Конспект занятия по обучению пересказу текста детей старшего дошкольного возраста с ТНР по рассказу Е. Чарушина  «Ёж»

Ирина Дружинина
Конспект занятия по обучению пересказу текста детей старшего дошкольного возраста с ТНР по рассказу Е. Чарушина  «Ёж»

Цель: Формирование навыков составления рассказа и пересказа художественного текста с использованием мнемотехники.

Задачи:

Коррекционно-обучающие:

Формирование:

-навыков отвечать на вопросы фразой из 3-4 слов, объединять фразы в короткий рассказ из 4-5 предложений.

-навыков планирования связного развернутого высказывания с опорой на наглядный материал МНЕМОДРОЖКА, МНЕМОКАРТА, КОЛЛАЖ;

- экологических знаний детей о диких животных в природе - ежах, расширять кругозор об окружающем мире живой природы;

Упражнение:

-в согласовании существительных в косвенных падежах;

-в выстраивании плана пересказа текста по мнемокарте, мнемосхеме, немоквадрату, коллажу

Развитие:

-слухового и зрительного внимания детей

-обогащение активного словаря детей и речевой деятельности.

Коррекционно-развивающие:

Развитие:

-памяти, внимания, логического мышления

-монологической и диалогической речи;

-навыков подробного пересказа литературного произведения близко к тексту с опорой на мнемотехнику (карта – схема);

Коррекционно-воспитывающие:

Воспитание:

-доброжелательного отношения между педагогом и детьми;

- правильного отношения к животным, к природе.

Методические приемы:

Отгадывание загадок с чтением графических карт – схем (мнемотехника, ситуативная беседа, договаривание предложений детьми с опорой на коллаж «Жизнь ежей» (мнемотехника, грамматическое упражнение «Закончи предложение», игровое пальчиковое упражнение с применением минитренажёра «СУ- ДЖОК», чтение текста, беседа по вопросам, игра на развитие речи с движением, выстраивание графического плана рассказа по «мнемоквадратам» (мнемотехника, пересказ текста по «мнемокарте» (мнемотехника, рефлексия.

Оборудование:

Фланелеграф, конверт, демонстрационные картинки диких животных, игрушка - еж, коллаж «Жизнь ежей», карты – схемы «Загадки о животных», (из 4 мнемоквадратов,минитренажёры «СУ - ДЖОК», мнемоквадраты к чтению текста,карта –схема к рассказу «Ёж»,большой мяч, костюм персонажа - Печкин.

Предварительная работа:

Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций из книги Е. Чарушина «Моя первая зоология»

— изучение лексической темы «Дикие животные»

рассматривание картинок, иллюстрации по изученной теме;

Создание коллажа на тему «Жизнь ежей»

Лексический материал: Части речи свернулся, закатили, удрал, поддонничек

I/ Организационный момент.

Мини- презентация детей «ПРИВЕТСТВИЕ»

Дети стоят полукругом.

-В нашем садике родном,

Очень весело живём!

Мы играем, мы считаем,

И дружить незабываем!

Очень любим мы гостей,

Жить нам с ними веселей!

- «Добрый день», — мы скажем им!

Воспитатель обращается к гостям, чтобы и они поприветствовали детей.

- «Добрый день», — ответят нам

Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые гости!

Ход НОД

II Введение в тему. Игровой мотив:

В. - Дорогие дети, я предлагаю вам поиграть со мной в игру. Согласны?

Стук в дверь. В группу приходит почтальон - Печкин.

П. П - Здравствуйте, получите посылку, письмо и распишитесь.

В. – здравствуй, уважаемый почтальон Печкин.

Д. –Здравствуйте!

В. – А от кого посылка и письмо?

П. П. - Не могу ответить. Но письмо срочное. Расписывайтесь вот тут и здесь! Мне некогда, у меня работы много. Надо ещё в Простоквашино, к дяде Фёдору и коту Матроскину успеть. Всего доброго. Пишите телеграммы.

В. Дети и воспитатель прощаются с Печкиным.

В. Вот и поиграли… Что значит письмо «срочное»?

Д. –Значит, его надо быстро доставить до адресата.

В. А нам надо срочно его прочитать. Вдруг там что- то важное или помощь кому нужна?

(В. открывает письмо и рассуждает:

В. - вам дети интересно?

Д. - Интересно, кто же прислал нам письмо?

Основная часть.

В. конверте - (достаёт КАРТЫ СХЕМЫ 1- «ЗАГАДКИ»

и показывает детям)

В. -Что это такое не понимаю. Может вы, дети знаете?

Дети: - Это карты – схемы.

В. -А вы умеете по ним читать?

Дети - Умеем.

В. - Значит в них отгадка. А как вы будете это делать?

Д. Это мнемокарты. В каждом квадрате есть рисунки- схемы. Они обозначают слова. А по ним мы узнаем что написано.

В. (Карты – схемы «Загадки о животных» раздаются детям.

Дети по очереди с помощью карты- схемы рассказывают- читают загадки о диких животных.

Текст загадок (карты схемы – по 4 мнемоквадрата)

1. Хвост пушистою дугой,

Вам знаком зверёк такой?

Острозубый, тёмноглазый,

По деревьям любит лазить. (Белка)

2. Хитрая плутовка, рыжая головка.

Хвост пушистый – краса, кто же это? (Лиса)

3. Хозяин лесной, просыпается весной.

А зимой под вьюжный вой спит в избушке снеговой. (Медведь

4. Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. (Заяц)

5. Кто зимой холодной в лесу ходит злой, голодный? (Волк)

6. Сердитый недотрога, живёт в глуши лесной.

Иголок очень много, а нитки ни одной. (Ёжик)

Игровое упражнение «Фото животного»

В. –здорово, что мы прочитали (достаёт фотографии животных)

В. Вот и фотографии животных. Возьмите по одной фотографии и

расположите под той картой – схемой, в которой говорится об этом животном.

(Дети прикрепляют картинки животных на доску магнитами)

В. Отлично получилось! - Как мы называем группу этих животных?

Д. – Дикие, они живут в лесу и сами добывают себе пищу.

- Знаем, кто написал письмо, но не знаем, что звери нам пишут.

(В. - достает письмо, КАРТА- СХЕМА 2 «Рисунки с подсказками» ,

«Письмо от зверей» Рассматривают.

В-Теперь я вам помогу. Буду читать слова, а вы читайте по знакам.

(вместе читают письмо)

1. Здравствуйте, ребята!

2. Наступила осень. В лесу опали с деревьев и кустов листья. Улетели птицы в теплые края.

3. Мы - лесные звери начинаем готовиться к наступлению зимы.

4. Уже сделали запасы на зиму (белки, мыши, кроты) и подготовили место для долгой спячки (медведь, еноты, барсук).

5. Некоторые из нас меняют летнюю шерстку на теплую, белую.

6. А наш маленький друг – ёж все гуляет по лесу, А что вы знаете про жизнь – ежа?

7. До встречи весной!

Беседа по карте -схеме 2:

В. Почему звери беспокоятся об еже?

/наступила осень, часто идет дождь, с деревьев опали листья, птицы улетели в теплые края, животные готовятся к зиме.

В. Расскажите, как животные готовятся к зиме?

Заяц меняет шубку, белка делает запасы, лиса охотится, медведь бродит по лесу в поисках корма, ловит на реке рыбу, скоро ляжет в берлогу.

В. Как отзываются звери об еже? Какой ёж?

Добрый, веселый

В. Ёж гуляет по лесу, когда все звери готовятся к зиме. Зимний период для животных очень серьёзное испытание. С жизнью лесных зверей мы и раньше знакомились. А вот про ежей надо узнать побольше.

Пальчиковая игра «Ёжик» (СУ - ДЖОК)

Одному из детей предлагается раздать минитренажеры.

В. Поиграем в пальчиковаую игру с минитренажёром «Ёжик»

Проведёт игру тот, кто быстрее хлопнет в ладоши

Описание: упражнение выполняется 2 раза.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.

(дети катают Су- Джок между ладонями)

На спине иголки

(массажные движения большого пальца)

очень-очень колкие.

(массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,

(массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,

(массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже

(массажные движения мизинца)

на ежа похожи

(дети катают Су- Джок между ладонями).

В. Отдохнули, теперь предлагаю вам познакомиться с жизнью ёжей. А поможет больше узнать о жизни ежей в природе наш коллаж.

Коллаж – это большая карта-схема, на которой расположено много картинок про жизнь ежей. Мы будем рассматривать каждую картинку и рассказывать,что знаем. Друг другу можно помогать, дополнять, но необходимо слушать,что рассказывают другие дети. Рассказ будем вести по – цепочке, по очереди. Я начну….

Совместная деятельность с детьми «Рассказ про жизнь ежей в лесу»

В. Что больше всего вам понравилось из жизни ежей?

Дети по – очереди повторяют про жизнь ежей понравившиеся сюжеты

В. Какое главное правило должны запомнить дети и все люди?

- Нельзя приносить животных из леса домой

Описание ежа по мини карте – схеме «ЁЖ» - 3

согласование глаголов с прилагательными

В. Опишите ежа кратко - очень коротко-какой ёж?

ВЕсли ёжа в лесу не видно, то ёж какой (маленький)

В Если живет в лесу (дикий)

ВЕсли у ежа иголки, то ёж какой? (колючий)

ВЕсли ёж быстро прыгаетТо он какой (ловкий шустрый)

В. Если ёж охотится, то он (хищный)

Чтобы поймать добычу, он прячется, значит какой? (хитрый)

В. Отлично описали ежа по схеме. Теперь поиграем в игру «Ежик»

Коррекция речи с движением

- А проведёт игру тот, кто быстрее «ёжика «возьмёт

Мяч массажный (большой)

Предлагается детям провести игру -(2 раза)

Подготовка к восприятию текста. Дети садятся на стулья

- восприятие (чтение) художественного текста.

В. - Много писателей, в том числе детских написали о жизни животных. Сегодня я прочитаю вам рассказ «ЁЖ», который написал известный писатель- Е. Чарушин. Он посвятил много рассказов природе, животным, детям (портрет писателя).

Вы внимательно слушайте рассказ, а потом мне скажите,

-что нового узнали о жизни ежей?

-какое правило не выполнили дети?

Прослушивание рассказа «Ёж» Е. Чарушин

1- Ходили ребята по лесу, нашли под кустом ежа. Он там со страху шариком свернулся.

2- Попробуй-ка, возьми его руками — везде иголки торчат.

3- Закатали ежа в шапку и домой принесли. Положили на пол, поставили молочка в поддонничке.

А еж лежит шариком и не шевелится.

4 - Вот он час лежал и еще целый час. Потом высунулся из колючек черный ежиный носик, задвигался. Чем это вкусным пахнет?

5- Развернулся еж, увидел молоко и стал его есть. Поел и снова шариком свернулся.

6- А потом ребята другим чем-то занялись, зазевались - ежик и удрал к себе обратно в лес.

В. Что еще узнали про ежей?

Д. – Ёжи могут пить молоко.

В. – В неволе - (дома у людей) ежи пьют молоко.

В. Во что налили молоко дети? В поддонничек/ в миску, тарелку

В. – Какое правило было нарушено детьми.

Д. – Диких животных нельзя брать из леса домой.

Знакомство с картой – схемой к рассказу «ЁЖ»- 4 по Е. Чарушин

-Посмотрите на эту карт у - схему к рассказу «ЁЖ»

Беседа по содержанию с опорой на карту- схему. Развитие диалогической речи. Вопросы по содержаниютекст

В Поиграем в игру: «Составим предложение»

Я задаю вопрс, вы отвечаете хором одним словом.

В. -Где ходили ребята? /по лесу

-Кого нашли ребята?/ежа

-Где лежал ёж?/под кустом

-Что торчит у ежа?/иголки

-Куда закатили ребята ежа? /в шапку

-Куда принесли?/домой

-Во что налили молочка? в поддонничек

-Что еж высунул через час, другой?/носик

-Что увидел еж?/молоко

-Когда поел молоко, как свернулся?/шариком

-Куда удрал ёж?/в лес

-Что значит удрал?\убежал очень быстро

В. - А теперь, поиграем в игру: «Собери рассказ»-мнемоквадраты-5

Повторное чтение рассказа

Детям раздаются мнемоквадраты 6 штНа каждуючасть каждый ребёнок выходит и встает попорядкув соответствии текста.

Каждый из детей рассказывает свою часть по мнемоквадрату.

Рассказывание рассказа по карте – схеме «ЕЖ»

Дети выходят по-очереди: прием–продолжи, - расскажи дальше, расскажи весь рассказ

В. Отлично рассказали и узнали много из жизни ежей.

Скажите, куда мог деваться еж из леса?/ежа могли забрать люди домой.

Давайте еще раз повторим и запомнить правило леса/ Нельзя брать животных из леса домой.

Рефлексия. Выход из НОД.

Игра: «Нарисуй подарок» (выполнение карты – схемы мнемотехники детьми) (6 квадратов)

От белочки – орешки,

От лисы – конфетки,

От медведя - варенье,

От волка – печенье,

От зайца – мармелад,

Ну, а от ежа – шоколад!

Кушайте на здоровье!

Коллективное проговаривание (чтение) стихотворения

-А хотелось бы вам ёжу подарок сделать?

Публикации по теме:

Обучение пересказу детей старшего дошкольного возраста с ОНР ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР. I. РОЛЬ ПЕРЕСКАЗА В ФОРМИРОВАНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ К числу важнейших.

Конспект итогового занятия по развитию речи и обучению грамоте для детей с ТНР «Путешествие к бабушке» Программное содержание: 1. Подытожить знания детей о ближайшем окружении. Развивать речь. Учить придумывать сложные предложения со словами.

Конспект коррекционно-образовательной деятельности по обучению грамоте детей с ОНР (старшего дошкольного возраста) Задачи: 1. Дифференциация звуков л, л в слогах, словах, предложениях. 2. Развитие функции звуко-буквенного анализа и синтеза.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «В гостях у тётушки Федоры» Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста. «В гостях у тётушки.

Конспект НОД для старшего дошкольного возраста «Прогулка по рассказу «Лёля и Минька: великие путешественники» Цель: развитие познавательных процессов детей старшего дошкольного возраста. 1. Приветствие. Упражнение «Поздороваемся». Цель: создание.

Конспект открытого занятия по обучению детей с ТНР грамоте «Звук [Д] и буква Д» Звук и буква «Д». Цель. Создание условий для формирования у детей представлений о букве «Д» и звуке [ Д ]. Задачи. Образовательные. •.

Конспект открытого занятия по развитию речи и обучению грамоте в группе для детей с ТНР «Насекомые. Звук и буква Й» Программное содержание: 1. Обогащать словарь детей, развивать речь, учить строить сложные предложения со словами - а, потому что. 2. Развивать.

Конспект занятия по обучению грамоте «В гостях у Колобка» для детей старшего дошкольного возраста П/с: Закрепить представления о предложении, слове, звуке. Совершенствовать умение звукового анализа слова. Уточнить имеющиеся знания о буквах.

Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по сказке «Гуси-лебеди» Конспект занятия по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста "Путешествие по сказке "Гуси лебеди" Цель: повторить и закрепить.

Конспект занятия по обучению пересказу сказки «Теремок» с последующей драматизацией для детей 4–5 лет с ТНР Конспект занятия по обучению пересказу с последующей драматизацией для детей 4-5 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Тема: Рассказывание.

Автор публикации:
Конспект занятия по обучению пересказу текста детей старшего дошкольного возраста с ТНР по рассказу Е. Чарушина  «Ёж»
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 23:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Осенняя пора»
Вот и наступила осень. Полетели листья с деревьев. Погода радует. Стоят теплые по осеннему солнечные деньки. Можно прогуливаться с детьми по парку и набирать...
Мастер-класс «Магнитики из фоамирана»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! ( Вот и я решила использовать эту интересную МААМовскую фразу ) В свободное время люблю заниматься каким-нибудь...
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Ш] в словах,...
Конспект логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях, чистоговорках». Учитель-логопед: Михайлова Наталья Цель :...
Дидактическая игра по ФЭМП в первой младшей группе на тему «Весёлый паровозик»
Цель: Формирование понятий «много», «один», обучение группировки однородных предметов по цвету, выделению и выбору предмета с заданным свойством,...
Наша выставка осенних поделок!
В нашем детском саду наряду с традиционными формами взаимодействия с родителями ( собрания, беседы, наглядная информация, праздники, уже несколько лет...