Надежда Попова
Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие по островам»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
Упражнять детей выполнять звуковой и слоговой анализ слов; составлять предложения и схему предложений; определять ударный слог; строить предложения по опорным словам. Из букв составлять отгадки на загадки, из слогов составлять слова.
Развивать внимание, сообразительность.
Воспитывать взаимопомощь, чувство товарищества, желание овладеть навыками чтения и письма.
Демонстрационный материал: картинки большого формата (курица на гнезде, носки, машина, квадрат разделенный на шесть частей, цветик-семицветик, буквы большого формата, модели кругов красного, оранжевого, зеленого, желтого цвета, слоги, магнитофон.
Публикация «Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе „Путешествие по островам“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Раздаточный материал: картинки на каждого ребенка, фишки красного, синего, зеленого цвета, карточки с заданием на смекалку, простые карандаши.
Методические приемы.
Воспитатель: Ребята сегодня я встретила Знайку, он мне сказал, что его друг Гном отправился в путешествие по морям и островам и заблудился. Поможем Знайке найти Гнома? (ответы детей). Нам надо выполнить много трудных заданий: звуковой и слоговой анализ слов, составлять предложения и схему предложений; определять ударный слог; составлять предложения по опорным словам; из букв составлять отгадки на загадки; из слогов составлять слова; а еще надо быть внимательными, старательными, усидчивыми, вежливыми. Не испугаетесь трудностей? (ответы детей) Ребята! На чем бы вы хотели отправиться в путешествие? (на самолете, машине, корабле). Занимайте свои места в каютах. Отдать концы. Полный вперед! (звучат крики чаек, шум моря).
Воспитатель: Возьмите свои бинокли посмотрите направо, налево, вперед. Как красиво кругом. Прямо по курсу я вижу красный остров. Может здесь, мы найдем нашего Гнома.
1задание. Выполнить звуковой анализ слов. (Определить количество звуков в словах). Дети самостоятельно выполняют задание, используя картинки и фишки.
Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, какое слово у Лизы? Роза. (Задание выполняется на магнитной доске).
- Сколько вы слышите звуков?
- Сколько вы видите букв обозначающих эти звуки?
- Сколько гласных звуков? Сколько согласных?
- Сколько слогов в слове Роза(2).
- Какой 1й слог? 2й?
- Какой слог ударный? (1й)
(Графическое изображение на доске и на листочках делают дети.)
Воспитатель показывает картинку машину.
- Что нарисовано?
Хлопните в ладоши столько раз, сколько слогов в слове машина.
- Какой 1й, 2й, 3й слог?
- Какой слог ударный? (2й)
(графическое изображение на доске выполняет ребенок).
Воспитатель показывает картинку носки.
(задание аналогично слову машина).
Воспитатель: Теперь посмотрите на свои картинки и, с предметами, которые есть у вас на картинках, придумайте предложения. Дети выполняют задание.
(Примеры: «Чашка стоит на столе», «Настя поливает розу из лейки», «Слон выступает в цирке», «Папа сидит в кресле и смотрит телевизор» и т. д.)
Воспитатель показывает картинку «Курица на гнезде».
- Определите сколько слов в предложении? «Курица снесла яйцо».(3)
- Назовите 1, 2, 3 слово.
(ребенок выполняет на доске схему предложения _ _ _)
- Сколько слогов в слове курица(3).
(схема)
- Какой слог ударный(1й).
Физминутка.
Мы ногами топ-топ
Мы руками хлоп-хлоп
Мы глазами миг-миг
Мы плечами чик-чик.
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз-два, раз-два
Заниматься всем пора.
Воспитатель: Ребята! Нашли мы здесь нашего Гнома? (ответы детей). Гнома нет на красном острове и нам надо плыть дальше. (Шум моря, крики чаек). Посмотрите в свои бинокли. Вы видите остров? Какого он цвета? Да мы приплыли на оранжевый остров. Может здесь наш Гном заблудился? Посмотрите, какой на этом острове красивый квадрат. Чтобы нам найти Гнома надо отгадать загадки и ответы вписать в квадрат.
1. Лиственное дерево с крепкой древесиной? (Дуб).
2. Большой танцевальный вечер? (Бал).
3. Живет в речке и все время пятится назад? (Рак).
Дети выполняют задания, отгадывают загадки и ответы вписывают в квадрат.
Воспитатель: Ребята и на оранжевом острове нет нашего Гнома, поплыли дальше.
(Звучит шум моря).
Возьмите свои бинокли и внимательно посмотрите вперед. (Стук металла). Что это за шум? Наш корабль сел на мель и берег близко. Какой красивый зеленый остров! Давайте сойдем с корабля и поищем Гнома. Как много цветов растет на полянке! А это, что за волшебный цветок?
Дети: Цветик-семицветик.
Воспитатель: Какие слова говорила девочка Женя, отрывая лепесток?
Дети:
Лети, лети лепесток
Через запад на восток
Через север через юг
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть, по-моему, вели.
Воспитатель: (отрывает один лепесток). Здесь написаны разные слова. Бабушка, вязать, носки. Аня, поливать цветы, клумбе. Прочитайте слова и составьте с этими словами предложения.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Вот и все лепестки оторваны. Все вы хорошо справились с заданием. Молодцы!
Воспитатель: Отгадайте загадки и составьте отгадки на загадки.
1. Осенью в щель забивается
Весной просыпается
Везде летает, страха не знает. (Муха).
2. У крыши – четыре ножки
А на крыше – суп, да ложки. (Стол).
3. Сели на странички 33 сестрички
Сели рядом не молчат
Нам загадки говорят. (Буквы).
Дети, разделившись на три группы, составляют из букв слова: муха, стол, буквы.
Воспитатель: Посмотрите, что здесь написано?
Дети по очереди читают: Кто много читает, тот много и знает, Грамоте учиться – всегда пригодиться.
(звучит шум моря).
Воспитатель: Ребята! Наш корабль сошел с мели и готов в путь. На зеленом острове нашли мы Гнома? (ответы детей). Занимайте места в каютах. Отдать концы, полный вперед! Взяли бинокли посмотрели налево, направо, вперед. Прямо по курсу вижу желтый остров. Наверно наш Гном гуляет по острову и не знает, что мы его давно ищем.
На желтом острове мы должны выполнить задание на смекалку. У всех вас разные карточки с заданиями. Прочитайте задания и выполните их.
(Самостоятельная работа детей).
Воспитатель: Ребята! Где же наш Гном? Мы так его и не нашли. А сейчас нам надо покорить вершины, из слогов составить слова.
но ба но мак
ок ры ки га
Дети выполняют задания на доске.
Рефлексия.
Воспитатель показывает слово Гном наоборот (МОНГ). Какое слово странное, совсем, как иностранное. Дети читают «Гном».
Появляется Гном: Ой, ребята я заблудился, а как вы меня нашли?
Воспитатель: Дети выполнили много трудных заданий, чтобы тебя найти. (Дети перечисляют все задания, которые они выполняли).
Гном: Спасибо вам ребята, я без вас никогда не буду отправляться в далекое путешествие.
(Шум моря).
Дети садятся вместе с Гномом на корабль и возвращаются из далекого плавания.