Папки-передвижки

Обучение рассказыванию по картине дошкольников с ЗПР

Лариса Обухова
Обучение рассказыванию по картине дошкольников с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

Эффективность коррекционной работы с детьми с ЗПР обусловлена качеством воздействия на процесс развития связной речи, т. к. она определяет возможности ребёнка в коммуникативной и когнитивной деятельности. В научных исследованиях проблемы нарушений устной речи дошкольников с ЗПР отражают особенности фонетической, лексической, грамматической сторон их речевой функциональной системы, указывают на регулирующую функцию речи в организации и развитии психической деятельности ребёнка (Борякова Н. Ю. ; Волковская Т. Н; Голубева Г).

Публикация «Обучение рассказыванию по картине дошкольников с ЗПР» размещена в разделах

Развитие связной речи у детей с ЗПР является трудным процессом, требующим использования особых методических приемов. Дети должны научиться не только пользоваться определенными словами и выражениями, но они должны вооружиться средствами, позволяющими самостоятельно развивать речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи детей опирается на формирование познавательных процессов, на умение наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни. Дети с ЗПР быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания, часто не могут довести начатую работу до конца. Все эти и многие другие особенности психических процессов детей не могут не сказываться на состоянии и ходе развития их речи.

Как показывает опыт работы, одна из сложных проблем – формирование у детей с ЗПР связной речи на основе обучения рассказыванию. Учить ребенка рассказывать – это значить формировать его связную речь. Эта задача входит как составная в общую задачу развития речи детей. Важное значение в системе обучения рассказыванию имеют занятия по картине. Рассказывание по картине - это перевод рассказчиком определенного содержания графического знака в вербальный текст разной степени развернутости, осуществляемый с разной степенью самостоятельности как на этапе осмысления изображения, так и на этапе собственно речевой деятельности.

Основой работы по развитию связной речи дошкольников с ЗПР, является разработанная и апробированная методика – модель обучения рассказыванию по картине (Баряева Л. Б., Лебедева И. Н.).

В структуре специальных коррекционных занятий обучение рассказыванию, основано на использовании картины как знаково-символической системы, универсального средства для стимулирования и организации различных символико-моделирующих видов деятельности.

В процессе работы с картиной решаются следующие задачи:

• развитие связной речи детей;

• социально-личностное и эмоциональное развитие детей (осознание собственных достижений, социальное восприятие, социальные представления, выделение и осознание различных уровней и видов социальных отношений, моделирование социальных отношений);

• познавательное развитие детей (формирование восприятия, представлений, действий замещения, символизации и наглядного моделирования);

• развитие эстетических предпочтений ребенка (способности к эмоциональной оценке, естественной радости от общения с людьми и средой, эмоциональной окраски восприятия);

• моторное развитие детей (формирование выразительных движений,

произвольных основных и мимических движений, операционно-технических умений в разных видах деятельности).

В ходе обучения рассказыванию по картине у детей развиваются следующие умения:

- получение информации для высказывания, обеспечивающую содержательную сторону текста;

- использование необходимых лексических и грамматических средств языка;

- структурно-композиционные умения, обеспечивающие логику построения текста;

- совершенствование содержания, структуры и речевого оформление текста.

Основные методические приемы, активизирующие развитие связной речи при обучении рассказыванию :

• предварительная беседа с использованием личного опыта детей;

• определенная последовательность вопросов, обеспечивающая цельность восприятия;

• совместные речевые действия с планом дальнейшего повествования;

• коллективный рассказ;

• составление рассказа по фрагментам картины;

• использование графических схем и наглядных опор;

-включение игр, предполагающих импровизированные диалоги и монологи и т. д.

В работе по обучению рассказыванию по картине можно выделить взаимосвязанные этапы:

1. формирование мотивации восприятия картины.

:2. формирование перцептивного образа (восприятие

художественного образа) и организация последующего речевого общения.

3. организация предметно-пространственной деятельности по воспроизведению художественных образов картины в окружающей действительности.

4. перевод содержания изображения в речевой план, развитие лексико-грамматических средств языка.

5. самостоятельное рассказывание, принятие роли рассказчика в коммуникативной ситуации «рассказывание – слушание».

Остановимся более подробно на работе над таким жанром, как натюрморт. Натюрморт- это не только особая тема живописи (вещи, неподвижные предметы, «мертвая натура», но и особая форма картины, не менее емкая, содержательная, богатая, чем все другие ее формы, такие, как сюжетная композиция, портрет, пейзаж, интерьер. Натюрморт отличается своеобразными принципами решения и методами по сравнению с другими жанрами. Живописец смотрит на вещи обычно вблизи, почти вплотную подходя к ним, так что его взгляд может их как бы ощупать, оценить в первую очередь их материальные качества – тяжесть, пластику форм, особенности рельефа и фактуру поверхности, детали, а также жизнь предметов в среде. В облике вещей запечатлевается их жизнь, жизнь их владельца. Масштаб композиции в натюрморте ориентирован обычно на размер небольшой, комнатной вещи, того, что живет под одной с человеком крышей, с ним рядом. Натюрморт больше, чем какой-либо другой жанр живописи свободен от внешнего сюжета. Художник обычно, прежде чем писать натюрморт, специально ставит его в натуре, то есть сочиняет из вещей предметную группу, строит и лепит ее. Восприятие натюрморта вызывает наибольший эмоциональный отклик у детей, по сравнению с другими картинами, поскольку ассоциируется с личным опытом. Обучение рассказыванию по картине (натюрморту) проходит на групповых (4 -5 человек) и индивидуальных занятиях, начиная с третьего этапа обучения. Занятия проводятся в тесной связи с занятиями логопеда, психолога, воспитателя. Эта связь выражается в выборе общей тематики, приемах взаимодействия с ребенком, в решении общих задач. Общение с детьми в процессе занятий происходит в форме свободного диалога при поддержке любых высказываний детей и их специальном стимулировании. Предметной областью диалога является картина (натюрморт). С целью повышения эмоционального восприятия картины (натюрморта) при рассматривании используется музыкальное сопровождение, литературные произведения. Важным этапом в работе является создание предметно-развивающей среды. В процессе занятий использовались худо-жественные картины (жанровые, натюрморты, пейзажи, предметные картинки, картины типа «объект в действии», серии сюжетных картин, фотографии, иллюстрации. Весь наглядный материал систематизировался. Для систематизации наглядного материала использовалась педагогическая классификация натюрмортов:

- однопорядковые;

- смешанные;

- натюрморты сюжетного характера (Н. А. Курочкина).

Однопорядковый натюрморт изображает объекты одного конкретного вида, например, овощи, фрукты, продукты питания, предметы быта и т. д. Смешанный натюрморт представляет собой изображение разнородных предметов, например, цветов, фруктов и посуды. Особый характер имеют натюрморты, подразумевающие некоторый сюжет, то есть с изображением живых существ (птиц, животных, человека) либо с включением в натюрморт пейзажа. Это сюжетные натюрморты. В процессе обучения дети сначала знакомились с сюжетными натюрмортами, а затем с однопорядковыми и смешанными. Для показа подбирались разные по содержанию и манере исполнения натюрморты. Отбор картин проводился с учетом задач обучения, доступностью их содержания и опыта детей. На начальных этапах обучения подбирались такие картины, где не было сложного для восприятия фона, а предметы не заслоняли друг друга. Сложное, абстрактное содержание художественного произведения труднодоступно для дошкольников с ЗПР. На занятиях с детьми использовались натюрморты Лентулова, Куприна, Машкова, Сарьяна, Дейнеки и др. художников, а также фотографии. Дети знакомились с деятельностью художника, со способами демонстрации картин, с жанрами живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, сюжетная картина).

С целью повышения у детей интереса к занятию применялись ИКТ.

При рассматривании картины детям задавались вопросы:

«Что нарисовано на этой картине, «О чем художник захотел нам рассказать, «Нравится ли вам эта картина.

В натюрморте отсутствует видимый сюжет, поэтому дети с ЗПР, узнавая изображенные предметы, воспринимая изобразительную сторону картины, не могут самостоятельно вскрыть и осмыслить взаимодействие частей в пределах изображения. Для осмысления содержания картины, формирования целостного образа изображения, взаимосвязи отдельных компонентов используется «предметно-пространственная деятельность» детей, то есть восприятие и воссоздание образов картины в окружающем пространстве с помощью различных средств. Такая деятельность дает возможность передать содержание картины путем декодирования в трехмерном пространстве. Этот вид работы позволяет формировать устойчивые связи представлений детей между реальным предметом и его плоскостным изображением, представление о целостном образе предмета. При организации предметно-моделирующей деятельности детям давалось достаточно времени для активного анализа картины, подбора необходимых элементов, для речевого сопровождения своих действий, для того, чтобы получить положительную оценку взрослого и других детей. На занятиях использовались различные варианты организации предметно-моделирующей деятельности:

• использование атрибутов, только соответствующих данной картине;

• использование выбора на основе анализа содержания картины;

• моделирование с опорой на картину;

• моделирование без образца.

Дети моделировали композиции сначала с помощью объемных предметов, а затем и с помощью плоскостных объектов; воспроизводили содержание натюрморта путем рисования или аппликации.

В ходе предметно-моделирующей деятельности ребенок прежде всего «отвечает» на ряд вопросов: В какой последовательности выполнять задание? Как раскладывать предметы? Почему так, а не иначе? Такая организация занятия создаёт условия для лексического развития детей. Это связано с тем, что расширение и актуализация словаря происходят в связи с потребностями другой деятельности (неречевой, обеспечивая формирование правильного значения слова.

Для осмысления содержания картины (натюрморта) на речевом уровне дети выполняли следующие упражнения:

• называли предметы, изображенные на картине (натюрморте) ориентируясь на указанный признак (цвет, форма, размер, материал и т. д.);

• узнавали предмет или объект по его описанию;

• заканчивали предложения, начатые педагогом;

• составляли предложения, различные по семантико-синтаксической структуре;

• описывали отдельные предметы, изображенные на картине, с опорой на графические схемы, план и самостоятельно;

• сравнивали предметы по существенным признакам.

В процессе работы описанию уделялось особое внимание. Дети учились описывать предметы, картинки по определенной схеме:

1) указание на предмет, называние его; 2) описание признаков, качеств, действий предмета; 3) оценка предмета или отношение ребенка к нему. Такое освоение описательной речи развивает у детей умения и навыки, обеспечивающие общую структурную оформленность текста.

При обучении рассказыванию с использованием натюрморта уточнялись пространственные представления. Сначала педагог сам моделировал натюрморт, а дети лишь наблюдали за его деятельностью. Затем дети практическим путем учились правильно воспринимать пространственные отношения в двухмерном пространстве и воспроизводить их в трехмерном.

Для развития предметно-моделирующей деятельности использовался прием «поэлементного диктанта», который заключался в том, что педагог путем подробной словесной инструкции предлагал детям нужную последовательность выполнения задания, фиксируя их внимание на соотнесении каждого выбранного предмета с изображением.

В ходе коррекционно-развивающей работы с детьми использовался и прием фотографирования результата предметно-моделирующей деятельности по содержанию картины. Это позволяло актуализировать в памяти детей их опыт по восприятию картины и деятельности на основе ее содержания.

Чтобы закрепить представление детей о способах моделирования и построения изображений, дети зарисовывали результат моделирования натюрморта.

Таким образом, предметно-моделирующая деятельность при обучении рассказыванию по картине позволяет подвести ребенка к пониманию того, что одно и то же предметное содержание может быть выражено разными отобразительными средствами. Все это формирует интерес к содержанию изображения, что и является основой последующего рассказывания по картине.

На занятиях дети учились составлять разные тексты:

• составление предложений по фрагментам изображения;

рассказ-описание конкретного объекта;

рассказ-описание отдельного фрагмента картины;

рассказ по теме картины;

рассказ по фотографии;

рассказ по рисунку.

В процессе обучения применялся прием коллективного составления рассказа по картине, а для повышения мотивации рассказывания использовался прием составления письма.

При обучении детей рассказыванию по картине (натюрморту) большое внимание уделялось и формированию у детей элементарных знаний о структуре текста и представлений о способах связи между предложениями и структурными частями высказывания. Для закрепления представлений о структуре рассказа используется модель : круг, разделенный на 3 части - зеленую (начало, красную (середина) и синюю (конец, по которой дети составляют текст.

Опыт работы показал:

- Реализация модели обучения рассказыванию по картине, построенной на основе символико-моделирующей деятельности, предваряющей процесс рассказывания, обеспечивает большую эффективность коррекционной работы по развитию связной речи.

- Взаимодействие речевой и предметно-практической деятельности в процессе коррекционной работы способствует возрастанию компенсаторной роли речи в психическом развитии детей с ЗПР.

Список литературы

1. Салмина Н. Г. Знак и символ в обучении. - М. МГУ, 1988.

2. Коноваленко В. В. Формирование связной речи и развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ОНР. Некоторые методы и приё мы: Методическое пособие. – М. ,2003

3. Коррекционная работа с детьми в обогащенной предметно-развивающей среде / Под ред. Л. Б. Баряевой. - СПб., 2006

4. Баряева Л. Б., Лебедева И. Н. Развитие связной речи дошкольников : Модели обучения. – СПб., 2005

5. Филичева Т., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. – М., 2004

Публикации по теме:

Фотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 летФотоотчёт о проведении занятия по обучению рассказыванию по сюжетной картине детей средней группы 4–5 лет Занятие подготовила и провела воспитатель первой квалификационной категории Бальзамова Наталья Григорьевна. ЦЕЛЬ: обучение детей рассказыванию.

Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков»Конспект НОД по развитию речи в средней группе «Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков» Конспект НОД по развитию речи в средней группе. "Обучение рассказыванию по картине «Дети лепят снеговиков». Цель: учить детей составлять.

Конспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группеКонспект ОДД «Обучение детей творческому рассказыванию» в подготовительной группе Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Медвежьегорского района «ПОВЕНЕЦКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» (ДОШКОЛЬНЫЕ.

Конспект РОД «Обучение рассказыванию» по развитию речи Конспект РОД по развитию речи На тему: Обучение рассказыванию: описание кукол Цель. Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников,.

Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!»Конспект занятия по развитию речи для детей 4–5 лет. Обучение рассказыванию по картине «Мороза не боимся!» Цель: формировать умение у детей составлять рассказ из нескольких предложений, отображающих содержание картины, по плану, предложенному.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Обучение чтению старших дошкольников с помощью дидактических игр Обучение чтению дошкольников с помощью дидактических игр. Ф. И. О воспитателя: Кычкина Татьяна Егоровна, высшей категории. Место работы:.

Обучение дошкольников правилам дорожного движения. ФотоотчетОбучение дошкольников правилам дорожного движения. Фотоотчет Для лучшего освоения детьми правил дорожного движения, необходимо применять в работе различные методы и формы обучения. Для этих целей подойдут.

Обучение дошкольников основным принципам и приемам передачи цвета Цвет - основа восприятия окружающего мира С первых месяцев жизни цвет и свет являются сильными раздражителями для зрительного восприятия.

Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста»Презентация «Обучение рассказыванию детей младшего возраста» 2. слайд. В программе «От рождения до школы» не ставится специальная задача обучения детей младшего дошкольного возраста рассказыванию,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение рассказыванию по картине дошкольников с ЗПР
Опубликовано: 24 апреля 2020 в 15:17
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Обучение рассказыванию по картине дошкольников с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Лариса Обухова (УИ 358733) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД