Папки-передвижки

Консультация «Обучение грамоте дошкольников»

Евгения Некипелова
Консультация «Обучение грамоте дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ВЛИЯНИЯ НА НЕРЕЧЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ, СВЯЗАННЫЕ С РЕЧЬЮ В ИГРЕ С ПОМОЩЬЮ РАЗВИВАЮЩЕГО ПОСОБИЯ

«ВЕСЕЛЫЙ АЛФАВИТ"

Евгения Александровна Некипелова

МБДОУ «ДС № 32 «Снегирек»

учитель-логопед,

высшая категория

«Среда путем бессознательного и сознательного воспитания дает направления процессам развития»

Л. С. Выготский

Публикация «Консультация „Обучение грамоте дошкольников“» размещена в разделах

Все родители хотят дать своему ребенку хорошее образование, чтобы в дальнейшем ему сопутствовал успех и благосостояние на его «дороге жизни». Качественное и доступное дошкольное образование является первой ступенью в этом вопросе.

Работая учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности, видишь, что с каждым годом численность детей с нарушениями речевого развития растет, они могут наблюдаться при разных заболеваниях. Эти нарушения отрицательно влияют на процессы восприятия навыков чтения и грамотного письма. У таких детей темп выполнения упражнений снижен, они могут неправильно воспринимать похожие по звучанию слова и путать по написанию буквы. Дети с такими проявлениями требуют адресного внимания. И поэтому важно в игровой форме научить дошкольника звукам, буквам. Ученые утверждают, что дошкольный возраст является самым сензитивным для овладения языком. Необходимо вести игровую деятельность с дошкольниками с нарушениями речи, так чтобы увеличивать их словарь, добиваться четкого звукопроизношения, работать над интуицией к правильно подобранным конструкциям языка. Обучение грамоте так же помогает формированию памяти, мышления, анализу и синтезу полученной информации. Из этого следует, что существует актуальность начала расширенного познания грамоты детей 4-6 лет. Поэтому проблема как дать равные возможности в обучении всем детям главная на сегодня. В связи с этим возникает вопрос о необходимости совершенствования, развивающей предметно-пространственной среды, улучшения ее качества которая: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей; обеспечивает эмоциональное благополучие детей; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования. Актуальность растет с каждым годом.

Более ста лет назад К. Д. Ушинский предложил аналитико-синтетический метод обучения чтению, который до сих пор является актуальным и на котором сейчас строятся современные способы обучения грамоте. Эта методика гласит о том, что приобщение детей к звукам происходит при выделении их из окружающей речи. Звуки [а, о, и, е, у, ы] усваиваются первыми. Усложнение происходит постепенно, как бы поднимаясь по ступеням вверх. Изначально звук определяется в односложных, двусложных, а затем в многосложных словах. Следующей ступенью является изучение гласных [я, ю, ё], затем переходят к знакомству с согласными звуками. Научить детей определять согласные в составе слова - это самая важная и сложная задача, она является «ключом к чтению», писал К. Д. Ушинский

Мы можем сказать, что дети 4-5 лет приобретают навыки разделения гласных, твердых и мягких, звонких и глухих согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении. Дети в возрасте 6-7 лет изучают буквы русского алфавита и правила их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения. И нам необходимо в этом им помочь, реализуя адаптированную основную образовательную программу для детей с тяжелыми нарушениями речи (далее - АООП с ТНР) дошкольного учреждения «ДС № 32 «Снегирек» (далее – ДОУ).

Для решения задач АООП с ТНР была создана в группе развивающая предметно-пространственная среда обеспечивающая возможность общения и совместной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Вся развивающая предметно-пространственная среда в группе доступна, безопасна, полифункциональна, трансформируема, способствует всестороннему развитию ребенка, обеспечивает эмоциональное благополучие и психологический комфорт каждого воспитанника, учитывая особенности детей с ОВЗ, посещающих группу.

Хотим представить вам одно из обучающих и развивающих пособий, - «Веселый алфавит». Целью пособия является создание положительного эмоционального настроя, для изучения в игровой форме без особых усилий букв русского алфавита.

Задачи:

- помочь детям в более лёгкой форме овладеть необходимыми навыками звукового анализа и синтеза слов;

- совершенствовать зрительное и слуховое внимание, тактильное восприятие;

- включить родителей в образовательный процесс;

- помочь родителям в организации образовательных игр с буквами в домашних условиях.

В интересной подаче играя с пособием, дети познакомятся с буквами и звуками их обозначающими, запомнят слова, составленные из этих букв, сделают массаж своим ладошкам, благодаря разным наполнителям букв (ощупывая их при игре с ними).

Обучение грамоте процесс постепенный, и в дошкольном возрасте проходит в игре. Принято выделять такие задачи:

• улучшение фонематического слуха, определение понятий «звук», «слово»;

• деление слова на слоги, правильная постановка ударения в слове;

• звуковой анализ слова;

• знакомство с понятием «предложение» и его словарным составом;

• правила чтения и письма, составление слов с помощью букв алфавита.

За десять лет работы учителем-логопедом в группе компенсирующей направленности было придумано и использовано большое количество методов и приемов для объяснения, уточнения и обозначения детям правил звукового анализа, разницы между звуком и буквой. Наиболее понятный метод – это когда наши дети могут посмотреть, потрогать и послушать. Стал вопрос создания такого пособия, в котором сочеталось бы всё это. Итак, важно то, чтобы дети учились ориентироваться на букву гласного, следующего за буквой согласного. Для этого, главное в добуквенный период научить дошкольников различать гласные и согласные звуки, гласные ударные и безударные, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие. Целью нашей работы по созданию пособий является, организация условий для овладения звуковым анализом и синтезом слов при изучении русского алфавита тем самым создавая единое глобальное пространство речевого развития ребёнка.

Поэтому были созданы «Необычные алфавиты» :

• алфавит «Кофейный» (буквы привлекают необычностью форм и ощущением, когда изучаешь элементы буквы, запоминается неповторимый аромат);

• алфавит «Вязаная буква» (эти буквы, привлекают детей, напоминая им мягкую игрушку, буквы помогают с помощью цветового оформления запомнить звуки, а с помощью наполнителя определить мягкость и твердость звуков, в игре с ними дети легко запоминают буквы и звуки обозначающие их);

• алфавит «Природная азбука!» (дети вместе с родителями изобретали, по мере изучения звуков и букв, буквы из природного материала (каштан, разные крупы, камни и т. д., такое необычное изготовление букв способствовало их изучению и запоминанию);

• алфавит «Учимся и играем на улице» (буквы, изготовленные из поролона (в цвете гласные звуки – красные, согласные твердые – синие, согласные мягкие – зеленые) и упакованы в прозрачные квадраты (для удобства эксплуатации) с цветными крючками для игр и набором картинок к данному алфавиту, играя с таким алфавитом, дети повторяют пройденный материал на прогулке).

Имея столько игр для улучшения качества запоминания букв, звуков и их характеристик, мы решили соединить все в одном пособии «Веселый алфавит». Уникальность пособия заключается в восприятие обучения в необычной форме и наглядном представлении учебного материала.

Непосредственная образовательная деятельность с включением игр с пособием «Веселый алфавит» (рис. 1) велась и ведется в логопедической группе на базе дошкольного образовательного учреждения в течение учебного года.

Она включала несколько этапов:

1. Подготовительный этап: совместная разработка с участниками проекта календарно-тематического плана на год, изготовление пособия.

2. Основной этап: внедрение пособия в образовательную деятельность.

3. Заключительный этап: анализ проведенной работы.

«Веселый алфавит» - это наглядное объяснение характеристик звуков (гласные, согласные твердые, мягкие, глухие, звонкие, и их обозначающих на письме букв, так чтобы было детям понятно, что два звука может быть у одной буквы. Это пособие, которое родители совместно с детьми могут изготовить дома для более понятного изучения букв. Также помимо наглядных характеристик, буквы наполнены разными наполнителями, которые при тактильном воздействии помогают ненавязчиво делать массаж ладоней (при ощупывании букв) который воздействует на биологически активные точки, в том числе речевые на пальцах рук ребенка – теория Су-Джок.

Точки воздействия (биологически активные) на ладони размещены, так как и наши органы в организме в определенном порядке. Так как за речь отвечают две зоны (зона Верники и зона Брока) восприятие речи и произношение звуков, то зная зоны соответствия речеобразующих систем для профилактики и коррекции речи, возможно, воздействовать на них. Если верить теории Су-Джок то у нас на фалангах пальцев находятся точки соответствующие этим зонам. Поэтому при ощупывании букв разной текстуры, происходит правильное воздействие.

Именно поэтому практика-пособие «Веселый алфавит» ориентирована на детей с тяжелыми нарушениями речи т. к. им особенно сложно овладеть навыками звукового анализа слов, слоговой структурой слова, справится с нарушениями речи. А при воздействии на все анализаторы и в необычной форме возможность положительного обучения увеличивается.

Рассмотрим подробнее пособие «Веселый алфавит».

Буквы в «Веселом алфавите» сделаны по цвету, ощущению и звучащему сопровождению в звуковом обозначении. Принятое обозначение: красный цвет - гласные звуки, синий – согласные твердые, зеленый – согласные мягкие.

Гласные буквы оформлены из разного материала (по тактильному восприятию) с прикреплением тянущихся резинок, лент, бус, пружин для наглядного обозначения пения звука. При пении звука, ребенок совершает непрерывное действие с тянущимся элементом буквы, тем самым убеждаясь, что, произнося звук (которым обозначена буква) не встречает преграду. Так как, гласные звуки – это звуки, которые образуются при участии голоса (при произнесении гласных звуков струя воздуха не встречает преград).

Звуки: [а], [о], [у], [и], [ы], [э] - это гласные звуки русского языка. На письме гласные звуки обозначаются буквами. Всего гласных букв десять: твё рдость предыдущих согласных звуков обозначают буквы: А, О, У, Ы, Э, а мягкость согласных звуков обозначают буквы: Я, Ё, Ю, И, Е.

В пособии «Веселый алфавит» согласные буквы сделаны из двух частей соединенные либо кнопкой, либо липучкой. Одна часть обозначает согласный мягкий звук, а вторая часть – согласный твердый звук. Буквы изготовлены из разного материала, звонкие оснащены звучащей частью с помощью наполнителей (рис, гречка, фасоль, пластиковые шарики, колокольчики, глухие наполнены таким образом, чтобы различались по ощущениям но, не производя ярко выраженного шума. Так как согласные звуки - это звуки, при произношении которых воздух встречает во рту препятствие. Согласные звуки делятся на звонкие и глухие. Звонкие состоят из шума и голоса, глухие - только из шума.

Звуки: [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [й], [л], [м], [н], [р] состоят из шума и голоса их называют согласные звонкие, а звуки: [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ] включающие в себя только шум – согласные глухие.

Есть согласные звуки которые образуют пары по звонкости-глухости: [б]-[п], [в]-[ф], [г]-[к], [д]-[т], [з]-[с], [ж]-[ш].

Согласные звуки обозначаются буквами: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, их в русском языке 21.

Результаты работы представлены в форме совместно изготовленных пособий и проведенных мероприятий.

В ходе реализации деятельности по итогам опроса значительно повысился интерес детей, педагогов, родителей к образовательному процессу.

Игровая среда внутри и за пределами детского сада наполнилась новыми идеями и пособиями.

Игры с «Веселым алфавитом» не только полезны для обучения грамоте, развития мелкой моторики рук, но и очень нравятся детям!

Во время игр главное постоянно разговаривать с детьми, называть все свои действия, явления, цвета и формы. Пусть ребенок находится в постоянном потоке информации, не сомневайтесь, это его не утомит. Чем непринужденнее будет обучение, тем легче и быстрее оно будет проходить.

В занимательной игровой форме малыши выучат буквы и запомнят слова, на них начинающиеся, а также потренируют произвольное внимание и мелкую моторику пальцев рук.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что пособие «Веселый алфавит» создаёт комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в дошкольном учреждении.

Система работы с пособием «Весёлый алфавит» была представлена на всероссийском конкурсе им. Л. С. Выготского 2019-2020 гг. и стала победителем, что подтверждает успешность работы в этом направлении.

Список литературы

1. Выготский Л. С. Конспект об игре. // Выготский Л. С. психология развития ребенка. – М. : смысл, Эксмо, 2004.- 512с.

2. Ушинский, К. Д. Родное слово: Книга для учащих: Советы родителям и наставникам о первоначальном преподавании вообще и первоначальном преподавании родного языка по учебнику «Родное слово» : Год первый / К. Д. Ушинский. – 1861.

3. Ушинский, К. Д. Русская школа / К. Д. Ушинский. – М., 2002.

Публикации по теме:

Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные»Дистанционное обучение детей подготовительной группы. Обучение грамоте «Двойные согласные» Уважаемые родители, предлагаем вашему вниманию занятие по обучению грамоте «Двойные согласные». Цель нашего занятия: учить интонационно.

Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников»Фоторепортаж «Дистанционное обучение дошкольников» Вот такие медали я приготовила для своих детей,тех с которыми во время самоизоляции занималась в "виртуальном детском саду". На сегодняшний.

Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения»Фотоотчёт «Обучение дошкольников правилам дорожного движения» Ежегодно на дорогах России совершаются десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей и подростков. Особенно ситуация.

Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка»Конспект занятия по образовательной области «Обучение грамоте» в старшей группе по теме «Путешествие в страну «Грамотейка» Цель: формирование первоначальных лингвистических представлений, интереса к обучению в школе. Программные задачи: • формировать действия.

Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Обучение грамоте. Слово» Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровский ЦО №1» ДО № 2 Всеволожского района.

Консультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольниковКонсультация для родителей «Не имя красит человека, а человек имя». Дистанционное обучение дошкольников «Не имя красит человека, а человек имя» Консультация для родителей. Дистанционное обучение дошкольников. Уважаемые родители, проведите.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Перспективное планирование в старшей группе по образовательной области «Речевое развитие». (Обучение грамоте) Сентябрь 1. Звук и буква А Способствовать развитию звуко-буквенного анализа. Формировать звуковую аналитико-синтетическую активность. Познакомить.

Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников»Консультация для родителей «Как научить ребенка игре в шашки и шахматы. Дистанционное обучение дошкольников» Консультация для родителей "как научить ребенка игре в шашки и шахматы". Дистанционное обучение дошкольников. Обучение игры в шахматы.

Технологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в словеТехнологическая карта занятия. Обучение грамоте. Деление двух и трех составных слов на слоги. Выделение первого звука в слове Вот и закончился финал республиканского конкурса «Педагог года Луганщины». На протяжении всей конкурсной недели, атмосфера праздника не.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Обучение грамоте дошкольников»
Опубликовано: 13 октября 2021 в 18:03
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Обучение грамоте дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Некипелова (УИ 312356) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД