Наталья Цепунова
Обучение нотной грамоте «Музыкальная шкатулка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание :
Использовать разные виды деятельности (пение, слушание музыки, танцевальную, игровую, речевую) для закрепления знаний у детей о музыкальной грамоте, о средствах музыкальной выразительности. Развивать активность. Закреплять исполнительские навыки, умение создавать игровые образы, соответствующие характеру музыкальных произведений. Развивать фантазию, воображение, стимулировать творческие проявления. Петь песни, танцевать соответственно характеру музыки.
Публикация «Обучение нотной грамоте „Музыкальная шкатулка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Нотная грамота. Изучаем ноты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Темочки
Цель:
Закрепить имеющиеся знания детей о музыкальной грамоте.
Образовательные задачи:
1. Формировать навыки игры на детских музыкальных инструментах.
2. Формировать певческие умения и навыки: работать над выработкой правильного дыхания, звукообразования, интонирования, артикуляции, эмоционально выразительного исполнения песни.
Развивающие задачи:
1. Развивать наблюдательность, внимание, познавательный интерес, связную речь; активизировать словарь музыкальных терминов.
2. Развивать чувство ритма в игре на музыкальных инструментах, добиваться сыгранности, выразительности исполнения определить на слух долгие и короткие звуки.
3. Развивать умение детей двигаться в соответствии с размером музыки.
Воспитательные задачи:
1. Приобщать детей к искусству. Воспитывать любовь к классической музыке. 2. Создавать теплое, радостное настроение на занятии, развивать способность чувствовать и передавать другим эмоциональную теплоту и радость.
3. Воспитывать самостоятельность, активность.
Методы и приемы:
Показ, художественное слово, беседа, просмотр слайдов слушание музыки, исполнение, игра на музыкальных инструментах.
Предварительная работа: слушание музыкальных произведений, разучивание песен, рассматривание иллюстраций, дидактические игры, работать с ритмическими формулами, игра на музыкальных инструментах.
Словарная работа: Скрипичный ключ, нотный стан.
Демонстрационный материал: снежинки, иллюстрации, портрет композитора П. И. Чайковского, музыкально-дидактический материал, нотки, ритмические формулы.
Раздаточный материал: музыкальные инструменты : металлофоны и ксилофоны, карточки со схемами анализа музыкальных произведений, нотки.
Оборудование: Ноутбук, музыкальный центр, детские музыкальные инструменты : металлофоны, ксилофоны.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под муз. Ю. Чичкова "Музыкальная шкатулка"
и становятся врассыпную.
Муз. рук. :
Проходите, проходите, и места свои займите!
Врассыпную становитесь, и гостям всем улыбнитесь!
Муз. рук. :
Сегодня к нам пришли гости, и я хочу.
чтобы вы пожелали им "Доброго дня"
Дети:(поют)
«Добрый день, добрый день, (1-2-3-4-5-6 ступени)
Нам здороваться не лень. (5-4-3-2-1-1-1 ступени)
Этими словами (1-2-3-4-5-5 ступени)
Здороваемся с вами!»( 5-5-4-3-2-1-1 ступени)
Муз. рук. :
Ребята, а вы рады видеть друг друга?
Я думаю, что да ведь вы друзья!
Тогда наша игра "Здравствуй, друг" для вас.
Проводится песня-игра «Здравствуй, друг!»
Вступление и проигрыш:
Дети выполняют повороты, стоя врассыпную по залу
1 куплет:
Зашагали ножки прямо по дорожке. Гуляют врассыпную по залу.
Весело гуляли и друга повстречали. Находят себе пару – друга.
Припев:
Здравствуй, здравствуй, милый друг! Пожимают руки друг другу.
Посмотри-ка ты вокруг. Разводят руки в стороны.
Ты мне только улыбнись! Улыбаются, друг другу.
Крепко обнимись! Обнимаются.
Проигрыш: Дети кружатся в парах, держась за руки
повторить 3раза
Зашагали ножки прямо по дорожке.
По дорожке дети шли и на стульчики пришли.
По окончании игры дети присаживаются на стульчики.
Муз. рук. :
(Показывает детям Скрипичный ключ) Ребята, посмотрите, какая красивая завитушка у меня в руках. Вам нравится? (Ответ детей)
Мне тоже. Но эта симпатичная завитушка не просто завитушка, она называется Скрипичным ключом. Скрипичный ключ – знак, указывающий расположение ноты на нотном стане. (показать картинку) А если это ключик, значит я могу им что-то открыть, например, вот эту коробочку, которую нам прислала королева Музыки.
Что нарисовано на коробочке?
Дети Скрипичный ключ.
Муз. рук. :
Правильно, наверное, это непростая коробочка, а музыкальная шкатулка.
Надо скорей её открыть.
(Муз. рук. скрипичным ключом открывает коробочку).
Муз. рук. :(достаёт солнышко)
Ой, что это, ребята?
Дети:
Это солнышко.
Муз. рук. : (Солнышко в руках м. р. говорит)
Да, я солнышко, но не простое, а музыкальное.
Я люблю петь и моя любимая песенка "Та-та-та".
У меня есть младший брат, и его зовут "Ти".
Он любит прыгать и петь свою любимую песенку "Ти-ти-ти".
Ребята, я предлагаю, вам спеть песенки, которые поют наши солнышки.
Когда я буду показывать большое солнышко, будем петь "Та", когда маленькое "Ти". Готовы?
Муз. рук. показывает, то большое, то маленькое солнышко.
Дети поют их песенки.
Муз. рук. :
Ребята, а вы любите играть на музыкальных инструментах?
Дети: (Ответы)
Муз. рук. :
Королева музыки нарисовала и прислала нам вот такую картинку
(показывает детям, что на ней нарисовано?
Дети: Солнышко, нотный домик (стан, петушок.
Муз. рук. :
Правильно! Это потешка "Петушок".
Я вам уже рассказывала, что нотки есть.
Дети: Длинные, а есть короткие.
Муз. рук. :
Правильно, а вы заметили, если над ноткой большое солнышко, то нотка без "хвостика", значит петь её надо долго тянуть "Та", а если маленькое, то с "хвостиком", и петь её надо быстро, коротко "Ти".
Муз. рук. :
Я буду играть и петь, а вы повторяйте за мной и прохлопывайте
песенку в ладоши. "Ти-ти-та, ти-ти-та".
Дети подпевают за музыкальным руководителем песню на слоги.
Муз. рук. :
Но, у потешки есть и другие слова: Петушок, петушок.
(М. р. берёт в руки металлофон и исполняет потешку, дети подпевают и прохлопывают ритм).
Муз. рук. :
С потешкой мы познакомились, и сейчас я предлагаю вам взять музыкальные инструменты, у нас будет маленький оркестр, а я вашим дирижёром.
Исполняется потешка "Петушок"
Петушок, петушок, золотой гребешок.
Масляна головушка, шёлкова бородушка.
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь,
Деткам спать не даёшь?
Ку-ка-ре-ку.
Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки маленького Петушка.
Петушок:
Кукареку, спасибо за песенку!
Муз. рук. :
Вот видите, ребята, даже Петушку, понравился как вы играете.
Положите инструменты на место и проходите на стульчики.
Муз. рук. :
Что же ещё нам прислала королева Музыки?
Музыкальный руководитель достаёт из шкатулки, 2 человечков.
Муз. рук. :
Ребята, кто это, вы не знаете?
Дети:
Мальчики.
Муз. рук. :
Да это два брата. Но почему-то у одного, какое лицо?
Дети:
Грустное.
Муз. рук. :
Да, грустное, задумчивое. А у другого?
Дети:
Веселое, радостное.
Муз. рук. :
Правильно, веселое, радостное. Я, кажется, знаю, почему они оказались в нашей шкатулке!
Это два брата: Мажор и Минор из страны Ладии.
Давайте представим, что мы жители маленького сказочного города, которые решили устроить праздник. А помогли нам в этом празднике наши братья Мажор и Минор. Минор задумчивый, грустный братец, ему нравилась музыка Композитора Чайковского Времена года "Зима". Она у нас только наступила, и я предлагаю полюбоваться её красотой и послушать прекрасную музыку.
Просмотр видеоролика «Зима» П. И. Чайковского
Муз. руководитель:
Разбросала Зима снежинки по всему свету. (Разбрасывает по залу большие снежинки). Наши девочки их подхватили и закружились в прекрасном лирическом танце.
Исполняется танцевальная импровизация под музыку П. И. Чайковского "Зима. Декабрь"
Муз. рук. :
Музыка затихала и девочки разошлись по местам.
А в это время веселый братец мажор готовил для мальчишек веселый, задорный танец. И я приглашаю наших мальчиков.
Исполняется русская народная пляска.
1. Присядка.
2. Волчок.
3. Самоварчики.
4. Выбрасывание ног вперед, из положения полусидя.
Муз. рук. :
Вот так наши плясуны и задорны и ловки.
Проходите, проходите и места свои займите.
Ребята, а музыка какого братца вам больше всего понравилась Мажора или Минора? (Ответы детей).
Муз. рук. :
А мне кажется, что всякая музыка хороша, если относиться к ней с душой.
Но нам пора обратиться к нашей музыкальной шкатулке, что ещё положила нам королева музыки?
(Достаёт ноту). Что это?
Дети: Нота.
Муз. рук. :
Правильно нота! Без неё не будет звучать не один звук, не длинный не короткий, не грустная мелодия не веселая.
Никто не знает, когда и как появились нотки, но про это есть много историй. Одну такую сказочную историю я вам сейчас расскажу.
Вы знаете, что одна нотка не могла дождаться, когда паучок доплетёт свои паутинки, и стала жить на маленьком кусочке паутинки, который паучок сплёл для образца. Когда же у ноток появился свой дом – нотоносец,
она не смогла расстаться с этим маленьким кусочком. Нотка эта была очень
до-обрая.
- Как же я могу выбросить эту мою полочку – линеечку? Я с ней так подружилась! – говорила эта до-обрая нотка.
Так и не бросила, а просто поселилась вместе с ней возле нотоносца. Все нотки поняли, что она действительно очень до-обрая, и стали её называть просто До.
Есть у каждой нотки дом.
- Где живёшь ты нотка До?
- Здесь, на маленькой скамейке,
На добавочной линейке.
Давайте- ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой доброй «До».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «До»).
Муз. руководитель: Дальше события развивались стремительно. Решительно расталкивая всех
остальных, решительная нотка заняла место сразу под первой линеечкой и решительно всем объявила:
- Я вам ре-ешительно заявляю: это моё место!
И эту решительную нотку стали называть Ре.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ре-ешительной ноткой «Ре».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ре»).
Муз. руководитель:
Сразу за ней, на первой линеечке примостилась очень милая нотка. Она бочком протиснулась вперё д других и ми-ило при этом извинялась:
- Ах, простите! Ах, извините!
- Какая ми-илая! – сказали остальные нотки и стали называть её Ми.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет милой ноткой «Ми».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ми»).
Муз. руководитель: Четвёртая нотка, занимая место между первой и второй линейками, приговаривала:
- Фантастика! У нас есть свой дом! Это просто фантастично! Фа-антастично!
Муз. руководитель: Ребята, а как вы думаете, её звали? Конечно Фа.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет фантастической ноткой «Фа».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Фа»).
Муз. руководитель: На второй линейке поселилась нотка, у которой уже было имя. Почему? Да потому, что она пересаливала все обеды, когда подходила её очередь готовить обеды для всех ноток. А когда готовили другие, она всегда говорила:
- Всё недосолено! Где соль? Дайте мне соль!
Её уже давно так и звали – Соль.
Вместе с этой ноткой мы с вами посолим капусту.
Пальчиковая игра «Мы капусту солим»
Каждую фразу повторяем два раза.
Мы капусту рубим, рубим! (малыш изображает рубящие движения, двигая прямыми ладошками вниз и вверх)
Мы капусту режем, режем! (ребром ладошки водим назад вперед)
Мы капусту солим, солим! (собираем пальчики в щепотку)
Мы капусту жмем, жмем! (сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вниз-вверх вдоль прямой ладошки левой руки).
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой «Соль».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Соль»).
Муз. руководитель: И у следующей нотки, которая стала жить между второй и третьей линейками, тоже было имя. Да и как его могло не быть, если она всё время что-то напевала: «Ля-ля-ля, ля-ля-ля, ля-ля-ля!» Ну, угадали её имя? Правильно, это нотка Ля.
А с этой весёлой ноткой ЛЯ предлагаю вам потанцевать. И побольше задора движений!
Танцевальная импровизация под музыку из к/ф «Усатый нянь»
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет ноткой «Ля».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Ля»).
Муз. руководитель: И только одна нотка совсем не торопилась занять место на нотоносце. Она была большая модница и часто смотрелась в зеркало. Смотрится и приговаривает:
- Си-импатичная какая! Ах, какая же я си-импатичная!
Посмотрела на нотоносец – все нотки сидят на своих местах. Заторопилась она наверх, на третью линеечку, приговаривая:
- Симпатичная, си-импатичная, си…
И чуть не упала! Ведь под ноги не смотрела! Так и осталось у неё это имя: Си.
Давайте - ка мы выберем, кого-нибудь из вас кто будет симпатичной ноткой «Си».
(Ребёнку, прикрепляется нотка «Си»).
Муз. рук. :
Ребята, я хочу ещё раз представить вам наши нотки.
муз. рук. : Наша очень добрая нотка –
ребё нок: -До
муз. рук. : Самая решительная нотка –
ребё нок:Ре
муз. рук. : Миленькая нотка –
ребё нок:Ми
муз. рук. : Фантастичная нотка –
ребё нок: Фа
муз. рук. : Очень солёная –
ребё нок: Соль
муз. рук. : Певучая нотка –
ребё нок: Ля
муз. рук. : Симпатичная –
ребё нок: Си
(Весь рассказ м. р. сопровождает показом: на фланелеграфе, на
нотоносце прикрепляет нотки, о которых идёт речь.)
Муз. рук. :
Нотки все подряд стоят
Познакомить нас хотят.
Ну-ка, нотки запоём,
Песенку от вас мы ждём.
А наши детки вам помогут.
Танцевальная импровизация "Весёлые нотки"
(Дети могут подпевать во время танца названия нот)
Муз. рук. :
Ребята вам понравились путешествия по нашей сказке? (Ответ детей)
Я вижу, что у вас отличное настроение!
Вот и подошло к концу наше знакомство с музыкальной шкатулкой.
Мы с вами познакомились с нотками давайте ещё раз повторим их: "До - ре - ми - фа - соль - ля - си", а как звали братьев из страны Звуколяндия: Минор и Мажор", вспомним какими бывают звуки: короткими и длинными. "Как звали большое солнышко "Та", маленькое "Ти". Молодцы!
Королева музыки приготовила для вас небольшие подарки.
Вы любите рисовать, разукрашивать? Королева положила в свою музыкальную шкатулку музыкальные раскраски. Принимайте подарки.