Папки-передвижки

ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель»

Людмила Шмакова
ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель»

Лексическая тема «Мебель».

Тип занятия- закрепление.

Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности к предметному кластеру- «мебель»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

уточнить словарь по лексической теме «Мебель» упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными в роде и числе. Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

коррекционно-развивающие :

Публикация «ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме „Мебель“» размещена в разделах

развивать связную речь, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать дружелюбие, совершенствовать коммуникативные навыки через умение работать в паре, в группе.

Словарная работа: активизировать словарь по лексической теме «Мебель», ориентированный на:

Предметный словарь: мебель, стол,стул, кресло, табуретка, диван, тахта, кушетка, софа, кровать, стенка, этажерка, шкаф, буфет, сервант, полка, гарнитур, кухня, гостиная, фабрика;, столяр, полки, спинка, подлокотники, ручки, дверцы, дерево, пластмасса, металл, дуб, береза, сосна.

Глагольный словарь: расставить, стоять, спать, сидеть,лежать, делать.

Словарь признаков: деревянный, металлический, пластмассовый, кухонная, спальная, письменный, журнальный, обеденный, кухонный, сервировочный, детский, мебельный, березовый, дубовый, высокий, низкий, узкий, широкий.

Словарь наречий : удобно, мягко, слева, справа.

Антонимы: высокий - низкий, большой - маленький, узкий - широкий. Словообразование: прилагательных от существительных (береза - березовый, дерево - деревянный.);

существительных с уменьшительно ласкательными суффиксами (стол — столик);

прилагательных от словосочетаний (стол для обеда - обеденный); сложных слов (подлокотник, краснодеревщик, новоселье).

Многозначность: ручка, ножка, спинка.

Грамматический строй: Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку. Согласование существительных и прилагательных: стол — деревянный. Образование множественного числа существительных. Стол - столы. Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными. Одна софа; моя кровать; много диванов. Предложно-падежное управление. (Родительный, Дательный, Творительный, Предложный падежи.)

- Использование предлогов в связной речи «из, со, из-за, из-под, с».

Состав подгруппы детей : дети с нарушением лексико-грамматического строя речи, с общим недоразвитием речи 3 уровня.

. Организация работы с детьми: дети условно разделены на 3 пары, для одной из которых предусмотрены задания пониженной сложности, две другие подгруппы находятся примерно в равных возможностях

Оборудование:

Предметные картинки по теме «Мебель»,

Магнитофон, ноутбук : папка на рабочем столе «Мебель»,

фишки для словарной работы, картина «Семья»,

смайлики для рефлексии

Ход занятия

Этап занятия Содержание Деятельность детей

1. Организационный

Микроцель: мотивация, настрой на деятельность, необходимые упражнения для активизации артикуляционной и мелкой моторики Подарим друг другу добрые взгляды

и отвлекаться больше не надо!

Как обычно, по порядку, начинаем мы с зарядки:

Утром рано все проснулись

И друг другу улыбнулись.

За губами ровно в ряд

Зубки белые стоят,

А за ними язычок-

Мы загнём его в крючок,

Превратим его в лепёшку

И похлопаем немножко.

Превратим язык в иголку-

Пусть иголка будет колкой!

Губы превратим в окошко

И подержим так немножко.

Чистить зубы языком очень просто и легко!

Превратим язык в лошадку-

Скажем по дорожке гладкой!

Щёки воздухом надулись

Хлоп! Ну вот и всё проснулись!

Дети выполняют артикуляционные упражнения в соответствии с текстом.

Лёгкая тихая музыка.

А сейчас, а сейчас пальчики поработают у нас!

Пальчиковая гимнастика:

Это мама, это папа,

это сын их Ваня, это дочка Аня,

Это дедушка Федул-

К ним он в гости заглянул-

Стал здороваться за ручку

С мамой, с папой, с внуком, с внучкой!

Дети выполняют упражнения для развития мелкой моторики в соответствии с текстом.

Мотивационный момент: мама, папа, Ваня, Аня –кто они?

Хотите узнать о делах этой семьи? Послушайте стихотворение:

Вся семья старается

Дома прибирается:

Папа кресло переставил

Дедушка шкафы поправил,

Передвинул их к окошку,

Стол подвинули немножко,

Стулья все по одному

Переехали к столу

И теперь у нас в квартире

Стало лучше, стало шире!

Какие предметы в комнате поменяли своё место

(стих читается вторично)

Как можно назвать все эти предметы одним словом?

Значит, о чём сегодня будем говорить?

Это семья!

Стол, стулья, шкаф, кресло

Ме…бель!

О ме. бе…ли!

2. Основная часть.

Микроцель: активизация речемыслительной деятельности, введение лексики темы в активный словарь

Развитие мелкой моторики

Физпауза:

микроцель

-смена деятельности статической на динамическую

-работа в парах и группах, умение взаимодействовать в рамках выдвинутой инструкции Правильно, будем говорить о мебели

Нам помогут чистоговорки!

-Вот он новый дом

Девять окон в нём!

-А живёт в нём Тимофей

Он позвал к себе гостей!

Сосчитайте сколько гостей?

Аня на диване,

Уля сидит на стуле,

Артём сидит за столом,

Таня с Олей вместе поместились в кресле.

Кто запомнил где разместились гости?

Молодцы!

Дети повторяют чистоговорки

Считают по тексту: всего 5 гостей.

На стуле, на диване, в кресле…

Игра «Собери цепочку слов» : какие предметы мебели мы знаем, на каждое слово- фишка!

Молодцы! И слова назвали и пальчики поработали! Дети называют предметы мебели, получают фишки, которые соединяются между собой, в итоге получается наглядная цепочка, показывающая реально количество слов.

Игра - считалка под мяч «Мебель».

На каждое слово считалки — удар мячом об пол.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем мебель мы считать :

Кресло, стул, диван, кушетка,

Полка, шкаф, кровать, банкетка.

Сколько слов - названий мебели прозвучало

(при необходимости прочитать стих дважды)

Можно ли всю без разницы мебель поставить в одну комнату?

Молодцы! Отдышались, отдохнули и опять сидим на стуле!

-Нет (аргументируют ответ)

Работаем в парах, ваши задачи:

1 пара. Ищет всю мебель для кухни

2 пара. Ищет мебель для спальной комнаты.

3 пара. Ищет мебель для гостиной

Взаимопроверка между парами.

Итог. Дети распределяются за столами по подгруппам работают с карточками. Самостоятельная деятельность детей.

3. Закрепление

Микроцель-развитие словаря, понятийного аппарата «Для чего?». Активизация глагольного словаря по теме.

Логопед показывает детям картинки с изображением предметов мебели и спрашивает : «Для чего нужна эта мебель

Итог. Сначала отвечает один ребенок, затем его ответ повторяют хором: «Мебель нужна для того, чтобы сидеть (лежать, кушать, читать, писать, рисовать, работать, отдыхать, спать, хранить, вешать, ставить и т. д.).

«Какая?» Подбор определений к слову мебель

Итог. деревянная, пластмассовая, плетеная, железная, мягкая, твердая, кухонная, красивая, модная, богатая, комнатная, офисная.

Все встают.

Игра- физминутка

смена деятельности статической на динамическую.

Активизация речемыслительной деятельности Логопед спрашивает «Где взял игрушку?» Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

показ игрушки или картинки с изображением предмета мебели (стол, шкаф, стул, тумбочка) и вопрос: «Где взял игрушку?» Ребенок отвечает: «Мишку взял со стола (из-под стола, из-за стола и т. д.)».

4. Подведение итогов занятия Про что говорили сегодня?

Для чего нужна мебель?

Можно ли всю без разницы мебель поставить в одну комнату?

Про мебель.

Чтобы сидеть, есть, спать

Чтобы было красиво

Нет, мебель надо подбирать под комнату.

5. Рефлексия

Развитие

самооценки

На доске картинки: стол и кровать, а у вас смайлики!

Если вам было интересно- поместите смайлики к столу, а если кому было не интересно- хотел спать, то поместите смайлики на кровать!

Литература:

Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно».Москва Прогресс. 2010г.

Смирнова Л. Н. «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6-7 лет». .Москва 2010г.

АрбековаН. Е. Карточки по лексическим темам «Мебель» «Посуда» Москва «Гном» 2011г.

АрбековаН. Е. Упражнения по развитию навыков словоизменения, словообразования и связной речи у детей с ОНР. Москва «Гном» 2011г.

Приложения

Самоанализ

логопедического занятия

по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи

в подготовительной группе.

Занятие по теме «Мебель».

Цель: закреплять представления детей о видах мебели, ее назначении, принадлежности к предметному кластеру- «мебель»

Задачи:

коррекционно-образовательные:

уточнить словарь по лексической теме «Мебель» упражнять в согласовании существительных с числительными и прилагательными в роде и числе. Употребление предлогов: из, со, из-за, из-под, с.

коррекционно-развивающие :

развивать связную речь, память, внимание, мышление.

Воспитательные: воспитывать дружелюбие, совершенствовать коммуникативные навыки через умение работать в паре, группе.

Данные задачи были логично связаны и органично вписывались в контекст занятия, решались на разных этапах занятия через

-актуализацию опорных знаний,

- поисковую деятельность;

- активизацию речемыслительной деятельности

-словесно-аналитическую и продуктивную деятельность.

Форму занятия составляли структурные компоненты, соответствующие деятельностному подходу:

1. Введение в речевую ситуацию. Предложенная загадка подготовила детей к теме занятия.

2. Создание проблемной ситуации.

3. Актуализция знаний, тренировка мыслительных операций, присутствующих во многих заданиях.

4. Продуктивная деятельность.

5. Подбор материала для занятия с учётом логической последовательности и его усложнением.

Детям были предложены разнообразные по типу, виду и форме задания : словесные, графические, условно-символические.

Использовались оптимальные обучающие действия с учётом возрастных и речевых особенностей детей, методы и приёмы обучения, соответствующие содержанию, типу, цели занятия, а также осуществлению воспитательных задач.

-деятельностно – практического,

-словесно – наглядного,

игрового методов, а также метод дифференцированного и

личностно -ориентированного подхода.

Нам данном занятии представлена работа над расширением словарного запаса детей, формированием практических навыков словообразования и словоизменения при использовании игр «Для чего?». «Какая мебель «Где взял игрушку?»

Применение информационно-коммуникационной, здоровьесберегающей технологии, проведение физкультминуток, заданий в игровой, стихотворной форме позволило создать комфортную среду занятия и тем самым снять эмоциональное напряжение и усталость (скованность) детей.

Физкультминутки были специально подобраны для данного занятия в рамках лексической темы и использованы с целью поддержания интереса детей к занятию, смены видов деятельности и динамических поз.

Специальные дидактические материалы: презентационный материал, музыкальное сопровождение, игровые формы позволили сделать изучаемый материал наглядным, достоверным, познавательным.

Оборудование:

Зеркала, предметные картинки,

ноутбук: папка на рабочем столе «Мебель»,

фишки, для рефлексии : картина, смайлики

Работа с материалом занятия была реализована в виде парной и групповой формы работы. Её целью было решение не только образовательных задач, но и воспитательных, т. к. предполагалось наличие взаимопомощи при работе.

Используемые методы, приёмы и средства обучения соответствовали содержанию материала занятия, возможностям группы детей.

Считаю, что поставленные задачи решены и достигнуты, что доказывает активность детей на занятии, общая атмосфера доброжелательная (рабочая, деловая). Следовательно, образовательная цель решена полностью. Главное, что работало на результат- разнообразие приёмов, форм, методов, заданий, смысловая линия занятия.

Публикации по теме:

Календарно-тематический план коррекционной работы по формированию лексико-грамматических категорий, развитию связной речи Календарно-тематический план коррекционной работы на фронтальных занятиях по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной.

Картотека игр на формирование лексико-грамматических средств языка «Животные жарких стран и Севера» ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА Игра «Кто где?» Цели: формировать грамматический строй речи (понимание и употребление предложно-падежных.

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка В подготовительной к школе группе по лексической теме "Космос". Задачи: • Формирование общих речевых навыков: закрепить умение воспроизводить.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Путешествие на остров Бармалея» Цель: формирование лексико – грамматических категорий у детей Коррекционно – образовательные задачи: - учить словообразованию прилагательных.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка для детей старшей логопедической группы «Зимующие птицы» Тема: «Зимующие птицы» Тип НОД: закрепление нового материала. Цель: Уточнять и расширить представления детей о зимующих птицах. Задачи:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе детей с ОНР Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языкаКонспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий по формированию лексико-грамматических средств языка Провела учитель-логопед МКДОУ «Детский сад «Колокольчик» Акчурина Ольга АлександровнаТема: «Насекомые»Цель: оздоровительные задачи:.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи у детей с ОНР старшей группы 1. Организационный момент. Логопед обращается к детям: сегодня, ребята, мы поговорим с вами о лете, побывав в сказке: «Дудочка и кувшинчик».

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Насекомые» НОД по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи. Тема: Актуализация словаря в семантическом поле: «Насекомые».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
ООД по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию речи в подготовительной группе по теме «Мебель»
Опубликовано: 7 сентября 2016 в 15:30
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД