Папки-передвижки

Обучение детей с общим недоразвитием речи правильному употреблению предлогов

Наталья Требушева
Обучение детей с общим недоразвитием речи правильному употреблению предлогов

Обучение детей с общим недоразвитием речи правильному употреблению предлогов.

Ограниченность речевого общения, отставание в развитии познавательной деятельности не позволяют детям с общим недоразвитием речи (ОНР) самостоятельно овладеть предложными конструкциями. Поэтому, одним из направлений коррекционной работы является обучение пониманию и правильному употреблению предлогов. Необходимо помочь детям усвоить правила изменения и соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств.

Публикация «Обучение детей с общим недоразвитием речи правильному употреблению предлогов» размещена в разделах

Предлоги связывают самостоятельные слова в словосочетании и предложении, а так же вносят в предложение дополнительные смысловые оттенки.

Известно, что в русском языке значения, выражаемые предложными конструкциями исключительно разнообразны и сложны. Разные флексии (окончания) используются в сочетании с различными предлогами, что дает возможность выразить многообразие значений.

Предлоги могут обозначать:

- пространственные отношения - перед, над, возле, вокруг, между, вдоль, поперек, из-за, за, на, в, к, у, через, около, и др. (в доме, над лесом);

- временные – после, до, в, через, по и др. (по часу, до года, в 2 часа);

- причинные – ради, благодаря, из-за, от и др. ;

- целевые – в целях, за, для, по, на (прийти за книгами);

- объектные – о, про, по (думать о Родине);

- коминативные – отношения совместно, сопровождения, -с, при (лиса с лисенком) и др. отношения (значения).

Предлоги могут употребляться с одним, либо с несколькими падежами. В усвоении предложных конструкций обнаруживаются существенные различия между детьми с нормальным речевым развитием и детьми имеющими общее недоразвитие речи. Предлоги в речи ребенка появляются позже всех знаменательных частей речи. Характерной закономерностью нормального развития речи русских детей является тот факт, что усвоение предлогов осуществляется только после того, как будут усвоены наиболее функциональные элементы языка – флексии (окончания).

В норме период, в течение которого ребенок опускает предлоги, составляет всего 1,5-3 месяца. Усвоив флективные изменения в словах, то есть научившись выполнять комбинацию элементов корень + флексия ребенок свободно вводит в эту комбинацию третий элемент – предлог. И без труда после этого может выражать лексико-грамматическое значение с помощью трех языковых элементов: предлог + лексическая основа + падежное окончание (или флексия). Раньше всего усваиваются предлоги, служащие для обозначения пространственных отношений. В соответствии с основополагающей лингвистической работы А. Н. Гвоздева «Вопрос изучения детской речи» уже в 2 года 3 месяца у ребенка появляются предлоги - на, в, у, из, от, с, к, за. С 2 лет 6 месяцев до 3 лет – через, для. С 3 до 4 лет – по, до, вместо. С 4 лет предлоги употребляются в самых разнообразных значениях. По мере развития речи значения предлогов все больше и больше детализируется и обогащается.

При общем недоразвитии речи не накопив необходимого набора слово - уменьшительных элементов. Ребенок упрощает сочетание трех элементов, отдавая предпочтение лексической основе, то есть опускает предлог. Смешивает между собой как флексии, так и предлоги. Часто на месте предлогов произносятся гласные: а (вместо на, и (вместо из, у (вместо в). Частично это явление может быть объяснено произносительными возможностями детей. Однако в большинстве случаев «вокальный» заместитель на месте предлога является неким амфорным предлогом, общим для многих предложных конструкций («а туи» - на стуле, «а каёку» - под клеёнку).

Неверное употребление многих предложных конструкций говорит о непонимании детьми значения этих служебных слов, о нарушении процессов анализа и синтеза, протекающими в языковом сознании человека.

Таким образом дети с нарушениями развития речи обладают пониженной способностью как воспринимать различие в физических характеристиках элементов языка так и различать значения которые заключены в лексико-грамматических единицах языка, что в свою очередь, ограничивает их комбинаторные возможности и способности, необходимые для творческого использования конструктивных элементов родного языка в процессе построения речевого высказывания.

У детей с ОНР наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки. Поэтому логопедическая работа по формированию правильного употребления предлогов у детей с ОНР опирается на последовательность усвоении предлогов в норме.

Во время коррекционного обучения детей, имеющих 1 и 2 уровень речевого недоразвития необходимо развивать у детей понимание речи и формировать навыки активного использования её в коммуникативных целях. При этом развитие пассивной речи, т. е. понимание, опережает становление активной речи, ведет за собой её развитие.

На логопедических занятиях по формированию у детей правильного употребления предлогов в речи учим понимать пространственные отношения двух предметов, выраженные предлогами на, в, у, под, около и др. наиболее часто встречающимися в повседневной практике и наиболее простыми в смысловом отношении. Занятия проводятся подгруппами, чередуясь с занятиями воспитателя в форме дидактических игр, игровых упражнений, занимательных заданий. Чтобы привлечь внимание детей к звучащей речи используются игрушки, сказочные персонажи, хорошо знакомые детям предметы. Необходимо научить детей внимательно слушать инструкцию, правильно выполнять требуемое действие. Например, логопед кладет кубик на стол и поизносит: «Кубик на столе». Предлог на выделяется голосом. Дети делают то же. Затем спрашивают каждого ребёнка куда он положил кубик. Если ребенок не может ответить сам, то логопед это делает за него. С начала детей учат употреблять предлог в словосочетаниях, затем во фразах, не добиваясь четкости произношения слов. После знакомства с несколькими предлогами проводится работа по их дифференциации. Например просят ребенка показать, где карандаш лежит в коробке, а где на коробке; где мяч лежит на стуле, а где под стулом.

Навыки правильного понимания и употребления предлогов закрепляются воспитателями на индивидуальных занятиях, проводимых во второй половине дня а также в процессе всех режимных моментов. Большую помощь могут оказать и родители. Во время консультаций можно рекомендовать им поиграть с детьми дома в такие игры как «Кто где спрятался?», Что на елке, а что (кто) под ёлкой?», «Кошкин дом» и другие.

Дети старшего дошкольного возраста (2-3 уровень речевого недоразвития) знакомятся с предлогами на материале словосочетаний и простых фраз. Начинать обучение нужно с наиболее простых предлогов на, под, обозначающих место действия и легко моделирующихся в процессе наглядной демонстрации. Уточняется понимание детьми пространственного расположения предметов, выраженного этими предлогами. Например, чётко выделяя голосом предлог на логопед просит выполнить следующие инструкции:

- Поставь чашку на стол, а машину на стул.

- Положи книжку на стол, мячик на пол, а куклу на кровать.

Когда задания с «маленьким словам на» будут выполняться без ошибок, можно объяснить правило:

«Маленькое слово на» появляется тогда, когда предмет находится наверху.

После объяснения правила взрослый, а за ним дети проговаривают сочетания слов с предлогом на, выделяя предлог голосом, затем составляют предложения. На занятиях используются не только предметы, находящиеся в группе (игрушки, мебель, посуда) но и картинный материал. Опора на зрительный анализатор всегда давала положительный эффект, поэтому помимо сюжетных и предметных картинок можно использовать схемы предлогов.

После усвоения предлога на, уточняется пространственное расположение предметов, выраженное предлогом под. Дети учатся выделять предлог под в предложении и составлять предложения с этим предлогом по наглядной ситуации, по сюжетным картинкам, по двум предметным картинкам. После усвоения грамматических конструкций с предлогами на и под проводится работа над их различением. Логопед даёт детям «усечённое задание:

-Положи мяч … стул, а грибок … стол, - и спрашивает: - Понятно, как нужно выполнить действия? Я пропустила маленькие, но очень важные слова. А теперь послушайте ещё раз: Положи мяч под стул, а грибок на стол.

Одинаковые или разные действия с предметами нужно выполнить? Чем они отличаются?

Необходимо учить детей дифференцировать задания, вслушиваться в речевую инструкцию, удерживать в памяти её последовательность. Постепенно задания усложняются: в ряду «маленьких слов» надо выделить, например, слова под и на. Услышав их в ряду: на, из, в, под, около, между, над, ребёнок должен хлопнуть в ладоши.

Можно предложить детям задание на понимание обобщенного значения предлогов на и под: книга лежит на столе. А где ещё может лежать книга? Мяч упал под стол. Куда он ещё может закатиться? Детей учат добавлять в предложение пропущенные предлоги. При обучении употреблению предлогов с различными падежами дети знакомятся с новыми значениями предлогов. В конце учебного года дети должны уметь правильно употреблять простые предлоги в речи, составлять предложения с заданным предлогом. Дети седьмого года жизни с ОНР не могут самостоятельно без специального обучения овладеть такими более сложными предлогами как: из-под, из-за, между, над. Они ошибаются, заменяя и смешивая предлоги.

В начале учебного года на логопедических занятиях закрепляются умения и навыки правильного употребления простых предлогов в, на, под, из, к, от, и др. Дети знакомятся с новым понятием «предлог». На одном из первых занятий детям сообщают, что наши маленькие «слова-помощники» называются предлогами.

Затем дети знакомятся с предлогами из-за, из-под, с, со, над, служащие как для обозначения пространственного расположения предметов так и совместности действия. На фронтальных занятиях дети уточняют пространственные отношения, выраженные этими предлогами, учатся выделять эти предлоги в тексте и составлять предложения с заданным предлогом по картине, схеме, наглядной ситуации, по двум опорным словам. Дети учатся включать в предложение пропущенный предлог, выкладывать схемы предложений с предлогами. Учатся выделять предлог как отдельное служебное слово. Полученные навыки закрепляются на подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Задачи коррекционного обучения решаются совместными усилиями логопеда и воспитателей при тесном контакте с родителями. Общими усилиями необходимо научить детей логопедической группы правильно употреблять как простые, так и сложные предлоги в речи, помочь усвоить правила соединения слов, научить точно передавать смысловое намерение с помощью языковых средств. Это имеет важное значение для обучения в школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств ребёнка.

Список используемой литературы.

1. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Авторы: Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В., Миронова С. А., Лагутина А. В. Москва. Просвещение 2008.

2. Современный русский литературный язык. Под редакцией П. А. Ленанта. Москва «Высшая школа» 1988.

3. Русский язык. Справочные материалы. Баранов М. Т., Костяева Т. А., Прудникова А. В. Москва «Просвещение» 1989.

4. Обучение и воспитание дошкольников с нарушениями речи. Редактор-составитель Миронова С. А. Москва «Просвещение» 1987.

5. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. Москва «Просвещение» 1990.

6. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. Практическое пособие. Айрис - Пресс. Москва 2007.

7. Краузе Е. Логопедия. Санкт - Петербург. Корона принт 2003.

8. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. Санкт - Петербург издательство «Союз» 2007.

9. Ткаченко Т. А. «Если дошкольник плохо говорит». Санкт – Петербург «Детство – пресс» 2000.

10. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников. (Дети с общим недоразвитием речи). Книга для логопеда. Москва «Просвещение» 1985.

11. Ткаченко Т. А. В первый класс – без дефектов речи. Санкт – Петербург «Детство – пресс» 1999.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речиКоррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи Из опытно-экспериментальной работы педагога - логопеда. Часть 2 «Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей с общим недоразвитием речи правильному употреблению предлогов
Опубликовано: 24 января 2023 в 21:01
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД