Папки-передвижки

Обучение детей звуковому анализу слов

Осипова Олеся
Обучение детей звуковому анализу слов

Обучение детей грамоте в дошкольном возрасте осуществляется с применением аналитико-синтетического метода. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.

При обучении, как чтению, так и письму (печатанию, исходным пунктом является звуковой анализ, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности.

Публикация «Обучение детей звуковому анализу слов» размещена в разделах

Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, "живое" слово.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает:

-определение количества звуков в слове,

-определение места звука в слове,

-фонетическую характеристику звуков (умение дифференцировать гласные и согласные звуки; согласные: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, гласные: ударные, безударные).

Уважаемые родители, ПОМНИТЕ:

1. Звуки мы слышим и произносим.

2. Буквы мы пишем и читаем.

Звуки бывают гласными и согласными.

Гласные звуки : произносятся при помощи голоса, не встречают преграды, поются, образуют слог.

Согласные звуки : произносятся при помощи голоса и шума или только шума, не поются, встречают преграду (губы, зубы, язык, сами по себе слог не образуют (только в сочетании с гласными).

Гласных звуков 6 : [А] [У] [О] [И] [Э] [Ы]

Гласных букв 10:

- шесть, как правило, соответствуют звукам (но в безударной позиции буква и звук могут не совпадать : очки – [ач’к’и] сапоги- [сапаг‘и])

- четыре йотированные, которые либо обозначают два звука (Я- [й’а], Ю-[й’у], Е-[й’э], Ё-[й’о], если стоят

• в начале слова,

• после гласной,

• после Ъ и Ь,

либо смягчают предыдущий согласный звук и обозначают один гласный.

Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом.

Согласных букв 21.

Согласных звуков 36.

Согласные звуки бывают глухими и звонкими.

Глухой звук образуется без участия голосовых связок, детям мы объясняем, что, когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит (Положить руку на горлышко или зажать уши пальчиками).

Звонкие звуки : [Б], [Б’], [В], [В’], [Г], [Г’], [Д], [Д’], [Ж], [З], [З’], [Й’], [Л], [Л’], [М], [М’], [Н], [Н’], [Р], [Р’].

Глухие звуки : [К], [К’], [П], [П’], [С], [С’], [Т], [Т’], [Ф], [Ф’], [Х], [Х’], [Ц], [Ч’], [Ш], [Щ’].

На конце слова парные по глухости-звонкости оглушаются!

Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. (для обозначения мягкости согласного звука используется значок «‘»)

Всегда твё рдые согласные: [Ж], [Ш], [Ц].

Всегда мягкие согласные: [Й’], [Ч’], [Щ’].

Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным.

Примерные игровые задания.

Игра «Поймай звук»

Договариваемся, какой звук ловим. Взрослый называет слово, ребёнок говорит есть или нет в этом слове нужный звук. Усложнение: где этот звук спрятался (в начале, в середине или в конце? Возможен вариант: ребёнок называет слова, а взрослый говорит есть ли нужный звук.

Игра «Поймай слово за носик (за хвостик)»

Взрослый произносит слово, а ребёнок называет в нём первый (последний) звук. Если игра идёт трудно, можно для начала поменяться с ребёнком местами – он называет слово, вы – первый (последний звук).

Внимание! Ловим за носик: слова, начинающиеся с гласного ЗВУКА,

слова, начинающиеся с согласного ЗВУКА.

Гласный звук и буква могут не совпадать!

Ловим за хвостик: слова, заканчивающиеся согласным ЗВУКОМ,

слова, заканчивающиеся гласным ЗВУКОМ.

Парные по глухости / звонкости на конце оглушаются!

Игра «Слова»

Игра построена по типу игры «Города», только с любыми словами (существительными). Ребёнок называет слово, вы –слово, которое начинается на последний звук его слова, он –слово, которое начинается на последний звук вашего слова и так далее.

Внимание! Работа идет со звуками. Следите, что если слово закончилось на мягкий звук, глухой звук или гласный звук, то ваше слово именно так и должно начинаться. В данном случае мы работаем СО ЗВУКАМИ, а не с буквами:

[дуп] - [пуля]

[кост‘] - [т’эн’]

[пул’а] - [аист]

Игра «Обозначь звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).

Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.). И так далее.

Игра «Сколько звуков в слове спряталось

Выложить схему слова КОТ.

- Сколько звуков в слове КОТ? слове КОТ три звука)

- Какой первый звук в слове КОТ? (первый звук [К])

- Звук [К] какой? (звук [К] согласный, глухой, твёрдый).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [К]? (Синим квадратиком).

- Какой второй звук в слове КОТ? (Второй звук [О])

- Звук [О ]какой? (Звук [О] гласный).

- Каким квадратиком на схеме обозначим звук [О]? (Красным квадратиком).

- Какой третий звук в слове КОТ? (Третий звук [Т]).

- Звук [Т] какой? (Звук [Т] – согласный, твёрдый, глухой).

Каким квадратиком на схеме обозначим звук [Т]? (Синим квадратиком).

- Звуки подружились. Что получилось? (КОТ).

Игра «Выбирай!»

Взрослый предлагает ребёнку 2 предмета (картинки, слова) и просит угадать, что он загадал, если слово начинается (заканчивается)звуком.

Например: даны машинка и кукла. Я загадала слово, которое начинается на звонкий твёрдый согласный. (машинка)

Важно, чтобы ребенок усвоил, что такое звук речи, мог дифференцировать звуки, делить слова на звуки и слоги. Только тогда он сможет без труда овладеть навыком чтения.

Буквы являются графическим символом звуков. Часто мы сталкиваемся с тем, что детей дома учат побуквенному чтению, т. е. дети, видя букву, произносят её название, а не звук : пэ, рэ. В результате получается «кэотэ», вместо «кот». Дети с трудом вникают в правила озвучивания букв и буквосочетаний. Это создаёт дополнительные трудности в обучении детей чтению.

В методике обучения чтению предусматривает называние букв по их звуковым обозначениям : п, б, к…. Это значительно облегчает детям овладение навыком чтения. Для того, чтобы ребёнок лучше усвоил графический облик буквы и для профилактики дисграфии в школе (дисграфия – нарушение письменной речи) рекомендуют следующие задания:

- «На что похожа буква?».

- Изобрази букву (своим телом).

- Найди букву наощупь (объемные буквы из мягкого паззла).

- В ряду букв (в тексте) обвести в круг заданную букву.

- Выкладывание букв из счётных палочек, из верёвочки, из мозаики, лепка букв из пластилина и т. п.

- Обвести букву по точкам, заштриховать букву, дописать букву.

Уважаемые родители, очень точно следуйте инструкциям педагогов, выполняя задания, не усложняйте задания по своему усмотрению. Помните о том, что требования педагога и семьи должны быть одинаковы

Публикации по теме:

Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик» Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность.

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Фотоотчёт к анализу работы детей с ОВЗ 4 группы за 2016–2017 учебный годФотоотчёт к анализу работы детей с ОВЗ 4 группы за 2016–2017 учебный год Воспитательная работа в 2016 -2017 учебном году строилась в соответствии с блоками воспитательной работы: 1. Творческое развитие. 2. Нравственно.

Игра «Часы» для обучение детей чтениюИгра «Часы» для обучение детей чтению Игры - рисунки вызывают у детей интерес и облегчают усвоение материала. Предлагаемая игра имеет многофункциональный характер: закрепляет.

Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализуИгры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.

Конспект НОД в подготовительной группе для детей с ТНР «Образование новых слов способом сложения» Цель: Образование сложных слов путём сложения, активизация словаря сложными словами; Задачи: 1. Упражнять детей в образовании сложных слов.

Конспект занятия по речевому развитию «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» для детей старшей группы с ОНР Тема: «Сказочное путешествие в городок маленьких слов» Программное содержание: Образовательные задачи: Уточнить понимание детьми предлогов:.

Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова»Мастер-класс для родителей «Обучение детей с ОВЗ звуковому анализу слова» Цель: Повысить компетентность родителей в вопросе проведения звукового анализа слов. Возможность помочь своему ребёнку. Оборудование:.

Обучение детей составлению загадок Обучение детей составлению загадок (Технология А. А. Нестеренко) Мы привыкли, что в детском саду дети традиционно отгадывают загадки. Загадки.

Технологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в словеТехнологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в слове Вот и закончился финал республиканского конкурса «Педагог года Луганщины». На протяжении всей конкурсной недели, атмосфера праздника не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение детей звуковому анализу слов
Опубликовано: 14 февраля 2021 в 12:40
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД