Папки-передвижки

Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК

Рассказова Елена Александровна
Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК

Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК

Рассказова Елена Александровна,

учитель-дефектолог ОРНОУФВЗ,

ГКУСО МО «Можайского социально-реабилитационного

центра для несовершеннолетних».

С каждым годом все больше детей рождается с различными проблемами в развитии. У них отмечаются нарушения в познавательной деятельности (восприятии, памяти, мышлении, речи, интеллектуальная недостаточность, а также нарушения в мотивационно-потребностной, социально-эмоциональной, моторно-двигательной сферах. Значительно увеличился рост детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Публикация «Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК» размещена в разделах

Аутизм - тяжелое нарушение психического развития, при котором, прежде всего, страдает способность к общению и социальному взаимодействию. Отсутствие навыков коммуникации влияет на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Одной из главных проблем при аутизме, является сложность и в большей степени невозможность проявления волевого действия в общении с другими людьми. Как следствие, вербальное общение становится практически невозможным или крайне затрудненным.

Что мы видим, ребенок и рад бы общаться, но страхи, связанные с проявлением адекватной активности, очень велики, поэтому ему проще вести себя так, что бы люди сами его понимали, что он хочет и что ему нужно в данный момент. Произнести слово для такого ребенка - практически невыполнимая работа. Коммуникативный процесс необходимо выстраивать (как минимум, чтобы люди могли удовлетворить потребности ребенка, в этом случае, ребенок ищет способы, как донести свою просьбу, не используя речь. Дети выражают это так: движение телом по направлению к желаемому объекту, мимика лица, указательный жест.

На практике особенность детей с РАС выглядит следующим образом: при желании совершить какое-то действие ребенок не делает это самостоятельно, а будет использовать поддержку взрослого. Например, ребенок хочет взять какое-то лакомство. Он мог бы сам подойти, дотянуться до него и взять. Но что мы видим, ребенок не делает это самостоятельно, он берет взрослого за руку, подводит к столу и протягивает его (взрослого) руку к выбранному лакомству. Это можно объяснить тем, что у детей с РАС часто наблюдается нарушение себя в качестве субъекта деятельности, и поэтому такие дети избегают самостоятельных действий. Это наблюдается во всех видах деятельности и коммуникации, как – вербальной, так и невербальной. В последнее время, проблема звуковой речи у неговорящих детей, является одной из главных.

В последние два десятилетия появились различные методики, расширяющие возможности общения детей с ранним детским аутизмом (РДА, двигательными нарушениями, нарушениями интеллекта. Для тех детей, кто не владел устной речью и не мог использовать «знаковое общение» (писать, печатать, показывать рукой на дисплеях, были созданы различные приспособления (указка для глаз, переключатели и т. д.). Многие из таких детей и взрослых успешно используют рисунки, пиктограммы и другие графические символы. Однако, несмотря на все существующие стратегии, многие из них не могут эффективно взаимодействовать с окружающими. Поэтому, для выражения своих мыслей и желаний, детям с РАС необходима альтернативная (дополнительная) коммуникация. Для этого удачным способом полноценного общения оказался метод FC (Facilitated Communication – облегченная, облегаемая, или альтернативная коммуникация, разработанный австрийским педагогом Р. Кроссли.

При использовании этого метода дети (люди, неговорящие совсем или имеющие ограниченную речь, применяют вспомогательную систему коммуникации при помощи партнера (фасилитатора, который обеспечивает необходимую физическую и эмоциональную поддержку, помогает преодолеть нейромоторные трудности, не позволяющие выполнять желаемое действие. Специального оборудования не требуется, достаточно иметь ПК, или коммуникативную доску (на ней буквы расположены в алфавитном порядке, или в таком, как на клавиатуре компьютера). Как правило, дети с РАС быстро запоминают и овладевают расположением букв на клавиатуре и таким образом могут общаться. Хочу отметить, что, умение писать не является абсолютным средством общения, но, оно расширяет наши коммуникативные возможности. При этом, и ребенок, и взрослый могут узнавать о потребностях друг друга, они получают возможность взаимодействовать.

Овладение навыками печатания на клавиатуре ПК – дает возможность ребенку включиться в учебную деятельность, которая предполагает выполнение письменных заданий, если развитие графомоторных навыков и обучение рукописи невозможно, или же, представляет значительные трудности и не является целесообразным. В работе с такими детьми, а мы рассматриваем детей с РАС необходимо опираться на те ресурсы организма, которые есть, и идти наикратчайшим путем. Например, научив неговорящего ребенка писать, используя компьютер, мы даем ему возможность быть понятым, что является важнейшим эмоциональным, коммуникативным и мотивационным аспектом.

Метод FC (Facilitated Communication)-заключается в том, что, фасилитатор, помогает ребенку печатать (писать, поддерживая его руку или прикасаясь к другой части тела. Поддержка руки ребенка фасилитатором ни в коей мере не является способом облегчить коммуникацию. Если ребенок не будет понимать, что делать с этой поддержкой, то общения не произойдет. Таким образом, при использовании этого метода (Facilitated Communication) взрослый (фасилитатор, выступает в роли «инструмента» деятельности ребенка, восполняя своим участием дефицитарные сферы его развития.

Одной из главных задач этого метода является – развитие письменной речи. Важно отметить, что письмо с поддержкой, часто способствует развитию речи у неговорящих детей. Прописывая буквы в слове, ребенок внутренне проговаривает его звуковую структуру, что готовит речевой аппарат к произнесению написанного. Часто удается добиться того, что ребенок проговаривает вслух написанное. Компьютер является техническим устройством, в котором доступная и необходимая пользователю информация представлена посредством словесно-образной символики, то есть, в виде слов и цифр. Поэтому и можно использовать компьютер как посредника в общении взрослого человека и неговорящего ребенка, позволяя осуществлять более полноценный диалог. Необходимо помнить что, конечная цель работы фасилитатора и ребенка – это самостоятельное письмо без поддержки.

В процессе работы, поддержка руки ребенка является не моторной помощью, а психологической. Фасилитатор как бы берет на себя часть «субъективности» деятельности, облегчая ребенку момент осознания собственной произвольности. В ходе совместной деятельности с фасилитатором у ребенка формируется навык объединенного внимания и удержания в деятельности.

При обучении письму на компьютере взрослый (фасилитатор, должен уметь считывать все маркеры эмоциональных переживаний ребенка – выражение лица, позы, паузы, аффект, реакции. Эмоции ребенка могут проявиться в усилении мышечного напряжения руки и всего тела, вокализациями, усилением непроизвольных движений, аутостимуляций. В этом случае, необходимо улавливать микродвижения руки ребенка, быстро реагировать на непроизвольные речевые импульсы, соответствующие контексту того, о чем пишет ребенок. Взрослому (фасилитатору, следует уметь различать: осознанно ли пишет ребенок или автоматически нажимает на клавиши, как бы имитируя процесс.

Перед тем, как начать работать с ребенком, необходимо выстроить алгоритм занятий. На первом этапе очень важно, установление доверительного контакта. Можно предложить писать ребенку о том, что он хотел бы сказать. После нескольких занятий, на которых устанавливается контакт с ребенком, как правило, происходит привыкание к совместной деятельности по тренировке навыка печатания, формируются доверительные отношения ребенка и взрослого. Это достигается за счет внимания к интересам ребенка, спокойного голоса взрослого (фасилитатора, искренности в его рассказах об интересе к занятиям.

Не менее важный момент-это тренировка навыка печатания, определение способа поддержки руки. Каждому ребенку необходимо подбирать индивидуальный способ поддержки руки. Одному ребенку, требуется чуть подталкивать кисть вперед, другому, необходима помощь в правильном положении самой кисти. При этом, очень важно «почувствовать» руку ребенка. Для этого взрослый должен расслабить свою руку настолько, чтобы ребенку легче было пододвигать руку к нужной клавише-букве. Отработка этого навыка может занять достаточно много времени. В этом случае, необходимо набраться терпения: чем быстрее ребенок осознает, что техника помогает ему быть услышанным, тем выше будет мотивация к письму.

Как правило, обучение письму на компьютере происходит в три этапа:

1. Соотнесение звуков и букв, их запоминание.

2. Обучение ребенка сложению букв в слоги, а затем в слова.

3. Тренировка печатания букв, слов.

На каждом из этапов, ребенку необходима помощь взрослого (фасилитатора).

На первом этапе, необходимо проговаривать каждое слово и визуально его подкреплять, показывая картинку, затем нажимать на нужные клавиши рукой ребенка. На мониторе одна за другой появляются буквы, взрослый обязательно озвучивает каждую их них. Рука ребенка во время нажатия на клавиши двигается пассивно вслед за движением руки взрослого. После этого можно предложить ребенку нажать на нужную клавишу, показывая на нее, при этом добиваясь, чтобы ребенок передвинул свою руку в ее сторону.

На втором этапе взрослый и ребенок пробуют складывать буквы в слоги, а затем, слоги в слова. Приемы работы на компьютере такие же, как и в первом случае. Наберитесь терпения, первые два этапа могут занять много времени.

На третьем этапе, когда ребенок уже уверенно печатает нужные буквы и ориентируется в клавиатуре, следует задавать вопросы для выяснения его собственных желаний. Например: «Хочешь, поиграем в мяч?», «Какой мультфильм ты любишь смотреть?» и т. д. Этот этап - самый сложный и самый ответственный. Очень важно не навязывать ребенку те или иные ответы, а дать ему возможность ответить самому.

После прохождения всех трех этапов, ребенок может почувствовать себя уверенно. И вот тут, мы переходим к самостоятельному печатанию, то есть, ребенок печатает сам. Переход на самостоятельное печатание происходит в шесть этапов:

1. Полная поддержка руки. Необходимо создать условия, при которых

ребенок чувствует, как сам нажимает на клавиши. Здесь необходима максимальная помощь в сопровождении руки ребенка рукой фасилитатора. Задача педагога - формирование представления о процессе печатания как о возможном способе коммуникации. Если ребенок уже знает буквы и умеет читать, то первый этап займет немного времени.

2. Ослабление поддержки руки. При появлении у ребенка большей

уверенности и контроля над двигательными функциями руки поддержка педагога должна становиться слабее. При укреплении уверенности ребенка в своих движениях, педагог может начать очень аккуратно, слегка, сопротивляться его руке своей рукой. Задача педагога – стимулировать у ребенка стремление активнее двигать своей рукой, преодолевая сопротивление взрослого. Подчеркну – важно делать это незаметно для ребенка и, не теряя содержательную часть диалога.

3. Ослабление сопротивления движения ребенка. На этом этапе, все

происходит наоборот, взрослый ослабляет сопротивление своей руки, решая задачу повышения уверенности ребенка и наращивания им силы удара по клавишам.

4. Фиксация внимания ребенка на чувстве уверенности (рефлексия). Это-

один из важнейших этапов. Благодаря рефлексии ребенок начинает осознавать, что печатать - доступное дело. Задача – повышение мотивации к письму. Именно на этой стадии многие дети откровенно удивляются своим достижениям и пишут об этом.

5. Смещение поддержки руки на другие части тела. На этом этапе можно

продолжать постепенно ослаблять поддержку руки ребенка, переходя на поддержку предплечья, плеча. В некоторых случаях, достаточно прикосновения к туловищу, бедру ребенка, чтобы сохранить у него чувство уверенности, предоставив печатать самостоятельно.

6. Исключение поддержки руки. Это конечная цель процесса обучения

ребенка письму.

Следует обратить внимание, что, некоторые дети сначала начинают писать на бумаге ручкой или карандашом, но, для многих из них это становится настолько трудоемким процессом, что дети пишут только тогда, когда «ну очень надо». Поэтому печатание для них может оказаться более простым и эффективным способом общения и максимально облегчит процесс на первых этапах.

Из опыта работы видно, что не все дети стремятся к достижению самостоятельности при письме. Многие дети отказываются печатать без поддержки, или же, когда я уменьшаю силу поддержки, им бывает трудно сосредоточиться на своих мыслях. В подобных случаях, педагогу, не следует настаивать на исключении поддержки, так как в общении с такими детьми важнее содержательная часть. Скорее всего, со временем, они сами поймут, что быть самостоятельным удобнее и смогут научиться печатать без поддержки. Поэтому, здесь необходима гибкость взрослого (педагога-фасилитатора).

В процессе занятия важно обращать внимание ребенка на постоянный глазной контроль над расположением букв, на монеты, связанные с мелкой моторикой (нажатие клавиш, отрыв руки от клавиш, перемещение руки от одной клавиши к другой, на умение обращаться с мышью.

И все же, как определить, что ребенок пишет осмысленно, то есть самостоятельно выражает собственные мысли и желания? Это, пожалуй, самый сложный вопрос. Педагог должен следить за деталями взаимодействия с ребенком, за установлением и сохранением раппорта, единого информационного пространства. Зачастую прекращение осмысленной деятельности ребенка педагог чувствует как замешательство, запутанность. Опыт, информированность, наблюдательность и чуткость педагога помогают в понимании того, о чем ребенок пишет. Напечатанный текст ребенка, необходимо проверить на достоверность.

В заключении хочу сказать, что развитие письменной речи с использованием ПК является эффективным, но, подходит далеко не каждому ребенку с РАС. Положительные стороны этого метода в следующем:

• ребенок и фасилитатор находятся в едином коммуникационном пространстве, осуществляя совместную созидательную деятельность;

• в процессе такого общения происходит обучение ребенка письменной речи, что в дальнейшем может позволить ему активно общаться ему с другими людьми;

• ребенок получает возможность общения с другим человеком «на одном языке».

Обеспечение ребенка с РАС средствами дополнительной коммуникации повышает уровень его социализации, улучшает качество жизни, дает возможность почувствовать себя полноценной личностью.

Все чаще специалистам удается найти интересную методику, электронное средство коммуникации, которые облегчают и расширяют возможности детей с РАС, хотя в использовании средств коммуникации есть определенные трудности.

Детям с РАС, чтобы развивать свои способности, приходится искать необычные пути и предпринимать гораздо больше усилий, чем обычным людям. Мы, педагоги, надеемся, что наш труд во многом облегчит этот путь, и уверены, что вместе мы, сможем найти ответы на многие вопросы, которые ставит жизнь и перед нами, специалистами, и перед людьми с РАС.

Публикации по теме:

Консультация «Дети с расстройствами аутистического спектра» Другие дети Этих детей легко узнать по взгляду «погруженному в себя», отсутствию речи или ее монотонности, ритуальным или стереотипным движениям.

Формирование коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра Аннотация. Ключевые слова: ранний детский аутизм, дошкольный и младший школьный возраст, способы коммуникации, невербальная коммуникация,.

Интерактивный семинар «Ребенок с расстройством аутистического спектра: теория и практика работы психолога» Аутистичный ребенок: теория и практика работы психолога Форма занятия: Интерактивный семинар Целевая аудитория: педагоги-психологи образовательных.

Из опыта работы «Развитие и обучение детей с ОВЗ с помощью художественного творчества»Из опыта работы «Развитие и обучение детей с ОВЗ с помощью художественного творчества» Ирина Дружинина. Очень сложным и актуальным вопросом в ДОУ на сегодняшний день остаётся образовательный процесс детей с ограниченными возможностями.

Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья Н. С. Флягина ГКОУ СО «Сухоложская СКОШ», г. Сухой Лог Личностно-ориентированная коррекция письменной речи у детей с ограниченными возможностями.

Обучение детей средней группы рассказыванию сказок с помощью квадрата Воскобовича "Квадрат Воскобовича" ("Игровой квадрат") У этой игры имеется множество "народных" названий - "Кленовый листок", "Косынка", "Вечное оригами".

Развитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учрежденияРазвитие речи у детей с расстройствами аутистического спектра на базе дошкольного коррекционного учреждения В ГДОУ ТО «Тульский детский сад для детей с ОВЗ» есть 4 группы детей с РАС и синдромом Дауна (одна из групп кратковременного пребывания).

Социализация детей с расстройством аутистического спектра В последние годы специалистами отмечается увеличение количества детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По данным ВОЗ аутизм.

Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Советы в работе с детьми с расстройствами аутистического спектра Субботина Татьяна Михайловна Буду рада, если мои советы из опыта работы.

Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Сюжетное конструирование с детьми с расстройствами аутистического спектра Авторы: Гайдарова Ирина Юрьевна, учитель-дефектолог Харабарова.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение письменной речи детей с расстройством аутистического спектра (РАС) с помощью ПК
Опубликовано: 11 декабря 2018 в 11:40
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД