Наталья Ольшевская
Обучение грамоте. НОД. Звук и буква «О».
▼ Скачать + Заказать документы
Обучение грамоте. НОД. Звук и буква «О»
Цели:
коррекционно- образовательные:
- учить детей давать характеристику звука «О» о опорой на различные виды контроля;
- формировать и расширять у детей словарь по теме «Осень»; учить различать периоды осени;
коррекционно- развивающие:
- учить детей выделять звук «О» из ряда гласных звуков,
Публикация «Обучение грамоте, НОД, Звук и буква „О“,» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- учить выделять звук «О» из начала и конца слов;
- развивать фонематический слух и восприятие;
- развивать моторику и координацию движений;
- знакомство с буквой «О», писать её в тетради;
коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование: зеркала, тетради, карандаши, символ- девочка звук, кассы,
предметные картинки со звуком «О» (в начале, середине
и в конце слова, разрезные азбуки, наборы для составления
схем, красные флажки, картинка – Кот;
Ход: I. Организационный момент.
Какой гласный звук вы слышите в начале слова?
Аптека, астра, Уля, игра, индеец, утка, Алик, эхо, Игорь, эскимо, утюг,
этажерка, автомат.
В конце слова кукла, кенгуру, игрушки, кубики.
II. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 1. Общее расслабление. Выполнение действий в соответствии с текстом.
Реснички опускаются,
Глазки закрываются,
Сном волшебным засыпаем,
В страну сказок улетаем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Смотрим глазками опять. 2. Развитие общей моторики. «По ягоды».
Мы шли, шли, шли; / Дети маршируют,
/ руки на поясе.
Бруснику нашли. / Наклониться, правой рукой
/ коснуться носка левой ноги
и наоборот.
Раз, два, три, / Маршируют.
четыре, пять,
Мы идём искать опять. / Наклоны вперёд, руки
/ касаются носков.
3. Развитие мелкой моторики.
На пеньке живёт семейка, / Одна рука сжата в кулачок,
/ прикрыта ладошкой другой руки.
Мама, папа, братья и я. / Ладошку снимают, пальчики
/ поочерёдно разжимают.
Дом у нас один, а крыша / Две руки вместе ладонями вверх.
Есть у каждого своя. / «Крыша» из ладошек.
4. Массаж - поглаживание, постукивание, кругообразные движения, поглаживание.
5. Мнемогимнастика
Ребята! Представьте, что вы в лесу
и вдруг … Какой большой Удивление.
гриб боровик!
А рядом красная шапочка! Радость.
Но это оказался мухомор… Огорчение.
Да их здесь не один, а множество! Сердитое лицо.
6. Сесть. Развитие артикуляционной моторики.
- для челюсти: попеременное открывание и закрывание рта;
- для губ: «бублик» - «трубочка», «воздушный поцелуй»,
Беззвучная артикуляция звуков А, У;
- для языка: самомассаж языка (покусывание – дя – дя – дя,
расслабление – тя – тя – тя.
III. Упражнения по развитию произношения и развитию грамоте.
1. Объявление темы.
Вы, узнаете, с каким звуком мы познакомимся сегодня, если определите 1-й звук в словах : ОСЛИК, ОСЫ, ОКНА, ОБЛАКА, ОВОЩИ, ОБУВЬ и т. д.
- Какой звук повторяется во всех этих словах? (Звук «О».)
- Как вы думаете, дети, с каким звуком мы сегодня будем знакомиться?
(Со звуком «О».)
2. Акустико – артикуляционный образ.
Логопед объясняет, что при произнесении звука «О» губы вытянуты вперёд, округлены. Изолированное произношение звука «О» (хором, индивидуально)
с подключением орального, тактильно – вибрационного и акустического
контроля.
Характеристика - звук «О» - гласный (воздух выходит свободно
через рот, не встречая преграды, поётся,
обозначается квадратом красного цвета.
3. Развитие фонематического слуха.
Логопед произносит ряд звуков и просит детей поднимать красный флажок,
когда они услышат звук «О».
- А – У – О – И – Э – О – Ы – У – О – А – О - ….
4. Сколько звуков я, сказала «ОУИ», «АОИ», «УИО». (анализ)
5. Игра «Ловим звуки» - анализ слогов
ОК, ОП, ОТ, (попробовать прямые)
а). «ТО» + К, какое слово? «ТОК». Поменяем звуки «КОТ».
б). ИК + Т, ТИК – КИТ.
в). УК + Т, ТУК (в начало слова).
6. Игра «Раз, два, три – картинки со звуком «О» покажи».
Выделение звука в начале слова у детей есть картинки и без звука «О» (работа по картинкам).
7. Работа над предложением (по картинкам).
= Оля надевает боты.
= Осип на озере ловит рыбу.
= Рома строит дом.
Проговариваем предложения, затем по одному названному слову
восстанавливаем в памяти все предложения.
IV. Физкультминутка «Буратино».
V. Соотношение звука с буквой.
На доске:
А Э 1. Буква спряталась, найдите её.
И Т П 2. Стихи (на что похожа буква)
К О - «О» - знакома нам давно, буква «О» круг,
баранка, колесо.
3. Дети находят букву в кассе.
4. Прорисовывают букву в воздухе. В этой букве нет угла,
- Показ на доске. Оттого она кругла.
5. Печатаем букву в тетрадях. До того она кругла,
Покатиться бы могла
VI. Лексико – грамматические игры.
- Игра «Подбери действие». Подобрать по теме «Осень» слова, отвечающие на вопрос: «Что делает?» : осень (что делает) - ….
птицы тучи животные
ветер дождь трава
деревья листья
VII. Итог. С каким звуком мы сегодня познакомились?
Какой это звук? (Гласный, обозначается красным квадратом.)
Какие осенние месяцы вы знаете?
- Игра «Подбери признак» по теме «Осень».
Солнце (какое) - …
листья - … небо - … земля - …
облака - … трава - … дождь - …
день - … ветер - …
Игра «Много – один».
Кольца – кольцо зёрна – зерно вёдра – ведро колёса – колесо
Стёкла – стекло сёдла – седло окна – окно звенья – звено
Крылья – крыло перья – перо