МААМ-картинки

ООД «Башкирский национальный женский костюм»

Эльвира Ахметьянова
ООД «Башкирский национальный женский костюм»

Цель: Приобщение воспитанников к национальной культуре и развитию духовных ценностей посредством знакомства с национальным  костюмом.

Задачи:

Образовательные :

- Пробуждать интерес воспитанников к башкирскому национальному костюму, познакомить с его особенностями, расширять знания о башкирской народной культуре.

- Расширить представление о цветовом колорите народного костюма.

Публикация «ООД „Башкирский национальный женский костюм“» размещена в разделах

- Закрепить умение воспитанников сравнивать, описывать, делать выводы, способствовать развитию речи и активизации словаря.

Развивающие:

- Способствовать развитию интереса к изучению истории культуры башкирского народа.

- Развивать эстетический вкус, технические умения и навыки аппликации.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес и уважение к традициям башкирского народа.

- Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, гордость за свой народ.

Предварительная работа:

- рассматривание иллюстраций с изображением людей в башкирских национальных костюмах; рассматривание альбома «Моя Республика Башкортостан», «Город Октябрьский». знакомство с куклами в башкирских костюмах,

- беседы о башкирском народе, их традициях,

- дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм»

- рисование  «Укрась платье», аппликация «Башкирский сапожок».

- экскурсия в музей башкирской культуры детского сада.

Методы и приё мы: звучание башкирских мелодий, беседа, вопросы к воспитанникам, дидактическая игра «Наряди куклу в национальный костюм», рассматривание башкирского костюма, объяснение, сюрпризный момент, физминутка - подвижная игра «Прячу платочек».

Материалы и оборудование: башкирский национальный женский костюм; картонная кукла с элементами одежды; аудиозапись шум работы самолета; аудиозапись башкирской музыки; проектор; слайды, квадрат белой бумаги, элементы башкирского узора, вырезанные из цветной бумаги, клей.

Интеграция образовательных областей:

«Социально - коммуникативное развитие»,   «Речевое развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие»

Словарная работа: кульдяк, камзул, ситек, кумьяулын , бисер, кукррэксэ, сулпы, кашмау

Мотивация: личная заинтересованность

Ход ООД

1 часть

Воспитатель собирает в круг воспитанников.

Воспитатель:

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики звонили.

Дили-дили-дили-дили!-

Колокольчики будили

Всех девченок и мальчишек

И весёлых шалунишек

Динь, день! Динь, день!

Начинаем новый день!

Давайте улыбнемся друг другу и подарим хорошее настроение!

Воспитатель:    Добрый день, октябрьцы. Почему я вас так назвала?

Ответы воспитанников.            

Воспитатель:  Как называется страна, в которой мы живем?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Как называется республика, в которой мы живем?

Ответы воспитанников.

Воспитанники садятся на стулья

2 часть

Воспитатель: Ребята, сядьте все удобнее и представьте себе, что мы летим на самолете.  

Звучит аудиозапись шум работы самолета.

Воспитатель: из иллюминаторов самолета мы видим нашу большую Родину – Россию и свой родной край – Республику Башкортостан. Как прекрасен наш край! Если посмотреть на Башкирию с высоты, то можно увидеть: и горы, и холмы, и равнины, и обрывы.  

Показ слайдов под музыку «Туманное утро» музыка Р. Хасанова.

Воспитатель: на востоке высятся Уральские горы – Уралтау. Они покрыты густыми лесами. А вы хотите узнать, как появилась наша родина – Башкортостан

Ответы воспитанников.

Воспитатель: давным-давно это было. Жили-были старик и старуха. Жили они очень хорошо. Не было тогда ни войн, ни горя. В реках водилось очень много рыбы, строили плотины бобры; в лесу бегали разные звери, в горах водились олени. Вскоре у старика со старухой родился сын – джигит. Очень любили они своего малыша, кормили рыбьим жиром, кутали в медвежью шкуру. Когда шкура стала мала, стал помогать егет своим родителям. Вскоре родителей не стало, и остался егет один. Долго ли, коротко ли, надоело егету жить одному, и пошёл он туда, куда глаза глядят. Долго он шёл дорогами длинными, и повстречалась ему на пути девушка- красавица. Понравились они друг другу, поженились и стали жить вместе. Родились у них дети. Дети выросли, и у них появились дети, а у этих детей ещё дети. Так и появился башкирский народ и Башкирия. Башкортостан – богатый край. Он богат нефтью, газом, углём. Повсюду тянутся обширные хлебные поля. Столица нашей родины Уфа. Наша республика занимает большую территорию. Живут здесь и башкиры, и татары, и русские, и чуваши, и марийцы, и немцы. У каждого народа есть свои обычаи, традиции, любимые танцы. Танцы бывают разные: охотничьи, свадебные, военные. В танцах башкиры отражали свою жизнь, эмоциональное состояние. В танцах лечили даже болезни: простуду, радикулит; вызывали дождь. Танцы имеют свои названия: «Три угла», «Три пня», «Журавли», «Кукушка».

Приглашаю вас посмотреть башкирский народный танец «Семь девушек».

Показ видеофильма «Танец Семь девушек»

Воспитатель: какой красивый танец! Вам понравился?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: танец действительно получился замечательным и красивым благодаря мастерству танцоров, музыке и конечно же костюмам.

Воспитатель приглашает воспитанников станцевать под башкирскую мелодию элементы башкирских движений.

Воспитатель: Посмотрите, как я сегодня нарядилась! Как называется мой наряд?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: Да,правильно это башкирский национальный женский костюм. Давайте рассмотрим его. Вот это длинное платье называется кульдяк, повторим это слово - кульдяк, поверх платья одела - камзол, на ногах - сапожки, которые называются итек (повторить слово).

 Женские платья вышивались бисером и стеклянными пуговицами, металлическими звёздочками и крупинками, серебряными монетами.  Украшали платья нашивкой лент вокруг нагрудного разреза и на подоле. Нагрудная повязка (кукррэксэ) – прикрывала грудь.

У женщин были очень красивые головные уборы с серебряной нашивкой. Крупные монеты расшивались на шлем вокруг отверстия (кашмау).  Вот это головной убор – кумьяулын – платок - покрывало.

Башкирские женщины также заботились и о прическе. Девочки и девушки заплетали волосы в одну косу, а взрослые женщины - в две. В косы вплетали длинные шнуры с монетами на концах, которые назывались - сулпы.

Одевшись в красивые наряды, девочки собирались вместе, вышивали красивые платочки и очень любили играть. Давайте, мы тоже поиграем в игру «Прячу платочек».

Проводится игра «Прячу платочек - Яулык»

Дети встают в круг и выбирают водящего по считалке.

В руке у водящего платок. Он идет по внешнему краю круга со словами:

Спрячу, спрячу я платочек,

Под ракитовый кусточек.

Кто платочек найдет,

Тот со мной пойдет.

И незаметно кладет платок у ног одного из игроков. Если этот игрок заметит, быстрее с платком бежит за водящим, чтобы его поймать. Водящий убегает, чтобы встать на место игрока. Водящим становится новый ребенок.

Воспитатель: Молодцы, дети, славно поиграли.  А сейчас мы с вами поиграем в дидактическую игру «Наряди куклу в национальный костюм» (с названием деталей одежды).

Игра проводится 2-3 раза.

3 часть

На память о сегодняшне нашей встрече я хочу вам подарить вот такие платочки, они совершенно белые, некрасивые. Предлагаю украсить их башкирским узором.

На фоне башкирской мелодии педагог читает стихотворение Р. Б. Даутова

В башкирском узоре – цвет меда, пшеницы,

Бескрайних лугов и степей красота,

Цвет синего неба, земли плодородной,

Цвет красных цветов, родников чистота.

Мы слышим протяжную песню курая

В сплетении цвета природы холста.

В башкирском узоре – сэсэна сказанье

И щедрость народа, его доброта.

Ребята, посмотрите, каким узором украшали жилище, утварь и конечно же свою одежду башкиры.

Показ слайда «Башкирские узоры»

Воспитатель: этот элемент орнамента называется «Бараньи рога», цвет желтый и он действительно похож на бараньи рога; этот знак означал солнце (показ на солярный знак). А вот этот означал гостеприимство (элемент орнамента выполнен в виде сердечка). Так же часто использовались различные геометрические фигуры. Назовите эти геометрические фигуры.

Ответы воспитанников. (квадрат, ромб, треугольник, прямоугольник)

Воспитатель:предлагаю украсить платочки аппликацией. Проходите и занимайте места за столами.

Продуктивная деятельность.

Воспитанники подходят к столам и выполняют аппликацию на тему «Башкирский платок». В аудиозаписи звучит башкирская мелодия «Элегия» Н. Сабитова.

По окончании работы воспитанники рассматривают работы друг друга, рассказывают чья работа им понравилась и почему.

4 часть.

Воспитатель: вот и закончилось нашего занятие. Я благодарю вас за то, что вы были такими активными, весёлыми и любознательными. А вам понравилось наше занятие?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: расскажите, что вы видели и слышали. А что вам понравилось больше всего?

Ответы воспитанников.

Воспитатель: что было самое сложное для вас?

Ответы воспитанников.

Воспитатель. Молодцы ребята! Вы сегодня замечательно потрудились!

Использованная литература:

1. Молчева А. В. Народное декоративно-прикладное искусство Башкортостана - дошкольникам. - Уфа: Башкирское издательство "Китап", 1995, - 112 с. : ил.

2. Колбина А. В. Программа по декоративной деятельности детей дошкольного возраста на основе башкирского декоративно-прикладного искусства. - Уфа, ООО "Деловая династия"", 2014 - 28 с.

3. Шитова С. Н. Башкирская народная одежда. - 1-е изд. - Уфа: Китап, 1995. - 240 с., ил.

4. Булгаков Р. М. Материальная культура башкирского народа. - Уфа: Китап, 1998. - 20с., ил.

 

Публикации по теме:

Дидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возрастаДидактическая игра «Одень кукол в национальный костюм» для детей старшего дошкольного возраста Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Так знакомство с костюмами русского, калмыцкого.

Фольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». ФотоотчетФольклорный башкирский праздник «Мой национальный костюм». Фотоотчет Фольклор – благодатный и ничем не заменимый источник нравственного воспитания детей, так как в нём отражена вся реальная жизнь со злом.

Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм»Фоторепортаж «Большой фестиваль адыгской культуры. Часть третья «Адыгейский национальный костюм» Приятного дня, дорогие друзья! Продолжаю фоторепортаж с "Большого фестиваля адыгской культуры". Представляю Вашему вниманию третью часть,.

Национальный уголок нашей группыНациональный уголок нашей группы Фотоотчет «Национальный уголок нашей группы» Для приобщения детей к культуре своей народа, языку – мы организовали в группе свой национальный.

Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм»Фотоотчет о работе над проектом «Адыгский национальный костюм» Учитывая, что дошкольный возраст – это важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, педагогическим.

Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии»Фотоотчет о празднике «Национальный костюм народов Мордовии» Между Волгой и Уралом Мы одной семьей живем. И Россию мы недаром Нашей матушкой зовем. Предлагаю Вашему вниманию фотоотчет праздника «Национальный.

Интерактивная экскурсия в кабинете педагога-психолога «Карельский национальный костюм»Интерактивная экскурсия в кабинете педагога-психолога «Карельский национальный костюм» Друзья, вчера я рассказала Вам о своем увлечении, а сегодня делюсь тем, как я использую его в своей деятельности с детьми. В этом году.

Конспект НОД в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент» Конспект нод в подготовительной группе с использованием регионального компонента «Башкирский национальный орнамент». Программное содержание.

Лэпбук «Белорусский национальный костюм»Лэпбук «Белорусский национальный костюм» Лэпбук - "мини-энциклопедия" в которой собрана разнообразная информация на определенную тему. Для знакомства воспитанников с особенностями.

Проект «Ознакомление дошкольников с Традициями бурятского народа» (Национальный костюм) ПРОЕКТ «ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТРАДИЦИЯМИ БУРЯТСКОГО НАРОДА» (НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОСТЮМ) Бурятский национальный костюм. Автор проекта: учитель.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД «Башкирский национальный женский костюм»
Опубликовано: 17 ноября 2022 в 20:42
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД