Евгения Пулатова
Обучение грамоте дошкольников как один из компонентов развития звуковой культуры речи
Пулатова Евгения Александровна,
воспитатель,
МБДОУ детский сад № 115 «Гномик»,
г. Ульяновск
как один из компонентов развития
звуковой культуры речи.
Публикация «Обучение грамоте дошкольников как один из компонентов развития звуковой культуры речи» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Обучение грамоте, логопедия. Конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Аннотация. В данной статье освещен подход к вопросу обучения грамоте дошкольников старшего возраста, а также представлен опыт работы по данному направлению. Материал статьи может быть полезен для методической и практической работы педагогов дошкольного учреждения.
Ключевые слова: обучение грамоте, звуковая культура речи, фонематические компоненты, фонематический слух, фонема.
Целью работы педагога по развитию речи детей дошкольного возраста является становление начальной коммуникативной компетентности ребёнка. Реализация данной цели предполагает, что к концу дошкольного возраста речь становиться универсальным средством общения ребё нка с окружающими людьми: старший дошкольник может общаться с людьми разного возраста, пола, социального положения. Это предполагает свободное владение языком на уровне устной речи, умение ориентироваться на особенности собеседника в процессе общения: отбирать адекватное его восприятию содержание и речевые формы.
Работа по воспитанию звуковой культуры речи осуществляется систематически на специальных речевых занятиях:
звуковая культура речи
развитие речи
ознакомление с художественной литературой
обучение грамоте
Мне хочется остановиться на этапе осознания речи ребенком, на этапе вычленения языковых единиц, который является непосредственной подготовкой к обучению грамоте.
Актуальность этой работы определяется введением обязательного дошкольного образования с пяти лет, требованиями преемственности и перспективности в работе двух звеньев образования - дошкольного и начального и современными требованиями к речевому развитию детей, овладению ими родным языком как средством общения.
Принятая сейчас школьная программа построена так, что ребёнок должен прийти в школу, уже зная основы грамоты. И очень важно, чтобы воспитатель не только научил дошкольника буквам и чтению, но и смог привить ему «чувство языка», понимание законов его построения и умение ими пользоваться. С точки зрения психологов, ребёнок в возрасте 4–5 лет обладает особым «чутьём» к языку, которое в дальнейшем ослабевает. Важно уже с младшей группы выстраивать занятия с дошкольниками так, чтобы формировать их интуицию к правильно построенным конструкциям языка, вырабатывать чёткое произношение слов, повышать словарный запас. Кроме этого, обучение грамоте способствует развитию мыслительной деятельности и памяти, анализу и синтезу информации.
Еще К. Д. Ушинский рекомендовал начинать обучение грамоте с анализа «живой речи». По его словам, сознательно писать и читать может тот, кто понял звуковое, слоговое строение слова, словесный состав предложения и другие моменты. Осознание речи, происходящее при обучении грамоте, имеет большое значение и для общего речевого развития.
Что включает в себя процесс овладения грамотой на начальном этапе в работе нашего дошкольного учреждения?
- полная сформированность фонематических процессов (умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка).
- готовность к анализу и синтезу звукового состава речи.
Какими умениями должны овладеть дошкольники в процессе обучения?
- знать понятия «устная и письменная речь», их различия (устная – это то, что мы слышим и говорим; письменная - видим и пишем);
- знать, слышать и выделять гласные звуки в словах, определять позицию, ударный гласный звук;
- знать, слышать и выделять согласные звуки, уметь давать характеристику согласному звуку (твердый – мягкий; звонкий глухой, определять местоположение в данном слове;
- делить слово на слоги, опираясь на знания гласных звуков; определять ударный слог;
- знать и различать термины «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»;
- составлять звуковые схемы слов и (наоборот) подбирать слова к звуковой схеме;
- составлять схему предложения и подбирать предложение к схеме.
Работа по обучению грамоте проводится в несколько этапов.
На первом этапе детей знакомят с неречевыми звуками и гласными звуками человеческой речи, используя символ. Важность этого этапа в том, что очень часто дети не слышат, пропускают гласный звук (букву, что ведет к нарушению письма и чтения в дальнейшем. На этом этапе дети учатся:
- владеть артикуляцией каждого гласного звука, уметь по артикуляции определять гласный звук (и наоборот);
- выделять данный звук среди других звуков, из слогов и слов из текста на заданный звук;
- определять позицию звука в слове.
Второй этап. Знакомство с согласными звуками.
- артикуляция конкретного согласного звука (дети видят отличия в произношении в сравнении с гласными звуками);
- умение определять его позицию в слоге, в слове;
- умение давать характеристику, подбирать символ по цвету;
Третий этап. Звуковой анализ и синтез слов русской речи. Полный звуковой анализ слова включает определение и состав звуков в слове, их качественное своеобразие и порядок их исследования. Необходимо услышать в слове ударение, мягкость и твердость согласных, звонкость и глухость согласных звуков, установить последовательность всех звуков.
Уже в 4 года у детей можно сформировать обобщенное действие интонационного выделения звуков в слове, различение на слух гласных и согласных звуков, твердых и мягких, звонких и глухих согласных; название первого звука в слове. Старшие дошкольники определяют последовательность всех звуков в слове, определяют количество слогов и ударный слог, оперируют схемами слов.
Осознание словесного состава предложений также складывается не сразу. Сначала дошкольник относится к предложению как к смысловому целому, ориентируется на ситуацию, обозначенную в предложении. Далее возникает анализ интонационно – смысловых групп: существительных и глаголов (термины не даются). И только в результате обучения дети выделяют все категории слов, учатся составлять схему предложения на основе количества слов в нем и составлять предложение к схеме.
Хочется еще отметить то, что речь самого педагога должна быть многогранна, эмоционально насыщенна, богата интонациями, достаточно громкой и неторопливой, максимально точной и грамотной. Воспитатель должен в совершенстве владеть фонематическими, грамматическими, орфоэпическими знаниями, чтобы обучить детей и помочь родителям следовать тем же правилам устной и письменной речи.
Литература.
1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Пособие для воспитателя детского сада. Под ред. Ф. А. Сохина. М. Просвещение, 1977
2. Методика развития речи детей дошкольного возраста. Л. П. Федоренко, Г. А. Лотарев, А. П. Николаичева. – М., 1964. (Раздел «Воспитание звуковой культуры речи»)
3. Журова Л. Е. «Обучение грамоте в детском саду». Изд. «Педагогика», М., 1978г.