Конспект ООД «Символ России» для старшей-подготовительной группы по познавательному развитию с использованием ИКТ

Масягина Марина Александровна
Конспект ООД «Символ России» для старшей-подготовительной группы по познавательному развитию с использованием ИКТ

Задачи:

закреплять знания детей об изготовлении русской матрешки как об одном из видов старинных народных промыслов;

развивать умение свободно общаться со взрослым и сверстниками, отвечать на заданные вопросы;

обогащать словарь детей словами: сувенир, символ России, деревянная заготовка, роспись, семеновская, загорская, полхов - майданская — за счет расширения знаний о народной игрушке;

развивать изобразительную деятельность и творческие способности, изобразительно-выразительные и технические умения, мелкую моторику и умение использовать художественные инструменты;

закреплять умение использовать нетрадиционную технику рисования, пластилинографию;

развивать интерес к фольклорным музыкальным произведениям, желание внимательно их слушать и импровизировать;

развивать самостоятельность, активность;

воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, уважение к труду народных умельцев.

Предварительная работа: экскурсия в мини-музей «Матрешка — деревянная игрушка»; художественно-продуктивная деятельность детей на занятиях, в изобразительной студии по рисованию, аппликации, лепке; заучивание стихотворений и частушек к занятию, пословиц и поговорок о труде.

Материалы и оборудование: матрешка для показа и обыгрывания; мультимедийная презентация «Русская матрешка», созданная педагогом; оборудование для показа презентации; аудиозапись русской народной мелодии «Хожу я, гуляю» (CD «Калинка-малинка». Россия. (Жанр: Детская музыка.)Формат: MP3. 2007); стихотворения В. Моисеева «Матрешка», В. Берестова «Матрешкины потешки»; заготовки фигурок матрешек, разные виды круп, гуашь, кисти, подставки, салфетки, клей.

Ход занятия

1. Организационная часть.

Дети входят в «русскую избу» под аудиозапись русской народной мелодии «Хожу я, гуляю». Их встречает хозяйка избы (педагог в русском народном костюме).

Хозяйка. Проходите, гости дорогие! Рада всех вас видеть. Я — хозяйка русской избы. Ко мне приходят мастера, которые создают что-то новое и красивое своими умелыми руками. Мастера России славятся умением во всем мире. Вы знаете, что в каждой стране есть свои сувениры. И в России тоже есть такой сувенир, он считается таким же символом нашей страны,

как, например, береза. Разгадайте загадку.

Какой русский сувенир

Покорил уже весь мир?

Балалайка? Нет! Гармошка?

Нет! Это русская. (матрешка)]

Детская игрушка эта

Обошла уже полсвета!

Так, не много и не мало,

Символом России стала.

В. Моисеев

Конечно же, это всеми нами любимая матрешка (показ слайда).

2. Беседа педагога.

Хозяйка. У этой куклы есть секрет. Такого секрета нет больше ни у одной другой игрушки.

Знают все ее загадку:

В ней хранятся по порядку

Краснощекие девчонки —

Ее младшие сестренки.

Я секрет тот тоже знаю —

Разбираю, собираю,

Достаю их друг за другом,

Расставляю полукругом;

Одна матрешка, две. И вот

Матрешек целый хоровод.

В. Моисеев

Ребята, существует немало легенд о происхождении матрешки. В одной из этих легенд говорится, что однажды из Японии была привезена деревянная игрушка — кукла Дурума. Она изображала доброго и лукавого старичка.Японская игрушка была с секретом: в старичке Дуруму пряталась вся его семья – три вкладыша. Она очень понравилась нашему мастеру, и он выточил куклу Матрешку (показ слайда). Первым мастером, который изготовил матрешку на токарном станке, считают Василия Петровича Звездочкина (показ слайда портрета). Первым художником, который расписал матрешку, был Сергей Васильевич Малютин (показ слайда с изображением портрета).

Что представляла собой первая матрешка? Это была девочка в сарафане с черным петушком в руках. А в ней прятались еще восемь маленьких куколок (показ слайдов). Вот так и родилась первая матрешка-россияночка. С тех пор живет матрешка как русский яркий сувенир {показ матрешки). Шагает кукла по планете, и ею любуется весь мир. Прошло много лет, а матрешка до сих пор — любимая игрушка малышей. Она украшает наши квартиры, ее дарят друзьям на добрую память. Но суть русской матрешки остается прежней — бесконечность жизни, любовь и дружба.

Физкультминутка (сл. А. Гришина, движ. В. Ковалъко).

Дети становятся в хоровод, исполняют песню на русский народный мотив.

Деревянные сестрицы

Чернобровы, круглолицы,

Любят яркие одежки

Деревянные матрешки.

Как у нашей у Матрешки

Сарафан упрятал ножки.

Как Матрена заплеталась

Да платочком покрывалась.

Чернобровы, круглолицы

Очень дружат все сестрицы.

Что случилось, милый друг?

Кто-то спрятал всех подруг.

Ты не бойся, песню пой,

Они сидят одна в одной.

Хозяйка. За игрушкой закрепилось имя Матрешка. Имя Матрена в переводе с латинского языка означает «матрона» — мать семейства. А ласково — Матреша, Матрешка.

Существуют три основных росписи матрешек.

Это матрешка из Семенова, семеновская матрешка. (Показ слайда.) Ее отличает большой букет цветов, который ярко украшает всю фигуру игрушки, занимая почти весь фартук. Край платка —цепь небольших бутонов: кайма с цветочными бутонами является отличительной чертой семеновской матрешки. В манере росписи угадывается влияние традиционной росписи золотой Хохломы (показ слайда).

У мастеров из села Полховский Майдан свой стиль декоративной росписи — полхов-майданский. {Показ слайда.) Голова у матрешки чуть приплюснута, плечи круто изогнуты. Такая форма придает матрешке задорный, удалой вид. Платок у нее яркий, юбка тоже. Глаза чуть сощурены. Самое яркое пятно — это фартук. На нем расцвел чудо-букет.

У загорской (или сергиево-посадской) матрешки на голове разноцветный платок в горошек или цветочек, который обязательно завязан узлом. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу, она обязательно в фартуке. {Показ слайда.)

Наши матрешки самые яркие, самые красивые. Чтобы изготовить матрешку, требуется большое мастерство.

Алгоритм изготовления матрешки {показ слайдов)

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже — ольху или березу, сосну.

Вытачивают фигурку на станке.

Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.

Покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.

Готовят краски — яркие, сочные, разного цвета.

Просушивают.

Покрывают бесцветным лаком в несколько слоев.

Ребята, а какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

(«Делу — время, потехе — час»; «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»; «Какие труды — такие и плоды»; «Маленькое дело лучше большого безделья»; «Умелые руки не знают скуки» и т. п.)

3. Практическая часть.

Хозяйка. Приятно любоваться матрешками, но еще приятнее создавать красоту своими руками. Давайте украсим сарафаны матрешек. Проявите выдумку и фантазию.

На столах у детей расположены различные материалы для самостоятельной работы;изготовленные заранее матрешки: объемные из папье-маше, соленого теста, различного подручного материала. Дети выбирают необходимый материал и приступают к работе — украшают сарафаны матрешек разными изобразительными материалами.

4. Итог (рефлексия).

Хозяйка. Молодцы, потрудились все на славу! Какие красивые матрешки получились! А как нам их объединить? Давайте соберем наших матрешек в хоровод. Я думаю, что хоровод у нас получится веселый, задорный.

Работы выставляются на заранее подготовленную поляну

вокруг березки.

Весь народ глядит в окошки:

Танцевать пошли матрешки.

Восемь водят хоровод,

А девятая поет.

В. Берестов

Публикации по теме:

Игра для детей и родителей по познавательному развитию с использованием ИКТ «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Игра для детей и родителей по познавательному развитию с использованием ИКТ «Что? Где? Когда?» в подготовительной группе Место проведения.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие в зимний лес» с использованием ИКТ в старшей группе Цель: обогащение и расширение знаний детей о жизни леса зимой. Задачи: -закреплять умение называть диких животных, особенности внешнего.

Конспект НОД по познавательному развитию «Символы России» для детей подготовительной группы Цель: Формирование у детей чувства любви к своей Родине и гражданско-патриотических чувств Задачи: -обучающая: закрепить и обобщить знания.

Конспект ООД «Как хлеб на стол пришел» для детей подготовительной группы с использованием ИКТ ЗАДАЧИ С ИНТЕГРАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОБЛАСТЕЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: - Обогащать представления детей о последовательности выращивания.

Конспект ООД ОО по познавательному развитию «Витаминкино» для подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №33 комбинированного вида города Ейска муниципального образования Ейский.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Путешествие по Третьяковской галерее» Интеграция видов деятельности: игровая, продуктивная, социально-коммуникативная, познавательно-исследовательская, восприятие художественной.

Конспект ООД по познавательному развитию «Рыбы» для воспитанников подготовительной к школе группыКонспект ООД по познавательному развитию «Рыбы» для воспитанников подготовительной к школе группы ТЕМА: «Рыбы» Цель: расширение представлений детей о рыбах, их среде обитания. Задачи: • Уточнить и расширить у детей представления о подводных.

Конспект ООД по познавательному развитию «Великая Отечественная Война и её герои» для детей подготовительной группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад общеразвивающего вида «Мечта» Конспект ООД по познавательному.

Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшей группы «Операция «Лесовичок» Конспект организованной образовательной деятельности в форме игровой ситуации по познавательному развитию для детей старшей группы «Операция.

ННОД по познавательному развитию для детей старшей группы «Откуда берется дождь?» с использованием ИКТ Откуда берется дождь?Митляева Марина Владимировна Воспитатель МКДОУ 502 Г. Новосибирск Цели: формирование начал экологической культуры,.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Конспект ООД «Символ России» для старшей-подготовительной группы по познавательному развитию с использованием ИКТ
Опубликовано: 19 марта 2018 в 09:42
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Фотозарисовка «2021 год — год доброго Быка»
Уважаемые коллеги! Однажды, проходя по улицам города, мне встретился новогодний бычок. И такой бычок был чудесный, что я не смогла пройти мимо!...
Мастер-класс «Подставка и игольница «Русский валенок»
Если вы хотите освободить место на рабочем столе и всегда иметь под рукой самое необходимое для шитья, мой МК для вас. Для этого я решила соединить...
Развитие техносреды в детском саду
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых ( в том числе детей разного...