Лучший педагог года

Обзор программ и методических рекомендаций по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Лилия Сахарова
Обзор программ и методических рекомендаций по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Удивительная страна Детство! Можно мечтать о своём будущем, например, кем быть. Свою мечту воплотить в играх: сегодня – врач, завтра – банкир и даже президент. …

Что такое профессиональная ориентация? Это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей у каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям. Это касается не только выпускников школ. Трехлетний ребенок уже проявляет себя как личность. У него проявляются способности, наклонности, определенные потребности в той или иной деятельности. Зная психологические и педагогические особенности ребенка в детском возрасте можно прогнозировать его личностный рост в том или ином виде деятельности. Мы можем расширить выбор ребенка, дав ему больше информации и знаний в какой либо конкретной области.

Публикация «Обзор программ и методических рекомендаций по ранней профориентации детей дошкольного возраста» размещена в разделах

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети знакомятся с многообразием и широким выбором профессий. Эти элементарные знания помогают детям расширить свои познания о работе родителей, бабушек и дедушек, поближе познакомиться с рабочим местом мамы и папы, узнать, что именно выполняют они на работе.

Профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на всех возрастных этапах, поэтому дошкольный возраст рассматривается как подготовительный, в котором закладываются основы для профессионального самоопределения в будущем.

Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых, мотивы и цели их труда, способы достижения результата.

Детская жажда знаний огромна. Развиваясь, она переносится на различные действия, труд людей, их профессии.

На данный момент на просторах интернета можно найти массу различных методик и программ, но как правило все эти программы разработаны непосредственно под определенный коллектив, под их цели и задачи по данной теме, исходя из их желаний и возможностей. Я предлагаю вам рассмотреть некоторые из них.

Программа

реализации инновационной площадки

«Ранняя профориентация детей дошкольного возраста»

Цель программы : Создание комплекса психолого – педагогических условий развития ранних представлений о мире профессий у детей дошкольного возраста.

Программа «Ранняя профориентация детей дошкольного возраста» рассчитана на детей дошкольного возраста 3 - 7 лет.

Реализация программы планируется через проведение непосредственно – образовательной деятельности с дошкольниками по разным возрастным группам :

-Младшая группа – 8 занятий

- Средняя группа – 10 занятий

- Старшая группа – 13 занятий

- Подготовительная группа - 17 занятий

Занятия с детьми проводятся 1 раз в неделю. Все занятия носят интегрированный характер.

В рамках реализации программы предусмотрены творческие задания на взаимодействие ребёнок + родитель (домашние задания, педагогические проекты, экскурсии, встречи с представителями разных профессий муниципального рынка труда, просветительская работа с родителями и педагогами по сопровождению профессионального самоопределения дошкольников.

Ожидаемые результаты реализации программы для детей дошкольного возраста :

- обобщенное представление у дошкольников о структуре трудового процесса, понимание

взаимосвязи между компонентами трудовой деятельности;

- повышение познавательной активности детей дошкольного возраста, интереса к

профессиям взрослых;

- позиционирование ребенка в различных профессиях

Средняя группа.

п/п Объект экскурсии Программное содержание

1 Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?» Познакомить с профессией повар, его трудовыми процессами, с предметами – помощниками. Воспитывать уважение к труду.

2 Экскурсия – путешествие в медицинский кабинет.

Формировать представление о людях ближайшего окружения ребёнка; познакомить с профессиями врач и медсестра; развивать у детей наблюдательность; воспитывать уважение к сотрудникам детского сада.

3 Экскурсия – путешествие в прачечную.

Продолжать знакомить детей с детским садом и его сотрудниками, их трудом; познакомить детей с новыми предметами, рассказать о их назначении; развивать речь и память детей; активизировать словарь и наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых, уважение к взрослым за их заботу о детях.

4 Целевая прогулка «По территории детского сада».

Познакомить с трудом дворника, познакомить детей с новыми предметами необходимые для работы дворнику; развивать речь и память детей; активизировать словарь и наблюдательность; воспитывать уважение к труду взрослых, уважение к взрослым за их заботу по уходу за территорией детского сада.

РАННЯЯ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ

ДОШКОЛЬНИКОВ

Пособие по ознакомлению детей старшего

дошкольного возраста с промышленными

предприятиями города

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру

профессий, предоставить ему возможность использовать свои

силы в доступных видах деятельности.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения

работы положен системно-деятельностный подход. Это

обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию

всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально - положительный

настрой ребнка. Работа осуществляется во время

непосредственно образовательной деятельности, в ходе режимных

моментов, в самостоятельной деятельности детей. Решению задач

во многом способствует совместное творчество сотрудников детского

сада, направленное на взаимодействие с семьй в целях осуществления

полноценного развития детей, создания равных условий

образования дошкольников независимо от материального достатка

семьи, языковой и культурной среды, этнической принадлежности.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество

детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями

различных профессий.

Информацию о профессиях дети могут получить во время педагогического

процесса в детском саду и за его пределами (экскурсии,

беседы, наблюдения, чтения, обсуждения, рассматривание картинок,

проведение театрализованных кукольных представлений, дидактических,

подвижных, музыкально-плясовых игр, занятий по

овладению определенными умениями, элементами трудовой деятельности).

Очень важно, чтобы ребенок не только наблюдал за работой

взрослых, видел ее особенности и результаты, но и участвовал

в совместной трудовой деятельности со взрослым, выполняя

трудовые поручения и просьбы. Тогда в дальнейшем он сможет использовать

полученные сведения в самостоятельной деятельности

(сюжетно-ролевой игре, закрепить и расширить приобретенные

знания.

Одним из, новых подходов при ознакомлении дошкольников

с профессиями взрослых является промышленный туризм.

Промышленной туризм – это организация экскурсии на действующие

промышленные предприятия.

В пособии представлен информационный и практический материал

по организации экскурсий с детьми старшего дошкольного

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО РАННЕЙ ПРОФОРИЕТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВСЕ ПРОФЕССИИ ХОРОШИ, ВЫБИРАЙ НА ВКУС»

В составленной программе ставится задача знакомство детей с окружающими их профессиями, постепенного развития у детей, интереса к труду взрослых, желания трудиться, воспитания навыков элементарной трудовой деятельности, трудолюбия. Для каждой возрастной группы в программе определены виды и содержание трудовой деятельности детей.

Программа предполагает и теоретическую, и практическую подготовку детей к последующему профессиональному самоопределению : ознакомление детей с трудом взрослых и непосредственное участие детей в посильной трудовой деятельности. Участия детей в трудовой деятельности можно расценивать как элементарные трудовые (профессиональные) пробы, в процессе которых зарождаются профессионально ориентированные интересы.

Дополнительная образовательная программа по профориентации детей включает в себя четыре блока:

«Знакомимся с профессиями» (вторая младшая группа)

«Путешествие в мир профессий»(средняя группа,

«Как много профессии на свете» (старшая группа)

«Все профессии важны, все профессии нужны» (подготовительная группа).

Содержание этих блоков направлено на знания различных видов профессий, помочь детям осознать важность, необходимость и незаменимость каждой профессии.

Цель: сформировать у ребенка эмоциональное отношение к миру профессий, предоставить ему возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности.

ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОГРАММЫ.

Работа по ранней профориентации дошкольников строится с учтом следующих принципов:

1. Принцип личностно ориентированного взаимодействия (организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учета особенностей его индивидуального развития, на отношении к нему как сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса).

2. Принцип доступности, достоверности и научности знаний.

3. Принцип открытости (ребенок имеет право участвовать или не участвовать в какой-либо деятельности, предоставлять или не предоставлять результаты своего труда, предоставлять в качестве результата то, что считает своим достижением он, а не воспитатель, принять решение о продолжении, завершении работы).

4. Принцип диалогичности (возможность вхождения в беседу по поводу выполнения работы, полученного результата, перспектив продолжения работы, социальных ситуаций, способствующих или помешавших получить желаемый результат).

5. Принцип активного включения детей в практическую деятельность (экскурсия, наблюдение, трудовые поручения, беседы, развлечение, викторина, игры).

6. Принцип рефлексивности. Является основной для осознания каждым ребенком себя как субъекта собственной деятельности, социальных отношений. В результате у ребенка формируется представление о себе, своих возможностях, своей успешности. Таким образом, формируется способность осознания действий, самооценка результата, саморегуляции поведения.

В основу реализации комплексно-тематического принципа построения работы положен системно-деятельностный подход. Это обеспечивает социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности, поддерживает эмоционально-положительный настрой ребнка. Работа осуществляется во время дополнительной образовательной деятельности.

Совместная деятельность детей и взрослых включает сотрудничество детей не только с педагогами, но и с родителями и представителями различных профессий.

В процессе сотрудничества с взрослыми у детей развиваются коммуникативные и познавательно-исследовательские навыки, формируется понимание норм и правил общественного поведения.

Методы обучения :

Словесные – объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы

Наглядные – показ, иллюстрации.

Практические – экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда

Игровые - дидактические игры, с/ролевые игры, игровые ситуации

Исходя из возрастных особенностей детей и возможностей персонала организуются экскурсии:

- в медицинский кабинет

- в прачечную

- в библиотеку

- в школу

- в магазин

- в аптеку

- в парикмахерскую

- на почту

- на приусадебный участок

- на работу к родителям.

«Поход в библиотеку»

1. Знакомимся с трудом библиотекаря.

2. Путешествие в сельскую библиотеку.

3. Готовим атрибуты для игр в библиотеку.

4. Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»

5.»Книжкина неделя»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Методы развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей в процессе работы по ранней профориентации Семинар «Методы развития познавательных, коммуникативных, творческих способностей детей в процессе работы по ранней профориентации в условиях.

Инновационный проект «Развитие ранней профориентации детей средней группы посредством создания мультипликационных фильмов» В статье представлен опыт работы по профориентации детей среднего дошкольного возраста в процессе создания мультипликационных фильмов. Использование.

Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Обзор психологических исследований агрессивности у детей дошкольного возраста Некоторые авторы, например Фрейд З., Бандура А., Адлер А. ,.

Обзор образовательных программ дошкольного образования 3 слайд – О вариативности в дошкольном образовании. Целостность педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается.

Перспективный план по ранней профориентации «В мире профессий» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по ранней профориентации дошкольников в МДОУ «Детский сад с. Терновка» ЭМР «В мире профессий» НА 2018-2019 учебный год.

Презентация «Перспективный план по ранней профориентации» ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН по ранней профориентации дошкольников в МДОУ «Детский сад с. Терновка» ЭМР «В мире профессий» НА 2018-2019 учебный год.

План работы родительского клуба по вопросам ранней профориентации детей старшего возраста План работы родительского клуба с целью повышения педагогической компетенции родителей по вопросам ранней профориентации детей старшего.

Проект по ранней профориентации дошкольников «Сладкая профессия — кондитер» для детей второй младшей и средней группы Тип проекта: ознакомительно - ориентировочный (информационный) Вид проекта: долгосрочный (декабрь – март) 2018 - 2019г Возраст детей: 4.

Необходимость ранней профориентации детей дошкольного возраста Проблема профориентации является общественной, так как именно от неё зависит состояние общества, развитие рынка труда, занятость населения,.

Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольниковЭкскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников Экскурсия как эффективная форма ранней профориентации дошкольников В каком возрасте ребенок может выбрать для себя кем стать? Обычно вопрос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обзор программ и методических рекомендаций по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 9 января 2019 в 20:17
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД