Получи документы

Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-психологических ситуациях

Елена Колошникова
Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-психологических ситуациях

Педагог-психолог Колошникова Е. А.

ГБУ "Психолого-педагогический центр" г. Тольятти

Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-

психологических ситуациях.

«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете»

Стресс – состояние человека, возникающее в ответ на разнообразные экстремальные воздействия, реакция организма на неблагоприятное воздействие. В переводе с английского языка стресс буквально переводится как напряжение. Г. Селье говорил о том, что стрессовое состояние испытывают все люди.

Публикация «Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-психологических ситуациях» размещена в разделах

Подростковый возраст очень важный и сложный период в жизни человека. Именно в этот период закладывается характер, образ жизни, привычки и т. д. От того, как прошёл этот период зависит будущее человека. Это очень бурный и противоречивый жизненный этап. Особое значение на развитие подростка оказывает умение ребёнка переживать психологический стресс и правильно выходить из него Стрессы у подростков - явление сложное и может протекать довольно бурно на фоне гормональной перестройки организма.

Любой конфликт, малейшее недопонимание может вывести подростка из состояния равновесия. Пустяковый конфликт с одноклассниками, учителями, непонимание в семье, незаслуженно низкая самооценка и т. д.

Взрослому покажутся эти события пустяковыми, а у подростка они могут вызвать серьёзный стресс.

К стрессу приводят разные причины. Среди них можно выделить и физиологические и психологические факторы.

Причиной стресса могут выступать различные проблемы, такие как:

-проблемы,связанные с самооценкой,

- проблемы, связанные с семьей,

- проблемы, связанные с взаимоотношениями с друзьями,

- проблемы, связанные с психологической неготовностью к физиологическому взрослению,

- проблемы, связанные с противоположным полом,

- проблемы во взаимоотношениях со значимыми взрослыми.

- школьный стресс.

Но наиболее травмирующим для психики подростка является стресс, вызванный болезнью, смертью, пьянством близких им людей.

Постоянная жизнь в стрессе, когда превалирует чувство беспомощности, приводит подростков к мысли о том, что не стоит что-либо менять, так как ни к чему хорошему это не приведёт. Подростки часто ждут, что решение придет спонтанно из внешнего окружения, которое, однако, не приходит. Они считают себя жертвами обстоятельств и решение проблем взаимоотношений сводится к желанию изменить другого человека. Поэтому особенно важно именно в подростковом возрасте учить правильно выходить из стрессовой ситуации, другими словами овладеть навыками стресс-совладающего поведения.

Стресс у подростков является угрожающим фактором в их развитии, социализации и адаптации, поэтому каждая проблема особо остро отражается на психике ребенка.

Стресс-совладающее поведение определяется, как сумма когнитивных и поведенческих усилий, затрачиваемых индивидом для ослабления влияния стресса. В самом общем понимании совладающее поведение характеризуется, как готовность индивида решать жизненные проблемы. Психологическое предназначение такого поведения состоит в том, чтобы как можно лучше адаптировать человека к требованиям ситуации.

Понятие «совладающие стратегии» также широко интерпретируется как процесс управления ресурсами. Предполагается, что процесс совладания с жизненными трудностями есть по сути процесс мобилизации личностных ресурсов и ресурсов среды, оптимального их использования.

Психологами выделено 8 стратегий «совладающего поведения» :

1. Стратегия противостоящего совладания - состоит из агрессивных усилий человека изменить ситуацию, проявления неприязни и гнева в отношении того, что создало проблему.

2. Стратегия дистанцирования - описывает попытки индивида отделить себя от проблемы, забыть о ней.

3. Стратегия самоконтроля - заключается в старании регулировать собственные чувства и действия.

4. Стратегия поиска социальной поддержки - состоит из усилий индивида найти в обществе информационную, материальную и эмоциональную помощь.

5. Стратегия принятия ответственности - заключается в признании своей роли в порождении проблемы и в попытке не повторять прежних ошибок.

6. Стратегия избегания - складывается из усилий человека избавиться от проблемной ситуации, уйти из неё.

7. Стратегия планового решения проблемы - состоит в выработке плана действий и следования ему.

8. Стратегия позитивной переоценки - описывает усилие человека придать позитивное значение происходящему, его попытку справиться с трудностями путем интерпретации обстановки в позитивных терминах.

Все восемь типов стратегий совладания с жизненными трудностями охватывают совершенно разные ориентации личности. Чтобы справиться с ситуацией, она либо атакует окружающих, либо пытается получить от них помощь, либо бежит от этой ситуации, либо отделяет себя от данной проблемы, либо придает ситуации позитивное значение, либо фокусирует внимание на своем эмоциональном состоянии и поведении (стремление сдерживать свои чувства и в дальнейшем не совершать подобных ошибок, либо, наконец, сосредоточивается на решении проблемы.

В основном эти стратегии исключают друг друга, но иногда - дополняют. Практика показывает, что каждый второй человек, оказавшийся в трудной ситуации, использует одновременно несколько стратегий совладания. По оценке ряда исследователей, эффективно использование нескольких способов совладания с негативными событиями, в особенности с применением практических шагов. Неэффективной являются стратегия избегания и позитивная переоценка ситуации. В стратегии позитивной переоценки кризисной ситуации содержится ловушка. Придание позитивного значения затруднительным обстоятельствам уменьшает дистресс и служит эмоциональному приспособлению к стрессу. В то же время, подобный, во многом искусственный, перенос внимания отвлекает от решения конкретных практических проблем. Очевидна неэффективность и стратегии избегания («голова в песок»).

По каким же симптомам можно догадаться, что подросток находится в состоянии стресса?

- Первым признаком стресса является отдаление подростка от его сверстников и близких людей. Вольно или невольно он становится замкнутым и одиноким. Не хочет отвечать на телефонные звонки, не желает никого видеть. Причиной этого отдаления от людей зачастую бывает резкое понижение самооценки, появление неуверенности в собственных силах, ощущение, что весь мир его не понимает и не принимает.

- Другим симптомом подросткового стресса является рассеянность внимания, забывчивость подростка. Он забывает, что было вчера, не замечает знакомых на улице, постоянно витает в облаках и не может ни на чём сосредоточиться. Родителям в этом случае нельзя ругать своего ребёнка, надо его понять и постараться помочь, обратившись за помощью к психологу.

- Следующим признаком подросткового стресса является постоянно утомлённое состояние. Ребенок практически не спит, не ест или же наоборот активно «заедает своё горе» и целыми днями пребывает в сонном состоянии. В любом из этих случаев подросток угрюм, измучен, апатичен.

Однако бывают и несколько другие проявления стресса. К примеру, циклическая смена настроения: от состояния беспредельной радости подросток тут же переходит к состоянию глубокого расстройства. Другим примером изменения настроения подростка при стрессовом состоянии является появление агрессии. Его раздражают люди, интересующиеся его жизнью, выводят из себя любые мелочи. Внезапная гиперактивность подростка довольно часто также является симптомом стресса. Подросток старается ни секунды не стоять на месте, не сидеть без дела, пытаясь отвлечься или забыться. Подросток панически боится, остановившись, вспомнить, «остаться наедине» с причиной своего стресса.

Рекомендации родителям по профилактике стресса у детей.

Общие рекомендации:

• обязательные ежедневные прогулки;

• хорошее питание;

• соблюдение режима дня;

• общение с родственниками и друзьями;

• физические нагрузки;

• обращение к психологу;

• расслабление с помощью прогулки в парке, просмотра мультфильмов, посещения развлекательных центров или кафе, массажа и т. д.

Наладьте взаимоотношения с ребенком, чтобы он чувствовал себя спокойно и уверенно:

• слушайте своего ребенка;

• проводите вместе с ним как можно больше времени;

• рассказывайте ему о своих детских поступках, победах и неудачах;

• если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но и сумейте уделить внимание каждому в отдельности

• принимайте вашего подростка безусловно, т. е. любите его не за то, что он красивый, умный, отличник, помощник и т. д., а просто так, просто за то, что он есть

Все это мы давно знаем…

• Никогда не стоит сравнивать ребенка с другими детьми (только с самим собой). Тем более нельзя сравнивать с братьями и сестрами;

• Никаких физических наказаний и словесных оскорблений! Конечно, есть поступки за которые можно и наказать. Придумайте каким образом это сделать: обидеться на ребенка, отказаться от запланированного совместного мероприятия, запретить пользоваться компьютером, ввести «исправительные работы» по дому и т. п

• Хвалить ребенка необходимо с умом – не захваливать, а отмечать конкретные дела;

• Учите справляться ребенка с трудными задачами. Вместе с ребенком разделите сложную операцию на отдельные этапы, выполняйте все постепенно, медленно, шаг за шагом.

• В воспитании необходимо придерживаться золотой середины. Выбирая стиль воспитания, избегайте авторитарного и не предоставляйте излишней свободы, приводящей к вседозволенности.

Обратите внимание на свое эмоциональное состояние:

• Следите за собой, особенно если вы находитесь под действием стресса и вас легко вывести из равновесия. В этом случае лучше отложить совместные дела с ребенком (если это, конечно, возможно).

• В те минуты, когда вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, то, что могло бы вас успокоить: примите душ, выпейте чаю, послушайте любимую музыку и т. д.

• Следите за своей речью. Постарайтесь, чтобы тон голоса был спокойным, доброжелательным. Даже если ребенок провинился, старайтесь не кричать на него, и уж ни в коем случае не угрожать. Лучше разобрать неприятную ситуацию в спокойной обстановке, когда и ребенок, и взрослый успокоятся и будут готовы к диалогу.

• У родителей с низкой самооценкой не может быть детей с высокой самооценкой. Поэтому постоянно работайте над собой: выясните что вас больше всего тревожит. Не пытайтесь обмануть себя уговорами что все не так, как вам показалось в первый раз, когда вы мысленно ответили на свой вопрос. Будьте откровенны сами с собой.

Принимайте своего ребенка безусловно!

• Посмотрите, насколько вам удается принимать вашего ребенка. Для этого в течение 2-3 дней посчитайте, сколько раз вы обратились к нему с положительными высказываниями (приветствием, одобрением, поддержкой, и сколько – с отрицательными (упреком, замечанием, критикой). Если количество отрицательных обращений равно или превышает число положительных, то с общением у вас не все благополучно.

• Обнимайте своего ребенка не менее 4-х раз в день (обычное утреннее приветствие и поцелуй на ночь не считаются). Примечание: не плохо то же делать и по отношению к взрослым членам семьи.

Публикации по теме:

Обучение дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к.

Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка ТЕМА: Фототерапия как одно из средств решения социально-психологических проблем умственно отсталого ребенка. Тема нашего сегодняшнего семинара.

Может ли у детей быть стресс? Стресс и дети. Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается,.

Обучение детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах города С каждым годом все оживленнее становится движение на улицах нашего города. Увеличение количества транспорта и скоростей обязывает пешеходов.

Проект «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту через моделирование опасных ситуаций» Творческий проект Тема: «Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению в быту через моделирование опасных ситуаций».

Обучение детей старшего дошкольного возраста безопасному поведению Содержание проекта. Подготовительный этап. Определение педагогом с детьми темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.

Памятка «Как снять стресс» Памятка КАК СНЯТЬ СТРЕСС 1. Громко петь! 2. Резко встать и пройтись. 3. Посчитать зубы языком с внутренней стороны. 4. Скомкать газету.

Памятка психологической помощи в различных кризисных и экстремальных ситуациях АГРЕССИЯ Агрессивное поведение – один из произвольных способов, которыми организм пытается «снизить» внутреннее напряжение. Проявление злобы.

Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре Роль коррекционно-развивающих занятий для детей и подростков стационарного отделения в Социально-реабилитационном центре. В нашей практике,.

Тренинговое занятие «Стресс и Эмоции: саморегуляция и уверенное поведение» СТРЕСС И ЭМОЦИИ: САМОРЕГУЛЯЦИЯ И УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ Тренинг был создан для работы с детьми 9-х и 11-х классов в рамках подготовки к экзаменам.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обучение стресс-совладающему поведению подростков в различных социально-психологических ситуациях
Опубликовано: 9 февраля 2018 в 08:45
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД