ОД «Обряды старины далекой…»

Соболева Наталия Андреевна
ОД «Обряды старины далекой…»

Обряды старины далекой.

(обряды Воронежской губернии)

Соболева

Наталия Андреевна

Программное содержание:

Познакомить детей с обрядами, поверьями Воронежского края. Познакомить детей с мифами Воронежского края.

Формировать у детей отношение к мифам и суевериям, укреплять познавательное отношение к природе, фюрмировать эмоциональную отзывчивость к эстетической стороне окружающего мира. Обеспечить развитие активной речи и увеличение словаря.

Закладывать предпосылки совместной деятельности со сверстниками. Приучать детей к сдержанной вежливости в общении с окружающими. Прививать любовь к своему краю, учить уважать народные традиции, обряды, поверья. Воспитывать доброту, дружеские отношения, умение тактично предложить свою помощь.

Ход занятия

Дети входят в зал. Стоят кругом и поют песню.

Много в мире сказок

Самых, самых разных

Про ворчливых леших,

Грустных домовых.

Мы бы так хотели

С ними подружиться,

Чем-то им помочь

Повеселить бы их.

Сказка, сказка приходи,

С нами рядом посиди

Мы хотим тебя увидеть

Ты скорее приходи.

Тише музыка звучи

В сказку нас перенеси.Воспитатель:

Дети, вот мы и в сказке. Посмотрите здесь камень с какими-то рисунками и стрелками. Давайте посмотрим, что здесь нарисовано.

(Дети рассматривают рисунки на камне)

Налево пойдешь - в болото к водяному попадешь.

Прямо пойдешь - к бабе-яге попадешь.

На право пойдешь - в дремучий лес к лешему попадешь.

(Дети выбирают стрелку, которая указывает налево)

Воспитатель:

Ребята, завтра 16 апреля, по народному поверью это день, когда просыпаются водяные. Давайте-ка мы его сегодня разбудим. В народе водяного называют дедушка водяной-начальник под водой. Ребята, а какой из себя водяной?

Дети:

Водяной это старик - покрытый болотной травой. Он охраняет водное царство, если к нему относятся с почетом и уважением, он охраняет имущество. Если же водяной гневался, то он ломал мельницы, разгонял рыбу, а иногда даже посягал на жизнь людей.

Всплывает водяной и поет песню. Я водяной, я водяной Поговорил бы кто со мной,

А то мои подружки Пиявки да лягушки. Фу, какая гадость.

Водяной: (Обращается к детям)

Вы кто такие? Зачем пришли сюда?

Дети:

Мы дети из д/с «Светлячок». Мы путешествуем.

Дети:

Дедушка Водяной, мы хотим пить.

Водяной:

Я помогу вам, но для этого нужно перейти мое болото. А для этого необходимо уметь считать до десяти. Видите, кочки пронумерованы, переходить нужно, наступая на цифры строго по порядку от 1 до 10. Ну-ка покажите, как вы считать умеете (2-ое детей считают до десяти) наступая с одной точки на другую.

Водяной:

Ну молодцы справились с моим заданием. Есть в моем царстве колодец с чистой водицей. Я дам вам напиться только тогда, когда вы выполните еще одно мое задание. На срубе колодца есть буквы и ведро с буквами. Нужно выбрать такие буквы, чтобы они подошли к тем, которые есть на срубе колодца.

(2-ое детей подбирают буквы, а остальные дети вместе с Водяным проверяют, правильно ли выполнено задание).

Водяной:

Молодцы и читать вы умеете. За это я угощу вас чистой водой из колодца и помогу вам выбраться из болота. Возвращаться Вам нужно по тем же кочкам, только считать нужно в обратном порядке.

(Дети возвращаются назад к волшебному камню.)

Воспитатель:

Опять мы с вами оказались у волшебного камня. Куда же мы с вами теперь отправимся?

(Дети смотрят на камень и читают.) Пойдемте на право в лес.

Воспитатель:

Ну что же пойдемте в лес.

(Звучит музыка.)

Из леса показались два медвежонка. Они тянут друг у друга веревку.

Дети:

Здравствуйте медвежата. Зачем вы тяните веревку друг у друга?

Медвежата:

Мы хоти научиться прыгать через веревочку, а у нас только одна веревочка, а мы хотим, оба одновременно прыгать, как нам быть, не знаем.

Дети:

Да, трудное задание. Ведь если разделить приблизительно, то у одного Мишки веревочка будет длиннее, у другого короче. Прыгать неудобно.

Медвежата бурые, Не ходите хмурые Мы поможем вам.

(С этими словами девочки берут у Мишек веревочку, складывают пополам, разрезают и отдают медвежатам.)

1,ети:

Вот у вас получились две равные части.

(Обрадовались медвежата, стали кувыркаться и хвалить детей.)

Прощаясь,медвежата говорят:

Ребята, будьте осторожны, в лесу живет Леший.

Воспитатель:

Ребята, а вы что-нибудь знаете про леших?

Дети:

Лешие живут в лесу, они похожи на стариков. У них седая борода и одеты они в рогожу.

Воспитатель:

Правильно ребята. Живут лешие в сказочных лесах, жилище у них в густых камышах или лесных чащах. Леший, по народному поверью, редко бывает добр к человеку, большей частью старается ему навредить. Леший является человеку в разных видах, в особенности любит показываться дряхлым стариком.

(Из-за кустов раздается громкий плач.)

Воспитатель:

Кто-то громко плачет, ребята как вы думаете, пройдем мимо или поможем тому, кто попал в беду?

Дети:

Поможем!

Воспитатель:

Кто там плачет, выйди к нам.

(Из-за кустов выходит леший.)

Леший:

Что вы тут бродите? Или вам жить надоело?

Воспитатель,дети:

Здравствуй леший. Почему ты такой сердитый? Наши дети добрые, хотят твоей беде помочь. Что ты плачешь?

Леший:

Как мне не плакать? Старый ворон дал мне два кувшина. Один кувшин с живой, а другой с мертвой водой. А я забыл в каком кувшине какая вода, постарел видно.

Воспитатель:

Подожди плакать, слезами горю не поможешь. Что тебе ворон сказал, когда воду наливал?

Леший:

Ворон меня предупредил, что живой воды больше. Но кувшины непрозрачные, какой воды больше невидно, что же мне делать, как мне узнать.

Воспитатель:

Дети, подскажите лешему, что нужно делать.

Дети:

Воду нужно измерить.

(Они достают из своей корзины ведро и кружку.)

Дети:

Этой кружкой мы измерим сначала воду в одном кувшине (Наливают из кувшина воду в кружку и переливают в ведро.)

Дети считают кружки

Воспитатель:

Вот видите в этом кувшине три кружки.

(Дети переливают воду из ведра в кувшин. Другой ребенок начинает измерять воду в другом кувшине, получается пять кружек.)Дети: Вот в этом кувшине живая вода.

Леший от изумления ахнул.

Как вы узнали?

Дети:

Очень просто.Мы измерили воду: в одном кувшине три кружки воды, а в другом - пять кружек, пять больше чем три. Леший, что тебе сказал ворон - «что живой воды больше, чем мертвой». Значит вот в этом кувшине живая вода.

Леший:

Какие же вы молодцы, как я вам благодарен.

Воспитатель:

А чтобы ты не забыл, в каком кувшине живая вода, а в каком мертвая, мы тебе цветочек к кувшину с живой водой привяжем.

(Дети прощаются с лешим и возвращаются назад к камню и читают: «Прямо пойдешь - к бабе-яге попадешь».

Открывается дверь и выходит избушка на курьих ножках.)

Дети:

Избушка, избушка стань к лесу передом, а к нам задом.

Избушка топает ногой и говорит:

Кто здесь раскомандовался, это я сейчас буду командовать. Ну-ка сделайте 3 шага назад, 2 вперед, 1 влево. Молодцы, все правильно делаете. Приходите в гости. У меня в гостях домовенок Кузя живет. Вы слышали что-нибудь про домовых?

Дети:

Они живут в домах; охраняют дома, имущество. Люди очень уважают домовых.

Баба-Яга:

Правильно вы все сказали. У воронежских жителей домовые занимают первое место. Уважение народа к нему так велико, что он не только боится чем-нибудь оскорбить, обидеть домового, но даже напрасно произнести его имя. В разговоре домового называют дедушкой, хозяином.

По поверью, никакой дом не может стоять без домового, кто переходит из одного дома в другой, с хлебом-солью просит перейти домового на новое место жить. Домовой охраняет дом и хозяйство каждого домовладельца от других домовых, ведьм, болезней, следит за скотиной. У меня тоже есть домовенок Кузя.

(Зовет его.)

Домевенок Кузя:

Здравствуйте.

Дети:

Здравствуй Кузя.

Кузя:

Скажите, а вы все умеете делать?

Дети:

Все.

Кузя:

Тогда помогите мне. Шел я по лесу, нашел конверт, а что с ним нужно сделать не знаю. (Отдает детям концерт)

(Дети вынимают из него геометрические фигуры и складывают из них зверей и рыбок.)

Кузя:

Аи, да ребята молодцы.

Воспитатель:

Они у нас все знают и умеют: пляшут и поют.

Дети поют частушки:

1. Я с веселым водяным

Хочу подружиться,

Но скажите где сейчас

Он может находиться.

2. А я видела недавно

Леший по лесу бродил.

Попросила я его,

Чтоб за лесом он следил.

3.Все умеет домевенок:

Блины печь и щи варить.

Приходи к нам в садик Кузя

Веселее вместе жить.

4. Если б не было воды,

Не было б и кружки,

Если б не было друзей,

О ком бы петь частушки.

Баба-Яга:

Ох, и молодцы, развеселили вы нас, ноги сами рвутся в пляс. (Все пляшут.)

Ох, я совсем забыла, пока вы тут задачи решали, я вам пышек напекла. Приглашай-ка гостей Кузя на чай.

Публикации по теме:

Дидактические игры «Предметы русской старины»Дидактические игры «Предметы русской старины» Одной из годовых задач нашего детского сада является - приобщение дошкольников к культурно-историческому наследию России в условиях ФГОС.

Проект «Город русской старины!»Проект «Город русской старины!» Проект: долгосрочный. Актуальность темы: в настоящее время очень остро стоит вопрос возрождения облика города. Без знания прошлого, всего,.

Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа»Русский народный фольклор — консультация для воспитателей и родителей «Традиции, обычаи, обряды русского народа» Масленица – русский народный праздник. В народе говорят: «Масленица наступает - зима отступает». Масленица или как её еще в народе называют.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Предметы старины, утварь
  • Предметы старины, утварь
Автор публикации:
ОД «Обряды старины далекой…»
Опубликовано: 27 октября 2020 в 12:35
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 декабря. Всероссийский день хоккея

Очередной тематический день посвящен одному из самых захватывающих командных состязаний — игре в хоккей. Воспользуйтесь нашей тематической подборкой, чтобы заинтересовать детей этим зимним видом спорта.

1 декабря. Всемирный день Антарктиды

Антарктида – самый мирный на свете континент: там нет армий и военных баз, только учёные и исследователи. Это условие прописано в международном договоре об Антарктиде от 1 декабря 1959 года. В память об...

Детский мастер-класс по плоскостной аппликации «Весёлый снеговик»
Наступила зима, для многих ребятишек - она долгожданная: можно покататься с горки на санках и ватрушках, можно походить по заснеженному стадиону на лыжах,...
Мнемокарточки в автоматическом режиме к песни «Русская зима»
Инновационные технологии в ДОУ. Мнемотехника. Любая инновация представляет собой создание и последующее внедрение принципиально нового компонента,...
Фольклорный праздник для подготовительной группы «Были бы казачки-казаки будут! К Дню...
ЦЕЛЬ: воспитание чувства уважения и любви к женщине-матери, приобщение детей к культурным ценностям казачества, сохранение исторической памяти. Задачи:...