МААМ-картинки

Обучение дошкольников движениям

Оксана Гришкова
Обучение дошкольников движениям

План:

1. Введение

2. Закономерности формирования двигательных навыков.

3. Гимнастика.

4. Игры.

5. Спортивные упражнения.

6. Простейший туризм.

7. Заключение

8. Список литературы

Введение

Содержание методики развития двигательных качеств в дошкольных учреждениях по-прежнему носит классический характер. Но вместе с тем все чаще и чаще имеют место различные подходы к оздоровлению, воспитанию и образованию детей средствами физических упражнений в новых интерпретациях.

Публикация «Обучение дошкольников движениям» размещена в разделах

В качестве одного из видов воспитания физическое воспитание представляет собой воспитательно-образовательный процесс, характеризующийся всеми присущими педагогическому процессу общими признаками (ведущая роль педагога специалиста, направленность деятельности воспитателя и воспитуемых на реализацию задач воспитательно-образовательного характера, построение системы занятий в соответствии с дидактическими и другими общепедагогическими принципами и т. д.). Однако физическое воспитание имеет свои специфические особенности, которые отличают его от других видов воспитания. Они заключаются в том, что характеризуют, прежде всего, процесс, протекающий по закономерностям деятельности, обеспечивающей упорядоченное формирование и совершенствование двигательных умений и навыков наряду с оптимизацией развития двигательных качеств человека, совокупность которых в решающей степени определяет его физическую дееспособность.

Объект исследования - целенаправленный педагогический процесс в дошкольном учреждении.

Предмет исследования - физические качества дошкольников.

Цель - Изучить проблему обучения основным движениям дошкольника.

Задачи:

- выявить особенности обучения основным движениям дошкольников

- анализ основных задач и направлений в развитии двигательных качеств дошкольников

- рассмотреть особенности методики развития двигательных качеств дошкольников.

Актуальность курсовой работы заключается в рассмотрении и обучении основным движениям дошкольников с целью их физического развития.

Процесс формирования двигательных навыков у дошкольников имеет определенную закономерность и педагогу необходимо соблюдать ряд условий на каждой стадии формирования навыка.

Этапы обучения двигательным навыкам:

В теории физического воспитания двигательное умение определяется, как степень владения техникой действия, которая отличается повышенной концентрацией внимания на составные операции и нестабильными способами решения двигательной задачи.

Двигательный навык - это степень овладения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматизировано, и действия отличаются высокой надежностью.

Формирование двигательного навыка представляет собой процессобразования динамического стереотипа при взаимодействии 1-й и 2-й сигнальных систем с преобладающим значением 2-й сигнальной системы.

Процесс обучения двигательным навыкам проходит в определенной последовательности и системе. Исследования особенностей поэтапного разучивания движений с ребенком дошкольного возраста проводились А. В. Кенеман, Э. Я. Степаненковой, И. В. Полтавской и другими педагогами. Ими выделено 3 этапа обучения двигательным навыкам 1) первоначальное разучивание; 2) углубленное разучивание; 3) закрепление навыка и совершенствование техники.

Первоначальное разучивание. На первом этапе ставится задача создать целостное представление о движении и сформированность умения выполнять его в общих чертах (освоить основу техники). При этом наблюдается излишнее мышечное напряжение, неточность в выполнении движения, отсутствие слитности между его элементами.

Углубленное разучивание. Задача второго этапа - создать правильное представление о каждом элементе техники движения, выработать умение четко и слитно выполнять их.

Закрепление навыка и совершенствование техники. Задача третьего этапа — закрепление приобретенного умения в навык, а также выработка умения применять его в различных условиях, изменяющихся ситуациях (в соревновательной, игровой форме). На данном этапе продолжается совершенствование техники движений.

Следовательно, этапы обучения физическим упражнениям - это педагогический процесс взаимной деятельности воспитателя и ребенка, направленный на освоение последним двигательного действия.

Исходя из процесса усвоения движения, воспитатель использует разнообразные методические приемы. Обучая, он обращает внимание ребенка на правильность выполнения действий, использует словесные поощрения, обращает внимание ребенка на его ошибки. Воспитатель следит за выполнением упражнений каждым ребенком, он подходит к ним дает указания, что позволяет детям осознанно стремиться к качественному и точному выполнению движений.

На втором этапе обучения движениям ребенок уже знаком, педагог предлагает изменить исходное положение. Просит ребенка проанализировать, как выполняют действия товарищи.

Педагог предлагает вспомнить и рассказать, как выполняются упражнения. При этом ребенку дается план-схема. Такое напоминание вызывает идеомоторное представление, ребенок вспоминает последовательность движений и осознанно выполняет. У него активизируется внимание, память, мышление, появляется желание правильно и красиво выполнять движения.

На третьем этапе обучения движений ребенок сознательно воспринимает задание, целенаправленно действует, действия его автоматические, внимание сосредоточенно на качестве движений. У ребенка появляется точность, красота, выразительность движения. Педагог на этом этапе может использовать счет, творческие задания. Для совершенствования двигательных навыков на III этапе обучения детям предлагают выполнить отработанные физические упражнения в форме соревнования. Соревнования используют и как прием, который помогает вызывать у детей положительное отношение к усвоению техники нового движения, и как метод совершенствования двигательных навыков физических способностей, и как средство воспитания морально-волевых качеств.

Таким образом, формирование системы двигательных умений и навыков - одни из задач физического воспитания. И воспитателю необходимо знать закономерности этот процесса, чтобы правильно построить содержание каждого этапа обучения двигательному действию.

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом.

Цель:

формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики, сохранение и укрепление здоровья ребенка, изучение и внедрение инновационных приёмов и подходов в проведении утренней гимнастики в ДОУ.

Утренняя гимнастика является неотъемлемым организующим моментом в режиме дня, приучает детей к определенной дисциплине, порядку.

Какой должна быть утренняя гимнастика?

1. Регулярной, систематической. Оздоровительный эффект достигается с помощью систематического выполнения.

2. Умеренной. Все упражнения желательно выполнять в умеренном темпе во избежание переутомления ребенка.

3. Доступной. Упражнения должны быть простыми и знакомыми, чтобы детям не пришлось затрачивать много усилий для их освоения.

4. Постепенной. От простого упражнения к сложному. Нагрузка увеличивается и снижается так же постепенно, чтобы привести организм в относительно спокойное состояние.

5. Разнообразной. Заменять упражнения на новые, чтобы поддерживать интерес ребенка.

Формы утренней гимнастики.

Используются различные формы проведения утренней гимнастики:

- традиционная форма с использованием обще-развивающих упражнений;

обыгрывание какого-нибудь сюжета: «На прогулке», «Мы в лес ходили»,

– игрового характера (из 3-4 подвижных игр);

– с использованием элементов ритмической гимнастики, танцевальных движений, хороводов;

Чаще всего в детском саду, музыкальным инструментом воспитателя, при проведении гимнастики является бубен. Он, безусловно, помогает ощущать ритм, но абсолютно не несет эмоциональной привлекательности, которая очень важна для детей дошкольного возраста.

Для проведения утренней гимнастики используются нетрадиционные формы физкультурно-оздоровительной работы (комплексы танцевально-ритмических движений с использованием музыкального центра с вводной, основной и заключительной частью зарядки). Утренняя гимнастика в форме танцевальных упражнений облегчает процесс запоминания и освоения движений, повышает эмоциональный фон, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

– оздоровительный бег (проводится на участке в течение 3-5 минут с постепенным увеличением расстояния, интенсивности, времени);

– с использованием полосы препятствий (можно создавать различные полосы препятствия с использованием разнообразных модулей);

с использованием простейших тренажеров: детский эспандер, гимнастический ролик и т. д.) и тренажеров сложного устройства («Велосипед», «Гребля», «Беговая дорожка», «Батут» и др.)

К нетрадиционным формам относят и игровой стретчинг.

- Игровой стретчинг – это специально подобранные упражнения на растяжку мышц, проводимые с детьми в игровой форме.

- Фитбол-гимнастика уникальна по своему воздействию на организм занимающихся. Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных коррекционных и реабилитационных медицинских центров. За счет механической вибрации и амортизационной функции мяча при выполнении упражнений улучшаются обмен веществ, кровообращение и микро-динамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах.

- Степ-аэробика - ритмичные движения вверх и вниз по специальной степ-платформе. В зависимости от уровня сложности ее высота меняется. Она развивает подвижность в суставах, формирует свод стопы, тренирует равновесие и позволяет сжигать большое количество калорий.

- Гимнастика с элементами дыхательной, пальчиковой гимнастики и с упражнениями для профилактики нарушения осанки.

При подборе использования комплексов зарядки, придерживаться основных требований:

В зависимости от возраста ребенка и состояния его здоровья продолжительность утренней зарядки составляет:

2-4 лет – до 6минут;

4-5 лет - 8 минут;

5-6 лет - 10 минут;

6-7 лет - 12 минут.

Также увеличивается количество упражнений в зависимости от возраста ребенка: от 4-5 упражнений для младшего возраста и 6-8 упражнений для старшего дошкольного возраста.

Что включает в себя комплекс упражнений для утренней гимнастики?

Вводная часть: решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание детей, вызвать интерес, создать бодрое настроение.

Вводная часть подготавливает организм к выполнению более сложных упражнений и начинается с различных видов ходьбы (на носочках, пятках, боком, с высоким подниманием колен, строевые упражнения) и бега с последующей ходьбой. Это небольшая разминка.

Заключительная часть: ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка.

В заключительной части проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровье сберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию:

1. упражнения на восстановление дыхания.

2. Пальчиковые гимнастики.

3. Упражнения для глаз.

4. Упражнения для профилактики плоскостопия, массаж, самомассаж и другие.

1. Утренняя гимнастика для детей в первой младшей группе.

Содержание гимнастики составляет 3-4 обще-развивающих упражнения, ходьба, бег и подскоки. Начинается гимнастика с кратковременной ходьбы, чередующейся с медленным бегом в течение 20 – 30 секунд, и построение группы. Наиболее удобно в этом возрасте построение в круг. В начале года лучше применять построение врассыпную, так как дети еще плохо ориентируются.

Вводная и заключительная ходьба могут совершаться группкой в определенном направлении или парами, держась за руки, врассыпную или друг за другом. Общеразвивающие упражнения подбираются из числа рекомендованных для занятий упражнений. Почти все они носят имитационный характер и проводятся в игровой форме. На утренней гимнастике широко используются положение сидя, лежа на спине и на животе. Во второй половине года могут быть использованы для обще-развивающих упражнений мелкие предметы: погремушки, флажки, кубики.

Количество повторений каждого упражнения 4 – 5 раз, оно зависит от характера движений, их сложности и подготовленности детей.

2. Утренняя гимнастика для детей во второй младшей группе.

Комплексы утренней гимнастики составляются из 4 – 5 упражнений обще-развивающего характера. Обязательно включаются в содержание их ходьба, подскоки на месте, бег.

Ходьба может совершаться в любом построении: друг за другом, врассыпную, парами не держась за руки. Она чередуется с бегом.

Затем дети становятся в круг или располагаются в свободном построении для выполнения обще-развивающих упражнений. Применяются упражнения для укрепления мышц плечевого пояса и рук, ног. Спины, живота и всего туловища, рекомендованные в разделе занятий. Эти упражнения чаще всего основаны на образном подражании. Распространены обще- развивающие упражнения с кубиками, флажками, колечками, мячами средних размеров. Последовательность упражнений та же. Широко распространены исходные положения: стоя, сидя, лежа на спине и на животе. Повторение упражнений в этой возрастной группе 5 – 6 раз. Оно зависит от сложности и характера упражнений, подготовленности и эмоционального состояния детей. В заключении следует бег, подскоки на месте (2 раза за 10 – 15 секунд с небольшим отдыхом) или подвижная игра, хорошо знакомая детям, с очень простыми правилами и содержанием.

Комплекс утренней гимнастики без особых изменений повторяется подряд 1 – 2 недели.

3. Утренняя гимнастика с детьми среднего возраста.

Дети пятого года жизни более самостоятельны при подготовке и участии в утренней гимнастике. Продолжительность ее 6 – 8 минут.

В содержание утренней гимнастики включаются упражнения в ходьбе, беге, подскоки на месте и 4 – 5 упражнений для укрепления мышц плечевого пояса и рук, шеи, ног, живота и спины. Структура построения утренней гимнастики та же, что и в предыдущей группе.

Для выполнения обще-развивающих упражнений в начале года дети чаще всего становятся в круг. Во вторую половину года используется и построение в звенья. Помимо мелких предметов для упражнений применяются кубы средних размеров, кегли, мячи. Количество повторений 4 – 6 раз. После обще-развивающих упражнений проводятся подскоки на месте. Они становятся разнообразней: ноги врозь – ноги вместе; с поворотами вокруг; перепрыгивая вперед-назад через лежащую на полу ленту; продвигаясь вперед вокруг кеглей. Дозировка 15 – 20 подскоков (1-2 раза).

Каждый комплекс утренней гимнастики повторяется 1 – 2 недели.

4. Утренняя гимнастика с детьми старшего дошкольного возраста.

Продолжается утренняя гимнастика 8 – 10 минут и 12 минут. Упражнения в ходьбе должны быть разнообразными. Широко используется ходьба со сменой темпа, направления, на носках, пятках, наружных сторонах стопы, высоко поднимая колени, «гусиным» шагом, с перешагиванием через препятствия и др., упражнения на внимание.

Все эти упражнения проводятся в разных построениях. Они недлительны и переходят в легкий бег (2 – 3 круга по залу). Бег снова переходит в спокойную ходьбу. И производится перестроение.

В комплексе используется 5 – 6 обще-развивающих упражнений. Для их выполнения удобнее всего построение в звенья. В звеньях дети размыкаются так, что бы не мешать друг другу. Используется построение в шахматном порядке, когда звенья через одно делают шаг вперед. Для удобства проведения упражнений сидя и лежа целесообразно применить поворот всех детей в пол-оборота направо или налево.

Как и в других группах, один комплекс утренней гимнастики проводится 1 – 2 недели.

5. Особенности методики проведения утренней гимнастики на воздухе

Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми во всех возрастных группах на участке. Воспитатель в зависимости от погоды регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения упражнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма. Летом дети занимаются в трусах и босиком.

Ведущим видом деятельности детей от 3 до 7 лет является - игра.

Именно в этот период происходит примеривание роли на себя.

Игра – это самый действенный метод познавательной деятельности. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором вся психическая деятельность протекает и развивается наиболее активно (память, внимание, мышление, воображение).

Педагог всегда должен помнить о том, что у детей преобладает непроизвольное внимание. Они лишь способны сосредоточиться на том, что им нравится, а не на том, что «нужно» педагогу. Физиолог Сеченов говорил: " Ребенок всегда прав, неправым может быть только взрослый, чья программа ребенку неинтересна».

А вот игра интересна ребенку практически всегда, она является формой общественной жизни ребенка. Дети объединяются в игры по желанию, действуют самостоятельно, осуществляют свои замыслы и познают мир.

Л. С. Выготский, Д. Б. Эльконин рассматривали игру как важнейшую и наиболее эффективную форму социализации ребенка. Самостоятельная игровая деятельность способствует физическому и психическому развитию каждого ребенка, воспитанию нравственных, волевых качеств, творческих способностей. Дети должны уметь самостоятельно организовывать разнообразные игры, договариваться, соблюдать условия игры и правила. Этому их должен научить педагог.

Задача педагога: создавать предметно – игровую среду для организации всех видов игр на занятиях м в самостоятельной деятельности.

Говоря о периодизации игр можно выделить:

1. Предметную игру, в которой ребенок воспроизводит действия с предметами, подражая взрослым (1- 3 года)

2. Сюжетно – ролевая игра (4- 5 лет)

3. Игра с правилами (5- 7 лет)

4. Театрализованная игра

5. Подвижная игра

6. Дидактическая игра (основная форма организованного обучения в дошкольном возрасте)

Значение игры для психического развития ребенка велико, так как происходит развитие:

1. Произвольности поведения и психических процессов

2. Мотивационно – потребностей сферы (ориентация в сфере человеческих отношений)

3. Идеального плана сознания (переход от мышления в действиях к мышлению в плане представлений, к собственно умственному действию)

4. Преодоление познавательного эгоцентризма (анализ своих действий, поступков. Мотивов)

5. Развитие чувств

6. Внутри игры возникают другие виды деятельности

К спортивным упражнениям относится ходьба на лыжах, катание на коньках, санках, велосипеде, самокате, спортроллере, каруселях и плавание. Спортивные упражнения способствуют укреплению основных мышечных групп, развитию костной, сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем. Они развивают психофизические качества (ловкость, быстроту, выносливость и др., а также формируют координацию движений, ритмичность, ориентировку в пространстве, функции равновесия.

Во время занятий на свежем воздухе, при различной температуре воздуха в соответствующей одежде у ребенка повышаются защитные силы организма и обменные процессы в нем.

Кроме того, занятия спортивными упражнениями способствуют познанию детьми явлений природы, они приобретают понятия о свойствах снега, воды, льда, скольжении, торможении; устройстве велосипеда и т. д. У ребенка значительно расширяется словарный запас, развиваются нравственные качества: товарищеская взаимопомощь, дисциплина, согласованность действий в коллективе, смелость, выдержка, решительность и другие свойства личности.

Ухаживая за физкультурным инвентарем, ребенок приобретает трудовые навыки, приучается к бережливости, аккуратности.

В ДОУ простейший туризм представлен такими видами как:

- туристический поход (предусматривает выполнение достаточно высоких нагрузок, связанных с длительным передвижением по маршруту – ст. гр)

- туристическая прогулка (предполагает кратковременное пребывание детей в природных условиях и овладение некоторыми элементарными туристическими навыками- мл. и ср. в-т)

Общая закономерность туризма: повышение выносливости, развитие силы, ловкости, закалка организма.

Задачи турист. похода:

- оздоровительная (закаливание орг-ма, укрепление иммунитета, эмоционально-психическое оздоровление)

- спортивно-тренировочные (физическая тренировка, обучение преодолению естественных препятствий)

- познавательные (изучение родного края)

- развлекательные (игры, соревнования, конкурсы)

- практические (сбор цветов, ягод)

Время проведения регламентируется режимом дня. Целесообразней проводить в первой половине дня, длительность – до2-2,5часов. Тур. поход сост. из 3 частей:

1. дорога до стоянки

2. отдых и игры на стоянке

3. обратная дорога.

Воспитатель должен тщательно готовиться к их проведению: продумывать маршрут движения и способ передвижения, определять и изучать места остановок и отдыха, учитывать при этом все природные условия для проведения упражнений по совершенствованию двигательных навыков (наличие ручейков, горок, поваленных деревьев и т. д.).

До места назначения дети могут идти свободно, группируясь по желанию; построение парами используется при переходах улиц, шоссе. Длительность перехода в одну сторону (от дошкольного учреждения к месту конечной остановки) составляет для детей четвертого года жизни 15-20 мин, пятого года жизни - 20-25 мин, шестого года жизни - 25-30 мин.

Во время походов используют упражнения, состоящие из основных движений, подвижные игры с использованием мелких физкультурных орудий и природных условий, а также предусматривается проведение наблюдений в природе и окружающей обстановке, элементарные беседы, короткие рассказы краеведческого, экологического направления, дидактические игры и т. д.

Нельзя подменять походы за пределы дошкольного учреждения целевыми прогулками и экскурсиями - они занимают отдельное место в образовательном процессе как формы ознакомления детей с природным, предметным и социальным окружением. Основная цель детского туризма в условиях дошкольного учреждения - оздоровление детей, предотвращение гиподинамии, оптимизация двигательного режима, совершенствование двигательных навыков.

Список использованной литературы

1. Бажуков С. М. Здоровье детей - общая забота. - М. : Просвещение,1978

2. Богданов Г. П. Уроки физической культуры. - М. : Просвещение, 1979

3. Вильчковский Э. С. Физическое воспитание дошкольников в семье. - К. : Рад. шк., 1987. - 128 с. : ил.

4. Доман Г. Как сделать ребенка физически совершенным: Пер. с англ. - М. : АСТ, Аквариум, 2000. - 333 с.

5. Кенеман А. В. Теория и методика физического воспитания. - М., 1978

6. Лайзане С. Я. Физическая культура для малышей: Кн. для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1987. - 160 с. : ил.

7. Лихачев Б. Т. Педагогика. - М., 2001

8. Морфофункциональное созревание основных физиологических систем организма детей дошкольного возраста / Под ред. М. В. Антроповой, М. М. Кольцовой. -- М. : Педагогика, 1983.

9. Романенко В. А. Двигательные способности человека. - Донецк: "Новый мир", УК Центр, 1999. - 336 с.

10. Тер-ованесян А. Л. Педагогические основы физического воспитания. - М. ,1978

11. Физическое воспитание детей дошкольного возраста : Кн. для воспитателя дет. сада. /Сост. Ю. Ф. Луури. - М. : Просвещение, 1991. - 61 с.

12. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физвоспитания и спорта. - Москва, 2000;

13. Хухлаева Г. В. Занятия по физической культуре с детьми 2 - 4 лет в малокомплектном детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. - М. : Просвещение, 1992. - 192 с. : ил.

Публикации по теме:

Интегрированное воспитание и обучение дошкольников с ЗПР ДОКЛАД «Интегрированное воспитание и обучение дошкольников с ЗПР» Интеграционная теория говорит о том, что воспитание и обучение — это не.

Из опыта работы «Обучение дошкольников игре в шахматы»Из опыта работы «Обучение дошкольников игре в шахматы» .

Краткосрочная образовательная практика «Обучение дошкольников рисованию песком» Данный вид рисования - один из самых необычных способов творческой деятельности, т. к. дети создают на песке неповторимые шедевры своими.

Методическая разработка «Обучение старших дошкольников шитью» Пояснительная записка К этому возрасту у детей достаточно развиты мелкая моторика руки, ориентировка в пространстве, воля, усидчивость,.

Обучение дошкольников взаимодействию со сверстниками во время игр Проблема обучения взаимодействия детей дошкольного возраста со сверстниками на сегодняшний день одна из актуальных и в возрастной психологии.

Обучение ориентировке в пространстве дошкольников с нарушением зрения Обучение ориентировки в пространстве дошкольников с нарушением зрения Различные аспекты проблемы ориентировки в пространстве дошкольников.

Презентация «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Презентация: «Обучение дошкольников правилам дорожного движения». Познавательно – игровой проект для детей младшего дошкольного возраста.

Самообразование. «Обучение решению арифметических задач дошкольников с ОВЗ» Тема работы по самообразованию: Обучение решению арифметических задач дошкольников с ОВЗ. Актуальность выбранной темы Развитие элементарных.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения Улица большого города не очень-то приспособлена даже для взрослого человека. Ребенок,оказавшийся здесь один,почти автоматически может считаться.

ВКР «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Образовательный центр для муниципальной сферы Каменный.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Обучение дошкольников движениям
Опубликовано: 16 декабря 2017 в 14:14
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД