Обучение детей с ОВЗ составлению рассказа по сюжетной картине с опорой на схемы-модули. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Ярославна Комарцова
Обучение детей с ОВЗ составлению рассказа по сюжетной картине с опорой на схемы-модули. Лексическая тема «Зимующие птицы»

Задачи:

Образовательная:

Обучение детей составлению описательного рассказа о зимующих птицах по сюжетной картине при помощи наводящих вопросов, с опорой на схемы- модули.

• Уточнение, расширение и обогащение словаря по теме «Зимующие птицы»

• Совершенствование грамматического стоя речи.

Коррекционная:

Развитие высших психических функций: внимания, восприятия, мышления.

• Развитие общей и мелкой моторики.

• Развитие пространственной ориентации (использование сложных предлогов: из-за, из-под, перед, около).

Воспитательная:

• Выработка умения слушать и слышать, правильно, полным ответом отвечать на вопросы.

• Воспитание умения работать в коллективе сверстников.

• Воспитание желания помочь друг другу.

• Воспитание заботливого отношения к птицам, желания подкармливать их зимой.

Оборудование:

Интерактивная доска,презентация на тему: «Зимующие птицы».

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Доброе утро уважаемые гости и ребята!

Ребята, скажите, какое сейчас время года? (Ответы детей.)

А как вы поняли, что сейчас зима? (Ответы детей.)

Ребята, сегодня у нас в гостях птицы, которые не улетели от нас, а остались зимовать с нами. Давайте послушаем загадки о пернатых друзьях.

2. Основной этап.

Развитие словесно-логического мышления.

(Отгадывание загадок с использованием интерактивной доски).

1) Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

2) Серый маленький комочек.

«Чик-чирик» - замёрз он очень!

Солнце, выгляни скорей,

Ждёт тебя наш (Воробей)

3) Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдёт приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

4) Сильная, большая птица

Даже кошки не боится!

Очень важная персона-

Чёрно-серая (Ворона)

5) Непоседа пёстрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

6) С жёлтой грудкой у окошка

Собирает шустро крошки

Отгадайте, что за птица?

Называется (Синица)

7) Два огромных страшных глаза

Кругом вертит голова,

Ты её узнаешь сразу,

Коль заухает (Сова)

Уточнение, расширение и обогащение словаря.

• Скажите, какие это птицы? (Зимующие)

• Назовите птиц, изображённых на интерактивной доске (Ответы детей)

• Что общего в строении у всех птиц? (Два крыла, две лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, клюв, перья, пух).

• Чем они отличаются друг от друга? (Размером, окраской, опереньем)

• Ребята, а как вы думаете, почему зимующие птицы не улетают в тёплые края? (Потому что они могут найти корм.)

• А чем питаются птицы зимой? (Плодами деревьев, семенами, ягодами, хлебными крошками.)

• А хватает ли птицам пищи зимой? (Нет, не хватает.)

• Почему не хватает? (Земля покрыта снегом, птицам не удаётся достать пищу из-под снега.)

• А чем мы можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать.)

Развитие словесно- логического мышления, активация глагольного словаря, развитие умения составлять предложения с опорой на картинки.

Упражнение «Накорми птиц» (с использованием интерактивной доски)

• Ребята, давайте составим предложения с опорой на картинки, чем питаются птицы зимой.

Снегирь- ягоды рябины.

Синица- сало.

Воробей- зёрна.

Дятел- семена шишек.

Ворона- семечки.

Ответы детей:

• Я дам снегирю ягоды рябины.

• Я угощу синицу салом.

• Я дам воробью зёрен.

• Я накормлю дятла семенами шишек.

• Я дам вороне семечек.

Развитие мелкой моторики.

• Что нужно сделать, чтобы подкормить птиц? (Кормушку).

• Да, голодно и холодно птицам зимой. Люди заботятся о них, делают кормушки для птиц. Давайте узнаем, какие птицы прилетели на нашу кормушку.

Пальчиковая гимнастика «Кормушка»

Сколько птиц к кормушке нашей. (Ритмично сжимают и разжимают кулачки.)

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей. (На каждое название птицы загибают по одному пальчику.)

Шесть щеглов и голубей

Дятел в пёстрых пёрышках.

Всем хватило зёрнышек. (Сжимают и разжимают кулачки) Н. В. Нищева.

Работа над обогащением словаря антонимов.

Упражнение «Сравни птиц»

Ребята, давайте сравним птиц между друг другом:

• Воробей маленький, а ворона (Большая).

• У синицы хвост короткий, а у сороки (Длинный).

• Голубь тяжёлый, а воробей (Лёгкий).

• У синицы клюв тонкий, а у вороны (Толстый).

Работа над словообразованием.

Упражнение «Составь новое слово»

Учитель-логопед предлагает детям закончить предложение:

• У сороки белые бока, поэтому её называют…белобокой.

• У снегиря красная грудка, поэтому его называют…красногрудым.

• У вороны чёрные крылья, поэтому её называют…чернокрылой.

• У дятла длинный клюв, поэтому его называют… длинноклювым.

• У синицы тонкий голос, поэтому её называют…тонкоголосой.

• У воробья короткий хвост, он…короткохвостый.

Развитие общей моторики

• А теперь все дружно встали. Превратимся в птичек.

Дети выполняют движения по тексту:

Птицы крыльями махали- всё летали и летали, (взмахивают руками, как крылышками)

Птицы в воздухе кружились, (кружатся)

На дорогу опустились, (приседают)

По дорожке поскакали,

Крошки, зёрнышки клевали.

Вот на ветках, посмотри,

В красных майках снегири (четыре хлопка по бокам и четыре наклона головы)

Распушили пёрышки,

Греются на солнышке. (четыре потряхивания руками, опущенными вниз)

Головою вертят,

Улететь хотят. (два поворота головы в каждую сторону)

Кыш! Кыш! Кыш! Улетели!

За метелью, за метелью! (разбегаются по комнате, взмахивая руками, как крылышками).

Составление описательного рассказа о зимующих птицах по сюжетной картине. (с использованием интерактивной доски)

Учитель-логопед предлагает детям рассмотреть сюжетную картину, ответить на вопросы, составить рассказ.

• Ребята, вам нужно будет внимательно смотреть на картину, внимательно слушать мои вопросы и ответы детей, правильно строить предложения, потому что потом мы с вами должны составить рассказ по этой картине. Итак,вопросы:

• Посмотрите на картину и скажите, какое время года наступило? (Наступила зима.)

• Много выпало снега? (Ответы детей.)

• Где лежит снег? (Снег лежит на деревьях и земле.)

• Что смастерили люди для птиц? (Люди для птиц смастерили кормушку.)

• Кто прилетел к кормушке? (К кормушке прилетели птицы.)

• Какие птицы прилетели к кормушке? (Снегирь, синички, ворона, воробьи.)

• Если у воробьёв короткие хвостики, они какие? (Короткохвостые.)

• Что делают короткохвостые воробьи? (Короткохвостые воробьи клюют хлебные крошки.)

• Если у снегиря красная грудка, как его можно назвать? (Красногрудый.)

• Что делает красногрудый снегирь? (Красногрудый снегирь ждёт своей очереди.)

• Если у синичек тонкие голоса, они какие? (Тонкоголосые.)

• Что делают тонкоголосые синички? (Тонкоголосые синички подлетели к кормушке, с интересом наблюдают- что за корм приготовили им люди)

• Если у вороны чёрные крылья, как её можно назвать? (Чернокрылая.)

• Что делает чернокрылая ворона? (Чернокрылая ворона сидит на ветке дерева и громко каркает: «Кар! Кар! Летите сюда!»)

Птицы рады угощению, которое приготовили для них люди? (Ответы детей.)

Составление рассказа с опорой на схемы- модули.

Наступила зима. Выпало много снега. Снег лежит на земле и на деревьях.

Люди для птиц смастерили кормушку. К кормушке прилетели птицы: снегирь, синички, ворона, воробьи.

Короткохвостые воробьи клюют хлебные крошки. Красногрудый снегирь ждёт своей очереди. Тонкоголосые синички подлетели к кормушке, с интересом наблюдают –что за корм приготовили им люди?Чернокрылая ворона сидит на ветке и громко каркает: «Кар! Кар! Летите сюда!»

Птицы рады угощению, которое для них приготовили люди.

3. Итог занятия.

• Ребята, о ком мы сегодня составляли рассказ? зимующих птицах.)

• Назовите зимующих птиц, с которыми вы сегодня познакомились. (Ответы детей.)

• Вы молодцы, на этом наше занятие закончино.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 летФотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет Занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. ЦЕЛЬ: обучение детей рассказыванию.

Конспект итоговой НОД «Составление рассказа по картине «Ежи»» для детей второй младшей группы Задачи: Образовательные: Продолжать вовлекать детей в разговор во время рассматривания картины. Формировать умения вести диалог с педагогом:.

Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Конспект НОД по составлению рассказа по картине «Лиса с лисятами» в подготовительной группе Цель: Создать условие для связного составления.

Конспект организованно-образовательной деятельности «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы»Конспект организованно-образовательной деятельности «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» Конспект организованно - образовательной деятельности «Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние забавы» (подготовительная группа).

Библиотека изображений:
  • Птицы
  • Птицы
  • Птицы
Автор публикации:
Обучение детей с ОВЗ составлению рассказа по сюжетной картине с опорой на схемы-модули. Лексическая тема «Зимующие птицы»
Опубликовано: 20 января 2021 в 20:32
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
26 февраля. Всемирный день неторопливости

«Дело верши, да не спеши» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы с ребенком отметить Международный день неторопливости, вместе поиграть и позаниматься...

26 февраля. Всемирный день фисташек

Международный день фисташек был придуман для того, чтобы побудить людей почаще добавлять фисташки в свой ежедневный рацион, используя их преимущества для своего здоровья. Они низкокалорийны, а витаминов,...

Конспект НОД по физическому развитию для детей старшей группы «Пожарные учения ко Дню...
Цель: создать условия для сохранения и укрепления природного здоровья детей, развития двигательных умений и навыков детей через сюжетно-игровые...
Краткосрочный проект в младшей разновозрастной группе «Зимушка-зима все дороги замела»
Подготовила: воспитатель высшей категории Стапонкус Марина Николаевна Вид проекта: практико-ориентированный. Продолжительность проекта: краткосрочный 18....
«Несуществующий дорожный знак». Мастер-класс для воспитателей, учителей, педагогов...
Как сделать дорогу более безопасной -O-? Придумать новые дорожные знаки. Этим я и занялась во время пандемии. Думаю, что в наше время важным знаком был...