Лучший педагог года

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «О чём молчат камни»

Татьяна Прокопьева
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «О чём молчат камни»

ОО «Познавательное развитие»

ООД «Ознакомление с окружающим миром»

Тема: «О чём молчат камни

Группа: Старшая №1

Воспитатель: Прокопьева Татьяна Рейновна

01.11.2018

Цель: Формирование представлений о разнообразии камней и их свойств путем проведения опытно-экспериментальных действий.

Задачи:

1. Учить классифицировать камни по различным признакам (цвет, форма, размер, вес, температура, плавучесть). Формировать умение работать с увеличительными приборами.

Публикация «Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром „О чём молчат камни“» размещена в разделах

2. Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, зрительную и тактильную память; умение самостоятельно формулировать выводы.

3. Воспитывать интерес к объектам неживой природы, умение аккуратно и спокойно проводить опыты и эксперименты.

Оборудование и материалы: Коробка ощущений, презентация (письмо, схемы, наборы камней, лимонный сок, брусок, молоток, гвозди, сюрприз (конфеты);

• для детей- халаты, лупы, ложки, стаканчики с водой, кусочки пластилина, салфетки.

Словарная работа: лаборатория, лупа.

Ход занятия:

1. Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Я очень рада нашей встрече. У нас сегодня очень много гостей. Давайте поприветствуем наших гостей и улыбнемся им.

-Сегодня утром на электронную почту нашего детского сада пришло необычное письмо. Адрес отправителя тоже загадочный — Карельские скалы. Отправитель: Хозяйка карельских скал. Но ещё больше я растерялась, когда открыла письмо — в нём нет ни одного слова, одни лишь непонятные схемы. (Слайд со схемами)

— А вы, ребята, ничего необычного в саду не замечали. Ведь, я думаю, не зря на моём послании этот знак. Давайте внимательно осмотрим всё вокруг.

(Дети находят коробку)

- А вы знакомы с Хозяйкой карельских скал?

— Как вы думаете, что может в коробке находится?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Сейчас каждый из вас на ощупь попытается определить содержимое этой коробки, только договоримся, пока все не потрогают - никто, а потом хором скажем, что же там.

Дети: В шкатулке находятся камни.

Воспитатель: Верно, это — камни. А знаете ли вы, что у нас в Карелии очень много камней (слайд Показ карельских скал)Но с какой целью хозяйка послала нам эти камни и схемы?

(Предположения детей)

2. -Ребята, а еще в коробке есть записка, и не просто записка, а целое стихотворение, давайте я прочту, а вы послушаете.

Не просто так коробка здесь,

И в том один секрет-то есть:

В шкатулке этой камни есть,

Что излучают свет!

Один, как мамины глаза,

Прозрачно- голубой;

Как виноградная лоза,

Зелёненький — другой.

А третий солнышка светлей,

А вдруг это алмаз!

Я предлагаю, детки, их

Вам рассмотреть сейчас.

— Ребята, а что вы знаете о камнях?

— Не очень много вы о них знаете.

А хотите узнать больше? Для более полного их изучения я предлагаю вам пройти в лабораторию.

Воспитатель: Что такое лаборатория?

Дети: Это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Для работы в лаборатории, необходимо надеть специальную одежду и знать некоторые правила поведения: вести себя тихо и аккуратно, быть внимательными и следовать моим инструкциям, ничего не брать в рот, не размахивать и не кидать камни.

(Дети надевают халаты).

Воспитатель: Сегодня активно будут работать наши верные помощники. Давайте поиграем в игру. Я буду называть «помощника», а вы мне будете отвечать, для чего он нужен.

Глаза?

Дети: Чтобы смотреть.

Воспитатель: Пальчики?

Дети: Чтобы трогать, щупать.

Воспитатель: Уши?

Дети: Чтобы слушать.

Воспитатель: Хозяйка карельских скал разрешила нам рассмотреть ее коллекцию камней, и навести в ней порядок. А главное узнать, какими они бывают?

И первый опыт:

Опыт № 1. Определение цвета, формы и размера.

Дети делятся наблюдениями, какого цвета и формы камни.

— Покажите мне ваш самый большой ваш камень.

— Выложите все камни в ряд от самого большого к самому маленькому.

- Какой формы камни? Цвета?

— Все ли камни одинакового размера?

Вывод: камни бывают разными по цвету, форме и размеру.

(На магнитную доску вывешивается первая схема) - слайд

— Вот теперь, ребята, всё становится понятным, на схемах хозяйка скал изобразила то, что мы должны узнать о камнях.

Опыт № 2. Определение характера поверхности.

— Сейчас нужны будут ваши чувствительные пальчики. Закройте глаза, погладьте ваши камешки и попробуйте на ощупь выбрать самый неровный, шершавый камень.

— А теперь самый гладкий камешек? Подумайте, где можно чаще всего встретить такой камень? (У водоемов, моря)

— Почему у него нет острых углов? (Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камешек становится округлым.) Вывод: камни бывают гладкими и шероховатыми.

Опыт № 3. Определение твёрдости.

— В одну руку возьмите камешек, а в другую кусочек пластилина. Сожмите обе ладони.

— Что произошло с пластилином? Почему?

— А с камнем? Почему?

— Вы думаете, камень тверже дерева? Давайте проверим. Я возьму молоток, гвоздь и брусочек из дерева и попробую вбить гвоздь в дерево. Что получилось? (Гвоздь вошел в дерево).

Воспитатель. А сейчас я попробую вбить гвоздь в камень. Забивает — не получается. Гвоздь гнется, но не вбивается.

— Ну что, смогла я забить гвоздь в камень? Что случилось с гвоздем? А как вел себя камень? Какой можно сделать вывод?

Вывод: Камень твёрдый, прочный.

Опыт № 4. Определение температуры.

— Ребята, положите ваши ладошки на стол и быстренько на щёки. Чувствуете разницу?

Наша кожа может быстро определять температуру.

— Сейчас у нас будет очень сложный опыт. От вас потребуется внимание и сосредоточенность.

-Из всех камней вам необходимо выбрать самый тёплый и самый холодный.

-Как это можно сделать? (Зажать в ладонях, поднести к щеке)

Вывод: камни имеют разную температуру.

— Как можно согреть холодный камень?

-Я предлагаю вам согреть его своим тёплым дыханием.

Дыхательная гимнастика: Дети берут самый холодный камень, кладут его на ладони.

Делают глубокий вдох через нос, а выдох через рот, губы трубочкой. (3раза)

Опыт № 5. Плавучесть.

— Что будет, если положить камешек в воду? (Версии детей)

— Как это можно проверить?

-Дети осторожно кладут камень в воду. Наблюдают. (Камень утонул, от него на поверхность поднимаются пузырьки воздуха, цвет изменился, стал более ярким.)

Достают камень из воды, вытирают его салфеткой

— Какие камни вам нравятся больше, мокрые или сухие?

Вывод: камни тонут в воде, потому, что они тяжёлые.

Опыт № 6. Камни издают звуки.

-Как вы думаете, могут ли камни издавать звуки?

— Постучите ими друг о друга. Что вы слышите?

-Это камни разговаривают друг с другом и у каждого из них свой голос.

— А сейчас, ребята, на один из ваших камешков я капну лимонный сок. Что происходит?

(Камень шипит, злится, ему не нравится лимонный сок)

Давайте немножко отдохнем, сделаем пальчиковую гимнастику

«Веселые камешки». Возьмите 2 больших камешка и повторяйте за мной:

Посмотрите, вот какие – эти камешки большие,

А шершавые какие! В руки камешки возьмем

и в руках мы их сожмем!

Тук да тук, тук да тук! Вот какой веселый звук!

Вывод: камни могут издавать звуки.

Опыт № 7. Рассматривание камней через лупу.

— Как называется этот прибор? (Лупа.)

— Для чего же он нужен? (Увеличивать изображение.)

— Посмотрите на свои ладошки.

— А теперь посмотрите на них через лупу?

— Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ними то же самое.

— Что интересного вы увидели?

— Молодцы, вы очень внимательные! Чтобы ещё раз проверить ваше внимание я предлагаю вам поиграть в игру» С другом мы пойдём гулять«

С другом мы гулять пойдем,

Речку — каменку найдем.

(встают парами, шагают на месте)

Речка весело журчит

И по камушкам бежит.

(руки вперед, движение «волна»)

Через речку мы вдвоем

По мосточку перейдем.

(шагают на месте)

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.

(руки вперед, движение «волна»)

Из камней построен дом,

(движение «кулачок об кулачок»)

Мы с тобой в него войдем.

(руки над головой в форме «крыши»)

Мостик каменный стоит,

(пальцы рук соединены перед грудью)

Речка весело журчит.

(руки вперед, движение «волна»)

Домик прочный из камней,

(руки над головой в форме «крыши»)

Для друзей всегда открыт!

(руки в стороны ладонями вперед).

—Ребята, посмотрите, пожалуйста, на экран. Страничка за страничкой мы составили целый рассказ о камнях. Рассказ в схемах. Кто желает стать настоящим ученым, надеть шапку магистра и прочесть послание Хозяйки карельских скал о свойствах камней? (Один ребёнок делает вывод обо всех проделанных опытах)

Сейчас, ребята, возьмите свои подносы и выложим на песке узоры из камней. А я их сфотографирую и отправлю хозяйке карельских скал.

Ребята, мы совсем забыли о второй коробочке, которую нашли в в самом начале. — А в коробочке находится что-то ещё. Это волшебные, разноцветные и очень вкусные камешки. Возьмите их и угостите своих друзей.

Публикации по теме:

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для детей 3–4 лет «О животных» Цель: Закреплять знания и представления детей о животных Задачи: Учить различать диких и домашних животных; Узнавать, называть их детенышей;.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Приключение Снеговика» Цель: уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе. Развивать выразительность и точность движений, мимику. Учить расслабляться,.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Давайте жить дружно» МБДОУ детский сад № 8 «Солнышко» План - конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе Разработчик:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 летКонспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Деревья» для детей 5–7 лет Тема"Деревья" Цели: Образовательная: закрепить знания детей о деревьях,как представителях флоры Земли,их красоте и пользе. Воспитательная:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Космическое путешествие» Конспект занятия с использованием ИКТ для детей старшего дошкольного возраста. Подготовила : Шушлебина Елена Валерьевна Задачи: Расширить.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Все мы — жители Земли» Цель: воспитание уважительного отношения к представителям других народов. Задачи: Закреплять представление о том, что на Земле живёт много.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Полет в космос» Конспект непосредственно образовательной деятельности с презентацией в подготовительной группе "Полет в космос". Подготовила: воспитатель.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в мир растений» Занятие: «Путешествие в мир растений» Цель: Обобщить и закрепить знания детей о растительном мире Брянской области. Образовательные задачи:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Овощи и фрукты» Цель:Закрепить знания детей о плодах. Задачи: Продолжать закреплять знания детей об овощах и фруктах, знать место их произрастания (овощи.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег»Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Снег» Цель. Дать понятие о снеге, его образовании и некоторых свойствах. Задачи1. Формировать умение самостоятельно выделять и называть зимние явления.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром «О чём молчат камни»
Опубликовано: 26 января 2020 в 11:58
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД