МААМ-картинки

Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа «Осень» и чтению стихотворений русских поэтов об осени

ирина лапоухова
Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа «Осень» и чтению стихотворений русских поэтов об осени

Обучение рассказыванию; составление рассказа на тему : «Осень». Чтение стихотворений русских поэтов об осени

(Конспект занятия по развитию речи в старшей группе)

Цель: создавать условия для совершенствования умений детей создавать повествовательные рассказы, ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических и художественных произведений о природе.

Задачи

Образовательные:

Публикация «Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа „Осень“ и чтению стихотворений русских поэтов об осени» размещена в разделах

1. Учить внимательно и заинтересованно слушать стихи.

2. Формировать умение составлять небольшие рассказы.

Развивающие:

1. Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям.

2. Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе.

Активизация словаря: Обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов.

Воспитатель: Дети, я загадаю вам загадку:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.» (осень)

Давайте вспомним осенние месяцы и назовем их.

Воспитатель: Сегодня мы будем рассказывать о приметах осени. Чтобы наш рассказ был содержательным и интересным, мы будем придерживаться плана. Но поскольку мы с вами только учимся рассказыванию, давайте послушаем, как это уже получилось у известных мастеров слова, у поэтов.

Читает стихотворение А. Фета «Ласточки пропали…»

Ласточки пропали,

А вчера зарей

Все грачи летали,

Да как сеть, мелькали

Вон над той горой.

С вечера все спится,

На дворе темно.

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится

Да стучит в окно.

- Какое время года описал нам словами А. Фет?

- Как он рассказал о том, что настала осень?

Примерные ответы детей: Улетели птицы (воспитатель зачитывает соответствующие строки, день стал короче, листья облетели, стало холоднее.

Воспитатель: Давайте рассмотрим репродукцию картины Е. Волкова «Октябрь». Какие из названных в стихотворении примет осени мы можем увидеть на репродукции?

1. Игра «Подзорная труба»

Сделайте из пальцев «подзорную трубу» и посмотрите

внимательно на картину. Каждый из вас назовет по одной осенней примете, изображенной на ней. Каждую примету можно назвать только один раз.

Примерные ответы детей:

- На березах нет листьев, они опали.

- Земля укрыта листьями.

- Вдали деревья пожелтели.

- Птиц не видно, наверное, улетели.

-Трава пожелтела, засохла.

-Фигура человека в теплой одежде.

Воспитатель: А теперь давайте к каждой названой вами примете подберем слово, которое отвечает на вопрос «какой?».

2. Игра «Скажи: какой?»

Дети по очереди описывают один из объектов

Примерные ответы детей: Листья желтые, сухие; деревья голые; лес тихий, безмолвный; земля укрыта опавшими листьями; человек одетый, трава пожелтевшая, сухая, вялая.

Давайте добавим такие слова: день (холодный, пасмурный, осенний, небо (низкое, тяжелое, серое, река (серая, холодная, унылая).

Вы разобрали нашу картину на отдельные объекты,

рассмотрели и рассказали о них, а теперь нужно собрать картину обратно. Сделать это можно, объединив два объекта, назвав связь между ними, не забывая при этом описывать их. Например, земля и листья; деревья и птицы; небо и река; человек и погода.

3. Игра «Объедини-ка»

Пожелтевшие листья опали с деревьев и лежат на земле.

В голых ветках деревьев не видно птиц.

Небо и река серые, студеные.

В холодные дни люди надели теплую одежду.

Если дополнить наши предложения еще двумя, у нас получится рассказ. В первом предложении нужно сказать, какое время года наступило. А закончить можно, сказав, какое время года скоро наступит. И вот что у нас получилось (Дети друг за другом по одному произносят предложения) :

Наступила осень. Пожелтевшие листья опали с деревьев и лежат на земле. В голых ветках деревьев не видно птиц. Небо серое и холодное, и река серая, студеная. В холодные дни люди надели теплую одежду. Скоро зима.

Воспитатель: Давайте послушаем еще одно стихотворение.

А. Пушкин «Осень»

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золота одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

- Какие первые слова в этом стихотворении? («Унылая пора»)

- А настроение от этого стихотворения грустное? (Нет).

- А почему?

- Поэту нравиться осень? (Читаются соответственные строки)

Посмотрите на репродукцию картины Лилии Черной.

- Как бы вы назвали эту картину?- спрашивает воспитатель и вы-слушивает ответы детей. - Какое время года и суток изобразил художник? Но как вы догадались, что на картине день? (В лесу светло, листья «горят».) А почему вы решили, что день осенний (Листья на деревьях пожелтели, покраснели, опадают.) Какой осенний день на картине? (Теплый, солнечный.) В теплый солнечный день особенно хорошо в лесу. А как это отображено на картине? (Яркое небо и кроны деревьев. Цвета на картине радуют глаз.)

Воспитатель: Теперь вы понимаете, почему поэт сказал : «Очей очарование!» Обратите внимание, какое буйство красок! (Если есть возможность увидеть подобную картину за окном, желательно обратить на это внимание детей. Либо во время прогулки.)

Давайте попробуем рассказать о такой замечательной осенней красоте. А я вам помогу: я буду задавать вам вопросы, а вы будете по очереди на них отвечать. Только ответы ваши должны быть полными, договорились? Тогда начнем:

1. За что тебе нравится осень?

Мне очень нравится осень, потому что в природе много красивых красок.

2. Что изменилось осенью в природе?

Листья стали желтыми, красными, и укрыли землю, как ковер.

3. Какое настроение у тебя на прогулке в хорошую погоду?

В хорошую погоду детям на прогулке очень весело.

4. Как можно играть с разноцветными листьями?

Можно играть с разноцветными листьями, собирая их в букеты и экибаны, можно устроить «сугроб» из листьев или «разноцветный дождь».

Воспитатель: Дети, сколько рассказов мы с вами сегодня составили? Они были одинаковыми? А чем они отличались? Вам понравилось? Какой красивый и богатый наш с вами русский язык! Как много интересного можно рассказать с его помощью!

Публикации по теме:

Конспект занятия по чтению и обыгрыванию стихотворений А. Барто «Бычок», «Кораблик» Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Бычок». Задачи: помочь детям запомнить стихотворение «Бычок» А. Барто и учить рассказывать.

Конспект занятия по чтению и обыгрывание стихотворений А. Барто «Зайка», «Мишка» Чтение и обыгрывание стихотворения А. Барто «Зайка». Задачи: помочь детям запомнить стихотворение «Зайка» А. Барто и учить рассказывать.

Конспект занятия «Чтение стихотворений об осени. Составление рассказов — описаний игрушек» Целевые ориентиры: Может описать предмет, картину, составить рассказ по картинке, пересказать наиболее выразительный и динамичный отрывок.

Конспект занятия по составлению описательного рассказа «Грачи прилетели» Конспект организованной учебной деятельности. Воспитатель: Богданова М. С Дата:26.03.18 Образовательная область: «Коммуникация». Раздел :.

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе и составлению описательного рассказа «Грибное царство» Задачи: — связная речь: учить по картинке составлять с помощью воспитателя рассказ из 2-3 предложений. Познакомить детей с грибами (как.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по составлению описательного рассказа «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Составление описательного рассказа Тема: «Зимующие птицы» Программное содержание:.

Конспект занятия по развитию речи и составлению рассказа «Мой друг» Білім беру саласы /Образовательная область/Educationalarea: Коммуникация Блім/Раздел/Section: Развитие речи Таырып/Тема/Theme:.

Конспект НОД «Осень в творчестве русских поэтов» для подготовительной группы Задачи: Образовательные: - Создать у детей поэтический образ осени посредством разных видов искусства; - Закрепить знания детей о приметах.

Конспект коррекционного занятия по составлению описательного рассказа «Космос» с опорой на электронную мнемотаблицу Цель: составить описательный рассказ «Космос» с опорой на мнемотаблицу. Задачи: 1. Коррекционно-образовательные: уточнить и активизировать.

Конспект занятия по составлению сравнительного рассказа-описания о временах года «Зима-Весна» с использование мнемотаблицы Коррекционно - образовательные задачи: Учить составлять сравнительные рассказы-описания о двух временах годах по опорным мнемотаблицам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по рассказыванию, составлению рассказа «Осень» и чтению стихотворений русских поэтов об осени
Опубликовано: 21 ноября 2018 в 19:54
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД