Ольга Викторовна Гурвич
Оценка связной речи и речевой профиль в изучении состояния речевых процессов у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
ОЦЕНКА СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Баллы Пересказ, творческий рассказ Рассказ по серии картинок Описание предмета Рассказ по сюжетной картине
1 2 3 4 5
3 Составлен самостоятельно; полностью передаётся содержание; соблюдается связность и последовательность изложения; грамматические нормы; употребляются разнообразные языковые средства составлен с помощью; полно и адекватно отражён сюжет; соблюдены грамматические нормы языка Описан самостоятельно, последовательно; полностью и точно Описан самостоятельно. полностью и точно, связно и последовательно, с соблюдением языковых норм
Публикация «Оценка связной речи и речевой профиль в изучении состояния речевых процессов у дошкольников» размещена в разделах
2 Составлен с некоторой помощью (побуждение, наводящие вопросами, полностью передаётся содержание; отмечаются отельные нарушения связности; отсутствие художественно стилистических элементов; единичные ошибки в структуре предложений. Составлен с помощью; достаточно полно отражено содержание; возможны пропуски отдельных деталей; в целом не нарушающие соответствия сюжету; неявно выраженные нарушения связности; единичные ошибки в построении фразы Описан самостоятельно, с небольшой помощью, в целом правильно, но не полно; молфолого-синтаксические нарушения Составлен с небольшой помощью; нарушена связность, пропуски эпизодов и отдельные ; молфолого-синтаксические нарушения.
1 Используютя повторные наводящие вопросы; пропуски отдельных эпизодов или целого фрагмента; неоднократные нарушения связности; единичные смысловые несоответствия Составлен с помощью наводящих вопросов и указаний; нарушена связность; пропуски нескольких эпизодов; отдельные смысловые несоответствия Описан по наводящим вопросам; неполно, неточно; лексические и синтаксические несоответствия Составлен с помощью наводящих вопросов; нарушена связность; пропуски; смысловые несоответствия и
0 Составлен по наводящим вопросам; связность значительно нарушена; пропуски частей текста; смысловые ошибки; нарушается последовательность; бедность и однообразие языковых средств Составлен с помощью наводящих вопросов; связность резко нарушена; пропуски существенных эпизодов и целых фрагментов, что искажает сюжет; смысловые ошибки; рассказ подменяется перечислением действий Описан с помощью, по наводящим вопросам, крайне бедный словарь; нет последовательности; нет последовательности; выраженные аграмматизмы, затрудняющие восприятия предметы Задания не выполняются даже с помощью вопросов, большая часть рассказа – простое перечисление предметов и действий, бедность содержания. Нет связности, грубые лексико-грамматические ошибки
После обследования речи ребенка внутри каждого из разделов заполняется соответствующая форма, где в конце стоит дата обследования и фамилия логопеда. Потом заполняется сводный «Речевой профиль группы» (табл. 6, который позволяет выделить детей с низким, средним и относительно высоким уровнем речевого развития. Они также оцениваются в баллах.
I : низкий - от 0 до 9;
II : средне - низкий - от 10 до 19;
III : средний - от 20 до 28;
IV : средне - высокий - от 29 до 34;
V : высокий - от 35 до 39.
По результатам промежуточной диагностики состав подгрупп может изменяться.
РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ ГРУППЫ
Ф. И. Задания Всего баллов Уровень
Звукопроиз
ношение Фонематичес
кое восприятие Лексико-грамматичес
кие средства Связная речь
1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3 1 2 3
Вопросы диагностики и коррекции речи детей были и остаются одной из самых деликатных тем общения с родителями. Правильное заключение - необходимое, но не главное условие успешного обучения ребенка с нарушениями речи. При организации работы с родителями следует соблюдать два принципа: сообщать им о результатах обследования в тактичной форме и проводить необходимую разъяснительную работу. Это определяет дальнейшую эффективность и устойчивость результатов коррекционно-речевых мероприятий.
Как довести до сознания родителей важность коррекционной работы? В чем ребенку нужно помочь? Как сообщить им результаты диагностики? Размышление над этими вопросами привело к созданию «Индивидуальной диагностической карточки» (табл. 7). Она рассчитана на два года, и в нее заносится оценка выполнения ребенком речевых заданий в процессе стартовой, промежуточной и итоговой диагностики. Карточка удобна для родительских собраний, мини-педсоветов, при переходе ребенка в другую группу.
Для усиления восприятия можно результаты каждого обследования обозначать условными знаками другого цвета. В разделе «Звукопроизношение» можно написать все звуки, которые ребенок не произносил вначале, а над ними - символы-кружки, которые по мере постановки и автоматизации звука будут заштриховываться:
- нет звука;
- звук автоматизируется;
- звук введен в речь.
Все эти формы учета данных психолого-педагогического и логопедического обследования детей, хода и результатов коррекционно-речевой работы с ними прошли успешную апробацию и взяты на вооружение многими логопедами.