическая речь – наивысшая точка развития речи дошкольников, она требует последовательного систематического обучения.

Публикации по теме:

«Обучение коммуникативным навыкам детей дошкольного возраста при помощи игры»«Обучение коммуникативным навыкам детей дошкольного возраста при помощи игры» Современное общество нуждается в активной адаптивной личности, способной устанавливать бесконфликтное общение, находить оригинальные решения.

«Обучение рассказыванию детей с ОВЗ (ЗПР) 5–6 лет с помощью вспомогательных средств» Развитие связной речи является центральной задачей в системе коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития,.

Конспект НОД по речевому развитию во второй младшей группе «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» Тип занятия: интегрированное. Вид занятия: речевое. Тема: «Обучение рассказыванию. Описание игрушки» Форма проведения занятия: фронтальное.

Конспект ОД по обучению детей младшего дошкольного возраста творческому рассказыванию «Сказка для зайчика» Задачи: 1. Развивать монологическую речь детей (высказываться так, чтобы было понятно окружающим); 2. Обучать детей композиционному построению.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Обучение рассказыванию «Мой любимый мультфильм» Программное содержание: Образовательные задачи: Формирование умения составлять рассказы о событиях из личного опыта. Формирование умения.

Конспект занятия для детей старшей группы «Обучение рассказыванию на основе ознакомления с малыми фольклорными формами» Для старшей группы по теме: “Обучение рассказыванию на основе ознакомления с малыми фольклорными формами” Цели: Развивать фантазию, эмоциональность,.

Конспект занятия интегративной области «Коммуникация». Обучение рассказыванию в сюжетно-ролевой игре «Магазин игрушек» Конспект занятия интегративной области «Коммуникация» в разновозрастной группе. Обучение рассказыванию: сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек».

Обучение детей дошкольного возраста иностранному языку в современных условиях Аннотация. В настоящее время представляется актуальным изучение различных подходов к обучению детей старшего дошкольного и младшего школьного.

Обучение дошкольников рассказыванию по картине Выполнила: Кошкина Людмила Петровна, воспитатель “Речь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им”..

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» Цель: продолжать учить детей составлять связный рассказ по серии сюжетных картинок. Обучающие задачи: -обогащение словаря, активизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию.
Опубликовано: 13 октября 2016 в 19:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД