МААМ-картинки

Обучение диалогической речи

Анастасия Стойчанова
Обучение диалогической речи

Составила воспитатель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

города Москвы «Школа с углубленным изучением иностранных языков №1373» ОДО-2: Стойчанова А. П.

1. Разговор с детьми – основной путь формирования диалогической речи.

Разговорная речь — наиболее простая форма устной речи. Она поддерживается собеседниками, ситуативная и эмоциональная, так как разговаривающие используют различные выразительные средства: жесты, взгляды, мимику, интонации и др. Собеседникам обычно известен предмет обсуждения. Эта форма речи более проста и по синтаксису: она состоит из незаконченных предложений, восклицаний, междометий, вопросов и ответов, реплик и кратких сообщений.

Публикация «Обучение диалогической речи» размещена в разделах

В психологии раскрывается разница между обычным (неподготовленным) диалогом и беседой. Беседа — своеобразный диалог, направляемый определенной темой. Цель беседы — обсудить, выяснить какой-то вопрос. Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

Дети дошкольного возраста овладевают разговорной речью под руководством взрослых. Развитие диалогической речи зависит от становления мышления, памяти, внимания, грамматического строя, обогащения словаря. Ребенок второго и третьего года жизни легко отвлекается от содержания разговора. На четвертом и пятом году он постепенно переходит от отрывочных высказываний к более последовательным, развернутым, начинает задавать много вопросов, в том числе такие характерные как: почему? зачем? и др. Дети пяти лет способны к целеустремленному разговору в течение довольно длительного времени. Такой разговор содержит вопросы, ответы, выслушивание сообщений собеседников и т. д. Формирование разговорной речи осуществляется также на различных занятиях.

В младших группах речевую активность и умение разговаривать воспитывают в основном и в реальных жизненных ситуациях общения, в деятельности детей. Этот процесс начинается с первых минут пребывания ребенка в детском саду. В распоряжении педагога должны иметься предметы, которые заинтересуют малыша и вызовут у него первые реплики (Дай мне. У меня тоже есть. А кто это? И т. д.) Это могут быть привлекательные игрушки, яркие картинки, животные в уголке природы и т. д. Воспитатель должен заранее наметить наиболее близкие и доступные темы разговоров, которые ребенок этого возраста может сразу поддержать (Кто тебе купил эту книжку? Какие у тебя есть игрушки) В более старшем возрасте можно предложить вспомнить свою елку, игры дома, на улице, любимые книжки и т. д. В разговорах педагог касается не только названий предметов, но и их качеств, деталей, действий с ними.

Для формирования навыков разговорной речи используется прием словесных поручений. При этом малышам воспитатель дает образец словесной просьбы, иногда предлагает ребенку повторить, выясняя, запомнил ли он фразу. Эти поручения способствуют закреплению форм вежливой речи. Большие возможности для речевого общения предоставляют игры детей, их труд. Ролевые игры «в семью», «в детский сад», «в магазин», позднее — «в школу», а также на военную тематику закрепляют навыки разговорной речи, знакомят с профессиональной лексикой. Воспитатель должен способствовать углублению содержания игр с такими атрибутами, как телефон, радио, справочное бюро, касса.

В старших группах применяются те же приемы, но усложняются тематика разговоров, содержание поручений и рассказов. Больше внимания уделяется воспитанию навыков общения с взрослыми, усвоению детьми правил речевого поведения в общественных местах. В коллективных разговорах детям предлагается дополнить, поправить товарища, переспросить или расспросить собеседника. Таковы основные пути формирования разговорной речи дошкольников в повседневной жизни.

2. Беседа как метод обучения диалогической речи. Значение беседы. Виды и тематика бесед.

Диалог — разговор, беседа — является основной формой речевого общения ребенка со взрослыми и своими сверстниками. Беседа — организованный разговор педагога со всей группой детей, посвященный од-ному какому-либо вопросу.

Обучение речи в детском саду протекает в двух формах: 1) в свободном речевом общении, 2) на специальных занятиях. Диалог возникает преимущественно в свободном речевом общении и является базой для естественного развития произносительных, грамматических навыков, обогащения словаря детей, базой для приобретения навыков связной речи. В процессе беседы развивается и умение беседовать, т. е. развивается умение вести диалог, и, следовательно, речь обогащается соответствующими синтаксическими формами, а также лексикой, отражающей данную область действительности. В дошкольном учреждении беседа проводится именно для развития речи детей. Но поскольку речь обязательно отражает, кодирует явления действительности, беседа в дошкольном учреждении, как и в школе, дает знания. (3)

Надо помнить, что особенность мышления детей такова, что они легко забывают тему беседы, отвлекаются по всякому поводу. И чем младше ребенок, тем он легче отвлекается: легче забывает, о чем только что говорил, и переходит на другую тему. Занятие-беседа призвано вырабатывать у детей способность логично мыслить, до конца доводить начатую тему.

Заканчиваться беседа может тоже загадкой, стихами, показом и комментариями воспитателя соответствующей картины, но чаще она заканчивается логическим выводом воспитателя о том, что, же следует в нравственном плане усвоить детям, как они должны поступать в связи с тем, что они узнали из беседы. При этом воспитатель в своем заключении старается употребить те слова, словоформы и синтаксические конструкции, которым он должен был научить детей в течение беседы.

Обязательность участия детей в беседе. Организовать беседу следует так, чтобы в ней принимали участие все дети. Если ребенок только слушает беседу воспитателя с другими детьми, а сам не подает реплик, то такой ребенок не упражняется в «разговаривании», и его участие в беседе — только видимость. Поэтому беседу нужно проводить с ограниченным числом детей — 4—8 человек. Воспитатель, у которого в группе 25—30 детей, обязан проводить занятие-беседу с тремя-четырьмя подгруппами. Чтобы уложиться во времени, можно сократить продолжительность бесед с каждой подгруппой, но все, же позаботиться о том, чтобы каждый ребенок тренировался в говорении, а не только в слушании.

В беседе педагог:

1) уточняет и упорядочивает опыт детей, т. е. те представления и знания о жизни людей и природы, которые дети приобрели во время наблюдений под руководством педагога и в разнообразной деятельности в семье и в детском саду;

2) воспитывает у детей правильное отношение к окружающему;

3) приучает детей целеустремленно и последовательно мыслить, не отвлекаясь от темы беседы;

4) учит просто и понятно излагать свои мысли. Кроме того, во время беседы педагог воспитывает у детей устойчивое внимание, умение слушать и понимать речь других, сдерживать непосредственное желание сразу отвечать на вопрос, не подождав вызова, привычку говорить достаточно громко и отчетливо, чтобы все слышали.

Каково же значение беседы, её ценность? А ценность беседы именно в том, что взрослый в ней учит ребенка логически мыслить, рассуждать, постепенно поднимает сознание ребенка от конкретного способа мышления на более высокую ступень простейшего абстрагирования, что чрезвычайно важно для подготовки ребенка к школьному обучению. Но в этом и большая трудность беседы – как для ребенка, так и воспитателя.

С развитием мышления тесно связано и развитие речи дошкольника. В беседе воспитатель учит ребенка ясно выражать свои мысли в слове, развивает умение слушать собеседника. Беседа имеет важное значение не только для сообщения детям знаний, но и для развития связной речи, выработки навыков речи в коллективе.

В беседе воспитатель объединяет детей вокруг общих интересов, возбуждает их интерес друг к другу, опыт одного ребенка делается общим достоянием. У них вырабатывается привычка слушать собеседников, делиться с ними своими мыслями, высказываться в коллективе. Следовательно, здесь развиваются, с одной стороны, активность ребенка, с другой – способность к сдержанности. Таким образом, беседы являются ценным методом не только умственного воспитания (сообщение и уточнение знаний, развитие мыслительных способностей и языка, но и средством социальнонравственного воспитания.

В беседах дети приобретают знания, умения и навыки, которые необходимы для обучения в школе. Содержанием бесед является программный материал по ознакомлению детей с окружающей действи-тельностью: бытом, трудом людей, событиями общественной жизни, жизнью природы, а также деятельность детей в детском саду (игры, труд, взаимопомощь и т. п.).

• Беседы на бытовые темы касаются тех явлений быта, которые дети наблюдают и в которых сами участвуют. В беседах дети сообщают, с кем они живут дома, как зовут членов семьи, и где они работают, что они делают дома, как отдыхают; рассказывают о своих играх, занятиях и развлечениях дома, о посильной помощи взрослым, о бытовом труде матери; сравнивается обстановка дома и обстановка в детском саду.

• Беседы о труде взрослых в детском саду помогают детям осознать смысл деятельности сотрудников детского сада, создающих удобства и благополучие для всех детей.

• Беседы на темы общественной жизни уточняют представления детей о родном городе, о подготовке к праздникам в детском саду, в семье, на улицах.

• Беседы на природоведческие темы уточняют и закрепляют представления детей о временах года, о животных, растениях, о труде людей.

• В беседах о любимых сказках и книжках дети вспоминают их содержание и высказывают свое отношение к героям.

Немало важно знать и то, что при подборе программного материала для бесед необходимо учитывать личный опыт детей группы. Такой как запас их представлений и знаний, потому что дети могут принимать активное участие в беседе в том случае, когда у них есть некоторые более или менее ясные и разнообразные представления о предмете беседы.

Виды беседы могут быть разнообразны, например Е. Е. Флё рена разделила свои беседы по классификациям:

1. Вводная беседа – организует детей на тот или иной вид деятельности.

2. Беседа, сопутствующая действию и наблюдению детей – во время игровой деятельности.

3. Беседа заключительная или обобщающая – уточнить и закрепить опыт детей.

А вот, например М. М. Конина классифицировала беседу в зависимости от предмета (по книге или иллюстрации). Так же есть ещё классификация беседы по содержанию:

1. Познавательного характера

2. этические

3. Методика проведения беседы в разных возрастных группах

Беседа считается одним из наиболее сложных методов развития речи. Основным приёмом в методике её приведения являются вопросы.

Метод разговора состоит в том, что обучающий спрашивает, а обучаемый отвечает. Следовательно, оба они говорят, но говорят не одно и то же а разное: своим вопросом обучающий побуждает ребенка вспомнить уже известные ему слова, звуки, грамматические формы или связный текст и употребить их к месту. Метод разговора — это метод обучения речи, состоящий в том, что обучающий побуждает обучаемого уместно пользоваться своим речевым запасом и тем самым совершенствовать свою речь. Метод разговора может выполняться: приемом наблюдения реальных объектов, опоры на картинку, на словесный образец, приемами различных видов игры, а также приемами постановки различных вопросов-заданий.

Дошкольников пятого — седьмого годов жизни обучают речи, методом пересказа, обогащающего их речь всеми компонентами языка (лексикой, грамматическими формами, интонациями, тренирующего их связную речь.

В беседе можно выделит несколько приё мов:

1. Вопросы как основной приём беседы.

2. Объяснение и рассказ педагога.

3. Чтение художественной литературы

4. Кратковременные и словесные игры и упражнения.

5. Привлечение игрового персонажа и создание игровой ситуации.

Руководя беседой, необходимо учитывать индивидуальные особенности детей, разную степень активности. Одни очень активны, быстро реагируют на любой вопрос, всегда отвечают правильно. Другие молчаливы, не вступают в беседу по собственной инициативе. Значительная часть детей слушает, но не высказывается в силу разных причин: из-за застенчивости и замкнутости, из-за повышенной самооценки, (бояться высказаться хуже других, из-за речевых недостатков. Кроме того в группе есть дети с неустойчивым вниманием, с ограниченным кругозором. При проведении беседы задача педагога – добиваться, чтобы все дети были активными участниками обсуждения поставленных перед ним вопросов.

В методике определённо, в каких возрастных группах проводятся занятия – беседы. В отношении младшего дошкольного возраста используется беседа – разговор в процессе получения опыта. Беседой сопровождается рассматривание игрушек, картинок.

В среднем дошкольном возрасте преимущественно используются беседы, которые сопровождают получение новых знаний, сопутствуют наблюдениям (из чего сделаны предметы, наша одежда, умывальные принадлежности) и экскурсиям (что делает почтальон).

В старшем дошкольном возрасте проводятся все виды бесед.

Беседу можно поделить на несколько видов:

Вводная беседа – выявляет разрозненный опыт и создаёт интерес к предстоящей деятельности. Предваряет получению новых знаний. Этот вид беседы, успешен тогда, когда они кратки, эмоциональны, проводятся в непринуждённой обстановке, не выходят за приделы детского опыта, а ряд вопросов остаётся неразрешённым.

Беседа, сопутствующая приобретению нового опыта. Эта беседа стимулирует и направляет внимание детей на более богатое и целесообразное накопление опыта. Задача воспитателя: обеспечить наиболее полное восприятие, помочь детям получить детям ясные, отчётливые представления, дополнить их знания. Беседа проводиться во время наблюдения. Особенности данного вида беседы в том, что она непринужденна, дети могут свободно двигаться, воспитатель не добивается соблюдения строгих правил поведения, руководит детьми, не отнимая инициативу, план беседы корректируется ходом наблюдения. Участие разных анализаторов (зрение, слух, осязание).

Обобщающая беседа – систематизирует, уточняет и расширяет опыт детей, полученный в процессе их деятельности, наблюдений, экскурсий. Эта беседа является завершающим этапом работы с темой. В большей степени этот вид беседы развивает диалогическую речь благодаря вопросительной форме общения.

В обобщающей беседе можно выделить структуру:

Начало:

Цель – вызвать и оживить в памяти детей ранее полученный опыт воспитателем. Может быть осуществлёно с помощью вопроса, напоминания, загадки, стихотворения, показа картины, фотографии, предметов.

Основная часть:

Цель – активировать и углубить знание ребёнка. Разделяется на узловые этапы, в конце каждого из которых происходит анализ.

Конец беседы:

• краток по времени

• максимально эмоционален.

Используемая литература

1. Алексеева М. М, Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М; 1997. – с. 279, 281

2. Бородич А. М. Методика развития речи детей. – М; 1981

3. Федоренко Л. П., Фомичёва Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А. П. Методика речи детей дошкольного возраста – М. : Просвещение, 1984

4. Федоренко Л. П., Фомичёва Г. А., Потарев В. К. Методика развития речи детей дошкольного возраста – М; 1977

5. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника – М. : 2001

6. www.vospitatel.resobr.ru

Публикации по теме:

Деловая игра для педагогов ДОУ «Обучение грамоте и звуковая культура речи» Деловая игра: «Дерево мудрости» Цель: повышение педагогического мастерства у педагогического состава МБДОУ №114 и передача опыта по разделу.

Итоговое занятие по развитию диалогической речи в старшей группе «Путешествие в сказку» Цели: Формировать разговорную диалогическую речь; закреплять знание художественных произведений; закреплять умения правильно согласовывать.

Конспект занятия по развитию речи. Обучение рассказыванию по картинке «Вот это снеговик!» Развитие речи. Тема: Обучение рассказыванию по картине «Вот так снеговик!». Образовательные области: «Коммуникация», «Здоровье», «Художественное.

Мастер-класс «Развитие диалогической речи детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность» Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир! С. И. Мерзлякова Здравствуйте уважаемые участники.

Обучение через диалог — успешное обучение. «Обучение через диалогическое обучение» Один из модулей, который ближе мне, который я буду внедрять в свою практику, это – диалоговое обучение.

Проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности» МАДОУ «Детский сад №175» Г. Пермь Краткосрочный проект «Формирование диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста посредством.

Развитие речи. Обучение рассказыванию по картине «Таня не боится мороза» Цель: учить детей рассматривать картину и рассказывать о ней в определённой последовательности. Задачи: 1. Учить составлять небольшой рассказ.

Сборник дидактических игр по формированию диалогической речи детей старшего дошкольного возраста Игры с предметами (телефоном) Заказ такси по телефону Дидактическая задача: учить строить диалог во время разговора по телефону (звонок.

Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для развития связной, диалогической и монологической речи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 муниципального образования Щербиновский район станица Старощербиновская.

Значение развития диалогической речи у детей дошкольного возраста на логопедических занятиях 1 Слайд: Значение развития диалогической речи у детей дошкольного возраста Учитель-логопед Ерофеева Марина Ивановна 21.03.2016г 2 Слайд:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение диалогической речи
Опубликовано: 24 июня 2016 в 12:58
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД